Африканский союз

Африканский союз
суахили Umoja wa Afrika
араб. الاتحاد الأفريقي
англ. African Union
фр. Union africaine
порт. União Africana
Флаг Африканского союзаФлаг Африканского союза
African Union (orthographic projection).svg
Тёмно-зелёный: государства-члены
Светло-зелёный: государства, членство которых приостановлено
Членство 55 государств[1]
Штаб-квартира Эфиопия Аддис-Абеба, Эфиопия
Южно-Африканская Республика Йоханнесбург, ЮАР
Тип организации Международная организация
Официальные языки рабочие языки: английский, арабский, французский, португальский, африканские языки[2][3]
Руководители
Председатель Африканского союза Коморы Азали Ассумани
Председатель комиссии Африканского союза Чад Муса Факи Мухаммад
Председатель Панафриканского парламента Камерун Роже Нкодо Данг
Основание
Дата образования (как Организация африканского единства (ОАЕ)) 25 мая 1963 года
Дата образования (как Африканский союз (АС)) 9 июля 2002 года
Сайт http://www.au.int/

Африка́нский сою́з (сокращённо АС, АфроСоюз) — международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года[4]. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств — членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза (англ. African Union Authority)[5].

Африканский Союз (АС) — это международная организация, которая объединяет 55 стран континента с целью способствовать интеграции в различных областях. Его создание было объявлено в Сиртской декларации в Ливии 9 сентября 1999 года, а запущен он был в Южной Африке 9 июля 2002 года, став преемником Организации африканского единства, созданной в 1963 году. В отличие от модели Европейского Союза, АС скорее приближен к модели Содружества Наций и способствует продвижению демократии, прав человека и экономического развития в Африке. Первым президентом АС стал Табо Мбеки из Южной Африки.

Секретариат АС находится в Аддис-Абебе, а самый большой город АС — Лагос в Нигерии, а самая большая городская агломерация — Каир в Египте. Африканский Союз насчитывает более 1,3 миллиарда человек и имеет площадь около 29 миллионов км2, включая такие мировые памятники, как пустыня Сахара и река Нил. Официальными рабочими языками являются арабский, английский, французский, португальский, испанский и суахили. Африканский Союз имеет официальные органы, такие как Совет Мира и безопасности и Панафриканский парламент.

Цели АС

  • Добиться большего единства, сплоченности и солидарности между африканскими странами и нациями.[6]
  • Защищать суверенитет, территориальную целостность и независимость своих государств-членов .
  • Ускорить политическую и социально-экономическую интеграцию континента.
  • Продвигать и защищать общие африканские позиции по проблемам интересов континента и его народа.
  • Поощрять международное сотрудничество с учетом Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей Декларации Прав Человека.
  • Содействовать миру, безопасности и стабильности на континенте.
  • Продвигать демократические принципы и институты, участие населения и хорошее управление[6].
  • Содействовать и защищать права человека и народов в соответствии с африканской Хартией прав человека и народов и другими соответствующими документами по правам человека.
  • Создание необходимых условий, позволяющих континенту играть справедливую роль в мировой экономике и в международных переговорах.
  • Содействовать устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик.
  • Содействовать сотрудничеству во всех областях человеческой деятельности для повышения уровня жизни африканцев.
  • Координировать и согласовывать политику между существующими и будущими региональными экономическими сообществами для постепенного достижения целей Союза.
  • Продвигать развитие континента, продвигая исследования во всех областях, в частности в области науки и техники.
  • Работа с соответствующими международными партнерами по искоренению предотвратимых заболеваний и укреплению здоровья на континенте.
  • Африканский Союз состоит как из политических, так и из административных органов. *Органом с наибольшей властью принятия решений является Ассамблея Африканского Союза, состоящая из всех глав государств или правительств государств-членов АС.

В последние годы Африканский Союз активно работает над решением конфликтов на континенте, включая Южный Судан, Центральноафриканскую Республику и Ливию. Он также занимается экономическим развитием и интеграцией, в том числе созданием единого рынка и зоны свободной торговли. Африканский Союз играет важную роль в международной политике, защищая интересы Африки на мировой арене.

15 июля 2012 года Нкосазана Дламини-Зума была избрана первым председателем Комиссии Африканского Союза, сменив на этом посту Жана Пинга из Габона.

