Африканский союз
Африканский союз | |
---|---|
суахили Umoja wa Afrika араб. الاتحاد الأفريقي англ. African Union фр. Union africaine порт. União Africana | |
Тёмно-зелёный: государства-члены Светло-зелёный: государства, членство которых приостановлено |
|
Членство | 55 государств[1] |
Штаб-квартира |
Аддис-Абеба, Эфиопия Йоханнесбург, ЮАР |
Тип организации | Международная организация |
Официальные языки | рабочие языки: английский, арабский, французский, португальский, африканские языки[2][3] |
Руководители | |
Председатель Африканского союза | Азали Ассумани |
Председатель комиссии Африканского союза | Муса Факи Мухаммад |
Председатель Панафриканского парламента | Роже Нкодо Данг |
Основание | |
Дата образования (как Организация африканского единства (ОАЕ)) | 25 мая 1963 года |
Дата образования (как Африканский союз (АС)) | 9 июля 2002 года |
Сайт | http://www.au.int/ |
Африка́нский сою́з (сокращённо АС, АфроСоюз) — международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года[4]. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств — членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза (англ. African Union Authority)[5].
Африканский Союз (АС) — это международная организация, которая объединяет 55 стран континента с целью способствовать интеграции в различных областях. Его создание было объявлено в Сиртской декларации в Ливии 9 сентября 1999 года, а запущен он был в Южной Африке 9 июля 2002 года, став преемником Организации африканского единства, созданной в 1963 году. В отличие от модели Европейского Союза, АС скорее приближен к модели Содружества Наций и способствует продвижению демократии, прав человека и экономического развития в Африке. Первым президентом АС стал Табо Мбеки из Южной Африки.
Секретариат АС находится в Аддис-Абебе, а самый большой город АС — Лагос в Нигерии, а самая большая городская агломерация — Каир в Египте. Африканский Союз насчитывает более 1,3 миллиарда человек и имеет площадь около 29 миллионов км2, включая такие мировые памятники, как пустыня Сахара и река Нил. Официальными рабочими языками являются арабский, английский, французский, португальский, испанский и суахили. Африканский Союз имеет официальные органы, такие как Совет Мира и безопасности и Панафриканский парламент.
Цели АС
- Добиться большего единства, сплоченности и солидарности между африканскими странами и нациями.[6]
- Защищать суверенитет, территориальную целостность и независимость своих государств-членов .
- Ускорить политическую и социально-экономическую интеграцию континента.
- Продвигать и защищать общие африканские позиции по проблемам интересов континента и его народа.
- Поощрять международное сотрудничество с учетом Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей Декларации Прав Человека.
- Содействовать миру, безопасности и стабильности на континенте.
- Продвигать демократические принципы и институты, участие населения и хорошее управление[6].
- Содействовать и защищать права человека и народов в соответствии с африканской Хартией прав человека и народов и другими соответствующими документами по правам человека.
- Создание необходимых условий, позволяющих континенту играть справедливую роль в мировой экономике и в международных переговорах.
- Содействовать устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик.
- Содействовать сотрудничеству во всех областях человеческой деятельности для повышения уровня жизни африканцев.
- Координировать и согласовывать политику между существующими и будущими региональными экономическими сообществами для постепенного достижения целей Союза.
- Продвигать развитие континента, продвигая исследования во всех областях, в частности в области науки и техники.
- Работа с соответствующими международными партнерами по искоренению предотвратимых заболеваний и укреплению здоровья на континенте.
- Африканский Союз состоит как из политических, так и из административных органов. *Органом с наибольшей властью принятия решений является Ассамблея Африканского Союза, состоящая из всех глав государств или правительств государств-членов АС.
В последние годы Африканский Союз активно работает над решением конфликтов на континенте, включая Южный Судан, Центральноафриканскую Республику и Ливию. Он также занимается экономическим развитием и интеграцией, в том числе созданием единого рынка и зоны свободной торговли. Африканский Союз играет важную роль в международной политике, защищая интересы Африки на мировой арене.
15 июля 2012 года Нкосазана Дламини-Зума была избрана первым председателем Комиссии Африканского Союза, сменив на этом посту Жана Пинга из Габона.
Различные структуры Африканского Союза располагаются в разных странах-членах: Африканская комиссия по правам человека и народов базируется в Банжуле, Гамбия; а также новое партнерство в интересах развития Африки и секретариаты APRM и Панафриканский находятся в Мидранде, Южная Африка.
