Срубная культурно-историческая общность
Срубная культурно-историческая общность Бронзовый век | ||||
---|---|---|---|---|
Локализация | Восточноевропейская степь и лесостепь | |||
Датировка | XVIII—XIII вв. до н. э. | |||
Носители | индоиранцы | |||
Тип хозяйства | стойловое и отгонное скотоводство, земледелие | |||
Исследователи | Мерперт Н. Я., Отрощенко В. В., Пряхин А. Д., Черных Е. Н. | |||
Преемственность | ||||
|
Сру́бная культу́рно-истори́ческая о́бщность — общность археологических культур поздней бронзы (XVIII—XIII века до нашей эры) в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Выделяют локальные варианты культуры: формирования, раннесрубный, покровский (XIX / XVIII—XVIII / XVII вв.); стабильного развития, развитый (XVII / XVI—XV вв.); трансформации, поздний (XV—XIV / XIII вв.)[1].
История открытия
Впервые срубная культура была выделена В. А. Городцовым в 1916 году вместе с катакомбной и ямной культурами по характерному типу подкурганных погребений[2].
Локализация и хронология
Ареал — степи, лесостепи и полупустыни Восточной Европы, Южного Зауралья и Западного Казахстана от левобережья нижнего и среднего Днепра на западе до верховьев Урала на востоке. В настоящее время выделяется несколько локальных вариантов и даже культур[2].
Срубная культура или срубная культурно-историческая общность бронзового века получила своё название от погребений, совершённых в деревянных срубах, которые опускали в могилы, перекрытые курганными насыпями. В 1950-х годах срубную культуру разделили на три этапа: срубный (XVI—XIV вв. до н. э.), сабатиновский (XIII—XII вв. до н. э.) и белозерский (XI—IX вв. до н. э.). В настоящее время ряд исследователей пришли к мнению, что сабатиновская и белозерская — это не только этапы срубной, но их можно рассматривать и как отдельные археологические культуры. В Крыму границы между тремя культурами улавливаются с трудом. Вероятно, это объясняется тем, что в эпоху поздней бронзы резких смен населения на полуострове не происходило. В Крыму периодически появлялись группы пришлого населения, но во всех случаях они сталкивались с местными, издавна населявшими крымские степи. Контакты пришлого и местного населения археологически выражались в захоронениях, сочетавших в себе черты разных культур[3].
Материальная культура
Керамика
Керамика срубной культуры плоскодонная, представлена баночными, почти цилиндрическими, а также горшковидными и острорёберными формами сосудов. Основной орнамент — прямые горизонтальные и наклонные линии, каннелюры, зигзаги, горизонтальные ёлочки, ромбы, прямоугольники. Орнамент наносился среднезубчатым или гладким штампом, для украшения острорёберных сосудов использовался мелкозубчатый штамп[2]. Все сосуды срубного времени ручной лепки, как и вся керамика бронзового века. В более позднее время стали использовать гончарный круг для изготовления посуды. Большинство срубной посуды сделано из чёрной глины, в ряде случаев с примесями. Большинство сосудов имеют гаадко заглаженную внешнюю поверхность, но встречаются и с грубой, неровной поверхностью. Обжиг — неровный. Чаще всего внешняя поверхность имеет тёмно-серый, тёмно-коричневый, реже — светло-коричневый цвет с тёмными пятнами[4][5].
Орудия труда
Металлургия
Горно-металлургическое производство срубной общности базировалось на медистых песчаниках Приуралья и Донецкого кряжа на востоке Украины. Оба основных производящих центра — Каргалинский (доминирующий) и Донецкий — расположены на периферии общности. Также разрабатывались маломощные рудопроявления Среднего Поволжья. Распространение меди из этих центров имело главным образом широтный характер, в пределах восточноевропейской степи и лесостепи. Значительная часть металла, особенно украшений, поступала из мастерских алакульской общности Казахстана. Каргалинский горно-металлургический центр является крупнейшим в Северной Евразии. Однако его сырьё использовалось только в Волго-Уральском регионе, не переходя восточную границу срубного ареала. Несмотря на большой импорт сырья и украшений с востока (оловянные и сурьмяно-мышьяковые бронзы), стратегически важная сфера изготовления орудий труда и оружия оставалась в руках срубных кузнецов и литейщиков, использовавших в основном «чистую» каргалинскую и донецкую медь.
