Анимационное кино в России

Эта статья входит в число избранных
Материал из «Знание.Вики»
3D TV статика

Анимацио́нное кино́ — вид экранного искусства, для которого характерна видимость создания движения на основе воспроизведения ряда последовательных неподвижных образов[1]. У термина «анимация» в русском языке есть синоним «мультипликация», который широко использовался в СССР и сейчас применяется в России[2].

Вопросами фор­ми­рова­ния ин­дус­трии ани­маци­он­но­го ки­но в Рос­сии, прив­ле­чения государственных и час­тных ин­вести­ций, участия в ини­ци­ати­вах по раз­ви­тию отрасли, по­выше­ния уров­ня под­го­тов­ки профессиональных кад­ров, про­паган­ды дос­ти­жений оте­чес­твен­ной ани­мации в Рос­сии и за ру­бежом занимается Ассоциация анимационного кино. В её сос­тав входят про­дюсер­ские и ли­цен­зи­он­ные ком­па­нии, дистрибьюторы, те­лека­налы, об­щес­твен­ные ор­га­низа­ции, об­ра­зова­тель­ные учреждения, работа­ющие в сфере ани­мации[3].

Определения

Мультиплика́ция (лат. multiplicatio) или анимация (англ. animation) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой (от 12 кадров в секунду для рисованной мультипликации до 30 кадров в секунду для компьютерной анимации)[4].

Мо́рфинг (англ. morphing «трансформация») — технология в компьютерной анимации, визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой. Используется в кино и рекламе. Реализуется трёх- и двухмерной (как растровой, так и векторной) графикой[5].

История

Предыстория

Морфинг
Фенакистископ

Первые шаги в мультипликации были сделаны ещё до изобретения Братьями Люмьер кинематографа[6].

Впервые реальный способ создания анимации был применён на практике после изобретения Томом Эдисоном (англ. Thomas Alva Edison) фотокамеры и проектора[7]. Уже в 1906 году Стюартом Блэктоном (англ. James Stuart Blackton) был создан короткий фильм «Забавные выражения весёлых лиц» (англ. Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал[7].

В первой половине XIX века бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ и стробоскоп. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата и, в свою очередь, создало технологическую основу для изобретения братьями Люмьер кинематографа[8].

Возникновение в России

Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создатель первых в мире кукольных мультфильмов. С 1906 по 1909 года он поставил ряд лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Фильмы были сняты на 17,5-миллиметровую плёнку. Создание первого фильма заняло три месяца[9].

Российская анимация началась не с рисунков, а с торжественных парадов бабочек и струнных ансамблей кузнечиков. С 1911 года Владислав Старевич (польск. Władysław Starewicz, фр. Ladislas Starewitch) — русский и французский кинорежиссёр, создатель первых в мире коммерческих мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и один из зачинателей русской мультипликации (наряду с Александром Ширяевым). В 1920-х годах Владислав Старевич оказался в Париже, где уже вне всякой связи с Россией продолжал снимать кукольное кино — и главным его достижением стала экранизация средневекового «Романа о Лисе», первое полнометражное кукольное кино в истории[10].

Месть кинематографического оператора (1912 год)
Владислав Старевич за рабой над мультфильмами

Параллельно с мультипликацией Старевич начал работу и над постановкой игровых фильмов. Он дебютировал экранизацией повести Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» (1912 год) и продолжил тему «Ночью перед Рождеством» (1913 год) с Иваном Мозжухиным в роли чёрта. В этом фильме впервые в одном кадре совместили актёрскую игру и нарисованный «спецэффект»[11].

Во время Первой мировой войны Владислав Старевич поставил несколько фильмов по заказу Скобелевского комитета — благотворительной организации, учреждённой 26 ноября 1904 года в связи с Русско-Японской войной по инициативе сестры генерала Скобелева княгини Надежды Дмитриевны Белосельской-Белозерской (1847—1920). Первоначальное название — «Комитет имени генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам». Находился под высочайшим покровительством императора[12].

В 1914 году в составе Комитета был образован Военно-кинематографический отдел, снимавший документальные и игровые полнометражные картины, публиковавший сценарии художественных фильмов. Вплоть до декабря 1916 года комитет имел монопольное право на производство съемок в районе военных действий[12].

