Коэффициент интеллекта

Эта статья является кандидатом в избранные
Эта статья входит в число готовых статей
(перенаправлено с «IQ»)
В основе коэффициента интеллекта лежит представление о нормальном распределении интеллекта в популяции

Коэффицие́нт интелле́кта, коэффицие́нт ума́, коэффицие́нт интелле́ктуальности (англ. intelligence quotient; аббревиатура IQ, читается «айкью») — мера имеющихся знаний и осведомлённости, числовой показатель интеллектуального развития индивида в нормативной группе, получаемый на основе различных тестовых методик. Начало исследований по определению количественного уровня интеллекта было положено французскими психологом Альфредом Бине и психиатром Теодором Симоном. Немецкий психолог Вильям Штерн в 1911[1] или 1912 году[2] предложил в качестве меры развития (коэффициента) интеллекта соотношение умственного возраста к хронологическому возрасту. В каждом возрастном периоде норма достигнутых знаний и умений полагалась равной 100. Отклонения от этого уровня позволяло судить об опережении или отставании в развитии ума[3][4][5][6].

Впоследствии коэффициент интеллектуальности получил иную формулировку, в которой исходным считается представление о нормальном распределении интеллекта в популяции. Средним показателем коэффициента ума считается уровень в 100 единиц, где в диапазоне между 90 и 110 единицами находятся результаты половины тех, на кого рассчитан тест. В диапазоне между 85 и 115 единицами (в пределах одного стандартного отклонения) располагается около 23 результатов, где показатели ниже 85 единиц указывают на сниженный (низкий) интеллект, а показатели выше 115 единиц — на относительно высокое развитие интеллекта. Ниже показателя в 70 единиц (за пределами двух стандартных отклонений) лежит умственная отсталость, а выше 130 (иногда 120[7]) — одарённость[8][9][10][11].

История исследования интеллекта

Исследование человеческого интеллекта берёт своё начало в работах Френсиса Гальтона — британского учёного, известного как основателя евгеники. Учёный придерживался спорных взглядов на интеллектуальные различия между людьми (мужчинами и женщинами, джентльменами и рабочими) и акцентировал внимание на врождённом характере этих различий. Френсис Гальтон полагал, что интеллект, отождествляемый им с психофизиологическими функциями (острота зрения, скорость реакции), как и другие биологические признаки, например, рост, распределяется в популяции в соответствии с нормальным распределением (кривой Гаусса). Антропометрические исследования, проведённые им на Международной выставке здоровья в Лондоне в 1884 году и в Музее Южного Кенсингтона[2], а также опрос более 300 выдающихся деятелей науки и культуры Англии не подтвердили идею Френсиса Гальтона об интеллектуальном превосходстве аристократии над представителями низших классов[12][13][14].

Вдохновлённый работами Френсиса Гальтона Чарльз Спирмен опубликовал книгу «Общий интеллект, объективно детерминированный и измеренный», в которой сформулировал модель интеллекта. Чарльз Спирмен утверждал, что существует общий интеллект (G, англ. general) и специальные интеллектуальные способности (s, англ. specific). Под этим общим интеллектом или g-фактором понималась некая умственная энергия (англ. mental energy), имеющая биологическую основу, которая как будто бы и объясняет интеллектуальное неравенство людей. Дискуссия о существовании общего интеллекта продолжалась на протяжении XX века и продолжается в XXI веке[2][15].

Диагностика интеллекта у детей

Если в Англии Френсис Гальтон изучал интеллект сквозь призму антропометрии, то во Франции Альфред Бине связывал изучение интеллекта с оценкой психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления). По заказу Министерства народного просвещения Франции в 1905 году Альфред Бине и его коллега Теодор Симон разработали первую в мире шкалу умственного развития, известную как тест Бине-Симона. Данная шкала была разработана на основе эмпирической схемы стадиального развития понятий у детей в возрасте 3-7 лет: перечисление, описание, интерпретация[2][16].

