Присяжные заседатели (Россия)
Прися́жные заседа́тели — это граждане Российской Федерации, коллегиально участвующие в отправлении правосудия в Российской Федерации. Присяжные заседатели привлекаются к рассмотрению уголовных дел по первой инстанции в установленных законом случаях. Правовой статус присяжных заседателей определяется Конституцией Российской Федерации[1], Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[2] и другими нормативными правовыми актами. Они являются независимой коллегией, надёленной особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и беспристрастность при осуществлении правосудия.
Коллегия присяжных заседателей формируется из граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста, обладающих необходимыми личными и деловыми качествами, способных по состоянию здоровья исполнять обязанности присяжного заседателя. Они привлекаются к участию в судебном разбирательстве уголовных дел путём их отбора из списков кандидатов в присяжные заседатели, составляемых органами местного самоуправления[2].
Присяжные заседатели наделены полномочиями по вынесению вердикта о виновности или невиновности подсудимого, а также решают вопросы, связанные с обстоятельствами совершения преступления и назначением наказания. Их вердикт является обязательным для судьи при вынесении итогового решения по уголовному делу. Полномочия присяжных заседателей прекращаются с момента провозглашения вердикта по рассматриваемому уголовному делу[3].
История создания
Истоки института суда присяжных в России уходят корнями в глубокую древность. Уже в «Русской Правде», сборнике правовых норм при Ярославе Мудром (XI век), была заложена основа для народного суда. Так, человек, обвинённый в краже, но не признающий свою вину, должен был предстать перед двенадцатью мужами, которые и выносили приговор[4].
Эта идея, хотя и не была реализована в полной мере, продолжала жить в общественном сознании. В период правления Екатерины II и Александра I также обсуждался вопрос о введении присяжных, но лишь Александр II решился на этот шаг. В 1864 году проведена судебная реформа, которая преобразовала российское правосудие. В результате письменный процесс сменился устным и состязательным, появилась адвокатура, и одним из достижений стал суд присяжных[5]. Первый процесс с участием присяжных состоялся в августе 1866 года в Москве в Екатерининском зале Кремля[6].
Однако, с приходом советской власти институт присяжных заседателей был ликвидирован: в 1917 году, и его функции перешли к народным судьям и народным заседателям. Лишь в 1989 году, с началом перестройки и провозглашением перехода к демократическому государству, право на рассмотрение уголовных дел с участием присяжных было возвращено в российское правосудие. Первый после распада СССР судебный процесс с участием присяжных состоялся 15 декабря 1993 года в Саратове[6].
Сегодня в России существует два вида коллегий присяжных[7]:
- В районных (городских) судах: коллегия состоит из шести человек.
- В областных и приравненных к ним судах: коллегия состоит из восьми человек.
Нормативно-правовая основа
Нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус присяжных заседателей:
- Статья 47 Конституции РФ. В ней закреплено, что обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом[1].
- Глава 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В ней определены особенности производства в суде с участием присяжных заседателей, в том числе инициатор рассмотрения дела, стадия предварительного слушания, формирование состава суда и другие аспекты[3].
- Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Документ определяет требования к присяжным заседателям, порядок и принципы формирования списков присяжных заседателей, сроки их привлечения и другие вопросы их статуса[2].
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 года № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей», в котором даны разъяснения по применению норм, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей[8].
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 февраля 2018 года № 5 "О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» разъясняет отдельные вопросы, связанные с составлением списков кандидатов в присяжные заседатели и отбора присяжных для конкретного уголовного дела[9].
Компетенция коллегии присяжных
Согласно Конституции Российской Федерации участие граждан в осуществлении правосудия является одной из гарантий права на судебную защиту. Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» не определяет компетенцию присяжных заседателей, а лишь регламентирует вопросы их правового статуса[2].
Подсудимый имеет права требовать рассмотрение его уголовного дела судом присяжных. Присяжные заседатели не принимают правовых актов, но участвуют в вынесении судебного решения. Вердикт присяжных заседателей является обязательным для судьи при вынесении приговора (ст. 348 УПК РФ)[3].
Основные вопросы, входящие в компетенцию присяжных заседателей[3]:
1) доказано ли, что деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Порядок формирования коллегии присяжных заседателей
Требования к присяжным заседателям
Гражданин Российской Федерации может стать присяжным заседателем, если он[2]:
- старше 25 лет. При этом, лицо может быть исключено из списков кандидатов в присяжные заседатели по заявлению, если он старше 65 лет (ст. 7 федерального закона);
- дееспособен;
- не имеет судимости, не находится под следствием;
- не состоит на учёте в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
- не имеет физических или психических недостатков, препятствующих участию в рассмотрении уголовного дела.
На основании заявления исключаются из списков в присяжные заседатели лица, указанные в ст. 7 Федерального закона, а именно[2]:
- не способные участвовать в заседаниях по состоянию здоровья;
- лица, занимающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
- военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов;
- судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты;
- священнослужители и другие.