Основные формы оружия и орудий труда восходят к стереотипам предшествующей Циркумпонтийской металлургической провинции — это вислообушные топоры, плоские и желобчастые тёсла и долота, черенковые ножи с упором или перехватом, кинжалы с металлической рукоятью, наконечники копий и др. Топоры и серпы-секачи становятся более массивными. Появляются и новые характерные образцы орудий — кельты-тёсла с открытой втулкой, перпендикулярной лезвию, отчего рукоять орудия становится коленчатой, при этом ранние вислообушные топоры выходят из употребления. Внедряется технология тонкостенного литья втульчатых наконечников копий, тёсел и долот, но отливка заготовок и последующая ковка всё ещё остаются важнейшими приёмами формообразования орудий. На позднем этапе срубные кузнецы овладевают секретами получения кричного железа, из которого отковываются ещё немногочисленные ножи и шилья. Несмотря на обилие и разнообразие украшений (браслеты, кольца, подвески, накладки, бусы), а также использование золота и серебра при их изготовлении, ювелирное дело срубной общности заметно уступает по своим масштабам и качеству исполнения восточному-алакульскому и фёдоровскому[2].
В металлическом инвентаре наиболее многочисленной категорией являются кинжалы с массивной рукоятью и листовидные обоюдоострые ножи с выраженным перекрестием и выемкой в основании лезвия. Черенок предметов имел трапециевидную или прямоугольную форму, с приострённой или ромбической пяткой. Украшения представлены желобчатыми браслетами с округлыми или приострёнными концами и серией подвесок в 1,5 оборота двух типов: 1) мелких каплевидных, приострённых в верхней части; 2) овальных или круглых. Классические типы срубно-андроновских подвесок отсутствовали, они появились лишь на II этапе. Следует отметить также следующие категории металлического инвентаря из погребений I этапа: тесло с несомкнутой втулкой и серию накладок для ремонта деревянных сосудов, которые крепились медными гвоздиками или скобками. Для погребений I этапа характерно большое количество костяного инвентаря: орнаментированные кольца; наконечники стрел; втоки от древков; амулеты-подвески из клыков волка; ромбические и округлые пряжки т. н. «многоваликового» типа. Из каменных изделий характерны наконечники стрел и топоры бородинского типа[6].
Косторезное производство
Но бронзовые изделия дорого стоили, поэтому было широко распространено косторезное дело. Из кости делали наконечники стрел, пряслица, иглы, инструменты для кожевенного производства и даже символы власти. Символы власти — жезлы представляли собой деревянные стержни, на которые надевались костяные кольца. Костяные части жезлов были богато орнаментированы зигзагами, меандром, свастикой. Археологические данные свидетельствуют о высокоразвитом уровне косторезного производства в срубной культуре[7].
Каменные орудия
Орудия труда и оружие из камня представлены сверлёными топорами и булавами, наконечниками стрел, скребками, молотами и молотками, наковальнями, рудотёрками, абразивами и др.; известны каменные бусины и подвески[7].
