Ученическое самоуправление
Самоуправление — это форма организации целесообразной деятельности, которая способна повлиять на процессы, происходящие в конкретном сообществе. В школах используют основное понятие «ученическое самоуправление» и другие термины: «школьный парламент», «школьная дума», «детское самоуправление» и т. д.
Понятие
Важнейшая норма, которая закрепляет понятие "совет обучающихся", введена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». Статья 26 п. 6. «В целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся».
Смысл этой нормы в том, что в современной школе могут создаваться именно советы обучающихся, а, отдавая дань традициям, мы можем употребить термин «ученические советы», которые призваны учитывать мнения школьников по всем основным вопросам жизни школы. Именно на этой юридической базе и должны строиться все наши дальнейшие рассуждения и выводы.
Само понятие «самоуправление» уже утвердилось как в профессиональной, так и общеразговорной лексике, прежде всего в связи с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации[1], а также за счет активного использования понятий и принципов из Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [2]». Право граждан на решение местных проблем своими силами закреплено, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Так в статье 12 Конституции Российской Федерации указано, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Далее в Конституции Российской Федерации этому вопросу посвящена специальная глава 8, которая называется «Местное самоуправление». Статья 130 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Таким образом, понятие «ученическое самоуправление» в наибольшей степени подходит для определения механизма самоорганизации коллектива школьников, позволяющего обучающимся на практике реализовать «право на участие в управлении образовательной организацией».