Задание из теста Бине-Симона модификации 1911 года

Тестирование из 30 заданий проводилось на 50 обычных детях и нескольких с задержкой развития. Задания, которые решало большинство детей, считались лёгкими, а те, с которыми справлялись немногие, — сложными, что и позволило ввести Альфреду Бине в научный оборот термин «умственный возраст». Таким образом, уровень интеллекта определялся по способности ребёнка выполнять задачи, соответствующие его возрасту, если ребёнку 10 лет, а он решает задачи на уровне среднего 12-летнего, то его умственный возраст равен 12. Методика модифицировалась в 1908 и 1911 годах и использовалась во Франции вплоть до 1960-х годов[13][16].

В 1911 или 1912 году Вильям Штерн предложил формулу, позволяющую вычислить коэффициент интеллекта. Интеллект понимался немецким психологом как интегральная характеристика, которую можно измерить при помощи теста[7][17]:

Уровень умственного развития = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100

Если ребёнку 10 лет, а он решает задачи на уровне среднего 12-летнего, то его уровень умственного развития равняется 120. 8-летний ребёнок, решающий задачи 10-летнего, является обладателем коэффициента интеллекта равным 125. 16-летний юноша, который решает задания для 20-летних, также обладает коэффициентом ума равным 125, то есть коэффициент умственного развития привязывается к социальным требованиям решения заданий, предназначающихся для представителей определённой возрастной когорты[7].

Диагностика интеллекта взрослых

В 1916 году группа психологов Стэнфордского университета под руководством Льюиса Термена и Мод Аманды Меррилл модифицировала тесты Бине-Симона, разработав «Шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине», которая модифицировалась в 1937, 1960, 1986 и 2003 годах, адаптируясь к новым научным представлениям. Льюис Термен и его коллеги исходили из положения, что интеллект представляет биологически обусловленную характеристику, подчиняющуюся нормальному распределению, которая достигает определённого предела, заданного природой. Согласно этому положению, интеллектуальные способности человека предопределены и неравномерно распределены в популяции. Причём выводы, сделанные Льюисом Терменом, фактически обосновывали распространённые тогда в США расистские стереотипы. Тем не менее достижение американских психологов состояло в том, что они разработали шкалу для отбора призывников в армию США, а после окончания Первой мировой войны сделали тесты IQ инструментом для отбора учащихся в школах и колледжах и оценки кандидатов при трудоустройстве[2][13][18][16].

Л. С. Выготский

Старейший советский педагог, в то время педолог Виктор Ефимович Гмурман... вспоминал, что погром педологов начался после низкой оценки, которую получил на основании тестов умственных способностей Василий Сталин, тогда ученика 110-й московской школы.

Алексей Алексеевич Леонтьев

В ходе масштабного применения шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине исследователи столкнулись с существенным ограничением: результаты тестирования демонстрировали низкую прогностическую валидность в отношении профессиональной успешности и карьерного роста человека в различных сферах деятельности. Это означало, что высокие показатели по этому тесту не всегда коррелировали с эффективностью выполнения конкретных профессиональных задач[12]. Несмотря на обнаруженные методические недостатки, интеллектуальные тесты сохраняли свою востребованность на протяжении всего XX века, за исключением СССР, где в 1936 году использование психологических тестов, согласно постановлению ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»[19], было запрещено, причём данный запрет был снят только во второй половине 1970-х годов[2][16].

Новобранец британской армии Билл Джонс проходит тестирование умственных способностей

Период с 1930-х по 1970-е годы ознаменовался созданием и широким использованием новых инструментов оценки интеллекта: прогрессивные матрицы Равена (1938), шкала интеллекта Векслера-Беллвью (1939), культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла (1958), тест структуры интеллекта Амтхауэра (1953, модификация — 1973) и тест Айзенка, сборник заданий[20] которого был опубликован в СССР в 1972 году[2][21]. При всём при этом в середине 1980-х годов в советским психологом Константином Марковичем Гуревичем вместе с коллегами был разработан школьный тест умственного развития (ШТУР)[14][22].

