Дионис

Дионис
др.-греч. Διόνυσος
Скульптура «Юный Дионис». Зимний сад, Аничков дворец, Санкт-Петербург 1.jpg
Скульптура «Юный Дионис». Зимний сад, Аничков дворец, Санкт-Петербург
Описание Бог виноделия и веселья, оргий, религиозного экстаза
Мифология Древнегреческая мифология
Отец Зевс
Мать Семела, Деметра или Персефона
Супруг Ариадна, дочь Миноса
Дети Фоант, Гименей, Акид, Телета, Стафил, Пепареф, Энопион, Марон, Латрамис, Эвантис, Керам, Флиант, Приап, Деянира, Карманор, Пасифея, Наркей, Эвмедон и Фтон
Связанные персонажи менады, сатиры, силены
Связанные понятия вакханалия
В иных культурах Загрей, Сабазий, Иакх, Либер, Фуфлунс, Осирис

Дио́нис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, Δυονισος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства, виноделия и растительности. Божество восточного происхождения. Диониса отождествляли с Осирисом, Митрой, Амоном, Либером, Сераписом и Адонисом. Его считают дважды рождённым[1][2][3][4].

Другие имена Диониса

Диониса знают под разными именами[1][2][4][5]:

Происхождение

Архаические ипостаси Диониса: Загрей (сын Персефоны и Зевса Критского), Иакх (сын Деметры и Зевса, связанный с Элевсинскими мистериями), Бассарей, Бромий, Лиэй. Согласно мифу о рождении Диониса, он появился от связи Зевса и Персефоны. Когда Деметра спрятала свою дочь Персефону в пещере Сицилии, она поставила на стражу двух змей. Персефона ткала шерстяное полотно. Пока она занималась этой работой, к ней приходил Зевс в облике змея. После этих встреч она родила сына Диониса-Загрея. Гера узнала о его рождении и отправила титанов убить Диониса. Титаны разорвали тело убитого Диониса, но Афина смогла спасти его сердце (согласно другой версии — фаллос). В некоторых версиях мифа сердце Диониса спасает Деметра, Зевс. Ещё одна версия мифа говорит о спасении тела Диониса Реей (его бабушкой)[2][4][5].

Согласно основному мифу, Дионис — сын Семелы (дочь фиванского царя Кадма) и Зевса. Ревность Геры привела к гибели Семелы. Гера уговорила Семелу попросить Зевса явиться к ней во всём своём величии. Зевс явился к ней в сверкании молний и испепелил огнём смертную Семелу вместе с её теремом. Зевс спас из пламени Диониса, который появился на свет раньше срока, и зашил его в своё бедро. В положенный срок Зевс распустил швы на своём бедре и родил Диониса. После рождения Дионис был передан через Гермеса нисейским нимфам на воспитание. По другой версии он воспитывался сестрой Семелы Ино[1][2][3][4][6][7].

Существует две версии этого мифа. В одной из версий перед зачатием Зевс дал Семеле эликсир из сердца Диониса-Загрея, и тогда в её чреве переродился Дионис-Загрей. Согласно мнению Диодора Сицилийского, существовало два Диониса[1][2][3][4].

Описание

Дионис в греческой мифологии — бог плодоносящих сил земли, виноделия, виноградарства и растительности. В XIV веке до н. э. встречается имя Диониса, но утверждение его культа встречается в VIIIVII веке до н. э. Культ Диониса вытесняет культы героев и местных богов. В народе основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении божества, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа[1][3][4].

Дионис связан со стихийными силами земли. Его всегда противопоставляли Аполлону. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну. Ариадна, покинутая Тесеем, была похищена Дионисом. На острове Лемнос Арианда и Дионис вступили в брак. У Ариадны и Диониса родились дети[1][3][4][5].

Согласно мифам Дионис нашёл виноградную лозу. Гера наслала на него безумие. Дионис в таком состоянии скитался по Сирии и Египту. Когда он добрался до Фригии, его исцелила богиня Кибела — Рея. После исцеления она его приобщила к оргиастическим мистериям[1][3][4][7].

Дионис обладает способностью перевоплощаться в животное. Например: Дионис — бык, Дионис — козёл. Его символом является фаллос[1][3][4][5][7].

Дионис учреждал свой культ везде, где появлялся. На своём пути он обучал людей виноделию и виноградарству. Диониса славят как Лиэя («освободитель»), он снимает с людей путы размеренного быта, освобождает от мирских забот, рвёт оковы и сокрушает стены[1][3][4][7].

