Афанасьевская культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Афанасьевская культура
Энеолит
Afanasevo provisional.png
В составе Минусинский вариант; Алтайский вариант: арагольский тип, куротинский тип, куюмский тип
Географический регион Центральная Азия
Локализация Алтай, Хакасско-Минусинская котловина, Тува, Монголия
Типовой и другие памятники Афанасьева Гора, Сыда, Тесь I—III, Карасук III, Тепсей X, Ело 1—3, Бике 1—2
Датировка XXXIXXV вв. до н. э.
Носители индоевропейцы
Тип хозяйства скотоводство, металлургия
Исследователи В. В. Радлов, С. А. Теплоухов, М. П. Грязнов, Э. Б. Вадецкая, Г. А. Максименков, А. Н. Липский, С. В. Киселёв, В. П. Алексеев, А. В. Поляков, И. П. Лазаретов
Преемственность
Ямная Окуневская, Каракольская

Афана́сьевская культу́ра — археологическая культура Южной Сибири эпохи бронзового века (III — нач. II тыс. до н. э.). Ареал распространения — предгорья и высокогорные долины Алтая, степи Минусинской котловины[1].

История открытия

Первые могильники афанасьевского типа были вскрыты ещё В. В. Радловым в 1865 году и А. В. Адриановым в 1903 году. Культура была выделена С. А. Теплоуховым при раскопках могильника у Афанасьевской горы в верховьях Енисея в 19201923 годах и получила своё название по этой местности. С. В. Киселёв исследовал курганы афанасьевской культуры в 19251932 годах у села Кси (Минусинская степь Красноярского края) и в 1937 году у села Курорты (Алтай)[1].

Следующий этап исследования памятников афанасьевской культуры был связан с масштабными раскопками в 1950-е годы в зоне строительства Красноярской гидроэлектростанции, осуществлявшимися Красноярской экспедицией Ленинградского отделения Института археологии. В Горном Алтае в этот период раскопки проводились Е. М. Берс в устье реки Куюм.

Начало следующего этапа в изучении афанасьевских памятников относится к середине 1970-х годов, когда одновременно разные научные учреждения начали исследования в Горном Алтае. Этот этап характеризуется выявлением десятков новых афанасьевских памятников, раскопками многих из них, накоплением материалов.

Новейший этап в истории изучения афанасьевской культуры относится к началу 2000-х годов. С этого момента и по настоящее время в научный оборот введена бóльшая часть ранее не опубликованных материалов, широко применяются естественнонаучные методы анализа материалов, проводится одновременное углублённое сравнительное изучение памятников Горного Алтая и Среднего Енисея. Получена серия новых радиоуглеродных дат, проведены палеогенетические исследования, изучено несколько важных объектов в Синьцзяне, Монголии, Восточном Казахстане[2].

Локализация и хронология

Территория распространения культуры — Алтай и Хакасско-Минусинская котловина, ареал памятников культуры включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян (Джунгарию)[3].

По современным данным была конкретизирована датировка существования культуры: в Горном Алтае — до XXXI—XXIX вв. до н. э., на Среднем Енисее — XXIX—XXV вв. до н. э. Хотя это не исключает, что на Енисее население этой культуры проживало дольше, чем на Алтае, или же связи между племенами на позднем этапе были утрачены[2].

Материальная культура

Керамика

Глиняная посуда разнообразна. Большая её часть состоит из яйцевидных горшков, ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Она была рассчитана на небольшую семью. Её форма не случайна. Горшки, по-видимому, зарывались в землю, и пища варилась жаром костра. Много и круглодонных сосудов, шарообразных или реповидных. Среди них встречаются очень крупные, ёмкостью до 200 литров. Они поставлены в могилы людям старческого возраста. Бывают и очень маленькие остродонные сосудики, высотой 7—8 см. Последние всегда сопровождают детские погребения. Вряд ли можно предполагать у афанасьевцев наличие индивидуальной посуды. Эти сосудики, вероятно, изготовлялись специально для погребения.

Среди всех форм посуды выделяются вазочки на поддоне. Их часто в литературе называют светильнями или курильницами. Однако их назначение пока неясно.

В целом вся посуда примитивна, тесто пористое, быстро крошится, в изломе чёрное, слабо обожжённое. Лепили горшки следующим образом: раскатывали отдельные ленты — жгуты, их сушили, а затем скрепляли друг с другом. Окончательную форму придавали руками. Такое изготовление каждого сосуда занимало длительное время. Стенки сосудов заглаживали зубчатой пластинкой. Обжигали сосуды на костре, а перед обжигом покрывали орнаментом. Гладкие сосуды встречаются редко. Орнамент простой: имитация плетёнки, состоящей из чёрточек, гребёнки, ёлочки. По-видимому, в сосудах варили овощи или мясо.

