Дионис
Данная статья не рекомендуется для чтения детьми, либо читать статью можно в присутствии родителей (опекунов). |
| Дионис | |
|---|---|
| др.-греч. Διόνυσος | |
| Скульптура «Юный Дионис». Зимний сад, Аничков дворец, Санкт-Петербург | |
| Описание | Бог виноделия и веселья, оргий, религиозного экстаза |
| Мифология | Древнегреческая мифология |
| Отец | Зевс |
| Мать | Семела, Деметра или Персефона |
| Супруг | Ариадна, дочь Миноса |
| Дети | Фоант, Гименей, Акид, Телета, Стафил, Пепареф, Энопион, Марон, Латрамис, Эвантис, Керам, Флиант, Приап, Деянира, Карманор, Пасифея, Наркей, Эвмедон и Фтон |
| Связанные персонажи | менады, сатиры, силены |
| Связанные понятия | вакханалия |
| В иных культурах | Загрей, Сабазий, Иакх, Либер, Фуфлунс, Осирис |
Дио́нис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, Δυονισος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства, виноделия и растительности. Божество восточного происхождения. Диониса отождествляли с Осирисом, Митрой, Амоном, Либером, Сераписом и Адонисом. Его считают дважды рождённым[1][2][3][4].
Другие имена Диониса
Диониса знают под разными именами[1][2][4][5]:
- Архаические ипостаси: Загрей (сын Зевса Критского и Персефоны), Иакх (сын Зевса и Деметры, связан с Элевсинскими мистериями).
- Бассарей.
- Бромий («бурный», «шумный»).
- Лиэй («освободитель»).
- Сабазий (прозвище Диониса).
- Вакх (имя Диониса в Риме), от этого имени появились вакханалии и вакханки.
- Бахус (Рим).
- Либер (Рим).
Происхождение
Архаические ипостаси Диониса: Загрей (сын Персефоны и Зевса Критского), Иакх (сын Деметры и Зевса, связанный с Элевсинскими мистериями), Бассарей, Бромий, Лиэй. Согласно мифу о рождении Диониса, он появился от связи Зевса и Персефоны. Когда Деметра спрятала свою дочь Персефону в пещере Сицилии, она поставила на стражу двух змей. Персефона ткала шерстяное полотно. Пока она занималась этой работой, к ней приходил Зевс в облике змея. После этих встреч она родила сына Диониса-Загрея. Гера узнала о его рождении и отправила титанов убить Диониса. Титаны разорвали тело убитого Диониса, но Афина смогла спасти его сердце (согласно другой версии — фаллос). В некоторых версиях мифа сердце Диониса спасает Деметра, Зевс. Ещё одна версия мифа говорит о спасении тела Диониса Реей (его бабушкой)[2][4][5].
Согласно основному мифу, Дионис — сын Семелы (дочь фиванского царя Кадма) и Зевса. Ревность Геры привела к гибели Семелы. Гера уговорила Семелу попросить Зевса явиться к ней во всём своём величии. Зевс явился к ней в сверкании молний и испепелил огнём смертную Семелу вместе с её теремом. Зевс спас из пламени Диониса, который появился на свет раньше срока, и зашил его в своё бедро. В положенный срок Зевс распустил швы на своём бедре и родил Диониса. После рождения Дионис был передан через Гермеса нисейским нимфам на воспитание. По другой версии он воспитывался сестрой Семелы Ино[1][2][3][4][6][7].
Существует две версии этого мифа. В одной из версий перед зачатием Зевс дал Семеле эликсир из сердца Диониса-Загрея, и тогда в её чреве переродился Дионис-Загрей. Согласно мнению Диодора Сицилийского, существовало два Диониса[1][2][3][4].
Описание
Дионис в греческой мифологии — бог плодоносящих сил земли, виноделия, виноградарства и растительности. В XIV веке до н. э. встречается имя Диониса, но утверждение его культа встречается в VIII—VII веке до н. э. Культ Диониса вытесняет культы героев и местных богов. В народе основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении божества, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа[1][3][4].
Дионис связан со стихийными силами земли. Его всегда противопоставляли Аполлону. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну. Ариадна, покинутая Тесеем, была похищена Дионисом. На острове Лемнос Арианда и Дионис вступили в брак. У Ариадны и Диониса родились дети[1][3][4][5].
Согласно мифам Дионис нашёл виноградную лозу. Гера наслала на него безумие. Дионис в таком состоянии скитался по Сирии и Египту. Когда он добрался до Фригии, его исцелила богиня Кибела — Рея. После исцеления она его приобщила к оргиастическим мистериям[1][3][4][7].
Дионис обладает способностью перевоплощаться в животное. Например: Дионис — бык, Дионис — козёл. Его символом является фаллос[1][3][4][5][7].
Дионис учреждал свой культ везде, где появлялся. На своём пути он обучал людей виноделию и виноградарству. Диониса славят как Лиэя («освободитель»), он снимает с людей путы размеренного быта, освобождает от мирских забот, рвёт оковы и сокрушает стены[1][3][4][7].
Почитание Диониса
Шествия Диониса носили экстатический характер. В нём участвовали сатиры, вакханки, бассариды и менады. В руках у них были тирсы (жезлы), увитые плющом, а на поясе змеи. Шествие было охвачено священным безумием и сносило всё на своём пути. Шествие прославляло Бромия (ещё одно имя Диониса), выкрикивая «Вакх, Эвое», било в тимпаны и упивалось кровью растерзанных диких зверей. Высекая из земли молоко и мёд, вырывали с корнями деревья и увлекали за собой женщин и мужчин[1][3][4].
В Парнасе каждые два года устраивали оргии в честь Диониса. В них участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах проводили торжественные процессии в честь бога. Во время этих процессий разыгрывался священный брак Диониса с супругой архонта басилевса[1][4].
Из религиозно-культовых обрядов возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису посвящали Великие, или Городские, Диониссии, проходившие в марте—апреле. Они включали в себя торжественные процессии в честь Диониса, состязания комических и трагических поэтов, хоров, которые исполняли дифирамбы. Ленеи проводились в январе—феврале и включали в себя исполнение новых комедий. Малые или Сельские Дионисии, проходившие в декабре—январе, сохраняли пережитки аграрной магии, и во время них повторяли драмы, сыгранные в городе[1][4][6].
Похищение Диониса
Дионис отправился в Индию через Фракию, после этого вернулся в Грецию. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос его похитили разбойники-тирренцы. Когда разбойники увидели превращения Диониса, они пришли в ужас. Разбойники заковали Диониса в цепи, чтобы продать его в рабство[1][4].
Дионис освободился от оков (они сами упали с его рук). Корабль, мачту и паруса корабля Дионис оплёл плющом и предстал в образе медведицы и льва. Пираты в страхе прыгнули в море и превратились в дельфинов[1][4].
Семья
- Отец — Зевс.
- Мать — Деметра, Персефона или Семела (дочь фиванского царя Кадма).
- Супруга — Ариадна.
- Дети: Энопион, Фоант и другие[1].
Кара Диониса
Дионис страшно карает врагов — насылает на них безумие. Его двоюродный брат Пенфей хотел запретить вакхические неистовства, за что был растерзан вакханками во главе с его матерью Агавой. Агава была в состоянии экстаза и приняла сына за животное[1][4][7].
Ликург, сын царя эдонов, выступал против культа Диониса. Бог наслал на него безумие. В конце концов Ликурга растерзали собственные лошади[1][4][7].
Дионис в искусстве
Образ Диониса воплощён в памятниках античного искусства. В пластике и вазописи изображены мифы о Дионисе. Сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалии изображались в основном в вазописи и рельефах саркофагов[1].
На рельефах восточного фриза Парфенона Дионис изображён среди олимпийцев. Кроме того, Диониса изображали в сценах гигантомахии, в том числе плывущим по морю (килик Эксекия «Дионис в ладье») или сражающимся с тирренцами (в Афинах на рельефе памятника Лисикрату)[1].
В Средневековье Диониса изображали в книгах как олицетворение осени и время сбора урожая. В эпоху Возрождения Диониса связывали с радостью бытия. В период XV—XVIII века в живописи изображали встречу Ариадны и Диониса, а также их свадьбу и триумфальное шествие. В пластике — рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» Антонио Филарете, «Встреча Вакха и Ариадны» — Донателло, статуе «Вакх» — Микеланджело, Якопо Сансовино и других[1][3].