Хозяйственная деятельность
Поселения
Поселения расположены обычно на низких речных террасах, берегах небольших рек или их стариц. Жилища сооружались с использованием каркасно-столбовой конструкции. Различают наземные жилища, полуземлянки и землянки с двускатной и шатровой крышей. Стены сложены из дёрна, укреплены брёвнами, редко использовался камень-плитняк. В больших постройках (иногда до 150 м²) жилая часть чаще всего обособлена от подсобно-хозяйственной. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов, подпольные ямы, иногда колодец. На поселениях найдено большое количество керамики, металлических изделий, инструментов и приспособлений, связанных с металлическим производством. Исследованы также более двадцати поселений горняков и металлургов срубного времени в районе Каргалинского горно-металлургического центра на Урале. На Дону выделяется Мосоловка — специализированное поселение металлургов-литейщиков[2].
Одним из наиболее архаичных жилищ в лесостепной волго-уральской срубной культуре является исследованное Н. Я. Мерпертом небольшое квадратное жилище II Сусканского поселения. Оно имело размеры около 5x5 м² и глубину 0,6—0,7 м. На основании веерообразно лежащих остатков брёвен перекрытия жилища и ямок от центральных опорных столбов Н. Я. Мерперт реконструировал жилище как примитивную бревенчатую конструкцию с шатровым перекрытием. Брёвна перекрытия сходились в центре и опирались на три столба (или на один из них, укреплённый двумя другими). Стены жилища могли дополнительно оплетаться ветвями и обмазываться глиной. Остатки обожжённой обмазки были найдены внутри жилища. В нём находилась также очажная яма диаметром около 1 метра.
К более поздним жилищам относится небольшое число срубных поселений лесостепного Поволжья и Приуралья: Комаровское, Яковское, Сурушское, основная часть Михайло-Овсянки, Шигонского, Береговского I и некоторые другие. В это время поселения приобрели, по-видимому, более стационарный характер. Их площадь увеличилась. Жилища этого времени приобрели более крупные размеры и прямоугольную форму. Большинство их них имели небольшие выходы-тамбуры. По сравнению с предшествующим временем конструкция жилищ усложнилась. Их исследование показало, что вдоль стен и по оси в центральной части расположены ямки от столбов, свидетельствующие о наличии различных столбовых конструкций, в том числе, видимо, и столбов, поддерживающих опорные балки, на которые опиралось перекрытие жилища. Кроме того, в жилищах обнаружены открытые грунтовые очаги, иногда обложенные камнем, хозяйственные ямы, колодцы, следы подсобных помещений (возможно, загонов для скота). Видимо, наряду с полуземляночными жилищами существовали наземные жилые и хозяйственные сооружения.
На заключительном этапе наблюдается некоторое сокращение числа поселений по сравнению с предшествующим периодом. Не исключено, что это было вызвано концентрацией населения на отдельных поселениях, так как в это время посёлки приобрели большие площади, а жилища — очень крупные размеры. Поселения этого типа известны на всей территории лесостепного Поволжья и Приуралья. Домостроительные традиции на этом этапе хорошо характеризуют исследованные Н. Я. Мерпертом крупные подпрямоугольные котлованы жилищ на I Сусканском поселении. Поселение занимало площадь около 3 тыс. м². Оно располагалось на мысах по обоим берегам небольшой речки Сускан, в 8 км от её впадения в реку Волгу и было укреплено валами и рвами[6].
Хозяйство
Для основного ареала срубной общности ведущей формой хозяйства являлось придомное и отгонное скотоводство. В районах предкавказских и предкаспийских степей и полупустынь практиковалась подвижная, полукочевая форма. В стаде преобладал крупный рогатый скот, меньшая роль принадлежала овцам, козам и лошадям. Определённую роль играло и земледелие, судя по находкам специализированных орудий труда. Однако единичные зёрна культурных злаков (в основном просо) обнаружены лишь в Донецко-Днепровском междуречье, в зоне пограничья срубной и сабатиновской культур. Возможно, это свидетельствует о наличии здесь пойменного земледелия[2].