Советский период

Развитие в 1920—1930-х годах

«Советские игрушки» (1924 год)

После 1917 года Владислав Старевич эмигрировал со своей семьёй в Италию. Российская анимация перестала существовать до второй половины 20-х годов XX века. Именно тогда правительство начало финансировать экспериментальные студии, заказывая им пропагандистские ролики. У аниматоров была возможность пользоваться оборудованием Владислава Старевича. Так открылась новая страница в истории русской анимации, её советский период[13].

В 1924 году Юрий Меркулов, Николай Ходатаев и Зенон Комиссаренко организовали Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии, где сняли мультфильмы в той же технике плоской марионетки (перекладки): «Межпланетная революция» и «Китай в огне». Последний насчитывал 1000 метров плёнки, что при той скорости проекции занимало более 50 минут экранного времени — длина полнометражного мультфильма[14]. К работе также привлекли ряд молодых художников — будущих классиков советской мультипликации: сестёр Брумберг, Ольгу Ходатаеву, Владимира Сутеева[15].

Параллельно на студии «Культкино»[16] коллектив художников за два года выпустил целый ряд сатирических и рекламных картин, высмеивавших буржуазию и Запад: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки» и «Случай в Токио» (режиссёр и художник-постановщик Александр Бушкин), «Советские игрушки» и «Юморески» (режиссёр Дзига Вертов) и другие. Такая скорость стала возможной благодаря шаржевому стилю рисунка и технике перекладки[17].

Киностудия «Союздетфильм»

Ещё одним специалистом того времени стал Александр Птушко, пришедший на «Мосфильм» в 1927 году для работы над первым в СССР мультсериалом «Приключения Братишкина», где с Юрием Меркуловым в одном кадре совместили натурные съёмки и кукольного человечка[12][18]. Но настоящую славу он обрёл с выходом формально первого полнометражного кукольного мультфильма «Новый Гулливер» в 1935 году (Владиславу Старевичу удалось выпустить «Рейнеке-Лис» на экраны лишь в 1937 году[19]). В нём режиссёр также объединил в одном кадре мультипликацию и актёрскую игру.

В фильме есть массовые сцены с участием сотен кукол, с выразительной мимикой и тщательной анимацией движений[18]. Успех картины позволил Александру Птушко открыть на студии новое подразделение — Объединение объёмной мультипликации, где за пять лет было создано порядка дюжины кукольных фильмов, снятых как в чёрно-белой, так и в цветной технике по методу Павла Мершина[20]. В 1944—1946 годах он был директором созданной в 1936 году студии «Союздетмультфильм», но покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино.

Период 1930—1960-х годов

Борт поезда «Союзмультфильм»

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром поразился плавной сменой кадров, был очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея. В 1936 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов с разных студий («Мосфильма», «Межрабпомфильма», а также Экспериментальной мультипликационной мастерской), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса[21].

В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы. В первые месяцы войны все творческие группы киностудии были переключены на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. В октябре 1941 года туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко, вошедшие в штат студии[21]. По словам художника Леонида Шварцмана (работал на «Союзмультфильме» с 1948 года) советская послевоенная мультипликация была основана на мультфильмах Уолта Диснея[22]:

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (англ. multiplan), укреплённой над многоярусным съёмочным станком, позволяющая делать глубинные наезды, фокусировать либо «размывать» разные планы. Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые, например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» (1953 год)[23].

В 1947 году на VIII кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм». Это была первая международная награда студии[21].

Чтобы достичь реализм движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование (калька с англ. Rotoscoping) — мультипликационная техника, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с настоящими актёрами и декорациями, например в «Пропавшей грамоте» 1945 года, «Каштанке» (1952 год). Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, «Федя Зайцев» и «Часовые полей». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957 год)[24].

«Золотое» время

Е. А. Евтушенко
Крещатицкий парижанин
Не люблю в Эренбурга — камней,
хоть меня вы камнями побейте.
Он, всех маршалов наших умней,
нас привёл в сорок пятом к победе.
Танк назвали «Илья Эренбург».
На броне эти буквы блистали.
Танк форсировал Днепр или Буг,
но в бинокль наблюдал за ним Сталин.
Не пускали, газету прочтя,
Эренбурга на самокрутки,
и чернейшая зависть вождя
чуть подымливала из трубки.
 
Марки Почты России с героями советских мультфильмов — Буратино, Чиполлино и синьор Помидор, Незнайка, Малыш и Карлсон.