50-й юбилейный саммит Африканского союза в Аддис-Абебе, Эфиопия

Различные структуры Африканского Союза располагаются в разных странах-членах: Африканская комиссия по правам человека и народов базируется в Банжуле, Гамбия; а также новое партнерство в интересах развития Африки и секретариаты APRM и Панафриканский находятся в Мидранде, Южная Африка.

Первым вмешательством Африканского Союза в государство-член было развертывание в мае 2003 года миротворческих сил из Южной Африки, Эфиопии и Мозамбика в Бурунди для наблюдения за выполнением различных соглашений[7]. Войска Африканского Союза также были развернуты в Судане для поддержания мира во время Дарфурского конфликта, прежде чем миссия была передана Организации Объединенных Наций 1 января 2008 года через ЮНАМИД. Африканский Союз также направил в Сомали миротворческую миссию, состоящую из войск из Уганды и Бурунди.

Африканский союз принял несколько важных новых документов, которые устанавливают стандарты на континентальном уровне. Эти документы были добавлены к уже существующим на момент создания Африканского союза. Среди них Конвенция об остановке коррупции и борьбе с ней (2003), Африканская Хартия демократии, выборов и управления (2007), Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) и связанная с ним Декларация о демократии, политическом, экономическом и корпоративном управлении.

Экономика

Африканская Континентальная зона свободной торговли была создана среди 54 из 55 стран АС, торговля началась с 1 января 2021 года[8].

Будущие цели АС включают таможенное объединение, общий рынок, Центральный банк создание экономического и валютного объединения.

Экономика Африки основана на сельском хозяйстве и ресурсах народа. Несмотря на значительные успехи в некоторых частях континента, 25 из 53 африканских стран были признаны странами с самым низким уровнем жизни в мире. Это связано с коррупцией и пренебрежением властей, которые привели к обеднению экономики Африки. Однако, некоторые страны, такие как Южная Африка, достигли относительной политической стабильности. Главный экономический блок — САДК, состоящий из 14 стран. Общий ВВП Африки составляет всего 1 % мирового ВВП, а континент участвует только в 2 % коммерческих операций в мире. Более 260 миллионов жителей Африки живут менее чем на 1 доллар в день, что ниже черты бедности, установленной Всемирным банком. Африка характеризуется высоким уровнем рождаемости и смертности, низкой продолжительностью жизни и наличием молодого населения, что приводит к слаборазвитости. Секторы экономики, которые выделяются в африканских странах, являются наследием их колониального прошлого: добывающая промышленность и сельское хозяйство — сектора с низкими инвестициями и затратами на рабочую силу, продукция которых предназначена для снабжения внешнего рынка.

Начавшаяся индустриализация континента, в свою очередь, ограничена некоторыми частями территории. Она началась поздно, после процесса деколонизации, поэтому африканская промышленность находится в очень невыгодном положении по сравнению с высокоразвитым промышленным сектором стран первого мира или даже слаборазвитых, но промышленно развитых стран, таких как Бразилия.

Экономическая база Африки основана на сельском хозяйстве, животноводстве и добыче полезных ископаемых[9]. Промышленность развита слабо.

Кофейная плантация в Африке

Сельское хозяйство

Существует два основных подхода к сельскому хозяйству: натуральное и коммерческое, последнее включает в себя выращивание культур на плантациях. Натуральное сельское хозяйство представляет собой производство продуктов питания в объеме, достаточном для обеспечения семьи фермера. В Африке основными культурами являются маниока, кукуруза, сладкий картофель, рис и ямс. Этот метод известен как подсечно-огневое земледелие, так как применение устаревших методов обработки почвы приводит к её истощению и бедности. Когда почва становится непригодной для использования, фермеры вынуждены искать новые территории для обработки, оставляя за собой истощенную почву.

Плантация Какао в Кот д’Ивуар

В Африке, как и в Латинской Америке, коммерческое земледелие было введено европейцами в форме плантаций с целью поставки тропических продуктов для удовлетворения внутренних потребностей и внешней торговли мегаполисов. Основной продукцией являются кофе, какао, чай, сахарный тростник, арахис и хлопок, все нацелено на экспорт. Торговое сельское хозяйство заняло лучшие сельскохозяйственные угодья и внедрило использование современных технологий, но никогда не направлялось на продовольственные нужды народа. Использование местной рабочей силы с низкой заработной платой и отзыв тысяч фермеров из сельской местности привел к дезорганизации сельских районов и голоду. Некоторые африканские страны стали импортировать основные продукты питания, другие не смогли удовлетворить даже основные потребности людей, что привело к недоеданию и утрате тысяч жизней. На севере континента выращивают оливковые деревья, пшеницу, ячмень, виноград, инжир и другие продукты в средиземноморском климате.

