Минотавр
Минотавр | |
---|---|
Чудовище с телом человека и головой быка | |
Мифология | древнегреческая мифология |
Пол | мужской |
Отец | Критский бык |
Мать | Пасифая |
В иных культурах | Астерион |
Минота́вр (др.-греч. Μῑνώταυρος, бык Миноса) — мифологическое существо Древней Греции, обитавшее на острове Крит. Это чудовище, согласно легендам, обладало человеческим телом и бычьей головой[1]. Его происхождение связывают с неестественной связью Пасифаи, супруги царя Миноса, и быка, ниспосланного Посейдоном.
Мифы[править]
Согласно преданиям, Минотавр обитал в Кносском лабиринте — сложном архитектурном сооружении, созданном Дедалом по приказу Миноса[2]. Чудовищу в жертву приносились преступники, а также юноши и девушки из Афин, отправляемые на Крит с определённой периодичностью.
Герой Тесей, прибывший на остров в числе жертв, сумел одолеть Минотавра. Согласно различным источникам, он убил чудовище либо голыми руками, либо с помощью оружия. Выбраться из лабиринта Тесею помогла Ариадна, дочь Миноса, предоставившая ему нить для ориентации в запутанных коридорах.
Существуют альтернативные интерпретации мифа о Минотавре. Евсевий, ссылаясь на Филохора, приводит версию, согласно которой Минотавр был реальным человеком — жестоким наставником Миноса по имени Тавр. Плутарх, опираясь на того же Филохора, сообщает, что критяне отвергали традиционную версию мифа, утверждая, что Лабиринт был обычной тюрьмой, а Тавр — военачальником, победившим в состязаниях[3].
Демон, историк и мифограф, живший на рубеже IV–III вв. до н. э., описывает гибель полководца Тавра в морском сражении с Тесеем. Павсаний упоминает, что настоящее имя Минотавра было Астерий («звёздный»), и называет его сыном Миноса.
В изобразительном искусстве Минотавр представлен различными способами. На древнегреческих вазах его тело часто изображали усеянным звёздами или покрытым глазами. На монетах из Кносса чудовище предстаёт в образе человека с маской быка.
Интересно отметить, что в микенских текстах упоминается божество, именуемое «владычицей Лабиринта» (Laburinthoio Potnia)[4], что может свидетельствовать о древности и сложности мифологического комплекса, связанного с Минотавром и Лабиринтом.
Толкования[править]
Мифологическое повествование о Минотавре подвергается различным интерпретациям в научной среде. Некоторые исследователи усматривают в этой легенде отголоски финикийских культов, в частности, поклонения Молоху, также изображавшемуся с бычьей головой и требовавшему человеческих жертвоприношений[1].
Ряд современных историков рассматривает миф о Минотавре как аллегорическое описание столкновения индоевропейских культур с автохтонными «народами моря», почитавшими быка. В этой трактовке победа над Минотавром символизирует триумф индоевропейцев.
Профессор В. Г. Борухович отмечает сходство внешнего облика Минотавра с египетскими божествами, часто изображавшимися в виде людей с головами животных[5].
Плутарх в своём жизнеописании Тесея предлагает рационалистическое объяснение, согласно которому образ Минотавра-чудовища был создан на основе реального лица — начальника стражи Миноса по имени Тавр.
В современной науке миф о Минотавре, Лабиринте и царе Миносе рассматривается как отражение исторических взаимоотношений между ахейским населением Балкан и более развитой Минойской цивилизацией. Предполагается, что зависимое положение греческих племён могло выражаться в выплате дани и отправке заложников.
Антропоморфное существо с бычьей головой интерпретируется как мифологическое переосмысление реально существовавшего в Минойском государстве культа быка. Об этом свидетельствуют многочисленные фрески в минойских дворцах, изображающие сцены ритуальных игр с быками — таврокатапсии.
Археологические раскопки дворцовых комплексов минойской цивилизации, в частности, дворца в Кноссе, предоставляют материальное подтверждение существования сложных архитектурных сооружений, которые могли послужить прообразом мифического Лабиринта.
Следует отметить, что практика человеческих жертвоприношений быку не находит подтверждения в археологических данных, и этот аспект мифа может рассматриваться как элемент демонизации противника в устной традиции.
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Мифы народов мира. — В 2 т. — М., 1991—1992. — Т. 2. — С. 153..
- ↑ Проперций. Элегии IV 4, 41.
- ↑ Плутарх. Тесей 16.
- ↑ Предметно–понятийный словарь греческого языка. Микенский период. — Л., 1986. — С. 141; см. также об этимологии: Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. — М., 1982. — С. 114—115..
- ↑ Борухович В. Г. Зевс Минойский: Следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах). Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано 16 марта 2015 года. .
Ссылки[править]
- Подборка текстов о Минотавре (англ.)