Мозжухин, Иван Ильич

Материал из «Знание.Вики»
Иван Ильич Мозжухин
Иван Мозжухин в фильме «Пиковая Дама». 1916.
Иван Мозжухин в фильме «Пиковая Дама». 1916.
Дата рождения 26 сентября 1889(1889-09-26)
Место рождения Сергиевское (Кондоль), Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Дата смерти 17 января 1939(1939-01-17) (49 лет)
Место смерти Нейи, пригород Парижа, Франция
Гражданство Российская империя
Профессия киноактёр
Направление немое кино

Ива́н Ильи́ч Мозжу́хин (26 сентября (8 октября) 1889, Сергиевское (Кондоль), Петровский уезд, Саратовская губерния — 17 января 1939, Париж, Франция) — великий русский актёр эпохи немого кино, известный своими работами в мировом кинематографе, снимался во Франции, Германии и США. Сценарист, режиссёр. Современники называли его королём немого кино. На родине Ивана Мозжухина, в селе Кондоль в 1989 году открыт музей братьев Мозжухиных — Ивана, киноактёра, и Александра, выдающегося оперного певца. В память знаменитого актёра с мировой славой в Пензе с 2007 года проходит кинофестиваль имени Ивана Мозжухина «Мужская роль»[1].

Биография

Родословная

Иван Мозжухин родился 26 сентября (8 октября) 1889 года в крестьянской семье в селе Сергиевское (Киселёвка), рядом с селом Кондоль, отделённым от него только речкой Ивановкой. В 1966 году Сергиевское присоединена к Кондолю. На период рождения Ивана Мозжухина и Сергиевское, и Кондоль относились к Саратовской губернии, с 1939 года вошли в состав Пензенской области. Ныне Кондоль является административным центром Пензенского района[2].

Сергиевское (Киселёвка) принадлежало первоначально дворянам Киселёвым, в середине XIX века — Бахметьевым, затем их родственникам и наследникам князьям Оболенским. Бахметьевы и Оболенские известны были в Пензенской губернии как владельцы завода по производству стекла и хрусталя в Николо-Пёстровке (ныне город Никольск Пензенской области). У Бахметьевых -— Оболенских и служили управляющими в Сергиевском дед и отец будущего актёра[2][3].

Фамилия Мозжухин образована от русского слова «мозжуха» (или «можжуха», отчего и фамилия нередко писалась как «Можжухин»), что означало заросли можжевельника.

Дед Иван Семёнович Мозжухин был крепостной, до 85-летнего возраста управлял имением Бахметьевых, а потом Оболенских. Отец будущей мировой знаменитости был уже «вольноотпущенным господина Бахметьева», получил образование в Пензе в уездном училище. Служил у Бахметьевых конторщиком, а потом до революции 1905 года управлял их имением. Илья Иванович Мозжухин в родном Сергиевском нашёл себе и спутницу жизни — Рахиль Ивановну Ласточкину, дочь местного священника[3].

В семье родилось четверо сыновей: 11 августа 1878 года родился первенец, получивший имя Александр — брат будущего актёра, тоже необычайно талантливый, ставший известным оперным певцом; в 1880 году родился Алексей, в 1882 году — Константин; в 1889 году — Иван[4].

Юность в Пензе

Здание бывшей 2-й мужской гимназии, Пенза

Родители пожелали дать сыновьям хорошее образование. Иван после окончания Сергиевской церковно-приходской школы, осенью 1899 года в 10-летнем возрасте поступил во 2-ю Пензенскую мужскую гимназию, в стенах которой провёл 8 лет. Здание бывшей гимназии в Пензе сохранилось и отмечено мемориальной доской в память великого киноактёра[5].

Общительный, остроумный, отличавшийся весёлым нравом Иван быстро нашёл себе друзей, многие из которых увлекались театром. Пенза считалась театральным городом, в котором охотно бывали многие знаменитости и корифеи сцены; более того, здесь родился, вырос и закончил в 1895 году эту же 2-ю гимназию Всеволод Мейерхольд, будущий театральный режиссёр[6].

В Пензе Иван посещал только что открывшийся в городе синематограф, выступал в любительских спектаклях, в том числе и в народном театре Пензы. Писатель русского зарубежья Роман Гуль, родившийся в Пензе, в своих мемуарах приводит редкое свидетельство о юношеских годах Ивана Мозжухина[7]:

«…Помню его со стародавних времён, ибо Иван Мозжухин — земляк, как и я, пензяк, «толстопятый». Только разница в возрасте была большая. Я — в первом классе Первой гимназии. А Мозжухин — в восьмом классе Второй гимназии. Но уже тогда Мозжухин часто выступал на сцене в любительских спектаклях и спектаклях, смешанных из актёров и любителей. Помню его в пьесе Островского «Лес» в Зимнем театре Вышеславцева (в Пензе было два репертуарных театра — Зимний и Летний). В «Лесе» Мозжухин играл Алексиса. И играл превосходно, по крайней мере — я его запомнил».