Первым вмешательством Африканского Союза в государство-член было развертывание в мае 2003 года миротворческих сил из Южной Африки, Эфиопии и Мозамбика в Бурунди для наблюдения за выполнением различных соглашений[7]. Войска Африканского Союза также были развернуты в Судане для поддержания мира во время Дарфурского конфликта, прежде чем миссия была передана Организации Объединенных Наций 1 января 2008 года через ЮНАМИД. Африканский Союз также направил в Сомали миротворческую миссию, состоящую из войск из Уганды и Бурунди.
Африканский союз принял несколько важных новых документов, которые устанавливают стандарты на континентальном уровне. Эти документы были добавлены к уже существующим на момент создания Африканского союза. Среди них Конвенция об остановке коррупции и борьбе с ней (2003), Африканская Хартия демократии, выборов и управления (2007), Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД) и связанная с ним Декларация о демократии, политическом, экономическом и корпоративном управлении.
Экономика
Африканская Континентальная зона свободной торговли была создана среди 54 из 55 стран АС, торговля началась с 1 января 2021 года[8].
Будущие цели АС включают таможенное объединение, общий рынок, Центральный банк создание экономического и валютного объединения.
Экономика Африки основана на сельском хозяйстве и ресурсах народа. Несмотря на значительные успехи в некоторых частях континента, 25 из 53 африканских стран были признаны странами с самым низким уровнем жизни в мире. Это связано с коррупцией и пренебрежением властей, которые привели к обеднению экономики Африки. Однако, некоторые страны, такие как Южная Африка, достигли относительной политической стабильности. Главный экономический блок — САДК, состоящий из 14 стран. Общий ВВП Африки составляет всего 1 % мирового ВВП, а континент участвует только в 2 % коммерческих операций в мире. Более 260 миллионов жителей Африки живут менее чем на 1 доллар в день, что ниже черты бедности, установленной Всемирным банком. Африка характеризуется высоким уровнем рождаемости и смертности, низкой продолжительностью жизни и наличием молодого населения, что приводит к слаборазвитости. Секторы экономики, которые выделяются в африканских странах, являются наследием их колониального прошлого: добывающая промышленность и сельское хозяйство — сектора с низкими инвестициями и затратами на рабочую силу, продукция которых предназначена для снабжения внешнего рынка.
Начавшаяся индустриализация континента, в свою очередь, ограничена некоторыми частями территории. Она началась поздно, после процесса деколонизации, поэтому африканская промышленность находится в очень невыгодном положении по сравнению с высокоразвитым промышленным сектором стран первого мира или даже слаборазвитых, но промышленно развитых стран, таких как Бразилия.
Экономическая база Африки основана на сельском хозяйстве, животноводстве и добыче полезных ископаемых[9]. Промышленность развита слабо.
Сельское хозяйство
Существует два основных подхода к сельскому хозяйству: натуральное и коммерческое, последнее включает в себя выращивание культур на плантациях. Натуральное сельское хозяйство представляет собой производство продуктов питания в объеме, достаточном для обеспечения семьи фермера. В Африке основными культурами являются маниока, кукуруза, сладкий картофель, рис и ямс. Этот метод известен как подсечно-огневое земледелие, так как применение устаревших методов обработки почвы приводит к её истощению и бедности. Когда почва становится непригодной для использования, фермеры вынуждены искать новые территории для обработки, оставляя за собой истощенную почву.
В Африке, как и в Латинской Америке, коммерческое земледелие было введено европейцами в форме плантаций с целью поставки тропических продуктов для удовлетворения внутренних потребностей и внешней торговли мегаполисов. Основной продукцией являются кофе, какао, чай, сахарный тростник, арахис и хлопок, все нацелено на экспорт. Торговое сельское хозяйство заняло лучшие сельскохозяйственные угодья и внедрило использование современных технологий, но никогда не направлялось на продовольственные нужды народа. Использование местной рабочей силы с низкой заработной платой и отзыв тысяч фермеров из сельской местности привел к дезорганизации сельских районов и голоду. Некоторые африканские страны стали импортировать основные продукты питания, другие не смогли удовлетворить даже основные потребности людей, что привело к недоеданию и утрате тысяч жизней. На севере континента выращивают оливковые деревья, пшеницу, ячмень, виноград, инжир и другие продукты в средиземноморском климате.