Модификация тестов интеллекта и представлений об интеллекте

В конце 1930-х годов Луис Тёрстоун разработал концепцию интеллекта, противостоящую концепциям Альфреда Бине и Льюиса Термена, сводившим интеллект к унитарной характеристике, генеральному фактору. Луис Тёрстоун отрицал адекватность измерения интеллекта единичным показателем типа коэффициента интеллекта. Под интеллектом американский психолог понимал первичные познавательные способности, которые необходимо изучать батареей (комплексом) тестов: понимание языка, словесную гибкость, счётную способность, пространственное воображение, память, восприятие и способность к рассуждению[23]. На смену монометрическим тестам (тест Бине-Симона, шкала Стэнфорда-Бине, матрицы Равена) пришли тестовые батареи, диагностирующие специальные интеллектуальные способности и изучающие словесно-логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление и другие способности, а также память, внимание и общую осведомлённость[17].

Американский психолог Дэвид Векслер предложил отказаться от использования термина «умственный возраст», и коэффициент интеллекта стал обозначать положение индивида в нормативной группе того же самого возраста[6][24]. Многие американские психологи придерживались идеи несуществования общего интеллекта или g-фактора и создавали соответствующие концепции. Если Роберт Стернберг ограничивался утверждением существования аналитического, практического и творческого интеллектов[25], то Говард Гарднер выделял семь интеллектов, ряд которых впоследствии дополнил натуралистическим интеллектом[26] и размышлял о введении в свою концепцию экзистенциального и педагогического интеллектов[27]. Дальше всех в этом отношении «пошёл» Джой Гилфорд, который рассматривал интеллект как композицию из 120 узкоспециализированных независимых способностей[25].

Американский психолог Рэймонд Кеттел попытался примирить американскую традицию множественных интеллектов и концепции британских психологов, утверждавших существование общей основы множества умственных способностей. Рэймонд Кеттел полагал, что g-фактор или общий интеллект состоит из кристаллизованного и текучего интеллектов. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы, а кристаллизованный представляет собой результат культурных влияний и образования[27].

Критика коэффициента интеллекта и тестов IQ

Критика тестов IQ советскими психологами и марксистски-ориентированными исследователями

Критика тестов интеллекта проводилась советскими психологами на основании того, что тесты интеллекта в действительности измеряют прежде всего степень приобщённости индивида к ценностям и знаниям, существующим в определённой культуре. Именно поэтому распределение коэффициента интеллекта будет зависеть от того, «в каких долях представлены в данной выборке лица с разными степенями приобщения к данной культуре, как она отражена в тесте»[2][11]. Ценности и понятия, представленные в подобных тестах, предназначены для того, чтобы выявлять детей, наиболее приспособленных к жизни в конкретно-историческом обществе. Например, если дать подобный тест индейскому ребенку, живущему в резервации, то показатели будут очень низкими. А если европейскому ребёнку буржуазного происхождения дать испытание, в котором необходимо читать звериные следы или развести костёр из подручных средств, то такой ребёнок по индейским меркам окажется неполноценным[28].

Известный советский психолог Лев Семёнович Выготский писал, что у шкалы измерения интеллекта отсутствует ноль, то есть шкала не абсолютная, а относительная. При этом измерение интеллекта ребёнка довольно часто констатирует то, что и так известно лицам, наблюдающим за ребёнком: «Если в консультацию приводят ребёнка с жалобами на то, что умственно он плохо развивается, плохо соображает, запоминает, а психолог после исследования ставит диагноз: низкий коэффициент умственного развития — умственная отсталость, то он также ничего не объясняет, ничего не предсказывает и ничем практически не может помочь, как врач, который ставит диагноз: болезнь — кашель». Будучи неудовлетворённым таким положением дел Лев Семёнович Выготский ввёл термин «зона ближайшего развития», который позволяет выявлять перспективы дальнейшего обучения и умственного развития ребёнка[29][30].

Британский философ-марксист Морис Корнфорт критиковал практику применения в большинстве английских школ тестов умственных способностей. Морис Корнфорт писал, что идея определения меры умы, неизменной на протяжении всей жизни и независимой от действительных условий существования, используется для лишения большинства детей возможности получить образование[31]. Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн критиковал тезис о константности IQ, который превращается в некий предел, ограничивающий возможности развития. И так же, как Морис Корнфорт, Сергей Рубинштейн указывал на то, что вопрос развития человека и выявления одарённости не является сугубо научной проблемой, а включает в себя и социально-политический контекст[32].

