Бескин, Осип Мартынович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Осип Мартынович Бескин
Бескин Осип Мартынович.jpg
Дата рождения 30 октября (11 ноября) 1892(1892-11-11)
Место рождения Вильна,
Российская империя
Дата смерти 1969 год(1969)
Место смерти СССР
Гражданство  СССР
Подданство  Российская империя
Маяковский после возвращения из Америки (ноябрь—декабрь 1925 г.). Фотография сделана на квартире Маяковского и Бриков в Сокольниках. Сидят (слева направо): Э. Ю. Триоле, Л. Ю. Брик, Р. С. Кушнер, Е. В. Пастернак, О. В. Третьякова. Стоят: Маяковский, О. М. Брик, Б. Л. Пастернак, С. М. Третьяков, В. Б. Шкловский, Л. А. Гринкруг, О. М. Бескин, П. В. Незнамов.

Осип Мартынович (Меерович) Бескин (30 октября (11 ноября) 1892 — 1969) — русский и советский литературный и художественный критик, редактор.

Биография

Родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1892 года в Вильне, в еврейской семье купца 2-й гильдии (впоследствии таксатора) — Меера Израилевича (Мартына Яковлевича, 1851—1904) и его жены — Екатерины Самойловны Бескиных. У Осипа были сёстры Мина (1879), Пелагея (1883) и Елена (1886), а также братья Абрам, Эммануил и Михаил.

Окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института. Член РКП(б)/ВКП(б) (в 1919—1949 и с 1950).

Секретарь «Театральной газеты» (1916—1918); зав. Городского РОНО г. Москвы и член Моссовета (1920—1921); член правления Госиздата (1923—1925); председатель редакционно-издательского отдела Главполитпросвета и ответственный редактор журнала «Советское кино» (1926—1928)[1][2]; учёный секретарь Института литературы и искусства Комакадемии (1929—1931); ректор новооткрывшегося Воронежского аграрно-педагогического института (1931—1932); главный редактор Государственного издательства изобразительного искусства (Изогиз) (1932—1934), главный инспектор Наркомпроса РСФСР по изобразительному искусству (1934—1936), одновременно ответственный редактор журналов Искусство и «Творчество» (1932—1940), директор и главный редактор издательства «Искусство» (1936—1938); директор выставки «Вторая Великая Отечественная война» в Дирекции художественных выставок и панорам (1942—1943), старший консультант по творческим вопросам Московского товарищества художников (1943—1946), художественный руководитель и ответственный редактор Товарищества художников «Советский график» (1946—1948), художественный руководитель по выпуску эстампов Комбината графических работ (1954—1963).

Член Союза писателей СССР (с 1934), член правления и президиума оргкомитета Союза художников СССР (1939—1950), член правления МОСХ (1939—1960-е).

Прозвище: «мелкий Бескин» (Виктор Шкловский, 1920-е годы). В конце 1940-х — начале 1950-х годов обвинялся в «космополитизме».

Персональный пенсионер республиканского значения с 1954 года (в последние годы жизни — союзного значения).

Умер в 1969 году и был похоронен на Донском кладбище Москвы.

Творчество

Публиковался с 1917 года. В молодости чрезвычайно продуктивный и активный участник художественной жизни, легко вписался в идеологическую парадигму советской арт-критики 1920-х годов, писал преимущественно о современных театре и поэзии (статьи о Клычкове, Клюеве, Орешине («Россеяне»), Багрицком («Больной Уленспигель»), Казине («Поэт, идущий стороной»), Асееве («Хорошо») и др.).

В 1930 году в книге «Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика» заклеймил «россеянство» в литературе, отождествляя его с «кулацко-патриархальной стихией» и «кулацкой агитацией».

Уличал критиков А. Воронского и В. Полонского в том, что они выдали «мандат на представительство от крестьянской литературы псевдокрестьянским, кулацким писателям — всяческим и разных масштабов Есениным, Клюевым, Клычковым, Орешиным, Радимовым и пр.».

В 1930-х годах яростно обличал «формализм» в литературе («Вывихнутое, формалистическое творчество Заболоцкого, ярко демонстрирует, в какой тупик приходит поэт, не связанный вплотную с жизнью, с нашей действительностью, не понимающий её процессов. Бытование в скворешнике приводит к скворцовому сознанию, скворцовой поэзии. А скворцовый язык, как бы ни был он забавен, есть все же только птичий язык»[3]) и живописи (в книге «Формализм в живописи» обвиняются в реакционности все художники, чье творчество отмечено эстетическим поиском за пределами соцзаказа: Шевченко, Штеренберг, Истомин, Фонвизин, Тышлер и Лабас, Древин и Удальцева, Филонов, Пунин, Малевич, Клюн, Суетин и др.).

Автор нескольких монографий о советских художниках.

В Главархиве находится фонд Осипа Бескина, где хранятся его многие документы.[4]

Личная жизнь

У Осипа Бескина был роман с актрисой Вероникой Полонской[5].

Сын — Никита (1931—1992), физик[6].

Осип Бескин послужил прототипом отрицательного персонажа Осипа Давыдовича Иванова-Петренко в романе Ивана Шевцова «Тля»[7].

Сочинения

  • Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика. М., 1930, 1931.
  • Творческий путь Маяковского. Воронеж, 1931.
  • Формализм в живописи. М., 1933.
  • Художник-герой. М., 1956.
  • Екатерина Белашова. М., 1958.
  • Юрий Пименов. М., 1960.
  • Виктор Шестаков. М., 1965.
  • Георгий Ечеистов. М., 1969.

Примечания

  1. Периодика по литературе и искусству за годы революции. 1917—1932 / К. Д. Муратова. — Л.: Изд-во АН СССР, 1933. — С. 240. — 344 с. Архивировано 21 января 2021 года.
  2. Советское кино. Отв. редактор О. М. Бескин // Советское кино : журнал. — 1926. — № 1. Архивировано 22 июля 2021 года.
  3. Бескин О. О поэзии Заболоцкого, о жизни и о скворешниках // Литературная газета, 1933, № 32 (260), 11 июля. С. 2.
  4. Главархив — о литературном критике и искусствоведе Осипе Бескине
  5. Интервью с В. Б. Дувакиным. Дата обращения: 31 марта 2017. Архивировано 1 апреля 2017 года.
  6. Громова Н. Странники войны: Воспоминания детей писателей. 1941—1944. — М., 2012.
  7. газета "Московские новости 19 декабря 2000 г. Архивировано 29 мая 2014 года.

Ссылки