Животноводство
Животноводство не является основной отраслью в африканских странах. Однако, творческие виды деятельности играют важную роль для местных жителей. Климатические условия сильно влияют на тип и развитие этих видов деятельности, как и на сельское хозяйство. В целом, практически весь скот разводится без особого ухода и имеет низкую продуктивность.
Овцеводство является основным видом животноводства и распространено почти во всех областях, за исключением экваториальной зоны, которая отличается высокой влажностью. Крупнейшими производителями являются Южно-Африканская Республика и Эфиопия[9].
Крупный рогатый скот встречается реже из-за наличия пустынь и тропических лесов, которые затрудняют его разведение. Основные области разведения находятся в степях и саваннах, а также в районах Средиземноморья. Эфиопия является крупнейшим производителем. На засушливых и полузасушливых участках степей скот выпасается кочевым путем.
Кроме овец и крупного рогатого скота, в районах Средиземноморья также разводят коз, верблюдов и верблюдов-транспортных животных, которые играют важную роль в пустынных условиях.
Добыча полезных ископаемых и энергия
Африка — это континент, богатый ресурсами энергии и полезными ископаемыми. С начала 19 века он был эксплуатирован в основном североамериканскими и европейскими компаниями, которые используют местную рабочую силу и современное оборудование для добычи полезных ископаемых почти во всех странах континента. В настоящее время экономические группы за пределами Африки доминируют в разведке полезных ископаемых.
Как и в случае с сельским хозяйством, эта эксплуатация всегда служила только интересам эксплуататорских стран. Эти страны оборудовали порты и построили железные дороги, но никогда не с намерением интегрировать население или регионы, а скорее связать зону добычи с экспортным портом. Почти вся продукция экспортируется в сыром виде и отправляется в Европу, США и Японию.
За редким исключением, африканские страны не имеют условий для переработки своих руд в продукты. У них нет капитала ни для оборудования портов, ни для строительства железных дорог, автомагистралей и аэропортов, ни для покупки всего необходимого оборудования; у них также нет технологий для их строительства. Кроме того, они не могут рассчитывать на достаточное количество квалифицированных рабочих.
Основные полезные ископаемые Африки — марганец, бокситы, цинк, свинец, никель, кобальт, железо, фосфаты, уран, нефть, золото (около трех четвертей мировой добычи), алмазы и серебро.
Промышленность
Промышленность в Африке не является развитой. Основными отраслями промышленности являются производство продуктов для экспорта из сырья, таких как сахарные заводы, производство пищевого масла, переработка хлопкового волокна, шерсти, сизаля и других.
В последние годы в Африке начали появляться отрасли с использованием передовых технологий и дорогих материалов. Однако, они принадлежат международным компаниям и ориентированы на экспорт. Компании прибывают в Африку из-за доступных ресурсов, дешевой рабочей силы и энергии.
Южная Африка и Египет имеют крупные базовые отрасли промышленности, такие как сталелитейная и химическая. Некоторые отрасли ориентированы на внутренний рынок, такие как продукты питания, текстиль с использованием местных волокон, строительные материалы и сигареты. Бытовая техника не широко используется из-за низкого производства и потребления электроэнергии.
Южно-Африканская Республика является наиболее промышленно развитой страной в Африке. Несмотря на наличие больших ресурсов, большинство африканских стран не имеют развитой промышленности. Некоторые страны предпринимают попытки сократить импорт, поощряя индустриализацию основных продуктов. В настоящее время проводятся исследования и планируются меры для более эффективного использования ресурсов.
Актуальные проблемы
В Африке возникает целый ряд проблем, среди которых здравоохранение, включая борьбу с малярией и эпидемией СПИДа/ВИЧ, политические вопросы, такие как борьба с недемократическими режимами и участие в гражданских войнах, экономические вопросы, направленные на повышение качества жизни миллионов обездоленных и непросвещенных африканцев, экологические проблемы, такие как борьба с голодом, опустыниванием и отсутствием экологической устойчивости, а также юридические вопросы, связанные с Западной Сахарой.
Здоровье
Африканская общественная организация АС активно принимает участие в борьбе с пандемией СПИДа на континенте[6]. В 2001 году АС создала Африканскую обсерваторию по СПИДу, которая занимается координацией и мобилизацией ответных мер на территории Африки. Этот регион, особенно южная и восточная части Африки, является наиболее пострадавшим в мире. Несмотря на то, что в этом регионе проживает всего 6,2 % населения мира, половина всех людей, инфицированных СПИДом, живут именно здесь. Хотя измерение уровня распространения СПИДа является сложной задачей, более 20 % сексуально активного населения во многих странах юга Африки могут быть инфицированы. Кроме того, ожидается, что продолжительность жизни в Южной Африке, Ботсване, Кении, Намибии и Зимбабве сократится в среднем на 6,5 лет. Эпидемия оказала огромное влияние на экономику континента, приведя к снижению темпов экономического роста на 2-4 % по всей Африке.
