Минотавр

Материал из «Знание.Вики»
Минотавр
Statue of the Minotaur (Roman copy after an original by Myron) at the National Archaeological Museum of Athens on 3 April 2018.jpg
Чудовище с телом человека и головой быка
Мифология древнегреческая мифология
Пол мужской
Отец Критский бык
Мать Пасифая
В иных культурах Астерион

Минота́вр (др.-греч. Μῑνώταυρος, бык Миноса) — мифологическое существо Древней Греции, обитавшее на острове Крит. Это чудовище, согласно легендам, обладало человеческим телом и бычьей головой[1]. Его происхождение связывают с неестественной связью Пасифаи, супруги царя Миноса, и быка, ниспосланного Посейдоном.

Мифы[править]

Согласно преданиям, Минотавр обитал в Кносском лабиринте — сложном архитектурном сооружении, созданном Дедалом по приказу Миноса[2]. Чудовищу в жертву приносились преступники, а также юноши и девушки из Афин, отправляемые на Крит с определённой периодичностью.

Сражение Тесея с Минотавром на древнегреческой вазе середины VI в. до н. э.

Герой Тесей, прибывший на остров в числе жертв, сумел одолеть Минотавра. Согласно различным источникам, он убил чудовище либо голыми руками, либо с помощью оружия. Выбраться из лабиринта Тесею помогла Ариадна, дочь Миноса, предоставившая ему нить для ориентации в запутанных коридорах.

Существуют альтернативные интерпретации мифа о Минотавре. Евсевий, ссылаясь на Филохора, приводит версию, согласно которой Минотавр был реальным человеком — жестоким наставником Миноса по имени Тавр. Плутарх, опираясь на того же Филохора, сообщает, что критяне отвергали традиционную версию мифа, утверждая, что Лабиринт был обычной тюрьмой, а Тавр — военачальником, победившим в состязаниях[3].

Демон, историк и мифограф, живший на рубеже IV–III вв. до н. э., описывает гибель полководца Тавра в морском сражении с Тесеем. Павсаний упоминает, что настоящее имя Минотавра было Астерий («звёздный»), и называет его сыном Миноса.

В изобразительном искусстве Минотавр представлен различными способами. На древнегреческих вазах его тело часто изображали усеянным звёздами или покрытым глазами. На монетах из Кносса чудовище предстаёт в образе человека с маской быка.

Интересно отметить, что в микенских текстах упоминается божество, именуемое «владычицей Лабиринта» (Laburinthoio Potnia)[4], что может свидетельствовать о древности и сложности мифологического комплекса, связанного с Минотавром и Лабиринтом.

Толкования[править]

Мифологическое повествование о Минотавре подвергается различным интерпретациям в научной среде. Некоторые исследователи усматривают в этой легенде отголоски финикийских культов, в частности, поклонения Молоху, также изображавшемуся с бычьей головой и требовавшему человеческих жертвоприношений[1].

Дж. Ф. Уоттс. Минотавр. 1885

Ряд современных историков рассматривает миф о Минотавре как аллегорическое описание столкновения индоевропейских культур с автохтонными «народами моря», почитавшими быка. В этой трактовке победа над Минотавром символизирует триумф индоевропейцев.

Профессор В. Г. Борухович отмечает сходство внешнего облика Минотавра с египетскими божествами, часто изображавшимися в виде людей с головами животных[5].

Плутарх в своём жизнеописании Тесея предлагает рационалистическое объяснение, согласно которому образ Минотавра-чудовища был создан на основе реального лица — начальника стражи Миноса по имени Тавр.

В современной науке миф о Минотавре, Лабиринте и царе Миносе рассматривается как отражение исторических взаимоотношений между ахейским населением Балкан и более развитой Минойской цивилизацией. Предполагается, что зависимое положение греческих племён могло выражаться в выплате дани и отправке заложников.

Антропоморфное существо с бычьей головой интерпретируется как мифологическое переосмысление реально существовавшего в Минойском государстве культа быка. Об этом свидетельствуют многочисленные фрески в минойских дворцах, изображающие сцены ритуальных игр с быками — таврокатапсии.

Археологические раскопки дворцовых комплексов минойской цивилизации, в частности, дворца в Кноссе, предоставляют материальное подтверждение существования сложных архитектурных сооружений, которые могли послужить прообразом мифического Лабиринта.

Следует отметить, что практика человеческих жертвоприношений быку не находит подтверждения в археологических данных, и этот аспект мифа может рассматриваться как элемент демонизации противника в устной традиции.

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Мифы народов мира. — В 2 т. — М., 1991—1992. — Т. 2. — С. 153..
  2. Проперций. Элегии IV 4, 41.
  3. Плутарх. Тесей 16.
  4. Предметно–понятийный словарь греческого языка. Микенский период. — Л., 1986. — С. 141; см. также об этимологии: Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории. — М., 1982. — С. 114—115..
  5. Борухович В. Г. Зевс Минойский: Следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах). Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано 16 марта 2015 года..

Ссылки[править]