Животноводство

Животноводство не является основной отраслью в африканских странах. Однако, творческие виды деятельности играют важную роль для местных жителей. Климатические условия сильно влияют на тип и развитие этих видов деятельности, как и на сельское хозяйство. В целом, практически весь скот разводится без особого ухода и имеет низкую продуктивность.

Овцеводство является основным видом животноводства и распространено почти во всех областях, за исключением экваториальной зоны, которая отличается высокой влажностью. Крупнейшими производителями являются Южно-Африканская Республика и Эфиопия[9].

Крупный рогатый скот встречается реже из-за наличия пустынь и тропических лесов, которые затрудняют его разведение. Основные области разведения находятся в степях и саваннах, а также в районах Средиземноморья. Эфиопия является крупнейшим производителем. На засушливых и полузасушливых участках степей скот выпасается кочевым путем.

Кроме овец и крупного рогатого скота, в районах Средиземноморья также разводят коз, верблюдов и верблюдов-транспортных животных, которые играют важную роль в пустынных условиях.

Добыча полезных ископаемых и энергия

Африка — это континент, богатый ресурсами энергии и полезными ископаемыми. С начала 19 века он был эксплуатирован в основном североамериканскими и европейскими компаниями, которые используют местную рабочую силу и современное оборудование для добычи полезных ископаемых почти во всех странах континента. В настоящее время экономические группы за пределами Африки доминируют в разведке полезных ископаемых.

Как и в случае с сельским хозяйством, эта эксплуатация всегда служила только интересам эксплуататорских стран. Эти страны оборудовали порты и построили железные дороги, но никогда не с намерением интегрировать население или регионы, а скорее связать зону добычи с экспортным портом. Почти вся продукция экспортируется в сыром виде и отправляется в Европу, США и Японию.

За редким исключением, африканские страны не имеют условий для переработки своих руд в продукты. У них нет капитала ни для оборудования портов, ни для строительства железных дорог, автомагистралей и аэропортов, ни для покупки всего необходимого оборудования; у них также нет технологий для их строительства. Кроме того, они не могут рассчитывать на достаточное количество квалифицированных рабочих.

Основные полезные ископаемые Африки — марганец, бокситы, цинк, свинец, никель, кобальт, железо, фосфаты, уран, нефть, золото (около трех четвертей мировой добычи), алмазы и серебро.

Промышленность

Промышленность в Африке не является развитой. Основными отраслями промышленности являются производство продуктов для экспорта из сырья, таких как сахарные заводы, производство пищевого масла, переработка хлопкового волокна, шерсти, сизаля и других.

В последние годы в Африке начали появляться отрасли с использованием передовых технологий и дорогих материалов. Однако, они принадлежат международным компаниям и ориентированы на экспорт. Компании прибывают в Африку из-за доступных ресурсов, дешевой рабочей силы и энергии.

Южная Африка и Египет имеют крупные базовые отрасли промышленности, такие как сталелитейная и химическая. Некоторые отрасли ориентированы на внутренний рынок, такие как продукты питания, текстиль с использованием местных волокон, строительные материалы и сигареты. Бытовая техника не широко используется из-за низкого производства и потребления электроэнергии.

Южно-Африканская Республика является наиболее промышленно развитой страной в Африке. Несмотря на наличие больших ресурсов, большинство африканских стран не имеют развитой промышленности. Некоторые страны предпринимают попытки сократить импорт, поощряя индустриализацию основных продуктов. В настоящее время проводятся исследования и планируются меры для более эффективного использования ресурсов.

Актуальные проблемы

В Африке возникает целый ряд проблем, среди которых здравоохранение, включая борьбу с малярией и эпидемией СПИДа/ВИЧ, политические вопросы, такие как борьба с недемократическими режимами и участие в гражданских войнах, экономические вопросы, направленные на повышение качества жизни миллионов обездоленных и непросвещенных африканцев, экологические проблемы, такие как борьба с голодом, опустыниванием и отсутствием экологической устойчивости, а также юридические вопросы, связанные с Западной Сахарой.