В июле 2007 года АС утвердила две новые инициативы по преодолению кризиса СПИДа[10], включая найм, обучение и интеграцию двух миллионов общинных медицинских работников в системы здравоохранения континента.
В январе 2012 года Ассамблея Африканского союза попросила Комиссию Африканского союза разработать «план совместной ответственности», который бы опирался на усилия африканских стран по обеспечению жизнеспособного финансирования здравоохранения при поддержке традиционных и новых партнеров для решения проблем, связанных с СПИДом. Созданный план предлагал набор решений, направленных на укрепление общей ответственности и глобальной солидарности в борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией в Африке к 2015 году. План был основан на трех столпах: диверсифицированное финансирование, доступ к лекарствам и улучшение управления здравоохранением. Заинтересованные стороны были ответственны за реализацию этих решений в период с 2012 по 2015 год.
Коррупция
Даниэль Батидам, член консультативного совета Африканского союза по борьбе с коррупцией, подал в отставку после того, как заявил, что в организации были «множественные нарушения» и что «проблемы неоднократно возникали» в связи с коррупцией. Африканский союз быстро принял его отставку, и Батидам сказал, что это признак того, что неэффективное управление коррупцией «продолжится как обычно»[11].
В статье, опубликованной 12 марта 2020 года, официальные лица АС утверждали, что президент Комиссии Мусса Факи Махамат виновен в коррупции и кумовстве, а также в управлении «мафиозным картелем», который действует безнаказанно. Обвинения содержались в служебной записке, просочившейся в South African Mail & Guardian. Это последовало за обвинениями в сексуальных домогательствах, выдвинутыми в конце 2018 года.
Региональные конфликты
Одной из целей АС является содействие миру, безопасности и стабильности на континенте. Среди принципов Союза — мирное разрешение споров между государствами-членами при помощи соответствующих средств, определенных Ассамблеей. Основным органом, ответственным за реализацию этих целей и принципов, является Совет мира и безопасности. CPS имеет право на санкционирование миссий по поддержанию мира, налагание санкций в случае неконституционной смены правительства и предпринимание необходимых действий в ответ на потенциальные или фактические конфликты. СПС является самостоятельным органом, принимающим обязательные для государств-членов решения[7].
Статья 4 Учредительного акта, повторенная в статье 4 Протокола к Учредительному акту в CPS, также признает право Союза вмешиваться в дела государства-члена в случаях военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности. Любое решение о вмешательстве в государство-член в соответствии со статьей 4 Учредительного акта будет приниматься Ассамблеей по рекомендации СПС.
С момента вступления в 2004 году CPS активно участвует в решении кризисов в различных странах, таких как Дарфур, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Бурунди, Кот-д’Ивуар и другие. Он также принимает резолюции о создании миротворческих операций АС в Сомали и Дарфуре и о введении санкций против людей, подрывающих мир и безопасность, таких как запрет на поездки и замораживание активов в отношении лидеров повстанцев на Коморских островах. Совет также занимается созданием «резервных сил», которые будут постоянными силами в африканских миротворческих операциях.
В учредительном договоре АС также содержится призыв к созданию Африканской архитектуры мира и безопасности, включая Африканские резервные силы, которые развертываются в чрезвычайных ситуациях. Это означает, что в случае геноцида или других серьезных нарушений прав человека миссия может быть начата против воли правительства страны при условии, что она будет одобрена Генеральной Ассамблеей АС. В прошлых миротворческих миссиях АС этот принцип еще не применялся, силы приходилось мобилизовывать из государств-членов.
