Стикс
| Стикс | |
|---|---|
| Стикс. Гравюра Гюстава Доре, 1861 | |
| Мифология | Древнегреческая мифология |
| Сфера влияния | Стикс |
| Пол | женский |
| Отец | Океан |
| Мать | Тефида |
| Супруг | Паллант |
| Дети | Зависть (Ревность, Рвение), Ника (Победа), Сила (Власть) и Мощь |
Стикс (др.-греч. Στύξ «чудовище», лат. Styx) — дочь Океана и Тефиды, является олицетворением первобытного ужаса (др.-греч. στυγεϊν, слав. стужаться) и мрака, из которых возникли первые ростки жизни[1]. В греческой мифологии божество одноимённой реки в царстве мёртвых[2].
Описание
Стикс — дочь Океана и Тефиды. Она жила на крайнем западе, где начинается царство ночи, в роскошном дворце, серебряные колонны которого упирались в небо. Это место находилось далеко от обители богов. Иногда туда залетала Ирида за священной водой. Когда боги в спорах клялись волнами Стикса, такая клятва считалась священной, и за нарушение её постигала страшная кара. Нарушивший клятву лежал в течение года без признаков жизни и изгонялся на девять лет из обители небожителей[1][3][4].
Под серебряными колоннами дворца были падающие с высоты источника брызги. Стикс находилась в месте образования потока из падающих струй. Отсюда воды уходили под землю в темноту глубокой ночи. Ужас ночи выражался в ужасе клятвы[1].
В ходе борьбы Зевса и Кроноса Стикс вместе со своими детьми от Палланта (Паллас, др.-греч. Πάλλας) пришла на помощь Зевсу. После этого Зевс возвеличился и даровал Стикс титул богини клятвы[1].
Символизм
Стикс символизирует подземный мир: отделяет царство мёртвых от мира живых; помощь, порядок (в подземном мире): клятва водами Стикс самая страшная. На парадигматическом уровне сигнификативный дескриптор Стикс соотносится с символами подземного мира по качествам и функциям, входит во множество «подземный мир», которое формируется константами порядок, богатство, помощь, мрак, верность, месть, безумие, память, злоба, забвение[5].
Стиксовая вода символизирует защиту, делающую героя неуязвимым[5]: «Голос зазвенел античной бронзой. — Сердце Соболева разорвалось потому, что было источено годами тяжкой службы во имя отечества, особенно многочисленными ранами, полученными в сражениях с нашими врагами. Не Ахиллесом его следовало бы назвать, о нет! Надёжно защищённый Стиксовой водой, Ахиллес был неуязвим для стрел и мечей, вплоть до самого последнего дня жизни он не пролил ни капли своей крови»[6].
Семья
- Родители: одна из старших дочерей Океана и Тефиды. По другой версии, Стикс является дочерью Ночи и Эреба[2].
- Супруг: Паллант[1][2].
- Дети: Зависть (Ревность, Рвение), Ника (Победа), Сила (Власть) и Мощь. По одной из версий, Персефона является дочерью Стикс и Зевса[2].
Река Стикс
Реку Стикс видели в потоке около Нонакриса (в северной Аркадии). По Гесиоду, река была одной десятой частью всего потока, который проникал через мрак в подземное царство. В подземном царстве в Стикс впадал Коцит. Остальные девять частей потока окружали море и землю[1]. Хранительницей реки считается богиня Стикс[3].
Река Стикс — это священная река, которая протекает в царстве Аида. Её водами клянутся боги[3][4][7]. Через Стикс души переправляет Харон за одну серебряную монету[8]. В древности воды Стикса считали — ядом[3].
В большинстве мифологических систем река становится символом границы между мирами живых и мёртвых. В древнегреческой мифологии таких рек всего пять, в том числе Лета и Стикс[3][4][9].
По античным верованиям, не все умершие могли пересечь воды Стикса. В царство мёртвых не могли попасть усопшие, над которыми не совершены необходимые обряды или они не были похоронены надлежащим образом. Согласно танатологическим представлениям жителей Древней Эллады, по берегам Стикса, Коцита и Ахеронта скитались несчастные души умерших, оглашая подземное царство стенаниями, полными тоски и печали[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — Санкт-Петербург: Типография АО «Издательское Дело», Брокгаузъ-Ефронъ, 1901. — Т. XXXI. Статистика — Судоустройство.. — С. 651. — 954 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Мифы народов мира : энциклопедия : в двух томах / под ред. С. А. Токарева.. — Москва: Сов. энциклопедия, 1982. — Т. 2. Л – Я. — С. 469.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Русаков В. М. Врата // Дискурс-Пи. — 2019. — № 1 (34). — С. 113.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Бердина В. А. Танатологические представления древних греков о душе // МНИЖ. — 2015. — № 6—4 (37). — С. 75.
- ↑ 5,0 5,1 Романовская А. А. Интерпретация смыслов мифологических символов в художественном тексте // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. — 2011. — № 1. — С. 91—93.
- ↑ Акунин Б. Смерть Ахиллеса. — М.: Захаров, 2004. — 366 с.
- ↑ Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — Москва: Эксмо, 2023. — С. 18. — 576 с.
- ↑ Голубева М. Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы.. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — С. 136. — 224 с.
- ↑ Голубева М. Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — С. 200. — 224 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |