Смешарики

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Смешарики

«Смешáрики» — анимационный проект, созданный группой российских художников и сценаристов под руководством Ильи Попова, Салавата Шайхинурова, Анатолия Прохорова, Игоря Шевчука и Анны Мальгиновой. Сериал повествует о приключениях смешных шарообразных персонажей, каждый из которых имеет свои уникальные особенности, черты характера и способности[1].

Сюжетно каждая серия «Смешариков» представляет собой отдельный эпизод с отдельно взятой историей. Лишь некоторые из них представляют из себя несколько связанных серий. Место действия большинства эпизодов — Ромашковая долина, часть серий разворачивается вне данной локации[2].

За годы своего существования сериал стал культовым явлением, получив признание зрителей и критиков[3]. Рецензенты отмечают качество работы сценаристов, а также оригинальность визуального стиля.

Благодаря своей популярности «Смешарики» стали основой для создания множества компьютерных игр и полнометражных мультфильмов, таких как «Смешарики. Начало» (2011 год)[4], «Смешарики. Легенда о золотом драконе» (2016 год)[5], «Смешарики. Дежавю» (2018 год)[6] и «Смешарики снимают кино» (2023 год)[7]. Были созданы сериалы культурно-просветительской направленности, включая «Пин-код»[8] и «Новые приключения».

История создания

В 2001 году компания Fun Game, которая специализировалась на разработке настольных игр, прошла через определённые проблемы[9]. Её руководитель Илья Попов искал идею для уникального проекта, который мог бы вывести его компанию из кризиса. Он заметил, что производители сладостей упаковывают свои товары таким образом, что в упаковке остается много свободного места, и решил создать настольную игру, в которой фишками служили бы конфеты[10]. Разработку этой игры он поручил команде под руководством Салавата Шайхинурова, ведущего художника компании. Он создал эскиз первого персонажа — Кроша. Мария Колесникова разработала остальных персонажей, названных «Сластёнами»[11]. Дизайн и механика игры-ходилки были продуманы креативным директором Игорем Шевчуком. После окончания разработки игры первым, к кому обратился Илья Попов, была Кондитерская фабрика имени Крупской, но руководство фабрики отказалось от участия в ппроекте. Затем Илья Попов обратился к концерну «Бабаевский», который и выпустил «Сластён»[11].

Салават Шайхинуров продумывал, что на основе игры было возможно сделать сериал, используя разработанных персонажей игры. С этой идеей в конце 2001 года он обратился к Илье Попову, который поддержал идею. Анна Мальгинова, жена Салавата, разработала основную концепцию проекта («мир без насилия») и место действия  (Ромашковую долину). Салават Шайхинуров изначально планировал, что сериал будет состоять из 20 эпизодов, но Илья Попов настаивал на 200[12]. Проект получил название «Идеальный мир». Первым, кому предложили проект для партнёрства, был продюсер Сергей Сельянов, но он отказался. Затем последовало обращение к Константину Бронзиту, но и он отказался, посоветовав обратиться к Анатолию Прохорову, тогда основателю популярной студии «Пилот»[1]. Весной 2002 года в офисе «Пилота» прошла встреча Ильи Попова, Салавата Шайхинурова и Анатолия Прохорова. Сомнения вызывала идея «мира без насилия» и отсутствие персонажей-антагонистов, которые, по его мнению, были необходимы для сильной драматургии. Через неделю он посетил офис Fun Game. Салават Шайхинуров предложил ознакомиться со сценариями к первым эпизодам, но после прочтения Илья Прохоров сказал, что это не более чем литературные эссе. Попов попросил Игоря Шевчука написать новый сценарий, в котором осоветовал сменить название проекта. Было предложено множество названий, включая «Бумки», придуманное Мальгиновой и отсылающее к звуку прыгающего мяча, форма которого напоминала персонажей будущего сериала. В это же время Шевчук писал сказку про шарообразных героев — смешариков. Илья Попов, посчитав это «стопроцентным попаданием», утвердил название «Смешарики», которое понравилось и Анатолию Прохорову[13]. Следующие два месяца ушли на определение художественной идеологии проекта и стратегии его продвижения, характеров и дизайна персонажей.