Здоровье

Африканская общественная организация АС активно принимает участие в борьбе с пандемией СПИДа на континенте[6]. В 2001 году АС создала Африканскую обсерваторию по СПИДу, которая занимается координацией и мобилизацией ответных мер на территории Африки. Этот регион, особенно южная и восточная части Африки, является наиболее пострадавшим в мире. Несмотря на то, что в этом регионе проживает всего 6,2 % населения мира, половина всех людей, инфицированных СПИДом, живут именно здесь. Хотя измерение уровня распространения СПИДа является сложной задачей, более 20 % сексуально активного населения во многих странах юга Африки могут быть инфицированы. Кроме того, ожидается, что продолжительность жизни в Южной Африке, Ботсване, Кении, Намибии и Зимбабве сократится в среднем на 6,5 лет. Эпидемия оказала огромное влияние на экономику континента, приведя к снижению темпов экономического роста на 2-4 % по всей Африке.

В июле 2007 года АС утвердила две новые инициативы по преодолению кризиса СПИДа[10], включая найм, обучение и интеграцию двух миллионов общинных медицинских работников в системы здравоохранения континента.

В январе 2012 года Ассамблея Африканского союза попросила Комиссию Африканского союза разработать «план совместной ответственности», который бы опирался на усилия африканских стран по обеспечению жизнеспособного финансирования здравоохранения при поддержке традиционных и новых партнеров для решения проблем, связанных с СПИДом. Созданный план предлагал набор решений, направленных на укрепление общей ответственности и глобальной солидарности в борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией в Африке к 2015 году. План был основан на трех столпах: диверсифицированное финансирование, доступ к лекарствам и улучшение управления здравоохранением. Заинтересованные стороны были ответственны за реализацию этих решений в период с 2012 по 2015 год.

Коррупция

Даниэль Батидам, член консультативного совета Африканского союза по борьбе с коррупцией, подал в отставку после того, как заявил, что в организации были «множественные нарушения» и что «проблемы неоднократно возникали» в связи с коррупцией. Африканский союз быстро принял его отставку, и Батидам сказал, что это признак того, что неэффективное управление коррупцией «продолжится как обычно»[11].

В статье, опубликованной 12 марта 2020 года, официальные лица АС утверждали, что президент Комиссии Мусса Факи Махамат виновен в коррупции и кумовстве, а также в управлении «мафиозным картелем», который действует безнаказанно. Обвинения содержались в служебной записке, просочившейся в South African Mail & Guardian. Это последовало за обвинениями в сексуальных домогательствах, выдвинутыми в конце 2018 года.

Региональные конфликты

Солдаты бурундийского контингента Миссии Африканского союза в Сомали готовятся к маршу на удерживаемый «Аш-Шабаб» город Рагаэле в сомалийском регионе Хираан 30 сентября

Одной из целей АС является содействие миру, безопасности и стабильности на континенте. Среди принципов Союза — мирное разрешение споров между государствами-членами при помощи соответствующих средств, определенных Ассамблеей. Основным органом, ответственным за реализацию этих целей и принципов, является Совет мира и безопасности. CPS имеет право на санкционирование миссий по поддержанию мира, налагание санкций в случае неконституционной смены правительства и предпринимание необходимых действий в ответ на потенциальные или фактические конфликты. СПС является самостоятельным органом, принимающим обязательные для государств-членов решения[7].

Статья 4 Учредительного акта, повторенная в статье 4 Протокола к Учредительному акту в CPS, также признает право Союза вмешиваться в дела государства-члена в случаях военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности. Любое решение о вмешательстве в государство-член в соответствии со статьей 4 Учредительного акта будет приниматься Ассамблеей по рекомендации СПС.

С момента вступления в 2004 году CPS активно участвует в решении кризисов в различных странах, таких как Дарфур, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Бурунди, Кот-д’Ивуар и другие. Он также принимает резолюции о создании миротворческих операций АС в Сомали и Дарфуре и о введении санкций против людей, подрывающих мир и безопасность, таких как запрет на поездки и замораживание активов в отношении лидеров повстанцев на Коморских островах. Совет также занимается созданием «резервных сил», которые будут постоянными силами в африканских миротворческих операциях.

В учредительном договоре АС также содержится призыв к созданию Африканской архитектуры мира и безопасности, включая Африканские резервные силы, которые развертываются в чрезвычайных ситуациях. Это означает, что в случае геноцида или других серьезных нарушений прав человека миссия может быть начата против воли правительства страны при условии, что она будет одобрена Генеральной Ассамблеей АС. В прошлых миротворческих миссиях АС этот принцип еще не применялся, силы приходилось мобилизовывать из государств-членов.