Шестидесятые годы — время радикальных и захватывающих открытий, оказавших огромное влияние на развитие культуры и искусства второй половины ХХ века. В мире происходили значимые изменения: разрушение колониальных империй[25], начало космической эры[26], разгар холодной войны[27]. Культурное явление — «шестидесятые» — связано с реформами, начавшимися в СССР, создавали благоприятные условия для развития культуры, в том числе анимационного кино[28]

В 1954 году вышла повесть Ильи Эренбурга с названием «Оттепель» и дала название эпохи, которая вошла в историю СССР под этим же названием. Эпоха перемен в советском обществе — это время глобального социокультурного поворота[29].

Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Ещё в 1953 году на «Союзмультфильме» приняли решение возродить объединение кукольных фильмов, а через год вышел мультфильм Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — весёлые охотники». В процессе работы над ним режиссёр фактически с нуля разработал и собрал всю техническую базу, которой затем пользовались другие мультипликаторы на протяжении многих лет[21].

Объединение стало полигоном для ряда начинающих режиссёров-экспериментаторов: Бориса Степанцева, Владимира Дегтярёва, Вадима Курчевского и Николая Серебрякова. Фильм «Влюблённое облако» (1959 год) Романа Качанова и Анатолия Карановича сочетал в себе техники «перекладки», кукольной и рисованной мультипликации и завоевал ряд престижных премий на международных фестивалях[14]. В дальнейшем Роман Качанов вырос в одного из ведущих режиссёров-кукольников, поставив такие картины как «Варежка» (1967 год) и «Крокодил Гена» (1969 год).

Переломом в анимации в это время стал фильм «История одного преступления», снятый в 1961 году. Этот фильм использовал совершенно невероятную до того времени условность. В кадре было только то, что необходимо и никаких лишних деталей — и оттого он был особенно выразителен. Несмотря на иронию, интонация фильма была очень трогательной, что было так же ново, как и сам маленький герой Фёдора Хитрука. И это был мультфильм для взрослых[30].

Переливной значок «Каникулы Бонифация»
Почтовая марка «Ну, погоди» (СССР, 1988 год)

Фильм «Остров», в котором одинокий человечек на крошечном необитаемым острове жил беспокойной жизнью, получил главный приз Каннского фестиваля[31]. Самыми любимыми героями отечественной анимации для детей стали мультфильмы Фёдора Хитрука «Каникулы Бонифация» и три фильма про Винни-Пуха. Хитрук произвёл революцию в советской анимации. И за ним пошли многие режиссёры — те, кому в шестидесятые годы было чуть больше двадцати. Повзрослевшее в годы «оттепели» поколение, стало называть «шестидесятниками»[32].

Вершиной лиризма в анимационном кино является творчество Юрия Норштейна. Русская авторская анимации захватила зрителя тонкостью ощущений и глубиной переживаний. Знаменитый «Ёжик в тумане» не оставил равнодушным миллионы людей. Появился сериал «Ну, погоди», фильмы про кота Леопольда, насыщенные озорством и современными мелодиями. Выходят мультфильмы Владимира Попова и Владимира ПекаряУмка», «Умка ищет друга» и др.).

Юрий Норштейн придумал сложнейшую технику многоярусной перекладки. Этот способ превращает на этапе съёмки каждый образ из его фильмов в похожее на чешую соединение мельчайших элементов, каждый из которых двигается отдельно (буквально каждый глаз, губа или палец). Юрий Борисович Норштейн создал особый жанр поэтической анимации, такой лирики, которая развёртывается под чудесную музыку в череде зрительных образов[33].

Андрей Хржановский дебютировал как режиссёр в 1966 году, ему было 27 лет. Его эстетические поиски лежали в русле открытий всего нонконформистского искусства тех лет — с его метафорами, иронией и попыткой усилить связь с мировым искусством живописи и литературы[34].

Последние годы существования СССР стали плодотворным временем для кинематографа. В конце 80-х годов появляется коммерческий кинематограф. На протяжении всей истории советского кино были известны случаи, когда актёры уезжали жить и работать «на Запад», тем не менее, сохраняя прочные связи с профессиональным сообществом[35].

Современное анимационное кино

Конец ХХ века

В декабре 1989 года возникла первая частная мультипликационная студия «Кристмас Филмз», созданная специально для работы над международным проектом «Шекспир: Великие комедии и трагедии», при этом штат студии составили опытные сотрудники «Союзмультфильма», «Мульттелефильма», «Арменфильма» и Свердловской киностудии[36].