— Роман Гуль

Роман Гуль добавляет характерную деталь[7]:

«В Пензе гимназист Мозжухин был необычайным франтом, таких тогда звали “пижонами”: в обтянутых брючках со штрипками, в фуражке с крошечными полями (мода тех времён), в шинели с иголочки…»

— Роман Гуль

Начало театральной карьеры

По настоянию родителей Иван в 1906 году поступил на юридический факультет Московского университета, однако уже после первого курса заключил контракт с труппой актёра и антрепренёра Петра Заречного. Родители умоляли его вернуться в университет, отец был в отчаянии, готов был проклясть сына, но Иван был неумолим. Страсть к сцене пересилила привязанность к отчему дому и родным[3].

Актёрскому мастерству он учился на гастролях, где играл в основном на подмостках провинциальных театров. На эти же годы пришлось его знакомство с сестрой Заречного Ольгой Телегиной (по сцене Броницкой) и рождение сына Александра.

В начале 1908 года Мозжухин получил ангажемент в Москве в труппе Введенского народного дома, но в летнее время он продолжал гастролировать с труппой Заречного. Молодой актёр стремился к сценическому разнообразию, и в его репертуаре появились характерные роли: неотразимый помещик Бабаев в комедии Островского «Грех да беда на кого не живёт»; жалкий Базиль в пьесе Винникова «Мохноногое». Особым успехом Мозжухин пользовался в роли графа Клермона в пьесе Леонида Андреева «Король, закон и свобода», сыгранной в Московском драматическом театре, куда он был приглашён осенью 1914 года.

В августе 1916 года он ещё выступал на одной сцене с такими знаменитостями как Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина, Исаак Дуван-Торцов. Через год Иван ушёл из театра вместе со своей партнёршей, а вскоре и женой, актрисой Натальей Лисенко. Он решил связать свою судьбу с кино, в котором дебютировал в 1909 году[8].

Звезда российского кино

Иван Мозжухин в роли адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя», 1911

Начало кинематографической карьеры Ивана Ильича Мозжухина было головокружительным — от статиста к ведущему актёру русского национального экрана. Его слава пришлась на время «Великого немого» — так называли немое кино, разновидность кинематографа, не имеющую звукового сопровождения. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении оркестра или одиночного тапёра[4].

Начав сниматься в 1911 году в фильмах компании Александра Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники и гротеск.

Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» (1913, режиссёр Пётр Чардынин), чёрт в «Ночи перед Рождеством» (режиссёр Владислав Старевич)[9].

После начала работы в компании Ханжонкова Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино. В снятом по сценарию Валерия Брюсова фильме Бауэра «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет навеки сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает её, чтобы забальзамировать. Именно в этом фильме впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино. Мозжухин играл своего персонажа с подлинным драматизмом и впервые продемонстрировал на экране удивительную способность плакать «настоящими слезами».

Наделённый от природы гениальной художественной интуицией, которая во многом заменяла ему школу, актёр сразу ощутил принципиальную разницу между игрой в кино и в театре. Он пытался распознать законы киноязыка, его «главные творческие принципы», основанные на «внутренней экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на волнующих намеках и психологических недомолвках». Мозжухин писал по этому поводу[1]:

«Актёру достаточно искренне, вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать… загореться во время съёмок, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз… откроет с полотна публике свою душу, и она… поймет его без единого слова, без единой надписи».

— Иван Мозжухин

Мозжухину не нужны были слова, он, по выражению современников, умел в немом кино говорить одними глазами. Иван Ильич обладал богатым актёрским диапазоном. Культуру сценического перевоплощения он принёс из театра. Уже в первых в фильмах режиссёра Петра Чардынина «На бойком месте» (1911) и «Снохач» (1912) явственно проступало стремление и вкус актёра к созданию внешнего рисунка роли. Настоящей удачей была роль молодого еврея Исаака в ленте «Горе Сарры» (1913). Необычайно привлекателен был Иван Ильич в фильме «Дядюшкина квартира» (1913), в роли легкомысленного юноши Коко, любящего развлечения и удовольствия[10].

В те же годы Мозжухин создал блестящие по внешней выразительности образы фантастических и сказочных персонажей в фильмах Владислава Старевича:

  • Чёрт в «Ночи перед Рождеством» (1913),
  • Колдун в «Страшной мести» (1913),
  • Руслан в «Руслане и Людмиле» (1915).
Иван Мозжухин в военной форме, 1914

Мастерски работая с гримом, Мозжухин вместе с тем использовал для перевоплощения не только внешние средства. Для небольшого научно-популярного фильма «Пьянство и его последствия» он специально изучил медицинскую литературу, чтобы воспроизвести на экране подлинную картину сумасшествия, наступающего в результате алкоголизма. Великолепное чувство юмора, врождённое изящество, лёгкость, пластичность обеспечивали ему успех и в комедиях[9].

Особое место в творчестве Мозжухина занимает русская классика. В 1913 году он снялся у Чардынина в экранизации пушкинского «Домика в Коломне». Благодаря блистательной игре актёра в двойной роли — Гусара и кухарки Мавруши — этот фильм признан одной из лучших ранних экранизаций Пушкина.

В 1914 году началась война. Поддавшись патриотическому порыву августовских дней 1914 года, Иван Мозжухин становится вольноопределяющимся. Тут же появляется серия открыток любимца публики в военной форме. Но по состоянию здоровья он вскоре возвращается на съёмочную площадку.

К 1915 году Мозжухин — ярчайшая звезда русского кинематографа. Он уходит от Ханжонкова к кинопредпринимателю, продюсеру Иосифу Ермольеву, который предложил ему щедрый гонорар, интересные роли, работу с режиссёром Яковом Протазановым[8].

У Протазанова в 1916 году он сыграл роль Германа в «Пиковой даме» по повести Пушкина. Экранизация «Пиковой дамы» вошла в число шедевров ранней русской киноклассики во многом благодаря талантливой и серьёзной работе Мозжухина.

Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий», снятом в 1918 году по повести Льва Толстого. Актёру удалось максимально приблизиться к замыслу писателя и создать весьма сложный образ, состоящий из трёх последовательных перевоплощений: сначала молодой офицер, затем истерзанный страданиями монах и, наконец, угасающий старик. Роль князя Касатского в исполнении Мозжухина и вся картина в целом, по оценке ведущих кинокритиков, причислена к высшим достижениям мирового экрана.

Певец и поэт Александр Вертинский, друживший с Мозжухиным с 1912 года, писал о времени успеха «Ивана Великолепного»[11]:

«Стали появляться и актёры кино. Появилась Вера Холодная — очень красивая женщина... Сразу же выяснилось, что удачнее всех «выходит» Мозжухин. Он был очень фотогеничен и как-то сразу уловил тот внутренний ритм, который надо было сочетать с ритмом киноаппарата. Он был «статуарен» и, что самое главное, прекрасно чувствовал свет. У него были «самоигральные» глаза, и к тому же он был ещё и красив. Ивану Мозжухину повезло, он сразу занял положение ведущего актёра. А после «Пиковой дамы» и «Отца Сергия» по Толстому он был уже признанным «Королём Экрана».

— Александр Вертинский

Силой своего таланта Мозжухин поднимал надуманные фальшивые мелодраматические сюжеты до уровня подлинной человеческой трагедии. Эти роли принесли ему небывалый успех в кино. В России Мозжухин снялся более чем в 70 фильмах[10].

Мировая знаменитость

В 1919 году вместе со съёмочной группой Ермольева Мозжухин работал в Ялте. В Крыму он был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу, но один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь.

В феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» Мозжухин вместе с женой Натальей Лисенко и другими артистами, режиссёрами и служащими самого знаменитого и процветающего кинопредприятия России — «Товарищества И. Ермольева», такими как Александр Волков, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Наталья Кованько, покинул Россию. Спустя короткое время вся группа переехала во Францию, в местечко Монтрей-сюр-Буа, где обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Чуть позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения Александр Каменка организуют «Сосайт Альбатрос» — студию, с которой неразрывно связан Мозжухин в 1920-е годы[12]. Иван Ильич вспоминал о первых шагах в зарубежном кинематографе: «Когда я приехал во Францию, я не верил в себя как в большого киноактёра… На следующий день после приезда в Марсель я пошёл смотреть французский фильм. Это был „Карнавал истин“ Марселя Л’Эрбье… Я понял, что все мои знания и теории ничего не стоят. В России кино сковано театром, здесь оно свободно. Я решил переучиваться. Русская манера игры больше недействительна, и затем в Париже другая публика — ей нужно нравиться»[1].

Мозжухин начал с комедии «Горестные приключения» по собственному сценарию. В следующем фильме — «Дитя карнавала» (1921) он выступил как сценарист, режиссёр, исполнитель главной роли. Непритязательный комедийный сюжет о подкидыше имел большой успех у публики и был восторженно принят критикой.

В 1922 году в фильме Александра Волкова «Дом тайн» актёр продемонстрировал французскому зрителю свою удивительную способность к перевоплощению. В шестисерийном боевике-драме с весьма причудливым сюжетом он создал несколько десятков разнохарактерных образов.

Мозжухин хотел создать авторский фильм, увидеть «идеально выполненной свою мысль». Иван Ильич мечтал об особой, «кинематографической», литературе. «Подметить у людей их подлинное лицо и перенести на экран фарс жизни, смешанный с её интимной драмой» — такова была его задача, цель, которую он поставил перед собой, претворил в сценарий, снял и назвал «Костер пылающий». Будучи не только автором, но и исполнителем главной роли, Мозжухин создал неординарное произведение, где сон смешан с явью, а фантазия причудливо переплетается с реальностью. В приёмах режиссуры, стиля, монтажа отчётливо прослеживалось влияние французского киноавангарда, немецкого экспрессионизма[1].

У массового зрителя фильм вызвал неоднозначную оценку, но критика отнесла его к числу киношедевров. Один из признанных лидеров французского кинематографа, Жан Ренуар, в то время молодой художник-керамист, был настолько потрясен лентой Мозжухина, что решил бросить своё ремесло и заняться кино. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате, его увидели и земляки русского артиста.

Однако подлинный триумф пришёл к нему в фильме Александра Волкова «Кин, или Гений и беспутство» по пьесе Александра Дюма, где он сыграл великого романтика английской сцены Эдмунда Кина. В этой роли воплотился гений двух актёров: личность одного вдохновляла игру другого. Мозжухин не играл, а растворялся в этом образе. Французский киновед и критик Рене Жанн писал об Иване Мозжухине[1]:

«Тонкий алхимик страсти и страданий… Иван Великолепный, ослеплённый искусством и его сверкающими видениями, выражает… невыразимое».

— Рене Жанн.

Поэта и певца Александра Вертинского поразила игра Мозжухина в роли Кина[11]:

«Я никогда не забуду того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он её превосходно. И подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя — свою жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и беспутного актёра до мелочей напоминала его собственную».

— Александр Вертинский

Иван Мозжухин в фильме «Матиас Паскаль», 1925

Эта роль позволила Мозжухину войти в число звёзд мирового экрана и упрочила его славу не только в Европе, но и в Америке. В 1924 году по сценарию Мозжухина был снят фильм «Лев моголов», где он блистал в роли раджи Роундгито-Синга. Действие картины развивалось на фоне экзотического Востока и в Париже, что дало возможность Мозжухину продемонстрировать свой широкий актёрский диапазон и незаурядные физические данные. Его авторитет был к тому времени настолько велик, что присутствие режиссёра Жана Эпштейна на съёмках практически сводилось к минимуму[13].

Через год Мозжухин буквально ошеломил французского зрителя, сыграв в экранизации романа Луиджи Пиранделло «Покойный Матиас Паскаль» (1925). Он блистательно представил главного героя в двух ипостасях, изображая два абсолютно разных характера, которые в финале сливались воедино. «Я впервые доверился искусству немоты, потому что ему служили два великих артиста: Иван Мозжухин и Марсель Л’Эрбье», — писал Пиранделло[12]. Уже на склоне жизни, в 1970-е годы, боготворивший русского актёра режиссёр Л’Эрбье вспоминал[1]:

«Мозжухин здесь оказался несравненным, он с блеском переходил от самой настоящей комедии к высокой патетике драмы. Нужно было обладать подлинным талантом, чтобы с такой легкостью переходить от одного жанра к другому, от смеха к слезам. Когда публика увидела его на экране, она не могла не почувствовать его сходства с двумя актёрами — Чарли Чаплином и Джоном Барримором, но речь всё время шла только об одном Иване, гении с двумя лицами».

— Марсель Л’Эрбье

В 1926 году актёр снялся в картине «Михаил Строгов» по роману Жюля Верна. Этот приключенческий фильм имел невероятный зрительский и коммерческий успех, который был продолжен и закреплён в роли Казановы в одноимённом фильме Волкова (1927).

Александр Вертинский рассказывал об этом периоде жизни своего друга[11]:

«Его огромные заработки позволяли ему всё. Он как бы не замечал денег. Целые «банды» приятелей, а иногда и совершенно посторонних людей жили и кутили на его счёт. Он любил компании и платил за всех. Деньги лились, как вода, но приходили новые, и всё начиналось сначала. Он был настоящей неисправимой «богемой», и никакие мои советы и уговоры на него не действовали. Он буквально сжигал свою жизнь, точно предчувствуя её кратковременность. Вино, женщины, друзья  — это было главное, что его интересовало. Потом книги, к остальному он был равнодушен...»

— Александр Вертинский

Успех Мозжухина в Европе был огромен. Его с восхищением называли: «Иван Великолепный». Только на студии «Альбатрос» Мозжухин снялся в девяти картинах. Многие фильмы с участием Мозжухина в 1920-е и 1930-е годы шли на экранах Бессарабии. Некоторые были даже допущены на экраны России. О том, что лента «Проходящие тени» показывалась в Пензе, из России ему в Париж сообщал отец. Из кондольской глуши старый отец, видя, какой славы достиг его любимец, писал, радуясь успехам своих сыновей[2]:

«Ты моя радость, ты моя гордость, все мне завидуют за тебя и за Сашу, мог ли я когда-нибудь подумать при вашем рождении, что вы будете известны всему миру, а через вас и я…».

— Илья Иванович Мозжухин

Ивана Мозжухина ставили в один ряд со знаменитостями: Дугласом Фербенксом, Джоном Барримором, сравнивали с набиравшим популярность Чарли Чаплином. Триумф Мозжухина в этих нашумевших картинах привлёк внимание голливудского продюсера Карла Леммле. Весной 1926 года Мозжухин заключил пятилетний контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. Обладая разносторонним дарованием, Иван Мозжухин описал своё путешествие в очерке «Моя поездка в Америку», опубликованном в журнале русской эмиграции «Иллюстрированная Россия» (1927).

Иван Мозжухин в фильме «Капитуляция», 1927

Но голливудская карьера не состоялась. Под давлением продюсера он изменил фамилию на более короткую «Москин», так как его славянская фамилия якобы оказалась очень трудна для произношения, и сделал пластическую операцию по уменьшению своего орлиного носа. После этого американские кинодеятели заявили, что курносый Москин потерял свою индивидуальность.

По мнению ряда историков, а также близких друзей, в частности, Александра Вертинского, контракт был спланированной провокацией, частью продуманной операции голливудских продюсеров по устранению европейского конкурента. Его выпустили в двух-трёх нарочито неудачных картинах, где он играл то великого князя, который устраивает еврейские погромы, то «большевика», который расстреливает невинных аристократок. Американская публика, которая имеет привычку переносить на актёра все личные качества тех лиц, роли которых он играет, невзлюбила его. Брат Ивана Александр Мозжухин писал, что в картине «Отож» Ивану дали играть роль русского офицера, принимающего участие в еврейском погроме: «Роль была отвратительная и вызывала полное отвращение к её исполнителю. Иван это чувствовал и играл её плохо»[14].

Пребывание в Голливуде обернулось горьким разочарованием. Снявшись всего в одном неудачном фильме с довольно символичным названием «Капитуляция», Мозжухин, расторгнув выгодные контракты, вернулся в Европу. С 1928 по 1930 год он работал в Германии. Вышли фильмы с его участием: «Тайный курьер», «Президент», «Адъютант царя» и другие.

В 1930 году интерес, особенно у русской публики, вызвала роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» («Der weiße Teufel», 1930) режиссёра Александра Волкова. Несколько лет он все ещё зарабатывал огромные деньги. В начале 1930-х годов Иван Ильич вернулся в Париж. Он тщетно пытался обрести свой прежний успех в повторных постановках: «Похождения Казановы», «Дитя карнавала». В фильме «1002-я ночь», вышедшем на экраны в 1933 году, Мозжухин снимался с Таней Фёдор, своей последней женой[14].

Могила братьев Мозжухиных. Франция, Сент-Женевьев-де-Буа

Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере. Мозжухину мешали недостаточное знание французского языка и сильный иностранный акцент, кроме того, его тембр голоса плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык[15]. Несмотря на явную неудачу, Мозжухин пытался найти выход в режиссуре. Но этим планам не суждено было сбыться. В последний раз он снялся в 1936 году в фильме под названием «Nitchevo», в наименовании которого легко прочитывается русское словцо-присказка. Последние годы оказались тяжёлым временем в жизни Мозжухина. Иван Ильич отличался широкой натурой русского характера, относился к деньгам чрезвычайно легко, в частых кутежах он платил за всех. При этом Иван Ильич помогал и родственникам в советской России, а во Франции приходилось постоянно помогать, практически содержать старшего брата Александра, талантливого оперного и камерного певца, карьера которого в эмиграции не удалась[1].

Надгробная плита на могиле братьев Мозжухиных. Франция, Сент-Женевьев-де-Буа

Не складывалась и личная жизнь Ивана Мозжухина. В 1927 году он расстался с актрисой Натальей Лисенко, которая на протяжении многих лет была не только женой, но и партнёршей и по праву делила с ним успех в его лучших фильмах. Непрочным оказался и брак со шведкой Агнес Петерсон. Последней подругой стала французская актриса русского происхождения Таня Фёдор (Фёдорова). Переживания последних лет, вызванные вынужденным творческим простоем, легкомысленное отношение к здоровью способствовали быстрому развитию болезни. Осенью 1938 года Мозжухин почувствовал себя плохо. Пребывание в санатории уже ничем не могло ему помочь, и 17 января 1939 года в клинике в Нейи, пригороде Парижа, он скончался от скоротечной чахотки. Первоначально был похоронен в Нейи. Но чтобы спасти бедную могилу от забвения и уничтожения, православный священник Борис Старк в 1948 году приложил большие усилия, чтобы перезахоронить останки на на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Позже, в 1952 году, рядом с Иваном был похоронен брат Александр Мозжухин[2].

О могиле Ивана Мозжухина до 1980 года заботился писатель Ромен Гари, называвший себя незаконным сыном Ивана Мозжухина, о чём упоминает романе «Обещание на рассвете». В настоящее время заботу о русском некрополе приняло на себя правительство России[1].

Вклад в мировой кинематограф

Вклад Ивана Мозжухина в мировой кинематограф значителен. Он снялся в более чем 100 фильмах, для некоторых из них он также писал сценарии и был режиссёром. Фильмы с участием Ивана Мозжухина составили золотой фонд русской кинематографии[10]:

Название фильма Год Роль Режиссёр
1 Оборона Севастополя 1911 адмирал Вл. Корнилов Александр Ханжонков
1 Крейцерова соната 1911 скрипач Трухачевский Пётр Чардынин
3 На бойком месте 1911 Пётр Чардынин
4 Снохач 1912 Пётр Чадынин
5 Страшная месть 1913 колдун Владислав Старевич
6 Горе Сарры 1913 еврей Исаак Александр Аркатов
7 Домик в Коломне 1913 гвардейский офицер, он же Мавруша Пётр Чардынин
8 Дядюшкина квартира 1913 Коко Пётр Чардынин
9 Ночь перед Рождеством 1913 чёрт Владислав Старевич
10 Руслан и Людмила 1915 Руслан Владислав Старевич
11 Николай Ставрогин (Бесы) 1915 Ставрогин
12 Пиковая дама 1916 Германн Яков Протазанов
13 Песнь осталась недопетой 1916
14 Сатана ликующий 1917 Пастор Тальнокс, сын Сандро Яков Протазанов
15 Отец Сергий 1918 князь Касатский Яков Протазанов
16 Горестные приключения 1921
17 Дитя карнавала 1922 Иван Мозжухин
18 Дом тайн 1922 Александр Волков
19 Костёр пылающий 1923 детектив Z Иван Мозжухин
20 Кин 1924 Эдмунд Кин Александр Волков
21 Лев моголов 1924 раджа Жан Эпштейн
22 Покойный Матиа Паскаль 1925 Паскаль Марсель Л*Эрбье
23 Михаил Строгов 1926 Мишель Строгов Виктор Туржанский
24 Казанова 1926 Казанова Александр Волков
25 Капитуляция 1927 Эдвард Сломан
26 Адъютант царя 1929 князь Борис Курбский Владимир Стрижевский
27 Белый дьвол 1930 Хаджи-Мурат Александр Волков
28 Сержант Икс 1931 русский легионер Дмитрий Чернов Владимир Стрижевский
29 1002-я ночь 1933 Александр Волков
30 Nitchevo 1936 капитан парохода Жак де Баронселли

Семья. Потомки

Иван Ильич Мозжухин был несколько раз женат:

  1. Телегина Ольга Олимпиевна, артистический псевдоним Броницкая, — гражданская жена, мать Александра Телегина, сына Ивана Мозжухина.
  2. Наталья Лисенко.
  3. Агнес Петерсон.
  4. Таня Фёдор (Фёдорова).

Ольга Олимпиевна Телегина-Броницкая бережно хранила письма Ивана Ильича. В 1920-е годы они с сыном Александром перебрались в Москву. Работая портнихой, пережив крайнюю бедность и все сложности коммунального советского быта, Ольга сумела вырастить достойного и скромного сына, дав ему образование. Александр работал инженером Московского метрополитена. Внук Ивана Мозжухина, Николай Александрович Телегин, стал художником. Он выпустил книгу, посвящённую жизни и творчеству своего великого деда, Ивана Ильича Мозжухина.

Сергей Николаевич Телегин — правнук артиста.

Николай Сергеевич Телегин — праправнук артиста. В 2023 году был гостем фестиваля имени Мозжухина «Мужская роль» в Пензе, посетил музей Мозжухиных на родине предков в Кондоле Пензенской области[16].

Память

Музей и памятные знаки

Мемориальная доска — горельеф на здании бывшей гимназии в Пензе, где учился Иван Мозжухин. К 100-летию со дня рождения Ивана Ильича Мозжухина, в 1989 году, на его родине в селе Кондоль Пензенской области был открыт мемориальный музей. На фасаде здания тогда же была установлена памятная доска с портретом земляка-артиста.

Мемориальная доска — горельеф на здании бывшей гимназии в Пензе, где учился Иван Мозжухин

В 2016 году, в год кинематографии, в Пензе была открыта мемориальная доска — горельеф Ивану Ильичу Мозжухину. Мемориальная доска установлена на здании бывшей 2-й мужской гимназии, где он учился в 1899—1907 годах. Автор — пензенский скульптор Валерий Кузнецов. Она представляет собой горельефное портретное изображение полуфигуры Мозжухина в анфас, в соответствующем эпохе костюме-тройке. Актёр увековечен выходящим из-за театрального занавеса к зрителям для овации с прижатой к груди правой рукой и готовящимся к сценическому поклону. Верхнюю часть венчают изображения театральных масок комедии и трагедии, а также изображение кинопленки, что символизирует театральное и кинематографическое творчество Мозжухина[5].

Кинофестиваль

С 2007 года в Пензе проходит Всероссийский кинофестиваль имени Ивана Мозжухина «Мужская роль». Он был инициирован представителями культурной интеллигенции города, будущими членами Пензенского отделения Союза кинематографистов России Олегом Сиротиным, Романом Ерёминым во главе с руководителем регионального отделения Союза кинематографистов России Светланой Старостиной, которая является Президентом фестиваля.

Автор концепции — Светлана Старостина. Идея приза принадлежит пензенским художницам Людмиле Маневич и Татьяне Щигорец. Автор призов — заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Александр Фокин. Автор логотипа — Татьяна Щигорец.

Первоначально программа форума представляла собой панораму новых лучших российских игровых фильмов. В мероприятиях первого фестиваля приняли участие российские актёры кино Борис Галкин и Владимир Качан.

В 2008 году для организации мероприятий фестиваля был учреждён Благотворительный некоммерческий фонд развития культуры имени Ивана Мозжухина (президент фонда — Светлана Старостина). Второй кинофестиваль прошёл в 2009 году при финансовой поддержке Министерства культуры России (поддержка Министерства культуры России была также в 2010, 2013 и 2021 годах). Все годы своего существования фестиваль проходил при финансово-организационной поддержке Министерства культуры Пензенской области. С 2017 года — при поддержке Правительства Пензенской области[16].

На фестивале вручают два главных приза: Малый приз — лучшему молодому киноактёру, почетный Большой приз — актёру старшего поколения. Вход на все фестивальные показы свободный. Для учёта количества зрителей введены бесплатные билеты, которые зрители предварительно получают в кассах залов кинопоказа.

В 2019 году в рамках XII кинофестиваля впервые был показан фильм из собрания Французской Синематеки «Лев Моголов» с участием Ивана Мозжухина (Франция, 1924 год, режиссёр Жан Эпштейн). Показ организовали, а также представили фильм на кинофестивале потомки французских кинематографистов, коллег Мозжухина, — журналист Патрик Каменка (внук продюсера Александра Каменка), и кинорежиссёр Жером Диаман-Берже (внук кинорежиссёра Анри Диаман-Берже).

В 2023 году на XIV кинофестивале впервые партерами выступили фестиваль документального кино «Россия» (Екатеринбург) и Открытый фестиваль анимационного кино «Суздальфест». Также впервые партнером фестиваля выступил Госфильмофонд России. Одним из центральных событий фестиваля стал показ фильма «Правосудие прежде всего» (1921 год, режиссёр Яков Протазанов) из коллекции Госфильмофонда. Гостем фестиваля впервые стал потомок Ивана Мозжухина — его праправнук Николай Телегин[16].

За минувшие годы гостями пензенского кинофестиваля имени Ивана Мозжухина и посетителями музея были:

  • Андрей Мерзликин, исполнитель роли Андрея Кижеватова в фильме «Брестская крепость». Он посетил село Кижеватово Пензенской области, где встретился с земляками своего киногероя — Героя Советского Союза Андрея Кижеватова.
  • Народный артист России Юрий Назаров в дни пребывания посетил Белинский район Пензенской области, откуда, начался род Назаровых. В 2020 году сотрудники Пензенского госархива документально подтвердили этот факт и составили генеалогическое древо актёра — родословную рода Назаровых.

Также на фестивале имени Мозжухина побывали и провели творческие встречи со зрителями народные артисты России Анатолий Кузнецов, Александр Михайлов, Лев Прыгунов, Сергей Никоненко, Евгений Редько, Владимир Качан, заслуженные артисты России Роман Мадянов, Борис Галкин, Владимир Гостюхин и другие.

