Экологическая культура
Экологи́ческая культу́ра — это часть общей культуры общества, которая включает в себя знания, умения, навыки, ценностные ориентации, нормы поведения, обеспечивающие сохранение окружающей среды. Экологическая культура является важным компонентом общей культуры личности и общества. Она формируется под влиянием многих факторов, включая образование, воспитание, опыт, традиции и ценности. Воспитание экологической культуры — длительный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека[1].
Экология и культура
Экологическая культура как многозначный феномен раскрывается в работах учёных различных направлений. Но наиболее широко понятие экологической культуры раскрывается через призму философского подхода. Проблема развития экологической культуры личности в философском аспекте отражена в исследованиях Эдуарда Владимировича Гирусова, Николая Михайловича Мамедова, Никиты Николаевича Моисеева, Екатерины Васильевны Никоноровой, Аркадия Дмитриевича Урсула, Александра Ивановича Субетто и др. Учёные раскрывают место экологической культуры в системе общечеловеческой культуры, её особенности, указывают основные пути её формирования[2].
Культурологический подход в экологии рассматривает природную среду как продолжение культуры, а не просто существующую саму по себе. Отношение человека к природе отражает уровень развития гуманистических качеств личности. Культурологический подход ориентирует на взаимоотношение с природой — на диалог с ней.
Экология и культура неразрывно связаны между собой. И та, и другая помогают понять единство окружающего нас мира, увидеть взаимосвязь всех компонентов и процессов, происходящих в мире, призваны воспитывать в человеке нравственность поведения, которая выражается в уважительном и гуманном отношении к окружающей нас природе. Именно культура помогает разрешить человеку противоречие между природным и социальным началом в человеке. Личность обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, лишь взаимодействуя с природой[2]
Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.Виктор Данилов-Данильян
Экологическая культура рассматривается как содержательное ядро общей культуры, как разновидность духовной культуры общества и личности, как систему национальных и общечеловеческих ценностей, раскрывающих ценностно-смысловое отношение к природе, обеспечивающих устойчивое развитие общества. Экологическая культура представляет собой созидательный, конструктивный, сотворческий характер взаимоотношений между человеком, обществом и природой в процессе созидания духовных и материальных ценностей, а также меру и способ включения человека в деятельность по устойчивому развитию общества. В этой связи воспитание экологической культуры позволяет её связывать с нравственным, гражданским, трудовым, эстетическим направлением воспитания. Поэтому воспитание экологической культуры выступает связующим звеном в процессе интеграции различных воспитательных воздействий на личность[3].
Экологическая культура как феномен выступает целью и результатом экологического образования для устойчивого развития и представляет собой совокупность эколого-гуманистических, культуросозидательных идей, философских, психолого-педагогических положений, профессионально-личностных качеств личности, связанных со стилем мышления, ценностными ориентациями, универсальными способами познания взаимодействия природы и человека способами деятельности и поведения[4].
История вопроса
В 1960-х—1970-х годах отечественными педагогами (Николай Михайлович Верзилин, Степан Иванович Гореславский, Анатолий Никифорович Захлебный, Иван Дмитриевич Зверев, Анатолий Петрович Сидельковский, Ирина Трофимовна Суравегина, Василий Александрович Сухомлинский, Николай Александрович Рыков, Дмитрий Илларионович Трайтак) были сформулированы цели, определены задачи природоохранительного просвещения. Данный период предвосхитил становление культурологических идей в экологическом образовании.
В 1970 годах — начале 1980 годов XX века большинство учёных связывали становление экологической культуры с природоохранительным просвещением, отражающим идеи охраны окружающей среды.
С середины 1980-х годов развитие экологической культуры рассматривалось в контексте формирования культуры отношения человека к природе как «новой экологической культуры человека с высокой мерой ответственности за состояние окружающей среды»[5].Развитием представлений об «экологии культуры» активно занимался академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он считал, что человек не может жить вне природы, а отношения человека и природы похожи на встречу двух культур, общение которых строится на нравственных основаниях.