30 июня 1999 года государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“». В её ведение отдаются помещение, производственная база и права на коллекцию фильмов. В 2004 году принято решение об образовании ФГУП «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“», занимающегося правами на коллекцию фильмов[37].

В это время начался новый этап отечественной телевизионной анимации. После ликвидации РГТРК «Останкино» (последнего преемника Гостелерадио СССР) в 1995 году производство отечественных короткометкометражных мультипликационных телефильмов прекратилось, другие отечественные телеорганизации тоже практически не заказывали производство мультипликационных телефильмов. Исключением являлся многосерийный мультфильм «Приключения в Изумрудном городе», снятый по заказу НТВ-Кино в 1999 году[38].

Различные частные мультипликационные студии произвели несколько мультфильмов для просмотра на видеокассетах, самым знаменитым из которых стал мультфильм «Незнайка на Луне», снятый частной анимационной студией «FAF Entertainment» в 1997—1999 годах и имевший телевизионную версию, которая фактически представляет собой 12-серийный мультипликационный телефильм (каждая версия с титрами, в версии для видеокассет деление на 12 серий также присутствовало, но не играло никакой роли, а титры шли только после окончания кассеты)[39].

В 2000 году ряд советских мультфильмов 1940—1950 годов («Чужой голос», «Кукушка и скворец», «Машенькин концерт», «Лев и заяц», «Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов) были отреставрированы и переозвучены ООО «Студия АС» и выпущены ООО «Детский сеанс 1» в 2001 году. В новых версиях была полностью заменена фонограмма (вместо классической музыки звучал синтезатор), к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукооператорах. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества[40]. В настоящее время восстановлением отечественных лент в России занимается кинообъединение «Крупный план».

Развитие в XXI веке

C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала возвращаться к жизни: возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель», сериала «Простоквашино» (где знаменитого кота Матроскина озвучивал Олег Павлович Табаков), были запущены в производство полнометражные фильмы «Гофманиада» (2018 год) и «Суворовъ» (2019 год). С этого же периода частная студия «Мельница»[41] развернула выпуск полнометражных рисованных мультфильмов с реалистической прорисовкой фона, другие частные киностудии начали выпуск полнометражных компьютерных мультипликационных фильмов, по оценке журнала «Техника кино и телевидения»[42] первый из которых в России («Созвездие льва») был выпущен Юрием Агаповым ещё в 1996 году[43].

Современная российская анимация, хотя и является приемником и продолжателем советской техники, давно вышла из-под её тени. Работы последних 20 лет имеют всё больший успех у россиян. С 2009 года количество зрителей у полнометражных мультфильмов, сделанных в России или в сотрудничестве с другими странами, выросло в пять раз. А число отечественных лент, как и их доля на российском рынке, — вдвое. Отдельные российские мультфильмы популярны не только у себя на родине, но и за рубежом. «Смешарики» выходят в прокат в США и Китае, сериал «Маша и Медведь» любят дети в Италии, Индонезии, Малайзии и Турции[23].

Современные российские мультфильмы, которые пользуются популярностью у детей и взрослых (по версии сайта Культура.рф)[44]:

Смешарики (логотип)
  • «Смешарики» (создатели — Анатолий Прохоров, Илья Попов и Салават Шайхинуров). Героями анимационного короткометражного мультсериала стали девять круглых зверей, у каждого из которых — свой характер, свои привычки и мечты. Они абсолютно разные, но при этом отлично уживаются друг с другом. Сериал стартовал в 2003 году как образовательный проект для детей, но со временем превратился в настоящий культурный феномен, интересный не только детям, но и их родителям всех возрастов[45].
Маша и Медведь (логотип)
  • «Маша и Медведь» (создатель — Олег Кузовков). Главная героиня бесконечно шалит и попадает в истории. Вызволять её из этих историй приходится рассудительному Медведю, бывшему артисту цирка. Он же пытается Машу воспитывать — правда, у него это не всегда получается. Несмотря на то что Маша — хулиганка, в конце каждой серии становится понятно, почему все же не стоит повторять за ней все её шалости[48].
Фиксики (логотип)
  • «Фиксики» (создатель — Александр Татарский). Анимационный сериал был создан на основе одной из книг писателя Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Мультфильм рассказывает о крошечных мастерах-фиксиках, которые живут внутри домашней техники, следят за ней и чинят поломки. Они прячутся от людей, и единственный, кто знает о существовании фиксиков, — главный герой мультфильма, мальчик Дим Димыч[49].
  • «Финник» (режиссёр — Денис Чернов). Комедия рассказывает о тайной жизни домовых, которые живут в каждом доме и следят за порядком. Главная героиня мультфильма, девочка Кристина, знакомится с одним из таких домовых по имени Финник, и он не очень любит людей. Их встреча приводит к целой череде невероятных приключений, в результате которых друзьям придется спасать целый город[50].
  • «Три богатыря». Первый фильм из цикла «Три богатыря» вышел на экраны в 2004 году и стал одним из самых кассовых мультфильмов России. Вслед за ним появились мультфильмы про Добрыню Никитича и Илью Муромца. Действие всех трех серий происходит на территории Киевской Руси во время правления Владимира Красное Солнышко. Князь, которого озвучивает Сергей Маковецкий, стал единственным сквозным персонажем всех фильмов франшизы[51].

28 мая 2018 года «Союзмультфильм» создал одноимённый YouTube-канал. Туда загружаются не только ранее выпущенные картины, включая «Простоквашино», но и все короткометражные мультфильмы, выпущенные за последние несколько лет[52].

9 августа 2019 года стало известно о том, что киностудия совместно со «Сбербанком» создаст совместное предприятие, в котором финансовый конгломерат получит 80 % ООО «Союзмультфильм» у одноимённого ФГУПа и вложит инвестиции[53].

С 2020 года специалисты киностудии «Союзмультфильм» начали восстанавливать качество советских мультфильмов для их дальнейшего показа в кинотеатрах. Восстановительные работы были необходимы, поскольку современные экраны, которые поддерживают высокое разрешение, проявляют самые минимальные погрешности изображения[54]. Сотрудники киностудии восстанавливали картины вручную. Оригинальную плёнку оцифровали, после чего каждый кадр мультфильма был очищен от целлулоидной пыли, царапин и порывов. При этом каждого персонажа отделяли от общего фона для раздельной очистки и восстановления всех элементов кадра. Кроме того, специалисты скорректировали цвет фильмов и восстановили оригинальный звук[54].

Тренды анимационной техники

Компьютерная анимация
2D — анимация

Компьютерная анимация

В 1980-х годах впервые начали использовать компьютеры при работе над фильмами и мультфильмами. Компьютерная анимация— вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера, в частности, трёхмерной компьютерной графикиCGI-графики»), но не ограничиваясь ею[55]. Хотя компьютеры стали широко применяться в мультипликации ещё в ХХ веке, термин «компьютерная анимация» в настоящее время обозначает именно трёхмерную CGI-анимацию, в то время как для двухмерной рисованной мультипликации с использованием компьютера применяются другие термины, например, «Flash-анимация» и «GIF-анимация».

3D-анимация

Компьютерная анимация — это не только нарисованная движущаяся картинка, а целый раздел в дизайне — моушн-дизайн.

Моушн-дизайн — это создание разнообразных объектов графического формата. Область применения: киноиндустрия, маркетинг, геймдизайн. Это направление, возникшее на рубеже XX и XXI веков, становится всё популярнее. С его помощью создаются компьютерные игры, рекламные ролики, 3D-логотипы и многое другое[56]. Одним из первых фильмов, в создании которого была задействована компьютерная анимация, был многосерийный фильм «Звёздные Войны»[57]

Запись данных о движении мимических мышц актёра

Данные анимации записываются специальным оборудованием с реально двигающихся объектов и переносятся на их имитацию в компьютере. Распространённый пример такой техники — «захват движений» (англ. Motion capture). Актёры в специальных костюмах с датчиками совершают движения, которые записываются камерами и анализируются специальным программным обеспечением. Итоговые данные о перемещении суставов и конечностей актёров применяют к трёхмерным скелетам виртуальных персонажей, чем добиваются высокого уровня достоверности их движения. Такой же метод используют для переноса мимики живого актёра на его трёхмерный аналог в компьютере[56].

В России технологию Motion Capture используют, например, телекомпания «Пилот ТВ» и студия «Анимаккорд»[58]. Технологии захвата движения компании были представлены на презентации в 2014 году наголовного шлема Vicon Cara, организованной компанией SVGA (Россия, Москва)[59].

Применение анимации

Традиционная анимация уже не является трендом в 2023 году. Иногда её используют в рекламе, а также в творческих дизайн-работах. В связи с поисками методов более правдивого представления трёхмерных объектов на плоском экране начала формироваться новая тенденция. Цифровой сюрреализм показывает нереалистичную виртуальную действительность, сотканную из чётких зрительных компонентов и чего-то бессознательного, придуманного — чего не бывает в настоящей жизни.