Дарфур, Судан

В ответ на конфликт в Дарфуре в Судане, Африканский союз отправил в Дарфур 7000 миротворцев, большинство из которых были из Руанды и Нигерии[7]. В 2005 году на конференции доноров в Аддис-Абебе были собраны средства для поддержки спасателей в течение этого года и в 2006 году. Однако в июле 2006 года Африканский союз объявил, что уйдет в конце сентября, когда истечет срок его мандата. Критики, включая доктора Эрика Ривза, утверждали, что эти силы неэффективны из-за нехватки средств, людей и опыта. Наблюдение за территорией размером примерно с Францию ​​затруднило выполнение эффективной миссии. В июне 2006 года Конгресс США выделил 173 миллиона долларов для сил Африканского союза. Однако некоторые, такие как «Сеть вмешательства в связи с геноцидом», призывали к вмешательству ООН или НАТО для увеличения и/или замены миротворцев Африканского союза. ООН рассматривала возможность развертывания сил, хотя они не могли войти в страну по крайней мере до октября 2007 года. Недостаточно финансируемая и плохо оснащенная миссия Африканского союза должна была истечь 31 декабря 2006 года, но была продлена до 30 июня 2007 года и объединена с Миссией Организации Объединенных Наций и Африканского союза в Дарфуре в октябре 2007 года. В июле 2009 года Африканский союз прекратил сотрудничество с Международным уголовным судом, отказавшись признать международный ордер на арест лидера Судана, Омара аль-Башира, которому в 2008 году было предъявлено обвинение в военных преступлениях.

Африканский союз старался играть стратегическую роль в переговорах о независимости и процессе примирения в Южном Судане, однако его влияние все еще ограничено и непоследовательно из-за подавляющего интереса со стороны африканских и неафриканских держав.

Сомали

С начала 1990-х до 2000 года Сомали не имела функционирующего центрального правительства. В 2006 году было подписано мирное соглашение, направленное на прекращение гражданской войны, которая началась после падения режима Сиада Барре. Однако новому правительству почти сразу же угрожали новые насилия. В феврале 2007 года Африканский союз и Европейский союз создали Миссию Африканского союза в Сомали с целью создания фонда, который мог бы поддержать наиболее уязвимые слои населения Сомали и поддержать мир в регионе[12]. Эта миссия была поручена защите федеральных учреждений и содействию операциям по оказанию гуманитарной помощи. Большая часть оппозиции АС происходит от экстремистской исламистской группировки «Аль-Шабааб». Начиная с марта 2007 года, войска АС начали прибывать в Могадишо в составе миротворческих сил, чтобы временно укрепить правительственную военную базу. Эритрея отозвала своих послов в Африканском союзе 20 ноября 2009 года после того, как Африканский союз призвал Совет Безопасности Организации Объединенных Наций ввести санкции в связи с предполагаемой поддержкой сомалийских исламистов, стремящихся свергнуть Переходное федеральное правительство Сомалийской Республики. В январе 2011 года Эритрея восстановила свою миссию в АС в Аддис-Абебе.

Осенью 2011 года силы Миссии Африканского союза в Сомали вместе с кенийскими и эфиопскими силами начали серию наступательных атак против «Аш-Шабааб». В результате этих нападений им удалось вернуть ключевые города, в том числе столицу Сомали Могадишо. В сентябре 2013 года политолог Итан Буэно де Мескита заявил, что благодаря силам Миссии «Аш-Шабааб» практически не могут удерживать территорию вплоть до старых опорных пунктов на юге Сомали. Однако силы Африканского союза по-прежнему регулярно подвергаются нападениям. Миссия, хоть и эффективна, недофинансирована, и многим силам не хватает необходимых ресурсов. Финансирование гуманитарной помощи и армейской подготовки, как правило, значительно сокращается.

История

Африканский союз был сформирован на Первом Конгрессе независимости африканских государств, который проходил в Аккре, Гана, с 15 по 22 апреля 1958 года. Однако, критики утверждают, что Организация африканского единства (ОАЕ), предшественница Африканского союза, недостаточно защищала права и свободы африканских граждан от их политических лидеров и была часто называлась «Клубом диктаторов».