Человек – часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только человека, но и всё сущее, всё мироздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла сохранять.Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Компоненты экологической культуры
В научной литературе отмечается отсутствие единства в трактовке содержания экологической культуры. Содержание экологической культуры включает взаимосвязанные компоненты:
- когнитивный (экологически значимые знания);
- аксиологический (экологические ценности, оценки, отношения, переживания, «эмоциональный резонанс»);
- нормативный (нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, запреты, экологические традиции);
- творческо-деятельностный (опыт созидательной, проективной, экологооправданной деятельности);
- поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы, сотрудничество в отношениях с ней);
- экологический стиль мышления (рассмотрение природных и социокультурных процессов с позиции целостности, признания сосуществования человека и природы на основе партнёрства с ней, ценности живой природы, единства с ней человека, субъектности природы и т. д.).
Выделенные компоненты экологической культуры являются тем диагностическим инструментарием, который позволяет выявить критерии её сформированности (высокий, средний, низкий), исходя из указанных компонентов. Человека, наделённого экологической культурой, отличает способность достигать гармонии не только с внешним миром (природой, социумом), но и со своим внутренним миром.
Стержнем (основой) экологической культуры личности является система ценностей. Ценность представляет собой особый тип значимости предметов и явлений, имеющий только значение для человека. Системообразующими экологическими ценностями выступают: окружающая среда — человек — время — экологичная деятельность человека.
Экологические ценности формулируются в виде:
- экологических понятий: «природа», «человек», «жизнь», «памятник Всемирного природного и культурного наследия», «биологическое разнообразие», «культурный ландшафт»;
- ценностных экологических идей: «универсальная ценность природы», «лимитирование потребностей человека», «стратегия устойчивого развития общества», «самоценность человека и природы как равновесных субъектов в целях достижения гармонии»;
- созидательной экологически целесообразной деятельности: «природоохранная деятельность», «способы жизнедеятельности: соучастие, сотрудничество»[6].
Факторы, влияющие на экологическую культуру
На формирование экологической культуры влияют следующие факторы:
- Образование. Экологическое образование играет ключевую роль в формировании экологической культуры. Оно помогает людям понимать важность охраны окружающей среды и учит их практическим навыкам, необходимым для её защиты.
- Воспитание. Родители и другие значимые взрослые могут оказывать влияние на формирование экологической культуры у детей. Они могут передавать им ценности и нормы поведения, связанные с охраной окружающей среды.
- Опыт. Личный опыт взаимодействия с природой также влияет на формирование экологической культуры. Люди, которые проводят много времени на природе, часто становятся более осознанными в отношении её сохранения.
- Традиции и ценности. Культурные традиции и ценности могут оказывать влияние на отношение людей к окружающей среде. Например, некоторые культуры имеют глубокие связи с природой и считают её священной.
- Средства массовой информации. СМИ играют важную роль в формировании общественного мнения и ценностей. Они могут распространять информацию о проблемах окружающей среды и стимулировать людей к действиям по её защите.
- Законодательство. Законодательные акты, регулирующие охрану окружающей среды, также могут влиять на формирование экологической культуры. Они могут устанавливать правила и стандарты, которые люди должны соблюдать для защиты природы.
В современном мире проблема сохранения окружающей среды становится всё более актуальной. Поэтому каждый человек должен стремиться к повышению своей экологической культуры и активно участвовать в мероприятиях, направленных на защиту природы[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Писарик В. М. Экологическая культура . Проза. Дата обращения: 1 августа 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Розенберг Г. С. Вектор экологической культуры (культурология природы). — Тольятти: Анна, 2020. — 370 с. — ISBN 978-5-6044520-8-0.
- ↑ Гирусов Э. В. Экологическая культура как Высшая форма гуманизма // Философия и общество : журнал. — 2009. — № 4.
- ↑ Глазачев С. Н., Кашлев С. С. Экологическая культура: сущность, содержание, условия формирования // Народная газета : газета. — 2005. — № 2.
- ↑ Экологическое образование / под ред. Н. В. Гороховатской, О. Г. Роговой. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 321 с. — ISBN 5-8064-0274-6.
- ↑ Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / сост. С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 476 с. — ISBN 5-85880-117-X.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |