Персефона
| Персефона | |
|---|---|
| Археологический музей Ираклиона. Статуя Исиды-Персефоны с систрумом. | |
| Описание | Богиня весны и царства мёртвых |
| Мифология | Древнегреческая мифология |
| Отец | Зевс |
| Мать | Деметра |
| Супруг | Аид |
| Дети | Агрианома, Загрей, Мелиноя |
| Атрибуты | Цветок нарцисс |
Персефо́на (греч. Περσεφόνη, микен. Persephatta) — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых. Дочь богини Деметры и Зевса, похищенная Аидом и ставшая его супругой. Входит в число Олимпийских богов. Центральная фигура элевсинских мистерий и один из самых сложных образов в древнегреческом пантеоне, олицетворяющий двойственность жизни и смерти. Миф о богине изложен в трудах античных авторов: Гомер, Гесиод, Овидий, Аполлодор[1].
Миф
Персефона считалась одной из самых красивых богинь Олимпа. Однажды юная Персефона (Кора), вместе с нимфами, собирала цветы на лугу, внезапно земля разверзлась и появился Аид (Гадес). Он похитил Персефону, увёз в подземное царство и сделал своей супругой[2].
Только вскрикнуть успела Персефона. Далеко разнёсся крик ужаса юной дочери Деметры; он донёсся и до морских пучин, и до высокого, светлого Олимпа. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос-Солнце.
Её мать, Деметра, богиня плодородия, в горе и ярости покинула Олимп, так как узнала, что это Зевс отдал Персефону своему брату Аиду. Нимфы были превращены в Сирен за то, что не уберегли её дочь. Отправившись на поиски дочери, она научила людей возделывать землю, положила начало Элевсинским мистериям, однако её печаль была настолько велика, что вскоре она отказалась от своих обязанностей и в мире начался голод, человечеству грозила гибель. Люди были разгневаны на богов, перестали приносить им жертвы, молиться в храмах. Тогда Зевс отправил Гермеса к Аиду и дал указание вернуть Персефону. Прежде чем выполнить волю Зевса, Аид дал Персефоне вкусить зёрна граната, так как этот обряд символизировал заключение брака, для того чтобы его возлюбленная вернулась обратно. После принятой пищи Персефона вместе с Гермесом отправилась в мир людей на колеснице Аида, где её ждала Деметра. Зевс постановил, что «…две трети года [Персефона] будет жить с матерью, а на одну треть — возвращаться к мужу своему Аиду»[3][4].
Мифы о связи с другими богами и героями
Персефона и Афродита полюбили смертного юношу по имени Адонис. Спор богинь разрешил Зевс, постановив, что треть года Адонис будет проводить с Персефоной в царстве мертвых, треть — с Афродитой, а треть — с кем выберет. Этот миф — ещё один вариант объяснения циклов увядания и возрождения природы[5].
Когда Геракл (Геркулес) спустился в Аид, чтобы выполнить один из своих подвигов (укротить трехглавого пса Цербера), то именно к Персефоне он обратился за разрешением. Она предстала перед ним как справедливая царица, давшая ему своё благословение[6].
Певец Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть свою умершую жену, нимфу Эвридику. Однако перевозчик душ Харон отказался помочь юноше переправиться на другой берег. Тогда Орфей исполнил свою песню любви к умершей возлюбленной Эвридике. Его музыка не оставила равнодушными обитателей подземного царства, в том числе Аида и Персефону.
Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на Землю мою Эвридику. Верни её назад к жизни; ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвращаешь ты Эвридику. Вернётся опять она в твоё царство. Кратка жизнь наша, владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твоё царство такой юной!
Орфей и Эвридика
Николай Кун
Тогда владыка подземного царства согласился отпустить девушку, но с условием, что Орфей не должен оглядываться на возлюбленную, пока они не выйдут на солнечный свет, иначе она навсегда останется в царстве мёртвых[7].
Атрибуты и функции богини
Атрибутами богини являются:
- букет цветов (нарциссы) — символ весны, юности, ранней смерти[8];
- гранат — символ брака, возрождения, бессмертия, жизни, плодородия[9];
- факел — символ горящей жизни, иногда на изображениях ручку факела обвивает змей[10].
Культ Персефоны и Деметры лежал в основе Элевсинских мистерий — самых важных и сакральных религиозных обрядов Древней Греции. Мистерии символизировали цикл смерти и возрождения. Они представляли собой театрализованное представление эпизодов из мифа о похищении Персефоны Аидом и возвращение к матери Деметре[11].
Иконография и культурное влияние
В античном искусстве Персефона изображалась в ключевых сценах:
- как молодая девушка с цветами, в светлых одеждах, часто рядом с Деметрой;
- динамичная композиция, где Аид увозит сопротивляющуюся Персефону на колеснице;
- зрелая женщина, восседающая на троне рядом с Аидом, со скипетром и факелом[4].
Образ Персефоны соединяет мир людей и мир богов, демонстрируя отношение к жизни и смерти, взаимоотношения между родителями и детьми. Он оказал огромное влияние на западную культуру, от римского культа Прозерпины до произведений искусства, литературы и психологии[12].
Примечания
- ↑ Стрелков А. В. Персефона. Большая Российская энциклопедия (4 октября 2023). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. — С. 62. — 445 с.
- ↑ Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. — С. 65—66. — 445 с.
- ↑ 4,0 4,1 Картины Персефоны. Античная мифология. Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Адонис. Легенды и мифы Древней Греции. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Кун Н. Геракл. — М.: Эксмо, 2025. — 96 с. — ISBN 978-5-04-178301-3.
- ↑ Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. — С. 199—203. — 445 с.
- ↑ Нарцисс (символ). Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Кривошеина А., Давлетшина Е. Гранат. Электронный журнал «Человек без границ». Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Факел. Слонимский государственный медицинский колледж. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Стрелков А.В. Элевсинские мистерии. Большая Российская энциклопедия (2017). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Обидина Ю. С. Образ Персефоны в структуре социокультурных связей древнегреческого общества // Диалог со временем. — 2017. — № 61. — С. 300—308.