В период санкций с отечественного рынка ушло много иностранных студий и появилось много компаний в сфере российской анимации. Индустрия юная, но российские мультипликационные студии вышли на тот уровень, когда зритель не может различить зарубежную и отечественную анимацию. Спрос на российскую анимацию повысился на 30-40 %[60].

Российское общество «Знание» запустило цикл образовательных лекций относительно трендов российской мультипликации[61].

Внешние изображения
Тизер «Полосатая проверка» мультсериала «Простоквашино»
«Полосатая проверка»

8 февраля 2023 года на экраны вышла первая специальная серия мультсериала «Простоквашино», созданная Союзмультфильмом совместно с Центром финансовой грамотности НИФИ Минфина России при поддержке Министерства финансов РФ[62]. В эпизоде «Полосатая проверка» Пёс Шарик учится противостоять мошенникам, а советами ему активно помогает практичный Кот Матроскин. Всего в новом сезоне о финансовой грамотности зрителей ждут пять серий, среди них «Тушите свет», «Папина отдушина» и «Парк аттракционов»[63]. Все они также будут посвящены финансовой грамотности — герои научат зрителей основам предпринимательства, разумному сбережению, а также правилам финансовой безопасности[64].

Изображения анимационных героев

Анимационное кино в России пользуется огромной популярностью среди детей и взрослых. Отечественная анимация всегда была узнаваемым брендом — на фильмах таких мэтров жанра, как Хитрук и Норштейн, Старевич и Котёночкин, воспитывались поколения мультипликаторов по всему миру. Последние 20 лет подтвердили, что Россия продолжает задавать тон в мультипликации: на созданных местными студиями сериалах растут миллионы детей в десятках стран, а анимационные франшизы по успешности в прокате могут сравниться с самыми дорогими из западных блокбастеров[65]. Успех анимационного кино — это когда фразы персонажей становятся «крылатыми» и расходятся на цитаты[66].

- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся. По миру пойдём.
- Это что, сказка такая?
- Это жизня такая.«Приключения домовёнка Кузи»

Монеты

Центробанк России эмитирует не только обычные монеты номиналом 1, 5, 10 рублей, которые предназначены для оплаты товаров и услуг, но и юбилейные и памятные денежные знаки[67]. Они имеют особую коллекционную ценность и свою инвестиционную рыночную стоимость[68]. Например, за одну 3-рублёвую монету с изображением Крокодила Гены и Чебурашки в 2021 году её владельцы запрашивали 12 300 рублей (в 4 000 с лишним раз дороже номинала)[68].

Поздравляю с днём рожденья, желаю счастья в личной жизни, Пух!«Винни-Пух и все-все-все»

Марки

Почта России тоже использует изображения анимационных героев при выпуске почтовых марок[69].На почтовых миниатюрах запечатлены Малыш и Карлсон, Маугли и его друзья, Винни Пух, Вовка из Тридевятого царства — популярные мультперсонажи, созданные на студии «Союзмульфильм» Номинал каждой марки составляет 10 рублей, размер — 56×28 мм, а тираж — 200 тысяч экземпляров[69].

Советские мультфильмы, отличаясь высоким качеством и содержательностью, давно снискали любовь зрителей всех возрастов. Тиражируя марки со сказочными героями, Почта России способствует популяризации отечественной мультипликации[70].

Спокойствие, только спокойствие!Малыш и Карлсон, «Карлсон вернулся»