Основные этапы формирования
Формирование коллегии присяжных заседателей включает в себя организационные и процессуальные мероприятия, направленные на формирование коллегии, способной справедливо и беспристрастно рассматривать обстоятельства дела и выносить обоснованные решения[10].
Организационный этап
На данном этапе составляются основной и запасной список кандидатов в присяжные заседатели сроком на 4 года. Функция формирования списков возложена на органы местного самоуправления, а также высший исполнительный орган государственной власти субъекта (правительство соответствующего субъекта) и распадается на несколько подэтапов[2][9]:
- Запрос о потребности кандидатов в присяжные заседатели: председатели соответствующих судов общей юрисдикции на территории субъекта за 3 месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели вносят в правительство субъекта представления о необходимом для работы судов числе кандидатов в присяжные заседатели. Правительство субъекта устанавливает порядок и сроки составления списков и уведомляет органы местного самоуправления муниципальных образований.
- Предварительное составление списков кандидатов по муниципальным образованиям. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления включает в список кандидатов в присяжных лиц отвечающих требованиям закона и постоянно проживающих на территории муниципального образования. Включение в списки определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы «Выборы» на основе содержащихся в ней ней персональных данных об избирателях.
- Ознакомление со списками кандидатов, уточнение. Органы местного самоуправления извещают граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные, предоставляя возможность ознакомится со списками и в течении двух недель принимают письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений. Уточненные списки кандидатов направляются в соответствующие суды и в правительство субъекта.
- Составление списка кандидатов в присяжные заседатели субъекта. Правительство субъекта составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.
Процессуальный этап
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 326—328 УПК РФ) при рассмотрении дела с участим присяжных заседателей производится отбор кандидатов в присяжные и непосредственно формирование коллегии, которая будет участвовать в рассмотрении дела. Секретарь судебного заседания или помощник судьи отбирает путем случайной выборки необходимое число кандидатов из представленных списков, проверяют наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя. Формирование коллегии присяжных заседателей осуществляется посредством судебного заседания, к мерам процессуального характера по формированию коллегии присяжных заседателей относятся следующие действия: произнесение председательствующим вступительного слова; опрос кандидатов в присяжные заседатели и разрешение заявленных ими самоотводов; заявление сторонами мотивированных и немотивированных отводов, формирование комплектного состава коллегии присяжных заседателей и разрешение ходатайств о тенденциозности ее состава, выбор старшины присяжных заседателей и принятие ими присяги[3][10].
Срок полномочий
Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сроком на 4 года. Присяжные заседатели назначаются для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела. Их полномочия действуют с момента начала судебного процесса до 10 дней или до вынесения вердикта. Один и тот же гражданин может быть присяжным не чаще, чем один раз в год[3][2].
Правовые ограничения деятельности присяжных заседателей
Чтобы сохранить объективность и независимость присяжных заседателей, на их деятельность налагаются следующие ограничения[3][11][12]:
- Запрет на обсуждение дела с посторонними. Присяжные заседатели не имеют права обсуждать обстоятельства дела с лицами, не участвующими в процессе (например, с друзьями, родственниками или журналистами) до вынесения вердикта. Это требование необходимо для предотвращения давления на присяжных и недопущения внешнего влияния на их мнение.
- Запрет на получение информации из внешних источников. Присяжным запрещается получать сведения о деле из источников, не предоставленных в судебном процессе. Это включает чтение новостей, изучение материалов в Интернете или просмотр видео о рассматриваемом деле.
- Запрет на собственное расследование. Присяжные заседатели не могут самостоятельно собирать доказательства или проводить исследования, связанные с делом. Их решение должно основываться исключительно на представленных суду материалах.
- Запрет на публичные заявления. До завершения процесса присяжным запрещено делать какие-либо публичные заявления о деле, комментировать процесс или делиться своим мнением о том, виновен ли подсудимый.
- Запрет на предвзятость. Присяжные обязаны оставаться беспристрастными. Они не могут высказывать предвзятые мнения на основании личных убеждений, политических взглядов, национальной или религиозной принадлежности подсудимого или потерпевших.
Ответственность присяжных заседателей
В случае нарушения правил и требований, предусмотренных законом, к присяжным заседателям могут быть применены такие виды процессуальной ответственности как отстранение от участия в деле путём исключения из состава коллегии присяжных заседателей в случае нарушения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 333 УПК РФ (ч. 4 ст. 333 УПК РФ), либо наложение денежного взыскания за неявку в суд без уважительных причин (ч. 3 ст. 333, ст. ст. 117 и 118 УПК РФ)[3][11].