Дарфур, Судан
В ответ на конфликт в Дарфуре в Судане, Африканский союз отправил в Дарфур 7000 миротворцев, большинство из которых были из Руанды и Нигерии[7]. В 2005 году на конференции доноров в Аддис-Абебе были собраны средства для поддержки спасателей в течение этого года и в 2006 году. Однако в июле 2006 года Африканский союз объявил, что уйдет в конце сентября, когда истечет срок его мандата. Критики, включая доктора Эрика Ривза, утверждали, что эти силы неэффективны из-за нехватки средств, людей и опыта. Наблюдение за территорией размером примерно с Францию затруднило выполнение эффективной миссии. В июне 2006 года Конгресс США выделил 173 миллиона долларов для сил Африканского союза. Однако некоторые, такие как «Сеть вмешательства в связи с геноцидом», призывали к вмешательству ООН или НАТО для увеличения и/или замены миротворцев Африканского союза. ООН рассматривала возможность развертывания сил, хотя они не могли войти в страну по крайней мере до октября 2007 года. Недостаточно финансируемая и плохо оснащенная миссия Африканского союза должна была истечь 31 декабря 2006 года, но была продлена до 30 июня 2007 года и объединена с Миссией Организации Объединенных Наций и Африканского союза в Дарфуре в октябре 2007 года. В июле 2009 года Африканский союз прекратил сотрудничество с Международным уголовным судом, отказавшись признать международный ордер на арест лидера Судана, Омара аль-Башира, которому в 2008 году было предъявлено обвинение в военных преступлениях.
Африканский союз старался играть стратегическую роль в переговорах о независимости и процессе примирения в Южном Судане, однако его влияние все еще ограничено и непоследовательно из-за подавляющего интереса со стороны африканских и неафриканских держав.
Сомали
С начала 1990-х до 2000 года Сомали не имела функционирующего центрального правительства. В 2006 году было подписано мирное соглашение, направленное на прекращение гражданской войны, которая началась после падения режима Сиада Барре. Однако новому правительству почти сразу же угрожали новые насилия. В феврале 2007 года Африканский союз и Европейский союз создали Миссию Африканского союза в Сомали с целью создания фонда, который мог бы поддержать наиболее уязвимые слои населения Сомали и поддержать мир в регионе[12]. Эта миссия была поручена защите федеральных учреждений и содействию операциям по оказанию гуманитарной помощи. Большая часть оппозиции АС происходит от экстремистской исламистской группировки «Аль-Шабааб». Начиная с марта 2007 года, войска АС начали прибывать в Могадишо в составе миротворческих сил, чтобы временно укрепить правительственную военную базу. Эритрея отозвала своих послов в Африканском союзе 20 ноября 2009 года после того, как Африканский союз призвал Совет Безопасности Организации Объединенных Наций ввести санкции в связи с предполагаемой поддержкой сомалийских исламистов, стремящихся свергнуть Переходное федеральное правительство Сомалийской Республики. В январе 2011 года Эритрея восстановила свою миссию в АС в Аддис-Абебе.
Осенью 2011 года силы Миссии Африканского союза в Сомали вместе с кенийскими и эфиопскими силами начали серию наступательных атак против «Аш-Шабааб». В результате этих нападений им удалось вернуть ключевые города, в том числе столицу Сомали Могадишо. В сентябре 2013 года политолог Итан Буэно де Мескита заявил, что благодаря силам Миссии «Аш-Шабааб» практически не могут удерживать территорию вплоть до старых опорных пунктов на юге Сомали. Однако силы Африканского союза по-прежнему регулярно подвергаются нападениям. Миссия, хоть и эффективна, недофинансирована, и многим силам не хватает необходимых ресурсов. Финансирование гуманитарной помощи и армейской подготовки, как правило, значительно сокращается.
История
Африканский союз был сформирован на Первом Конгрессе независимости африканских государств, который проходил в Аккре, Гана, с 15 по 22 апреля 1958 года. Однако, критики утверждают, что Организация африканского единства (ОАЕ), предшественница Африканского союза, недостаточно защищала права и свободы африканских граждан от их политических лидеров и была часто называлась «Клубом диктаторов».
Идея создания Африканского союза возникла в середине 1990-х годов под руководством главы ливийского государства Муаммара Каддафи. 9 сентября 1999 года главы государств и правительств ОАЕ опубликовали Сиртскую декларацию, призывающую к созданию Африканского союза. После этого были проведены саммиты в Ломе в 2000 году, на котором был принят Учредительный акт Африканского союза, и в Лусаке в 2001 году, на котором был принят план реализации Африканского союза. В этот же период была выдвинута инициатива по созданию Нового партнерства в интересах развития Африки.
Африканский союз был основан в Дурбане 9 июля 2002 года. Его первым президентом стал бывший глава южноафриканского государства Табо Мбеки на первой сессии Ассамблеи Африканского союза. Вторая сессия Ассамблеи состоялась в Мапуту в 2003 году, а третья — в Аддис-Абебе 6 июля 2004 года.