Идея создания Африканского союза возникла в середине 1990-х годов под руководством главы ливийского государства Муаммара Каддафи. 9 сентября 1999 года главы государств и правительств ОАЕ опубликовали Сиртскую декларацию, призывающую к созданию Африканского союза. После этого были проведены саммиты в Ломе в 2000 году, на котором был принят Учредительный акт Африканского союза, и в Лусаке в 2001 году, на котором был принят план реализации Африканского союза. В этот же период была выдвинута инициатива по созданию Нового партнерства в интересах развития Африки.

Африканский союз был основан в Дурбане 9 июля 2002 года. Его первым президентом стал бывший глава южноафриканского государства Табо Мбеки на первой сессии Ассамблеи Африканского союза. Вторая сессия Ассамблеи состоялась в Мапуту в 2003 году, а третья — в Аддис-Абебе 6 июля 2004 года.

С 2010 года Африканский союз наблюдает за созданием совместного африканского космического агентства.

Государства-члены

     Членство приостановлено     Членство прекращено

Флаг Общепринятое
название
Дата
вступления
Численность
населения
Площадь (км²) Столица Примечания
Алжир Алжир 25 мая 1963 года 33 769 669 2 381 741 Алжир
Ангола Ангола 11 февраля 1975 года 16 941 000 1 246 700 Луанда
Бенин Бенин 25 мая 1963 года 6 769 914 112 622 Порто-Ново До 1975 года — Дагомея.
Ботсвана Ботсвана 31 октября 1966 года 1 639 833 600 370 Габороне
Flag of Burkina Faso.svg Буркина-Фасо[13] 25 мая 1963 года 13 228 000 274 000 Уагадугу До 1984 года — Верхняя Вольта. Членство временно приостановлено с 18 сентября 2015 года — после военного
переворота
в стране. Повторно приостановлено 31 января 2022 года после военного переворота.
Бурунди Бурунди 25 мая 1963 года 3 589 434 27 830 Бужумбура
Габон Габон 25 мая 1963 года 1 454 867 267 745 Либревиль
Гамбия Гамбия октябрь 1965 года 1 700 000 10 380 Банжул
Гана Гана 25 мая 1963 года 23 000 000 238 535 Аккра
Гвинея Гвинея 25 мая 1963 года 10 211 437 245 857 Конакри Членство было приостановлено 23 октября 2008 года после военного переворота,
восстановлено в конце 2010 года — после президентских выборов,
состоявшихся 27 июня и 7 ноября 2010 года. 10 сентября 2021 года членство приостановлено из-за госпереворота.
Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау 19 ноября 1973 года 1 586 000 36 544 Бисау Членство временно приостановлено с 17 апреля 2012 года — после государственного переворота в стране.
Восстановлено 18 июня 2014 года — после нормализации политической ситуации в стране.
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго 25 мая 1963 года 62 600 000 2 344 858 Киншаса С 1971 по 1997 год — Республика Заир.
После того, как Марокко в 1984 вышло из организации в ответ на принятие
в 1982 году в ОАЕ Сахарской Арабской Демократической Республики,
Заир, как союзник Марокко, также выступил против поддержки САДР,
и режим Мобуту бойкотировал ОАЕ с 1984 года по 1986 год.
Джибути Джибути 27 июня 1977 года 496 374 23 200 Джибути
Египет Египет[14] 25 мая 1963 года 75 500 662 1 002 450 Каир Членство временно приостановлено с 5 июля 2013 года — после отстранения президента Мурси
военными от должности. Восстановлено 18 июня 2014 года — после улучшения политической ситуации в стране.
Замбия Замбия 16 декабря 1964 года 11 668 000 752 618 Лусака
Сахарская Арабская Демократическая Республика Сахарская Арабская Демократическая Республика[15] 22 февраля 1982 года 267 405 266 000 Эль-Аюн (формально),
Тифарити (фактически)
Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 84 государствами мира,
но признаётся не всеми членами Африканского союза.
Бóльшая часть территории Западной Сахары находится под контролем Марокко.
Зимбабве Зимбабве июнь 1980 года 13 349 000 390 757 Хараре
Кабо-Верде Кабо-Верде 18 июля 1975 года 503 000 4033 Прая
Камерун Камерун 25 мая 1963 года 17 795 000 475 442 Яунде
Кения Кения 13 декабря 1963 года 37 953 840 580 367 Найроби
Коморы Коморы 18 июля 1975 года 798 000 2235 Морони
Республика Конго Республика Конго 25 мая 1963 года 3 999 000 342 000 Браззавиль
Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар 25 мая 1963 года 18 373 060 322 460 Ямусукро До 1986 года — Берег Слоновой Кости.
Членство страны было приостановлено с конца 2010 года
- после отказа проигравшего 2-й тур президентских выборов (состоялся 28 ноября 2010 года)
президента Лорана Гбагбо уступить свой пост победившему кандидату — Алассану Уаттаре,
которого ООН и АС признали действующим президентом страны;
после ареста Гбагбо 11 апреля 2011 года и фактического прихода к власти Уаттары,
членства страны в АС было восстановлено.
Лесото Лесото 31 октября 1966 года 1 795 000 30 355 Масеру
Либерия Либерия 25 мая 1963 года 3 489 072 111 369 Монровия