Критика тестов интеллекта и коэффициента интеллекта в США

С конца 1960-х годов началась волна недовольств в США по поводу использования тестов интеллекта. Историк психологии Томас Лихи отмечал, что Ассоциация чёрных психологов в 1968 году представила в Американскую психологическую ассоциацию петицию, которая призывала к мораторию на использование тестов IQ в школах[33]. В этом же году вышла статья и книга психолога Роберта Розенталя и Леноры Якобсон, которые в 1965 году провели эксперимент, связанный с изменением коэффициента интеллекта, в государственной начальной школе[34].

Суть эксперимента сводилась к тому, что в начале учебного года в 18 классах было проведено тестирование учащихся с целью определения их коэффициента интеллекта. Учителям сообщили, что по результатам исследования в ближайшее время у некоторых учеников должен произойти значительный скачок в интеллектуальном развитии. Ключевая деталь эксперимента заключалась в том, что результаты были фиктивными, так как «детей с выдающимся потенциалом» отобрали случайным образом. Когда в конце года коэффициент ума этих учеников измерили повторно, оказалось, что у «избранных» детей показатели интеллекта в среднем выросли значительнее, чем у остальных. Вывод Роберта Розенталя сводился к тезису, что ожидания учителей напрямую влияют на успехи и развитие учеников, то есть если педагоги верят в потенциал ребёнка, то они неосознанно начинают относиться к нему иначе. Данный феномен получил название «эффект Пигмалиона» (эффект Розенталя)[11].

Против этой педагогической тенденции в журнале «Harvard Educational Review» выступил Артур Дженсен со статьёй «Насколько мы можем повысить IQ и школьную успеваемость?». По его мнению, любые педагогические усилия, направленные на повышение уровня умственных способностей и академической успеваемости, крайне малоэффективны, так как интеллект в большей мере наследуется. В поддержку Артура Дженсена выступил профессор Гарвардского университета Ричард Херрнстайн[11]. В 1970-х годах другой приверженец концепции врождённости интеллекта и ученик сэра Сирила Барт — Ганс Юрген Айзенк также отстаивал положение о том, что в развитии интеллекта больший вклад (около 70 — 80 %) вносит «генетика», то есть интеллект передаётся по наследству. К числу сторонников врождённости интеллекта также относятся Чарльз Мюррей и Ричард Линн[10][14][35].

В связи с заявлениями ряда учёных о врождённости интеллекта многие американские психологи, придерживающиеся идеи множественности интеллекта, выступили против тестирования интеллекта, указывая на ограниченность применения тестов IQ. Также американские психологии, среди которых Анна Анастази, стали указывать на то, что IQ — это эмпирический показатель состояния интеллектуальной сферы тестируемого на момент обследования, не преувеличивая его диагностической и прогностической ценности[2][13][7]. 5 февраля 1975 года cовет по образованию штата Калифорния принял решение, которым вводился официальный запрет на использование тестов интеллекта в целях направления учащихся в учреждения для умственно отсталых[36].

Повсеместное возрастание коэффициента ума и смена ориентиров

В 1984 год Джеймс Флинн проанализировал массив данных о результатах тестирования интеллекта в США с 1932 года по 1978 год. Новозеландский психолог и философ обнаружил, что каждое десятилетие средний показатель коэффициента ума прирастает на 3 пункта. Подобная закономерность была обнаружена как в индустриально развитых странах, так и в Бразилии и Китае, жители которых, как следует из исследования, в среднем поумнели. Подобное «поумнение» за относительно короткий срок в сравнении с длительностью антропогенеза ставило под сомнение тезис о врождённости и неизменности коэффициента ума[11].

К концу XX — началу XXI века идея обнаружения общего интеллекта отступила на задний план, а вперёд выдвинулась идея развития специфических интеллектов, где трендовыми явлениями стали креативность и эмоциональный интеллект. Термин «эмоциональный интеллект» был введён в середине 1990-х годов в качестве альтернативы термину «коэффициент интеллекта». Автор этого термина — Дэниел Гоулман полагал, что синтетические способности, измеряемые традиционными тестами IQ, определяют жизненные успехи в очень малой мере. Данный факт американский психолог обосновывал весьма сомнительным[37] «житейским наблюдением»: интеллектуалы первенствуют далеко не всегда и даже наоборот — чаще всего они находятся в подчинении и получают жалованье в компаниях, которыми руководят те, кто в школьные годы мог быть троечником. Данный факт Дэниел Гоулман объяснял развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью понимать чувства и эмоции других людей[13][38][39][40].

Одно из заданий теста Равена, в котором необходимо наглядно и по аналогии выявить некую закономерность.

Тесты интеллекта

Одним из самых известных тестов IQ является тест Айзенка. Академик РАН и математик Васильев, Виктор Анатольевич, не выступая против тестирования интеллекта, подвергал критике тест Айзенка за то, что в его сборниках задач предлагаются чаще всего неверные ответы[37]. Помимо теста Айзенка существуют и считаются более точными тест Векслера, тест Равена, тест Рудольфа Амтхауэра и культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла[2].

Кубики Кооса — специальная методика исследования невербального интеллекта, в котором испытуемому необходимо сложить кубики таким образом, чтобы рисунок на верхней поверхности кубиков в точности соответствовал узору на картинке.

Каждый тест интеллекта включает множество заданий, которые постепенно усложняются. Среди заданий встречаются задачи на логическое и пространственное мышление, арифметические задачи, проверка умения ориентироваться в практических ситуациях, анализ способности сопоставлять и обобщать факты, проверка оперативной памяти и другие типы заданий. Тесты разрабатываются для разных возрастных групп и оценивают развитие человека в соответствии с его возрастом. Так, 10-летний ребёнок и выпускник ВУЗа могут иметь одинаковый коэффициент ума, так как их развитие соответствует возрастной категории. По итогам прохождения теста подсчитывается показатель интеллектуальности[28].

Средним показателем коэффициента ума считается уровень в 100 единиц, где в пределах одного стандартного отклонения располагается около 23 результатов членов популяции. Показатели ниже 85 единиц указывают на сниженный (низкий) интеллект, а выше 115 — на высокое развитие интеллекта. Ниже показателя в 70 единиц (за пределами двух стандартных отклонений) лежит умственная отсталость: дебильность (лёгкая степень умственной отсталости) располагается в диапазоне от 50 до 70 (53 — 70[41]), имбецильность — от 20 до 50 (умеренная степень — от 36 до 52; тяжёлая степень — от 21 до 35), идиотия — менее 20 (ниже 21[41])[6][42].

Что влияет на IQ

Наследственность и среда

Существует ряд исследований, показывающих, что взятая абстрактно генетика играет значительную роль в формировании коэффициента интеллекта. Данные, которые излагали Артур Дженсен, Ганс Айзенк, Ричард Херрнстайн, Ричард Линн и другие исследователи, позволяют утверждать им, что наследственность объясняет от 40 % до 80 % различий в интеллекте у детей и что интеллект в значительной степени является наследуемым признаком[10][16][43]. Помимо этого сторонники концепции наследуемости интеллекта заняты поисками взаимосвязи головного мозга, интеллекта и генов. Так, Пекинский институт геномики запустил масштабный проект по изучению ДНК людей с высокими умственными способностями. Представители собирают образцы ДНК и секвенируют геномы с целью идентификации аллелей, отвечающих за интеллект человека[44][45]. Критики в данном случае указывают на то, что, говоря о корреляционных связях между коэффициентом интеллекта родителей и детей, исследователи соскальзывают с хода рассуждения и с нарушением правил формальной логики делают неправомерный вывод о причинно-следственных отношениях наследственности и интеллекта[16].

Сторонники влияния среды указывают, что на умственное развитие и коэффициент интеллекта оказывают ранние годы жизни, влияние которых сложно дифференцировать от врождённости. Помимо опыта раннего и дошкольного детства на развитие коэффициента ума может оказывать влияние питание. Так, питание матери во время беременности рыбой, являющейся источником омега-3-ненасыщенными жирными кислотами, и большая продолжительность грудного вскармливания коррелирует с когнитивным развитием в первые полтора года жизни[46], хотя факт влияния более продолжительного грудного вскармливания ставилась под сомнение[47]. Вместе с этим указывается, что рост коэффициента интеллекта может быть связан с целой совокупностью факторов, среди которых принципиальную роль играет создание насыщенная информационной среды[11].

Примечательным в данном случае является исследование Гарольда Скилса, который проводил эксперимент с двумя группами умственно отсталых детей, живших в детском приюте. 13 детей экспериментальной группы в трёхлетнем возрасте были отданы на попечение женщин, также находившихся в государственном заведении для умственно отсталых, причём всех детей поместили в разные палаты. Контрольная же группа оставалась в условиях стационарного детского приюта. В течение экспериментального периода, который длился приблизительно полтора года, коэффициент ума детей из экспериментальной группы возрос на 28 пунктов (с 64 до 92), тогда как в контрольной группе этот коэффициент снизился на 26 баллов. По окончании эксперимента появилась возможность поместить детей, воспитывавшихся умственно отсталыми женщинами, в условия нормальной семьи, что было сделано путём усыновления. Через тридцать лет было обнаружено, что все 13 детей экспериментальной группы «стоят на собственных ногах», что все они, кроме двух, окончили среднюю школу, а четверо даже учились несколько лет в колледже. В контрольной же группе многие испытуемые умерли, остальные всё ещё находились в специальном учреждении для умственно отсталых[16][48][49].

Пол и раса

В научной среде ведутся споры о возможных различиях в интеллектуальных способностях между мужчинами и женщинами. Некоторые исследования отмечают преимущества мужчин или женщин в отдельных сферах — например, в пространственном мышлении, арифметических способностях или вербальных навыках. Однако большинство учёных согласны с тем, что в современных развитых обществах значимых различий в уровне общего интеллекта между полами не существует[50][51][52].

Ряд исследований, включая спорную работу «Колоколообразная кривая», сообщает о статистически значимых различиях в средних показателях коэффициента интеллекта между этническими группами в США[53][54]. Эти данные иногда используются для поддержки теорий «научного расизма», однако ряд этих исследований вступает в противоречие с тезисами об отсутствии расовых или национальных различий в интеллекте. Ведущей причиной, с точки зрения сторонников влияния среды на интеллект, здесь является социально-экономический статус, в котором находится социальная группа. Так, дети из весьма немногочисленных богатых негритянских семей сильно превосходят в умственном развитии своих обездоленных чернокожих сверстников. С другой стороны, обнаруживалось изменение показателей ума у представителей угнетённых социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) после эмиграции в другую страну[11][55].

Дополнительным аргументом здесь будет тезис советских психологов о том, что тесты интеллекта выявляют степень приобщённости индивида к культуре и доминирующим в ней ценностях[2]. Как указывал американский психолог Ульрих Найссер низкие показатели коэффициента интеллекта и плохая успеваемость чернокожих детей «имеют мало общего с их расой или их генами: это следствие структуры общества в целом», то есть результат социального разделения общества[55].

Общества людей с высоким коэффициентом интеллекта

Организации для людей, чей коэффициент ума выше, чем у:

К числу людей, обладающих очень высоким коэффициентом интеллекта, относят американскую писательницу Мэрилин вос Савант, венгерскую шахматистску Юдит Полгар, Эйнана Коули, актёра Джеймса Вудса, признанного в России иноагентом шахматиста Гарри Каспарова, космолога и астрофизика Кристофера Хирату, математика Теренса Тао, нигерийского программиста Филиппа Емегвали, хорватского математика Мислава Предавца, Анвиту Патил, Надежду Камукову, Евангелоса Катсиулиса, Ким Ун Ёна, Кристофера Лангана, Рика Рознера. Известный российский математик Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, в этом списке не значится, так как он не проходил тест интеллекта[56][57].