С 2010 года Африканский союз наблюдает за созданием совместного африканского космического агентства.
Государства-члены
Членство приостановлено Членство прекращено
Флаг | Общепринятое название |
Дата вступления |
Численность населения |
Площадь (км²) | Столица | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Алжир | 25 мая 1963 года | 33 769 669 | 2 381 741 | Алжир | ||
Ангола | 11 февраля 1975 года | 16 941 000 | 1 246 700 | Луанда | ||
Бенин | 25 мая 1963 года | 6 769 914 | 112 622 | Порто-Ново | До 1975 года — Дагомея. | |
Ботсвана | 31 октября 1966 года | 1 639 833 | 600 370 | Габороне | ||
Буркина-Фасо[13] | 25 мая 1963 года | 13 228 000 | 274 000 | Уагадугу | До 1984 года — Верхняя Вольта. Членство временно приостановлено с 18 сентября 2015 года — после военного переворота в стране. Повторно приостановлено 31 января 2022 года после военного переворота. | |
Бурунди | 25 мая 1963 года | 3 589 434 | 27 830 | Бужумбура | ||
Габон | 25 мая 1963 года | 1 454 867 | 267 745 | Либревиль | ||
Гамбия | октябрь 1965 года | 1 700 000 | 10 380 | Банжул | ||
Гана | 25 мая 1963 года | 23 000 000 | 238 535 | Аккра | ||
Гвинея | 25 мая 1963 года | 10 211 437 | 245 857 | Конакри | Членство было приостановлено 23 октября 2008 года после военного переворота, восстановлено в конце 2010 года — после президентских выборов, состоявшихся 27 июня и 7 ноября 2010 года. 10 сентября 2021 года членство приостановлено из-за госпереворота. | |
Гвинея-Бисау | 19 ноября 1973 года | 1 586 000 | 36 544 | Бисау | Членство временно приостановлено с 17 апреля 2012 года — после государственного переворота в стране. Восстановлено 18 июня 2014 года — после нормализации политической ситуации в стране. | |
Демократическая Республика Конго | 25 мая 1963 года | 62 600 000 | 2 344 858 | Киншаса | С 1971 по 1997 год — Республика Заир. После того, как Марокко в 1984 вышло из организации в ответ на принятие в 1982 году в ОАЕ Сахарской Арабской Демократической Республики, Заир, как союзник Марокко, также выступил против поддержки САДР, и режим Мобуту бойкотировал ОАЕ с 1984 года по 1986 год. | |
Джибути | 27 июня 1977 года | 496 374 | 23 200 | Джибути | ||
Египет[14] | 25 мая 1963 года | 75 500 662 | 1 002 450 | Каир | Членство временно приостановлено с 5 июля 2013 года — после отстранения президента Мурси военными от должности. Восстановлено 18 июня 2014 года — после улучшения политической ситуации в стране. | |
Замбия | 16 декабря 1964 года | 11 668 000 | 752 618 | Лусака | ||
Сахарская Арабская Демократическая Республика[15] | 22 февраля 1982 года | 267 405 | 266 000 | Эль-Аюн (формально), Тифарити (фактически) |
Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 84 государствами мира, но признаётся не всеми членами Африканского союза. Бóльшая часть территории Западной Сахары находится под контролем Марокко. | |
Зимбабве | июнь 1980 года | 13 349 000 | 390 757 | Хараре | ||
Кабо-Верде | 18 июля 1975 года | 503 000 | 4033 | Прая | ||
Камерун | 25 мая 1963 года | 17 795 000 | 475 442 | Яунде | ||
Кения | 13 декабря 1963 года | 37 953 840 | 580 367 | Найроби | ||
Коморы | 18 июля 1975 года | 798 000 | 2235 | Морони | ||
Республика Конго | 25 мая 1963 года | 3 999 000 | 342 000 | Браззавиль | ||
Кот-д’Ивуар | 25 мая 1963 года | 18 373 060 | 322 460 | Ямусукро | До 1986 года — Берег Слоновой Кости. Членство страны было приостановлено с конца 2010 года - после отказа проигравшего 2-й тур президентских выборов (состоялся 28 ноября 2010 года) президента Лорана Гбагбо уступить свой пост победившему кандидату — Алассану Уаттаре, которого ООН и АС признали действующим президентом страны; после ареста Гбагбо 11 апреля 2011 года и фактического прихода к власти Уаттары, членства страны в АС было восстановлено. | |
Лесото | 31 октября 1966 года | 1 795 000 | 30 355 | Масеру | ||
Либерия | 25 мая 1963 года | 3 489 072 | 111 369 | Монровия | ||
Ливия | 25 мая 1963 года | 6 173 579 | 1 759 541 | Триполи | ||