Ливия Ливия 25 мая 1963 года 6 173 579 1 759 541 Триполи
Маврикий Маврикий август 1968 года 1 264 866 2040 Порт-Луи
Мавритания Мавритания 25 мая 1963 года 3 069 000 1 030 700 Нуакшот Членство было приостановлено с 4 августа 2005 года после военного переворота,
восстановлено сразу после президентских выборов, состоявшихся 11 марта 2007 года,
но вновь приостанавливалось с 6 августа 2008 года после нового военного переворота
и было восстановлено после очередных президентских выборов, которые состоялись 18 июля 2009 года.
Мадагаскар Мадагаскар 25 мая 1963 года 20 042 551 587 041 Антананариву Членство впервые временно приостановлено с декабря 2001 года по 10 июля 2003 года;
во второй раз — с 20 марта 2009 года — после политического кризиса в стране,
27 января 2014 года после вступления в должность
нового демократически избранного президента, членство было восстановлено.
Малави Малави 13 июля 1964 года 13 931 831 118 484 Лилонгве
Мали Мали[16] 25 мая 1963 года 11 995 402 1 240 192 Бамако Членство временно приостанавливалось с 23 марта по 24 октября 2012 года — из-за государственного
переворота
в стране.
Членство приостановлено с 19 августа 2020 года из-за военного переворота в стране.
Марокко Марокко 25 мая 1963 года 31 352 000 446 550 Рабат Вышло из организации 12 ноября 1984 года в ответ на отказ исключить из ОАЕ принятую в 1982 году
Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, на территорию которой претендует (и контролирует) Марокко.
В 2017 году было вновь принято в состав организации.[17]
Мозамбик Мозамбик 18 июля 1975 года 21 397 000 801 590 Мапуту
Намибия Намибия июнь 1990 года 2 088 669 825 418 Виндхук
Нигер Нигер 25 мая 1963 года 13 272 679 1 267 000 Ниамей Членство было приостановлено после военного переворота 18 февраля 2010 года,
восстановлено в 16 марта 2011 года — после проведения президентских выборов.
Нигерия Нигерия 25 мая 1963 года 154 729 000 923 768 Абуджа
Руанда Руанда 25 мая 1963 года 10 186 063 26 798 Кигали
Сан-Томе и Принсипи Сан-Томе и Принсипи 18 июля 1975 года 157 000 964 Сан-Томе
Сейшельские Острова Сейшелы 29 июня 1976 года 82 247 451 Виктория
Сенегал Сенегал 25 мая 1963 года 11 658 000 196 723 Дакар
Сомали Сомали 25 мая 1963 года 9 558 666 637 661 Могадишо
Судан Судан 25 мая 1963 года 30 894 000 1 886 068 Хартум Членство было приостановлено с 6 июня по 6 сентября 2019 года. Повторно приостановлено 27 октября 2021 года после
военного переворота.
Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне 25 мая 1963 года 6 294 774 71 740 Фритаун
Танзания Танзания 16 января 1964 года 40 000 000 945 203 Додома С 25 мая 1963 года по 26 апреля 1964 года была представлена Танганьикой и Занзибаром;
26 апреля 1964 года оба государства объединились под названием
Объединённая Республика Танганьики и Занзибара,
которая 1 ноября 1964 года была переименована в Танзанию.
Того Того 25 мая 1963 года 6 585 000 56 785 Ломе Членство было приостановлено с 25 февраля 2005 года
после возникновения сомнений в конституционности президентского назначения,
после прошедших с явными фальсификациями 4 мая 2005 года президентских выборов,
членство Того вновь было восстановлено.
Тунис Тунис 25 мая 1963 года 10 327 800 163 610 Тунис
Уганда Уганда 25 мая 1963 года 30 900 000 241 038 Кампала
Центральноафриканская Республика Центральноафриканская Республика[18] 25 мая 1963 года 4 216 666 622 984 Банги Членство было приостановлено с 25 марта 2013 года по 7 апреля 2016 года — после государственного переворота в стране.
Чад Чад 25 мая 1963 года 10 780 600 1 284 000 Нджамена
Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея 12 октября 1968 года 504 000 28 051 Малабо
Эритрея Эритрея 24 мая 1993 года 4 401 009 117 600 Асмэра Членство Эритреи было фактически приостановлено в результате отзыва ею «своих послов в АС»
20 ноября 2009 года после того, как АС обратился к СБ ООН с просьбой наложить санкции
на Эритрею в ответ на предполагаемую поддержку последней сомалийских исламистов,
пытавшихся свергнуть общепризнанное законное правительство Сомали, входящее в АС.
22 декабря 2009 года СБ ООН принял резолюцию, которая ввела эмбарго на поставки оружия из Эритреи,
запрет на поездки эритрейских лидеров и разрешила заморозить счета эритрейских чиновников,
Эритрея подвергла данную резолюцию жесточайшей критике.
Лишь в январе 2011 года членство Эритреи в АС было восстановлено[19].
Эсватини Эсватини 24 сентября 1968 года 1 141 000 17 364 Мбабане До 2018 года — Свазиленд.
Эфиопия Эфиопия 25 мая 1963 года 90 076 012 1 104 300 Аддис-Абеба
Южно-Африканская Республика Южно-Африканская Республика 6 июня 1994 года 47 900 000 1 221 037 Претория
Южный Судан Южный Судан 28 июля 2011 года 8 260 490 619 745 Джуба
Общее - 965 717 471 30 334 914 -