Примечания

  1. Кривуля Н. Г. История анимации. — М.: ВГИК, 2012. — ISBN 978-5-87149-134-8..
  2. Значение слова «анимация». Картаслов.ру — Карта слов и выражений русского языка. Дата обращения: 29 июля 2023.
  3. Об Ассоциации. Дата обращения: 31 июля 2023.
  4. Анимация. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 29 июля 2023.
  5. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов (конец XX — начало XXI вв.): более 3000 слов и словосочетаний.. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 943 с. — ISBN 978-5-17-061488-2.
  6. Анимационное кино. РОЗ. Дата обращения: 29 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 История анимации. Дата обращения: 31 июля 2023.
  8. Анимационная Британия. Госфильмофонд России. Дата обращения: 29 июля 2023.
  9. Так оживают мультфильмы. НТВ (13 апреля 2009 год). Дата обращения: 7 августа 2023.
  10. М. Хайкина. Стрекоза, жуки-рогачи и плюшевая собака Фетиш. Как российская анимация началась с энтомологии (11 мая 2022 год). Дата обращения: 29 июля 2023.
  11. Старевич Владислав Александрович. Дата обращения: 29 июля 2023.
  12. 12,0 12,1 12,2 Издательство «Скобелевский комитет» (29 июля 2023).
  13. 140 лет со дня рождения кинорежиссёра, создателя первых в мире коммерческих мультфильмов Владислава Старевича. Дата обращения: 29 июля 2023.
  14. 14,0 14,1 Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 14—17, 315—316, 615—616, 687—688. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
  15. Асенин С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и своем искусстве. — М.: Искусство, 1983. — С. 20. — 207 с.
  16. К. Радичкина. Когда в России появился первый мультфильм (8 апреля 2019 год). Дата обращения: 30 июля 2023.
  17. Студия Мир. Дата обращения: 29 июля 2023.
  18. 18,0 18,1 Гуливеркино: обратная сторона сказки. Александр Птушко-инновации. Дата обращения: 30 июля 2023.
  19. Нусинова Н. Драконы с бриллиантовыми глазами. Дата обращения: 31 июля 2023.
  20. Е. Крючкова. Пушкин в отечественной мультипликации. Рязанская областная универсальная научная библиотека (5 июня 2022). Дата обращения: 30 июля 2023.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 10 июня 1936 г. В СССР основана киностудия «Союзмультфильм». День в истории. Дата обращения: 30 июля 2023.
  22. Волонихин И. «Шапокляк — это полный антипод моей тёщи» // Огонёк : Журнал. — 2020. — № 30. — С. 50.
  23. 23,0 23,1 Славный путь российской анимации. МРГ онлайн (7 апреля 2023). Дата обращения: 30 июля 2023.
  24. ИсториЯ. Отечественные мультфильмы (4 мая 2021). Дата обращения: 30 июля 2023.
  25. Д. Жуковкая. Крушение колониальных империй. Историк - общественно-политический журнал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  26. Начало космической эры. Российский университет кооперации (4 октября 2022 года). Дата обращения: 30 июля 2023.
  27. А. Сидоров. О холодной войне кратко: причины начала, основные этапы, последствия. News.ru (30 марта 2022). Дата обращения: 30 июля 2023.
  28. Культура СССР в середине 60-х – начале 80-х годов. Дата обращения: 30 июля 2023.
  29. Хрущевская оттепель: нежеланная свобода. РИА Новости (14 октября 2009). Дата обращения: 30 июля 2023.
  30. Русская анимация: продолжение следует. Дата обращения: 30 июля 2023.
  31. Остров (фильм). Дата обращения: 30 июля 2023.
  32. А.В. Шубин. Шестидесятники. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 30 июля 2023.
  33. Норштейн Ю. Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации.. — М.: ВГИК: Искусство кино, 2005. — 254 с. — ISBN 5-87149-099-9.
  34. А. Васильева. Наши мультфильмы. Андрей Хржановский / И. Марголина, Н. Лозинская. — М.: Интеррос, 2006. — С. 162—167. — 349 с. — ISBN 5-91105-007-2..
  35. На рубеже веков. — М.: ВГИК, 2015. — 585 с. — ISBN 978-5-87149-187-4.
  36. Документальный фильм Александр Татарский. Повелитель пластилиновых ворон. Дата обращения: 30 июля 2023.
  37. О студии «Союзмультфильм». Планета семейного кино и мультфильмов (23 сентября 2018). Дата обращения: 30 июля 2023.
  38. Приключения в Изумрудном Городе (мини–сериал 1999). Кинопоиск. Дата обращения: 30 июля 2023.
  39. [studio/15886/ Студия «FAF Entertainment»]. Кинопоиск. Дата обращения: 30 июля 2023.