Приостановление и дальнейшее возобновление показа сериала

Монета Банка России — Смешарики

3 сентября 2012 года вышла последняя серия классических двухмерных «Смешариков». При этом в период с 2011 года по 2013 год студия выпускала серии «Новые приключения» и «Пин-Код» (до 2018 года), выполненные в трёхмерной графике[14].

В ноябре 2019 года компания «Яндекс» заявила о готовности профинансировать проект и инвестировала 100 миллионов рублей в производство пятого сезона — стилистически он вернулся к классическим двухмерным эпизодам 2004—2012 годов, но с некоторым техническим улучшениями. Общая стоимость всего сезона оценивалась в 130 миллионов рублей. Бюджет одного эпизода составил около 2,5 миллионов рублей[15]. Показ начался на сервисах «КиноПоиск HD» и «Яндекс.Эфир». Возобновление показа произошло 18 мая 2020 года на сервисе «Кинопоиск». Новые эпизоды получили общее название «Новый сезон»[16]. Последняя на данный момент серия вышла 25 мая 2023 года, и до 2025 года планируется выпустить новые серии. Новый сезон был принят сравнительно тепло зрительской аудиторией и прессой: отмечался возврат к двухмерной анимации. в то же время отмечалось проблемы с анимацией в первых сериях, вызванные отсутствием специалистов и опыта в 2D, а также некоторая неоднозначность эпизодов[17].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Урсул А. Как появились «Смешарики»?. Собака.ru (24 января 2024). Дата обращения: 4 августа 2024.
  2. Смешарики: содержание серий. kino-teatr.ru. Дата обращения: 4 августа 2024.
  3. Лесик А. «Таких Смешариков вы еще не видели». Как культовый мультсериал отметит 20-летие. Газета.ru (21 декабря 2022). Дата обращения: 4 августа 2024.
  4. Частные инвесторы «Смешариков» могут остаться без прибыли. Ведомости (12 января 2012). Дата обращения: 4 августа 2024.
  5. Мультфильм «Смешарики. Легенда о золотом драконе» выходит в прокат. ТАСС (17 марта 2016). Дата обращения: 4 августа 2024.
  6. Полнометражный фильм «Смешарики. Дежавю» покажет зрителям анимацию мирового уровня. Смешарики. Дата обращения: 4 августа 2024.
  7. Перов А. Киноальманах «Смешарики снимают кино» выйдет 12 октября. Интернет-портал «Российской газеты» (13 сентября 2023). Дата обращения: 4 августа 2024.
  8. О проекте «Пин-Код». ООО «Смешарики». Дата обращения: 4 августа 2024.
  9. Fun Game. Росбизнесконсалтинг. Дата обращения: 4 августа 2024.
  10. Как молочный король спас «Смешариков» и что им не дало выйти на международный уровень. Forbes. Дата обращения: 4 августа 2024.
  11. 11,0 11,1 «Мир, в котором нет злодеев»: кто и когда придумал «Смешариков» и почему в идею поверили не все. Мел. Дата обращения: 4 августа 2024.
  12. Как «Смешарики» покорили Землю и вышли в космос. Кинопоиск (18 мая 2020). Дата обращения: 4 августа 2024.
  13. «Папа» Смешариков Игорь Шевчук: «От Сыктывкара жду встречи с юностью». ИА Комиинформ (15 сентября 2022). Дата обращения: 4 августа 2024.
  14. Смешарики. Новые приключения. Apple Inc. Дата обращения: 4 августа 2024.
  15. «Смешарики» прикатились к «Яндексу». Коммерсант (22 ноября 2019). Дата обращения: 4 августа 2024.
  16. Новый сезон «Смешариков» выйдет на КиноПоиск HD 18 мая. Кинопоиск (21 апреля 2020). Дата обращения: 4 августа 2024.
  17. Смешарики. Новый сезон - отзывы и рецензии на сериал. Кинопоиск. Дата обращения: 4 августа 2024.