Примечания

  1. African Union. Member States. Дата обращения: 11 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  2. Constitutive Act / African Union. Дата обращения: 8 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  3. Согласно пока не вступившей в действие поправки к Учредительному акту, рабочие языки будут заменены на официальные арабский, английский, французский, португальский, испанский, суахили и «остальные африканские» [1] Архивная копия от 17 июня 2016 на Wayback Machine
  4. Launch of the African Union, 9 July 2002: Address by the chairperson of the AU, President Thabo Mbeki (англ.). African Union. Дата обращения: 21 января 2010. Архивировано 4 марта 2012 года.
  5. AU summit extended amid divisions (англ.). BBC (4 февраля 2009). Дата обращения: 21 января 2010. Архивировано 4 марта 2012 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 About the African Union (неопр.). African Union.
  7. 7,0 7,1 7,2 Регионализация миротворчества в Африке: опыт Африканского союза. ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ СЕРИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
  8. Зона свободной торговли начала полноценно функционировать в Африке. news.ru.
  9. 9,0 9,1 Экономика Африки. MINDINVEST.
  10. Африканский союз одобрил новые крупные инициативы по прекращению эпидемии СПИДа. UNAIDS.
  11. Prosecute Former Corrupt Govt Officials – Batidam (неопр.). Modern Ghana.
  12. Шагалов Вячеслав Александрович. Гражданская война в Сомали и миротворческая операция Африканского союза. Cyberleninka.
  13. Африканский союз приостановил членство Буркина-Фасо в организации. Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано 28 сентября 2015 года.
  14. Африканский Союз приостановил членство Египта. Дата обращения: 6 июля 2013. Архивировано 8 июля 2013 года.
  15. В Африканский союз входит Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР), претендующая на всю территорию Западной Сахары. САДР признана 84 государствами-членами ООН, на момент приёма признавалась большинством членов Африканского союза, но контролирует лишь часть территории Западной Сахары, в то время как бо́льшая часть территории находится под контролем Марокко.
  16. Le Mali est réintégré au sein de l’Union africaine. Дата обращения: 16 декабря 2013. Архивировано 23 декабря 2013 года.
  17. Большинство стран Африканского союза поддержали возвращение Марокко в состав организации. Дата обращения: 1 февраля 2017. Архивировано 31 января 2017 года.
  18. African Union suspends Central African Republic after coup. Дата обращения: 16 декабря 2013. Архивировано 31 декабря 2014 года.
  19. Eritrea: Nation Appoints AU Envoy in Ethiopia (20 января 2011). Дата обращения: 9 мая 2011. Архивировано 29 июня 2011 года.