Почитание Диониса

Шествия Диониса носили экстатический характер. В нём участвовали сатиры, вакханки, бассариды и менады. В руках у них были тирсы (жезлы), увитые плющом, а на поясе змеи. Шествие было охвачено священным безумием и сносило всё на своём пути. Шествие прославляло Бромия (ещё одно имя Диониса), выкрикивая «Вакх, Эвое», било в тимпаны и упивалось кровью растерзанных диких зверей. Высекая из земли молоко и мёд, вырывали с корнями деревья и увлекали за собой женщин и мужчин[1][3][4].

В Парнасе каждые два года устраивали оргии в честь Диониса. В них участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах проводили торжественные процессии в честь бога. Во время этих процессий разыгрывался священный брак Диониса с супругой архонта басилевса[1][4].

Из религиозно-культовых обрядов возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису посвящали Великие, или Городские, Диониссии, проходившие в марте—апреле. Они включали в себя торжественные процессии в честь Диониса, состязания комических и трагических поэтов, хоров, которые исполняли дифирамбы. Ленеи проводились в январе—феврале и включали в себя исполнение новых комедий. Малые или Сельские Дионисии, проходившие в декабре—январе, сохраняли пережитки аграрной магии, и во время них повторяли драмы, сыгранные в городе[1][4][6].

Похищение Диониса

Дионис отправился в Индию через Фракию, после этого вернулся в Грецию. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос его похитили разбойники-тирренцы. Когда разбойники увидели превращения Диониса, они пришли в ужас. Разбойники заковали Диониса в цепи, чтобы продать его в рабство[1][4].

Дионис освободился от оков (они сами упали с его рук). Корабль, мачту и паруса корабля Дионис оплёл плющом и предстал в образе медведицы и льва. Пираты в страхе прыгнули в море и превратились в дельфинов[1][4].

Семья

Кара Диониса

Дионис страшно карает врагов — насылает на них безумие. Его двоюродный брат Пенфей хотел запретить вакхические неистовства, за что был растерзан вакханками во главе с его матерью Агавой. Агава была в состоянии экстаза и приняла сына за животное[1][4][7].

Ликург, сын царя эдонов, выступал против культа Диониса. Бог наслал на него безумие. В конце концов Ликурга растерзали собственные лошади[1][4][7].

Дионис в искусстве

Образ Диониса воплощён в памятниках античного искусства. В пластике и вазописи изображены мифы о Дионисе. Сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалии изображались в основном в вазописи и рельефах саркофагов[1].

На рельефах восточного фриза Парфенона Дионис изображён среди олимпийцев. Кроме того, Диониса изображали в сценах гигантомахии, в том числе плывущим по морю (килик Эксекия «Дионис в ладье») или сражающимся с тирренцамиАфинах на рельефе памятника Лисикрату)[1].

В Средневековье Диониса изображали в книгах как олицетворение осени и время сбора урожая. В эпоху Возрождения Диониса связывали с радостью бытия. В период XVXVIII века в живописи изображали встречу Ариадны и Диониса, а также их свадьбу и триумфальное шествие. В пластике — рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» Антонио Филарете, «Встреча Вакха и Ариадны» — Донателло, статуе «Вакх» — Микеланджело, Якопо Сансовино и других[1][3].

Наиболее известными произведениями XVIII—XIX веков считаются статуи «Вакх» Иоганна Генриха фон Даннекера и Бертеля Торвальдсена. Музыкальные произведения XIX—XX веков, основанные на сюжетах мифа, — опера-балет Александра Сергеевича Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент Клода Дебюсси «Триумф Вакха», опера Клода Дебюсси «Дионис», опера Жюля Массне «Вакх» и другие[1].

Литература

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 Мифы народов мира : энциклопедия : в двух томах. / под ред. С. А. Токарева. — Москва: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. А – К. — С. 380—382. — 671 с. — ISBN 5-85270-016-9. — ISBN 5-85018-014-4.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Лысенкова А. А. Рождение и смерть в судьбе бога Диониса // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки.. — 2021. — № 1 (41). — С. 52—57.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Дионис. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (3 октября 2022). Дата обращения: 15 ноября 2025.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 [1]. — С. 189—190.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Кузина Н. В. К вопросу о происхождении культа Диониса // Вестник ННГУ. — 2013. — № 4—1. — С. 252—259.
  6. 6,0 6,1 Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. Курс лекций / под ред. Л. Я. Жмудя.. — СПб., Москва: Филологический факультет СПбГУ, Издательский центр «Академия», 2005. — С. 156–163. — 208 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. — Москва: Искусство, 1989. — С. 122—123, 125—126. — 305 с.