Погребальный обряд
Погребения
Курганные могильники (Бережновский, Ягодное, Хрящевский) размещаются на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Они включают в себя небольшое число насыпей — от 2 до 10—15. Одиночные курганы и огромные некрополи являются редкостью. Могильные конструкции прямоугольной формы представлены ямами, деревянными срубами и каменными ящиками. Погребения, выложенные деревом по образцу сруба жилого дома, дали название культуре, однако их процент составил всего 2—5 % от общего количества захоронений. Курганная насыпь покрывала сразу несколько захоронений. Ямы часто перекрывались бревенчатым накатом или деревянными плахами, во внутренней полости имелись опорные столбы. Погребённые лежали скорченно, обычно на левом боку, руки согнуты в локтях, кисти размещались перед лицом, тело ориентировано головой на север. В некоторых захоронениях зафиксированы следы органической подстилки, а также охры и мела. В раннесрубных памятниках у головы и ног умершего встречается посыпка золой и углём, а также следы зольника от костра на поверхности возле ямы. Известны случаи кремации — кальцинированные кости с охристой располагались в яме на коре. В ранний период в погребения могли класть домашних животных — лошадей, овец, которых помещали в могильную яму или на специальных площадках. Погребальный инвентарь скуден — обычно в могилу ставили от одного до трёх сосудов у кистей рук и колен, иногда встречаются медные или бронзовые ножи, шилья, бусины, подвески, деревянная посуда, иногда с бронзовыми оковками.
В восточных областях культуры известны женские захоронения с богатыми накосниками, изготовленными алакульскими мастерами из листовой бронзы, золотой и серебряной фольги (Лузановский, Ново-Ябалакинский 1).
В грунтовых могильниках (Смеловский, Алексеевский, Съезжинский) захоронения располагались рядами. Возможно, они были предназначены для людей с более низким социальным статусом[2].
Грунтовые могильники располагаются на небольших естественных всхолмлениях террас или на дюнах. Погребальный обряд и инвентарь этих памятников не отличается от курганных. Большинство могильных ям имели овальную и подпрямоугольную формы и были углублены в материк. Ямы небольшие, но встречено несколько могил крупных размеров. Закономерность в их расположении не прослеживается. Погребённые лежат скорченно на левом боку, головой на север, северо-восток, реже на северо-запад. Единично встречено положение на правом боку и на животе. Деревянных конструкций мало. Рядом с двумя погребениями был найден жертвенник — два черепа коней. В отдельных случаях обнаружены следы подсыпки охры и мела. Погребальный инвентарь небогат: в основном, он включал 1—2 сосуда. Преобладали сосуды баночной формы. В погребениях найдены желобчатые бронзовые подвески в 1,5 оборота, браслеты, серебряные бусы, игла и шило. Баночные сосуды имеют, в основном, закрытую форму, горшковидные — вертикальные пропорции и плавную профилировку[6][8].
Примечания
- ↑ С. В. Кузьминых. Срубная культура // Большая российская энциклопедия. — 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Евгения Галимзянова. Срубная культурно-историческая общность // Энциклопедия «Всемирная история». — 2021.
- ↑ Срубная культура // Открытая археология : сайт.
- ↑ Доценко А. В. Исследование керамической посуды в срубных погребениях на территории Калмыкии // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. — 2009. — № 2. — С. 99—101.
- ↑ Файзуллин И. А. Гончарное производство срубной культуры Предуралья по материалам курганного могильника I у села Твердилово // Нижневолжский археологический вестник. — 2021. — Т. 20, № 2. — С. 8—23.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Васильев И. Б. Срубная культура лесостепного Поволжья и Приуралья // Краеведческие записки. — 2010. — Т. 15: 40 лет Средневолжской археологической экспедиции. — С. 64—86..
- ↑ 7,0 7,1 Шаталов М. Б. Срубная археологическая культура // Липецкий областной краеведческий музей : сайт.
- ↑ Лунькова Ю. В. Территориальное распределение грунтовых могильников срубной КИО (по данным ГИС—анализа) // Краткие сообщения Института археологии. — 2019. — № 257. — С. 126—133.