  40. Акоп Киракосян, директор "Союзмультфильма". Lenta.ru (2 июня 2009). Дата обращения: 30 июля 2023.
  41. О создании студии. Дата обращения: 30 июля 2023.
  42. Техника кино и телевидения. Видачество. Дата обращения: 30 июля 2023.
  43. Агапов Юрий Георгиевич. Дата обращения: 30 июля 2023.
  44. Культура.рф. Дата обращения: 30 июля 2023.
  45. Лесик Алина. «Таких Смешариков вы еще не видели». Как культовый мультсериал отметит 20-летие. Газета.ru (22 октября 2022). Дата обращения: 30 июля 2023.
  46. Анна Дерябина. Мультяшки на миллиард // РБК: журнал. — 2015. — № 9. — С. 84.
  47. Звёздные собаки: Белка и Стрелка. Дата обращения: 30 июля 2023.
  48. Полнометражный мультфильм «Маша и Медведь» расскажет о приключениях героев в городе. Газета Культура (16 июня 2021 год). Дата обращения: 30 июля 2023.
  49. Обзор мультсериала "Фиксики". Кино-театр.ру (14 декабря 2012). Дата обращения: 30 июля 2023.
  50. В Петербурге прошла премьера мультфильма "Финник" (24 марта 2022). Дата обращения: 30 июля 2023.
  51. Франшиза «Три богатыря». Дата обращения: 30 июля 2023.
  52. "Союзмультфильм" завёл свой youtube-канал. Комсомольская правда (20 мая 2018). Дата обращения: 30 июля 2023.
  53. Сбербанк получил 80% в совместном предприятии с «Союзмультфильмом» (15 июля 2020). Дата обращения: 30 июля 2023.
  54. 54,0 54,1 "Союзмультфильм" восстановил советские мультфильмы для показа на большом экране (16 декабря 2019). Дата обращения: 30 июля 2023.
  55. Tom Sito. Moving Innovation: A History of Computer Animation. — MIT Press, 2013-04-19. — 373 с. — ISBN 978-0-262-31431-2. Архивировано 19 июля 2022 года.
  56. 56,0 56,1 Тренды анимации в 2023 году: от морфинга до ликвида (9 мая 2023). Дата обращения: 30 июля 2023.
  57. Земные секреты "Звёздных войн". Дата обращения: 31 июля 2023.
  58. Процесс создания анимации в технике Motion Capture на студии «Анимаккорд» на YouTube
  59. Демонстрация MoCap технологий VICON на YouTube
  60. Спрос на российскую анимацию. Дата обращения: 30 июля 2023.
  61. Тренды современной мультипликации. Дата обращения: 31 июля 2023.
  62. Научно-исследовательский финансовый институт. Дата обращения: 30 июля 2023.
  63. Вышла первая серия сезона о финансовой грамотности «Простоквашино». Мои финансы (8 февраля 2023 год). Дата обращения: 30 июля 2023.
  64. Вышла первая серия сезона о финансовой грамотности «Простоквашино». Мои финансы (8 февраля 2023). Дата обращения: 31 июля 2023.
  65. Детский мир. Как миллионы людей по всей планете влюбились в мультфильмы из России?. Lenta.ru (27 мая 2022 год). Дата обращения: 31 июля 2023.
  66. 80 крылатых фраз из советских мультиков. Комсомольская правда (28 октября 2016). Дата обращения: 31 июля 2023.
  67. База данных по памятным и инвестиционным монетам. Банк России. Дата обращения: 30 июля 2023.
  68. 68,0 68,1 Героев каких мультфильмов можно найти на памятных монетах Банка России (15 декабря 2021). Дата обращения: 30 июля 2023.
  69. 69,0 69,1 В отделениях Почты России появились марки с "Винни Пухом". Дата обращения: 31 июля 2023.
  70. В Волгограде появились почтовые марки с героями отечественных мультфильмов (26 декабря 2012). Дата обращения: 31 июля 2023.

Литература

  • Асенин, С. В. Мир мультфильма [Текст] : идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран / С. Асенин. — Москва : Искусство, 1986. — 287 с.
  • Веселые человечки: культурные герои советского детства : сборник статей / [сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис]. — Москва : Новое лит. обозрение, 2008. — 536 с.
  • Ермилова, Г. И. Постмодернизм и воплощение его основных принципов в современной анимации : диссертация … кандидата философских наук : 24.00.01. — Москва, 2006. — 164 с.
  • Кривуля, Н. Г. Ожившие тени волшебного фонаря / Н. Г. Кривуля. — Краснодар : Аметист, 2006 (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). — 501 с.
  • Плакат немого кино в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1914—1919 [Текст] : альбом-каталог / Государственный музей истории Санкт-Петербурга; [автор-составитель: М. Терехова]. — Санкт-Петербург : ГМИ СПб, 2018. — 191 с.
  • Энциклопедия отечественной мультипликации / [сост. С. В. Капкова]. — Москва : Алгоритм, 2006. — 812 с.

Ссылки