Наиболее известными произведениями XVIII—XIX веков считаются статуи «Вакх» Иоганна Генриха фон Даннекера и Бертеля Торвальдсена. Музыкальные произведения XIX—XX веков, основанные на сюжетах мифа, — опера-балет Александра Сергеевича Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент Клода Дебюсси «Триумф Вакха», опера Клода Дебюсси «Дионис», опера Жюля Массне «Вакх» и другие[1].
Литература
- Dionysus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 410—412.
- Вакх, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. V. — С. 394—395.
- Дионис / Лосев А. Ф. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 380—382.
- Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. — СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с. — (Античная библиотека). — 8,000 экз. — ISBN 5-89329-243-X.
- Кереньи К. Дионис // Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. — М.—К.: Совершенство; Port-Royal, 1997. — С. 82—85. — 384 с. — (Бестселлеры психологии). — 10,000 экз. — ISBN 978-5-519-60737-7.
- Кереньи К. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни. — М.: Ладомир, 2007. — 319 с. — 1,500 экз. — ISBN 978-5-86218-438-9.
- Кузина Н. В. Культ Диониса в античных государствах Северного Причерноморья: Содержание, общественно-политический аспект, локальная специфика: Авт. дисс. … к.и.н. — Иваново, 2008.
- Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: ЗАО Фирма СТД, 2005. — 558 с. — ISBN 5-89808-013-9.
- Лифинцева Т. П. Образ Диониса в философии Ницше: трагедия мыслителя // История философии. — 2001. — № 8.
- Мень А. В. Дионис // История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. — М.: Слово, 1992. — Т. 4. Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. — С. 39—46. — 271 с. — 40,000 экз. — ISBN 5-85050-289-О.
- Обидина Ю. С. Культ Диониса в социокультурном пространстве античного полиса воображаемое, символическое и реальное // В пространстве культурной истории.
- Отто В. Дионис: Миф и культ = Dionysos. Mythos und Kultus. — М.: Клуб Касталия, 2016. — 224 с.
- Троцкий И. Дионис // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 3 / Отв. ред. Луначарский А. В. ; Отв. секретарь Бескин О. М. — Шаблон:Б. м. : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 311—313. — 634 стб. : ил.
- Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина. — М.: Эксмо, 2006. — 960 с. — ISBN 5-699-16797-8.
- Элиаде М. Дионис, или возвращённое блаженство // История веры и религиозных идей. — М.: Критерион, 2001. — Т. I. От каменного века до элевсинских мистерий. — С. 325—339. — 464 с. — 1,000 экз. — ISBN 5-901337-03-4.
- Юнг К. Г. Аполлоническое и дионисийское начало // Психологические типы. — М.: Университетская книга, АСТ, 1998. — С. 178—189. — 720 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10,000 экз. — ISBN 5-88230-04-8.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 Мифы народов мира : энциклопедия : в двух томах. / под ред. С. А. Токарева. — Москва: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. А – К. — С. 380—382. — 671 с. — ISBN 5-85270-016-9. — ISBN 5-85018-014-4.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Лысенкова А. А. Рождение и смерть в судьбе бога Диониса // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки.. — 2021. — № 1 (41). — С. 52—57.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Дионис. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (3 октября 2022). Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 [1]. — С. 189—190.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Кузина Н. В. К вопросу о происхождении культа Диониса // Вестник ННГУ. — 2013. — № 4—1. — С. 252—259.
- ↑ 6,0 6,1 Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. Курс лекций / под ред. Л. Я. Жмудя.. — СПб., Москва: Филологический факультет СПбГУ, Издательский центр «Академия», 2005. — С. 156–163. — 208 с.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. — Москва: Искусство, 1989. — С. 122—123, 125—126. — 305 с.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:18+
- Знание.Вики:Статьи с шаблонами недостатков по алфавиту
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Персонажи по алфавиту
- Мифологические персонажи по алфавиту
- Древнегреческие боги
- Умирающие и воскресающие боги
- Боги опьянения
- Аналитическая психология
- Боги по алфавиту
- Дионис
- Двенадцать богов Олимпа