Фестиваль, носящий имя великого артиста, стал одним из самых популярных, известных далеко за пределами региона культурным брендом, вносящим весомый вклад в дело формирования имиджа Пензенской области. На сеансах кинофорума в городе Пензе и районных центрах области побывали тысячи зрителей, показаны сотни лучших новых и старых российских фильмов.

Имя и слава великого Мозжухина вдохновляет деятелей современного кино. С 2009 года церемония открытия фестиваля происходит в Кондоле, на родине Ивана Мозжухина, с посещения музея братьев Мозжухиных[3].

Литература

  • Сиротин О. В. Родина и родные Ивана Мозжухина. // Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. — 2006, № 77. — С. 217—237.
  • Сиротин О. В. Двойная звезда. Александр и Иван Мозжухины. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Пенза, 2014. — 135 с.
  • Зоркая Н. М. Иван Мозжухин. — М.: Знание, 1990. — 55 с. — ISBN 5-07-001417-X.
  • Вертинский А. Н. За кулисами. — М.: Советский фонд культуры, 1991. — 303 с.
  • Гуль Р. Б. Я унёс Россию. Апология эмиграции. Т. 2 — М., 2001. С. 137—138.
  • Хренов Н. Судьба Ивана Мозжухина. // Из истории кино. Документы и материалы. Вып. 9 — М.: Искусство, 1977. С. 199—200.
  • Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919). Составители: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М.: НЛО, 2002. — 568 с. — ISBN 5-86793-155-2.
  • Янгиров Р. М. Рабы Немого: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920—1930-е годы. — М.: Русский путь, 2008. — 496 с. — ISBN 978-5-85887-283-2.
  • Янгиров Р. М. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т. Предисловие, подготовка текста З. М. Зевиной; справочный аппарат З. М. Зевиной, Т. П. Сухман. — М.: Книжница: Русский путь, 2010. — Т. 1: 1918—1929. — Т. 2: 1930—1980. — ISBN 978-5-85887-385-3.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Сиротин О. В. . Двойная звезда. Александр и Иван Мозжухины. — Пенза, 2014.. — 135 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Савин О. М. Жизнь прошла с глазами на Россию // Сура : журнал. — 1992. — № 3.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Сиротин О. В.  Родина и родные Ивана Мозжухина // Киноведческие записки : историко-теоретический журнал. — 2006. — № 77. — С. 217—237.
  4. 4,0 4,1 Зоркая Н. М.  Русский крестьянин, покоривший Париж // Родина : журнал. — 1993. — № 3.
  5. 5,0 5,1 Артоболевский А. Новая мемориальная доска // Пензенское краеведение : журнал. — 2016. — № 2.
  6. Первушкин В. И., Кайманова Т. А. Пензенская область: Путеводитель / под ред. О. В. Ягова. — Пенза, 2018.
  7. 7,0 7,1 Гуль Р. Б. Я унёс Россию. Апология эмиграции. Т. 2. — М., 2001. — С. 137—138.
  8. 8,0 8,1 Хренов Н. Судьба Ивана Мозжухина // Из истории кино. Документы и материалы : сборник. — М.: Искусство, 1977. — № Вып. 9. — С. 199—200.
  9. 9,0 9,1 Зоркая Н. М. Иван Мозжухин. — М.: Знание, 1990. — 55 с. — ISBN 5-07-001417-X..
  10. 10,0 10,1 10,2 Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Составители: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М.: НЛО, 2002. — 568 с. — ISBN 5-86793-155-2..
  11. 11,0 11,1 11,2 Вертинский А. Н. За кулисами. — М.: Советский Фонд Культуры, 1991. — ISBN 5-853-02052-8.
  12. 12,0 12,1 Янгиров Р. М. . Рабы Немого: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920—1930-е годы. — М.: Русский путь, 2008. — 496 с. — ISBN 978-5-85887-283-2..
  13. Жан Арруа. Иван Мозжухин. Дебюты, фильмы, приключения. — Париж, 1927.
  14. 14,0 14,1 Янгиров Р. М. . Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т. / Предисловие, подготовка текста З. М. Зевиной; справочный аппарат З. М. Зевиной, Т. П. Сухман. — М.: Книжница: Русский путь, 2010. — ISBN 978-5-85887-385-3..
  15. Янгиров Р. М. «Говорящая фильма убила актёра-иностранца…»: Материалы из книги «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» // Сеанс : журнал / Публ. З. М. Зевиной. — М., 2008. — № 37—38..
  16. 16,0 16,1 16,2 Светлана Старостина. Второе дыхание // Пензенская правда : газета. — 2024. — 13 февраля.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!