Товар

Това́р — предмет, производимый не для личного потребления, а для потребления другими хозяйствами. Он может быть физическим или нематериальным. Все товары имеют общие свойства — полезность, удовлетворяющая различные потребности человека, и то, что все они созданы трудом[1]. Понятие «товар» используется во многих сферах. Существует большое количество классификаций товаров. Рынок какого-либо товара — это совокупность покупателей и продавцов данного товара[2].

Этимология

Слово происходит от древнерусского «товаръ» — стан, обоз, имущество, деньги[3]. Но считается, что в русский язык слово пришло из древнетюркского — tavar — имущество, дань, дар. Есть ещё версия, что русское слово происходит от чувашского тавǎр — соль. Однако в древнерусском языке слово «товаръ» никогда не использовалось в таком значении[4].

Определение товара

В экономике товар — продукт труда, произведенный для продажи. Товар — вещь, которая удовлетворяет какую-либо потребность человека и может быть обменяна на другую вещь. Кроме того, товар выступает предметом торговли[5]. Также товар можно рассматривать как материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо[6].

В маркетинге, термин «товар» входит в понятие «продукт», который может представлять собой как товар, так и услугу. Товар — предлагаемая на рынке ценность, выраженная в физической форме. Маркетинг определяет товар как физический продукт (за исключением цифрового товара), который может удовлетворить какой-либо запрос[7].

Для бухгалтера товар — материальная ценность, приобретенная для перепродажи[8]. Юристы называют товаром объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, в том числе финансовая услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот[9].

Виды товаров

Существует большое количество видов и типов товаров. Чаще всего товары делят на физические — еда, одежда, электроника и т. п., и нематериальные — услуги, интеллектуальная собственность и др[1].

По отношению к рынку

По отношению к рынку выделяют такие виды товаров:

  • товары для рынка B2B;
  • товары для рынка B2C.

Товары для B2B (business-to-business — бизнес для бизнеса) — промышленные товары, которые используются для изготовления других изделий. В процессе производства они могут изменять свою форму, состав и внешний вид. На рынке B2C (business-to-consumer — бизнес для потребителя) продаются потребительские товары, которые покупают конечные потребители для личного, семейного потребления или в подарок. Их не используют в процессе производства других товаров или оказания услуг[7].

В зависимости от назначения

В маркетинге товары (продукты) по назначению разделяют на промышленные и потребительские. Промышленные товары в свою очередь делят на:

Потребительские товары классифицируют по признакам потребительского поведения и процесса принятия решения о покупке. Потребительские товары подразделяются на:

  • повседневного спроса;
  • предварительного выбора;
  • особого спроса;
  • пассивного спроса[7].

Товары повседневного спроса — потребительские товары, которые, покупают часто, без раздумий и с минимальным сравнением с другими товарами. В свою очередь, к товарам повседневного спроса относятся:

  • основные;
  • экстренные;
  • товары импульсной покупки.

Основные товары покупатели приобретают регулярно, на основе привычки и без особенных оценок и сравнений. К подобным товарам относят, например, продукты питания: молоко, хлеб, масло и др. Экстренные товары — те товары, о покупке которых люди задумываются только в особой ситуации: лейкопластырь при необходимости срочно заклеить рану, вода в жаркий день, буксировочный трос при аварии и др. Товары импульсной покупки приобретаются на основе внезапно возникшего желания и спонтанно. При этом предварительное планирование и поиск информации не осуществляются. Импульсная покупка бывает следующих видов:

  • запланированная, когда приобретение товара планировалось, но не было определено время и место;
  • напоминающая, когда покупка товара также планировалась, но без чётких условий и сроков;
  • побудительная, то есть совершаемая по отношению к товару, не знакомому покупателю;
  • незапланированная, когда товар приобретается без раздумий на основе внезапно возникшего желания.

Товары предварительного выбора представляют собой группу товаров, основное отличие которых в том, что их покупка осуществляется на основе длительной оценки, поиска вариантов и сравнения самих товаров, цен и условий продажи с аналогами конкурирующих производителей. К товарам предварительного выбора относят технику, мебель, предметы интерьера и др.

Товары особого спроса также приобретаются на основе оценки и сравнения вариантов, только в данном случае предварительная работа по осуществлению выбора ещё больше в силу того, что товары особого спроса являются дорогостоящими для конкретного покупателя и обладают для него повышенной значимостью. К ним относятся недвижимость, туры, автомобили, ювелирные изделия высокой стоимости и др.

К товарам пассивного спроса относятся те товары, о приобретении которых покупатель, как правило, не думает — вне зависимости от того, знает ли он об их существовании или нет. К таким товарам относят страховые полисы и ритуальные товары[7].

В зависимости от спроса

Существует классификация товаров в зависимости от того, как величина спроса на рынке реагирует на изменение доходов покупателей. Здесь выделяют нормальные товары и товары низшей категории.

  • Нормальные товары — товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей.
  • Товары низшей категории — товары, величина спроса на которые может снизиться при росте доходов покупателей[6].

Другая классификация

Также выделяют товары:

  • заменяющие;
  • дополняющие.

Заменяющие товары — это блага, удовлетворяющие те же самые потребности и потому являющиеся наиболее непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя. Дополняющие товары вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. И потому изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении[6].

Исходя из имеющихся в стране ресурсов и технологий товары разделяют на:

  • потребительские товары;
  • инвестиционные товары.

Потребительские — те товары, которые производятся для внутреннего потребления в стране. Инвестиционные товары не потребляются непосредственно, а используются для наращивания запасов капитала, что позволяет увеличить производительные возможности экономики и будущее потребление.

Кроме того, товары можно разделить на товары, направляемые на гражданское потребление и на военное потребление[2].

Свойства товара

Любой товар обладает двумя свойствами:

  • потребительской стоимостью;
  • меновая стоимостью.

Потребительская стоимость — способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, то есть её полезность. Одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, как предметы потребления; другие — косвенно, как средства производства. Меновая стоимость — способность обмениваться в определённых количественных пропорциях на другие товары[11].

Зависимость товара от цены

Вид и количество товара на рынке может иметь большое влияние на его цену. Выделяют три понятия, связывающие товар и цену.

  • Равновесная цена — это такая цена, при которой количество товара, которое хотят приобрести покупатели, равно количеству этого товара, которое предлагают продавцы.
  • Дефицит — превышение количества товара, которое при сложившейся цене хотят купить покупатели, над тем его количеством, которое по данной цене хотят продать продавцы.
  • Избыток товара — превышение количества товара, которое при сложившейся цене хотят продать продавцы, над тем его количеством, которое по данной цене хотят купить покупатели[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Товар в экономике. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Дата обращения: 8 сентября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Бойко М. Азы экономики. — М.: Книга по требованию, 2015. — 470 с. — ISBN 978-5-519-48971-3.
  3. Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка. — М.: Этимологический словарь современного русского языка. Том 2, 2010. — С. 417. — 257 с. — ISBN 978-5-9765-0819-4.
  4. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Том II. — М.: Русский язык, 1999. — С. 247. — 560 с. — ISBN 5-200-02686-5.
  5. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований / Евгеньевой А.П.. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
  6. 6,0 6,1 6,2 Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. — М.: Омега-Л, 2006. — 656 с. — ISBN 5-98119-407-3.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Твердохлебова М.Д. Товар. Большая Российская энциклопедия (5 сентября 2023). Дата обращения: 3 сентября 2025.
  8. Что такое товар в бухгалтерии. Контур.Экстерн (13 января 2025). Дата обращения: 9 сентября 2025.
  9. Федеральный закон О защите конкуренции. Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 9 сентября 2025.
  10. Блайт Дж. Основы маркетинга: Пер. со 2-го англ. изд.. — К.: Знання-Прес, 2003. — С. 188. — 493 с. — ISBN 966-7767-86-8.
  11. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2010.