Маврикий | август 1968 года | 1 264 866 | 2040 | Порт-Луи | ||
Мавритания | 25 мая 1963 года | 3 069 000 | 1 030 700 | Нуакшот | Членство было приостановлено с 4 августа 2005 года после военного переворота, восстановлено сразу после президентских выборов, состоявшихся 11 марта 2007 года, но вновь приостанавливалось с 6 августа 2008 года после нового военного переворота и было восстановлено после очередных президентских выборов, которые состоялись 18 июля 2009 года. | |
Мадагаскар | 25 мая 1963 года | 20 042 551 | 587 041 | Антананариву | Членство впервые временно приостановлено с декабря 2001 года по 10 июля 2003 года; во второй раз — с 20 марта 2009 года — после политического кризиса в стране, 27 января 2014 года после вступления в должность нового демократически избранного президента, членство было восстановлено. | |
Малави | 13 июля 1964 года | 13 931 831 | 118 484 | Лилонгве | ||
Мали[16] | 25 мая 1963 года | 11 995 402 | 1 240 192 | Бамако | Членство временно приостанавливалось с 23 марта по 24 октября 2012 года — из-за государственного переворота в стране. Членство приостановлено с 19 августа 2020 года из-за военного переворота в стране. | |
Марокко | 25 мая 1963 года | 31 352 000 | 446 550 | Рабат | Вышло из организации 12 ноября 1984 года в ответ на отказ исключить из ОАЕ принятую в 1982 году Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, на территорию которой претендует (и контролирует) Марокко. В 2017 году было вновь принято в состав организации.[17] | |
Мозамбик | 18 июля 1975 года | 21 397 000 | 801 590 | Мапуту | ||
Намибия | июнь 1990 года | 2 088 669 | 825 418 | Виндхук | ||
Нигер | 25 мая 1963 года | 13 272 679 | 1 267 000 | Ниамей | Членство было приостановлено после военного переворота 18 февраля 2010 года, восстановлено в 16 марта 2011 года — после проведения президентских выборов. | |
Нигерия | 25 мая 1963 года | 154 729 000 | 923 768 | Абуджа | ||
Руанда | 25 мая 1963 года | 10 186 063 | 26 798 | Кигали | ||
Сан-Томе и Принсипи | 18 июля 1975 года | 157 000 | 964 | Сан-Томе | ||
Сейшелы | 29 июня 1976 года | 82 247 | 451 | Виктория | ||
Сенегал | 25 мая 1963 года | 11 658 000 | 196 723 | Дакар | ||
Сомали | 25 мая 1963 года | 9 558 666 | 637 661 | Могадишо | ||
Судан | 25 мая 1963 года | 30 894 000 | 1 886 068 | Хартум | Членство было приостановлено с 6 июня по 6 сентября 2019 года. Повторно приостановлено 27 октября 2021 года после военного переворота. | |
Сьерра-Леоне | 25 мая 1963 года | 6 294 774 | 71 740 | Фритаун | ||
Танзания | 16 января 1964 года | 40 000 000 | 945 203 | Додома | С 25 мая 1963 года по 26 апреля 1964 года была представлена Танганьикой и Занзибаром; 26 апреля 1964 года оба государства объединились под названием Объединённая Республика Танганьики и Занзибара, которая 1 ноября 1964 года была переименована в Танзанию. | |
Того | 25 мая 1963 года | 6 585 000 | 56 785 | Ломе | Членство было приостановлено с 25 февраля 2005 года после возникновения сомнений в конституционности президентского назначения, после прошедших с явными фальсификациями 4 мая 2005 года президентских выборов, членство Того вновь было восстановлено. | |
Тунис | 25 мая 1963 года | 10 327 800 | 163 610 | Тунис | ||
Уганда | 25 мая 1963 года | 30 900 000 | 241 038 | Кампала | ||
Центральноафриканская Республика[18] | 25 мая 1963 года | 4 216 666 | 622 984 | Банги | Членство было приостановлено с 25 марта 2013 года по 7 апреля 2016 года — после государственного переворота в стране. | |
Чад | 25 мая 1963 года | 10 780 600 | 1 284 000 | Нджамена | ||
Экваториальная Гвинея | 12 октября 1968 года | 504 000 | 28 051 | Малабо | ||