Литература

Примечания

  1. Карпенко Л. А. Бинэ Альфред // История психологии в лицах: персоналии / Редактор-составитель Л. А. Карпенко. — Москва: Per Se, 2005. — С. 62—64. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 351 с. — ISBN 5-94723-045-3.
  3. Коэффициент интеллектуальности // Большая советская энциклопедия: в 30 томах. Том 13: Конда-Кун / Главный редактор А. М. Прохоров и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1971. — С. 306. — 608 с.
  4. Коэффициент интеллекта // Britannica: настольная энциклопедия : в 2-х томах. Том 1. — Москва: АСТ; Астрель, 2009. — С. 943. — 2325 с. — ISBN 978-5-271-22857-5.
  5. Коэффициент интеллектуальности // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  6. 6,0 6,1 6,2 Лубовский В. И., Мещеряков Б. Г. Коэффициент интеллекта // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко. — Москва — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Степанов С. С. Коэффициент интеллекта // Популярная психологическая энциклопедия. — Москва: Издательство Эксмо, 2003. — С. 334—335. — 640 с. — ISBN 5-699-03543-5.
  8. Одарённый ребёнок // Britannica: настольная энциклопедия : в 2-х томах. Том 2. — Москва: АСТ; Астрель, 2009. — С. 1362. — 2325 с. — ISBN 978-5-271-22857-5.
  9. Матараццо Дж. Д., Денвер Д. Р. Меры интеллекта (intelligence measures) // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  10. 10,0 10,1 10,2 Лолин Дж. Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy) // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Степанов С. С. Приключения IQ, или Кто на свете всех умнее. — Москва: Ось-89, 2005. — 127 с. — ISBN 5-98534-213-1.
  12. 12,0 12,1 Гилфорд Дж. П. Интеллект человека // Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Анастази А. Психологическое тестирование. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 688 с. — ISBN 978-5-272-00106-1.
  14. 14,0 14,1 14,2 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 368 с. — ISBN 5-314-00121-7.
  15. Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 томах. Том 2. — Москва: Смысл, 2006. — 432 с. — ISBN 5-89357-218-1.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. — Москва: Прогресс, 1982. — 252 с.
  17. 17,0 17,1 Дружинин В. Н. Тесты интеллекта // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко. — Москва — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  18. Becker K. A. History of the Stanford-Binet Intelligence Scales: Content and Psychometrics (Stanford-Binet Intelligence Scales, Fifth Edition Assessment Service Bulletin No. 1). — Itasca: Riverside Publishing, 2003. — 14 с.
  19. О педологических извращениях в системе Наркомпросов. РУНИВЕРС. Дата обращения: 23 июля 2025.
  20. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности / Предисловие доктора мед. наук, проессора Ф. Д. Горбова. — Москва: Мир, 1972. — 176 с.
  21. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с. — ISBN 5-12-000482-2.
  22. Школьный тест умственного развития (ШТУР). OURKIDS. Дата обращения: 23 июля 2025.
  23. Мещеряков Б. Г. Первичные интеллектуальные способности // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко. — Москва — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  24. Мещеряков Б. Г. Векслера шкалы // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко. — Москва — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  25. 25,0 25,1 Когнитивная психология / Под редакцией В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — Москва: PerSe, 2002. — 478 с. — ISBN 5-9292-0034-3.
  26. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. — Москва: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. — 512 с. — ISBN 978-5-8459-1153-7.
  27. 27,0 27,1 Gardner Howard. Frequently asked questions — multiple intelligences and related educational topics (англ.). https://www.howardgardner.com/.+Дата обращения: 22 июля 2025.
  28. 28,0 28,1 Суперинтеллект. Практикум по развитию IQ / Составитель Ю. В. Брилёва. — Москва: ООО «ТА «Издательство Мир книги», 2006. — 320 с. — ISBN 5-486-00378-1.
  29. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики / Под редакцией А. М. Матюшкина. — Москва: Педагогика, 1983. — 368 с.
  30. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Том 4. Детская психология / Под редакцией Д. Б. Эльконина. — Москва: Педагогика, 1984. — 432 с.
  31. Корнфорт М. Диалектический материализм : введение / Общая редакция член-корреспондента АН СССР П. Н. Федосеева. — Москва: Издательство иностранной литертуры, 1957. — С. 63—64. — 498 с.
  32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Москва: Питер, 2002. — 720 с. — ISBN 5-314-00016-4.
  33. Лихи Т. История психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 448 с. — ISBN 5-94723-199-9.
  34. Rosenthal R., Jacobson L. Pygmalion in the classroom // Urban Review. — 1968. — № 3. — С. 16–20.
  35. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. — Москва: Прогресс, 1984. — 300 с.
  36. Степанов С. С. Психология день за днём. События и уроки. — Шаблон:Б. м.: Б. и., 2012. — 156 с.
  37. 37,0 37,1 Кузина С. Тесты на интеллект составлены с ошибками!. KP.RU (9 декабря 2010). Дата обращения: 23 июля 2025.
  38. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 544 с. — ISBN 978-5-00195-141-4.
  39. Степанов С. С. Коэффициент эмоциональности // Популярная психологическая энциклопедия. — Москва: Издательство Эксмо, 2003. — С. 335. — 640 с. — ISBN 5-699-03543-5.
  40. Richard E. How Good the IQ 95 Is & the Best Career Choices to Pick. iqtest.net (25 декабря 2023). Дата обращения: 23 июля 2025.
  41. 41,0 41,1 Умственная отсталость // Britannica: настольная энциклопедия : в 2-х томах. Том 2. — Москва: АСТ; Астрель, 2009. — С. 1981—1982. — 2325 с. — ISBN 978-5-271-22857-5.
  42. Олигофрения // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  43. Линн Р. Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ. — Москва: Профит Стайл, 2010. — 304 с. — ISBN 5-98857-157-3.
  44. Евсеева Ю. Китайцы создают генетический банк гениев для поднятия IQ нации. MK.ru (22 марта 2013). Дата обращения: 23 июля 2025.
  45. В Китайском центре генетических исследований разрабатывается проект по запланированному рождению детей с высоким IQ. Artgen biotech (3 февраля 2019). Дата обращения: 23 июля 2025.
  46. Oken E. et al. Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort (англ.) // American Journal of Clinical Nutrition. — 2008. — Vol. 88, no. 3. — P. 789—796.
  47. Der G., Batty G. D., Deary I. J. Results From the PROBIT Breastfeeding Trial May Have Been Overinterpreted (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, no. 12. — P. 1456—1457.
  48. Skeels H. M. Adult Status of Children with Contrasting Early Life Experiences // Monographs of the Society for Research in Child Development Serial № 105. — 1966. — Т. 31, № 3.
  49. Бронфенбреннер У. Два мира детства : дети в США и СССР / Послесловие Л. И. Божович и И. С. Кона. — Москва: Прогресс, 1976. — 167 с.
  50. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай IQ своего ребёнка. — Москва: Когито-Центр, 1998. — 156 с. — ISBN 5-89353-009-8.
  51. Kaufman A. S., Kaufman J. C., Liu X., Johnson C. K. How do Educational Attainment and Gender Relate to Fluid Intelligence, Crystallized Intelligence, and Academic Skills at Ages 22–90 Years? (англ.) // Archives of Clinical Neuropsychology. — 2009. — Vol. 24, no. 2. — P. 153—163.
  52. Blinkhorn S. Intelligence: A gender bender (англ.) // Nature. — 2005. — Vol. 438, no. 7064. — P. 31—32.
  53. Herrnstein R. J. and Murray C. The bell curve: intelligence and class structure in american life. — New York: Free Press, 1994. — 845 с. — ISBN 0-02-914673-9.
  54. Тесты на IQ. История вопроса, факты и мифы. РИА Новости (29 марта 2006). Дата обращения: 23 июля 2025.
  55. 55,0 55,1 Goleman D. An Emerging Theory on Blacks' I.Q. Scores (англ.). New York Times. Дата обращения: 23 июля 2025.
  56. Залкинд М. 10 человек с самым высоким IQ. MAXIM. Дата обращения: 23 июля 2025.
  57. Колосова Т. Самый умный человек в мире: кто он и какой у него IQ. РБК Тренды (2023-17-07). Дата обращения: 23 июля 2025.

Ссылки