Гарантии деятельности присяжных заседателей
Законодательство РФ предоставляет присяжным заседателям определённые гарантии, которые помогают им эффективно и беспристрастно исполнять свои обязанности[2]:
- Независимость. Присяжные заседатели имеют полную независимость в принятии решения. Они не подчиняются судьям, сторонам процесса или другим государственным органам. Судья может лишь разъяснять правовые нормы и контролировать процесс, но не имеет права влиять на мнение присяжных.
- Гарантии неприкосновенности.Эти гарантии обеспечивают независимость и беспристрастность присяжных, что, в свою очередь, способствует честному судебному разбирательству. Присяжные не могут быть подвергнуты преследованию за вынесенные ими решения в рамках их служебной деятельности, за исключением случаев, когда установлена их вина в злоупотреблении полномочиями.
- Защита от давления и вмешательства в деятельность присяжных. Любая попытка давления на присяжных (со стороны участников процесса, государственных органов, СМИ или иных лиц) преследуется по закону. Защита независимости присяжных гарантируется государством. Посягательство на жизнь присяжного преследуется по закону, уголовно наказуемы также угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении присяжного (ст. 295—296 УК РФ)[13].
- Гарантии сохранения места работы и стажа трудовой деятельности. Работодатели не могут увольнять или ухудшать условия труда присяжных из-за их участия в судебном процессе, в соответствии с ст. 170 Трудового кодекса работодатель обязан освободить от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения присяжным своих обязанностей[14]. За воспрепятствование явке в суд присяжного установлена административная ответственность по ст. 17.5 КоАП[15]. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей учитывается в стаж трудовой деятельности[16].
- Материальные гарантии. Присяжные заседатели получают компенсацию за время участия в судебных заседаниях, включающую возмещение транспортных расходов, выплату заработной платы (либо компенсации) за время отсутствия на рабочем месте, а также суточные[2].
Прекращение полномочий присяжного
Прекращение полномочий присяжных заседателей происходит в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и связано с завершением их роли в конкретном судебном процессе. Это происходит после того, ка присяжные вынесли свой вердикт по делу (виновен или невиновен подсудимый) или процесс завершен и никакие дополнительные действия от присяжных не требуются[3][8]:
После оглашения вердикта присяжные освобождаются от своих обязанностей, и их полномочия прекращаются. Их участие ограничено рамками конкретного дела. Полномочия присяжных заседателей могут быть прекращены до завершения судебного процесса в следующих случаях[3][8]:
- Отвод присяжного. Присяжный может быть отведен по инициативе одной из сторон (обвинение или защита) или по решению судьи, если установлены основания для отвода (например, предвзятость, наличие конфликта интересов, состояние здоровья, препятствующее выполнению обязанностей).
- Заявление о самоотводе. Присяжный заседатель может подать заявление о самоотводе, если он считает, что не может беспристрастно выполнять свои обязанности (например, из-за личных обстоятельств, семейных или профессиональных обязательств).
- Невыполнение обязанностей. Присяжный заседатель может быть отстранен судом, если нарушает свои обязанности, например, обсуждает дело вне зала суда, получает информацию из внешних источников или не выполняет другие требования закона.
Литература
Нарутто, С. В. Присяжные и арбитражные заседатели: теория и практика : монография. — М.: Проспект, 2008. — 205 с. — ISBN 978-5-482-02031-9.
Попаденко Е. В., Красильникова Е. В. Суд присяжных: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 169 с. — ISBN 978-5-534-09733-7.
Полудняков В. И. Суд с участием присяжных заседателей. Сборник сценариев для практических занятий. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. — 164 с. — ISBN 978-5-288-05718-2.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) . Консультант Плюс. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации : федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Уголовно-процессуальный кодекс РФ Раздел XII. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей . Консультант Плюс. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Гарифуллин Р. Р., Абдеев М. Р., Нурмухаметов Р. Н. История суда с участием присяжных заседателей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 5—1 (80).
- ↑ Корнева Н. М. Судебная реформа 1864 года . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Как в России появились присяжные заседатели . Парламентская газета (08 мая 2023). Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Джусь А. С. Суд присяжных в районных судах: Российский опыт привлечения граждан к отправлению правосудия, причины реформирования и первые итоги // Вопросы российской юстиции. — 2019. — № 3.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23 . Консультант Плюс. Дата обращения: 3 ноября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 5 . Гарант. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Тисен О. Н. Формирование коллегии присяжных заседателей (теоретические и практические проблемы): афтореф. дисс. ... к.ю.н. 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2009. — С. 8. — 24 с.
- ↑ 11,0 11,1 Правосудие народа (памятка присяжному заседателю) . Общественная палата Российской Федерации. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Серков К. Э. Ограничение прав и запреты, установленные для присяжных заседателей , как особенность реализации их правового статуса // Universum: экономика и юриспруденция. — 2021. — № 10 (85).
- ↑ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 22 ноября 2024.
- ↑ Письмо Минтруда и социальной защиты РФ от 16 июля 2024 г. N 14-6/ООГ-4324 . Консультант Плюс. Дата обращения: 9 ноября 2024.