Эритрея | 24 мая 1993 года | 4 401 009 | 117 600 | Асмэра | Членство Эритреи было фактически приостановлено в результате отзыва ею «своих послов в АС» 20 ноября 2009 года после того, как АС обратился к СБ ООН с просьбой наложить санкции на Эритрею в ответ на предполагаемую поддержку последней сомалийских исламистов, пытавшихся свергнуть общепризнанное законное правительство Сомали, входящее в АС. 22 декабря 2009 года СБ ООН принял резолюцию, которая ввела эмбарго на поставки оружия из Эритреи, запрет на поездки эритрейских лидеров и разрешила заморозить счета эритрейских чиновников, Эритрея подвергла данную резолюцию жесточайшей критике. Лишь в январе 2011 года членство Эритреи в АС было восстановлено[19]. | |
Эсватини | 24 сентября 1968 года | 1 141 000 | 17 364 | Мбабане | До 2018 года — Свазиленд. | |
Эфиопия | 25 мая 1963 года | 90 076 012 | 1 104 300 | Аддис-Абеба | ||
Южно-Африканская Республика | 6 июня 1994 года | 47 900 000 | 1 221 037 | Претория | ||
Южный Судан | 28 июля 2011 года | 8 260 490 | 619 745 | Джуба | ||
Общее | - | 965 717 471 | 30 334 914 | - |
Примечания
- ↑ African Union. Member States . Дата обращения: 11 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
- ↑ Constitutive Act / African Union . Дата обращения: 8 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
- ↑ Согласно пока не вступившей в действие поправки к Учредительному акту, рабочие языки будут заменены на официальные арабский, английский, французский, португальский, испанский, суахили и «остальные африканские» [1] Архивная копия от 17 июня 2016 на Wayback Machine
- ↑ Launch of the African Union, 9 July 2002: Address by the chairperson of the AU, President Thabo Mbeki (англ.). African Union. Дата обращения: 21 января 2010. Архивировано 4 марта 2012 года.
- ↑ AU summit extended amid divisions (англ.). BBC (4 февраля 2009). Дата обращения: 21 января 2010. Архивировано 4 марта 2012 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 About the African Union (неопр.). African Union.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Регионализация миротворчества в Африке: опыт Африканского союза . ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ СЕРИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
- ↑ Зона свободной торговли начала полноценно функционировать в Африке . news.ru.
- ↑ 9,0 9,1 Экономика Африки . MINDINVEST.
- ↑ Африканский союз одобрил новые крупные инициативы по прекращению эпидемии СПИДа . UNAIDS.
- ↑ Prosecute Former Corrupt Govt Officials – Batidam (неопр.). Modern Ghana.
- ↑ Шагалов Вячеслав Александрович. Гражданская война в Сомали и миротворческая операция Африканского союза . Cyberleninka.
- ↑ Африканский союз приостановил членство Буркина-Фасо в организации . Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано 28 сентября 2015 года.
- ↑ Африканский Союз приостановил членство Египта . Дата обращения: 6 июля 2013. Архивировано 8 июля 2013 года.
- ↑ В Африканский союз входит Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР), претендующая на всю территорию Западной Сахары. САДР признана 84 государствами-членами ООН, на момент приёма признавалась большинством членов Африканского союза, но контролирует лишь часть территории Западной Сахары, в то время как бо́льшая часть территории находится под контролем Марокко.
- ↑ Le Mali est réintégré au sein de l’Union africaine . Дата обращения: 16 декабря 2013. Архивировано 23 декабря 2013 года.
- ↑ Большинство стран Африканского союза поддержали возвращение Марокко в состав организации . Дата обращения: 1 февраля 2017. Архивировано 31 января 2017 года.
- ↑ African Union suspends Central African Republic after coup . Дата обращения: 16 декабря 2013. Архивировано 31 декабря 2014 года.
- ↑ Eritrea: Nation Appoints AU Envoy in Ethiopia (20 января 2011). Дата обращения: 9 мая 2011. Архивировано 29 июня 2011 года.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Cite web (неверный код языка)
- Организации по алфавиту
- Организации, основанные в 1963 году
- Знание.Вики:Готовые статьи по географии
- Знание.Вики:Готовые статьи о политике
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Африканские международные организации
- Африканский союз
- Организации, основанные в 2002 году