Керамика алтайского варианта афанасьевской культуры отличается более высокими и прямыми, чем на Енисее, шейками сосудов. Кроме того, на Алтае есть сосуды шаровидные, плоскодонные и один баночный[2][3].

Помимо глиняной посуды было много разнообразной деревянной, а также, вероятно, кожаной, берестяной и плетёной из корешков лыка посу­ды, служившей для хранения и переработки различных продуктов. Мы имеем представление по медным скобкам и пластинкам о различной форме починенных с их помощью деревянных сосудов, в том числе о сосудах с носиком для слива, а по находкам пестов — и о деревянных ступах[2].

Орудия труда

Афанасьевцы были первыми горняками и металлургами на своей территории. Исследованы медные рудники, которые использовались афанасьевцами в горном Алтае (Владимировка). На памятниках культуры обнаружено сравнительно небольшое количество медных изделий, однако уровень их металлообработки был высоким изначально. Наиболее характерны следующие предметы: втульчатые топоры, плоские тёсла, двулезвийные черенковые ножи и шилья. Использование двусторонних литейных форм указывает на наличие трудоёмкой техники. Так же афанасьевцы умели делать украшения из железа, золота и серебра. Скорее всего, такой высокий уровень производства не мог сложиться в среде предшествующего населения Саяно-Алтая. Гораздо больше оснований полагать, что металлургия укоренилась здесь в уже сложившемся виде. Однако афанасьевский металлургический очаг на протяжении нескольких столетий оставался изолированным[1].

Орудия труда в могилах афанасьевской культуры находятся редко. Из­вестны лишь каменные шлифованные топоры, колотушки, песты, тёрки. Не­однократно встречались каменные наконечники стрел, но это не остатки положенных умершему стрел и лука. Они находились среди костей человека по одному, редко по два в одной могиле. Это, вероятно, оставшиеся в теле человека наконечники тех стрел, которыми он был убит или ранен.

Находятся в могилах разнообразные металлические изделия. Среди них есть медные иглы, шилья, тонкие лезвия ножичков с остатками или следами деревянной рукояти, рыболовный крючок. Но орудий подобного рода встречено немного. Металл в большем количестве шёл на изготовление украшений и на починку деревянной посуды. Как это ни удивительно, но больше всего найдено медных скобок, оковок и накладок от деревянной посуды. Трещины на сосудах сшивали медными полосками и проволокой. Края сосудов укрепляли пластинками, иногда украшенными несложным ор­наментом[4][5].

Каменный топор. Афанасьевская культура

Жилища

Известны высокогорные небольшие поселения открытого типа на Алтае и в Туве (Кара-Тенеш, Усть-Куюм, Тоора-Даш), а также пещерные становища (Денисова, Каминная), святилища (Кара-Коба, Кучерла 1). Жилища полуземляночные, прямоугольной формы (Кара-Тенеш). Стены, вероятно, были сложены из брёвен. Вдоль стен, внутри жилища располагались каменные и земляные очаги. Такие очаги известны и в пещерных жилищах. Входы и проходы вглубь пещер были перекрыты плетнём или забором. Предполагается, что пещеры могли использоваться пастухами в качестве загона для скота. Культурный слой таких становищ состоит преимущественно из перегноя овечьих копролитов. Как на поселениях, так и в пещерах были найдены фрагменты керамики, орудия из камня, кости и меди, а также кости животных[1].

Наблюдения подобного рода позволяют так пред­ставить хозяйство племён афанасьевской культуры. Живя полуоседло не­большими посёлками до десяти, редко больше, семей в одном месте, люди занимались зимой охотой, а летом рыболовством. Они разводили до­машний скот и стали производить небольшие посевы полезных растений. Скот содержали в небольшом ещё количестве: при доме, в оградах, преиму­щественно ради мяса. На занятие афанасьевских племён земледелием пря­мых указаний нет, но наличие одной из ранних форм его пред­полагается, так как обычно оно развивается параллельно с ранними формами скотоводства. Вполне возможно, что находимые в могилах каменные песты и предполагаемые к ним деревянные ступы, а также каменные и роговые колотушки служили для обработки продуктов земле­делия. Зернотёрок же, видимо, ещё не было.

Как земледелие, так и скотоводство афанасьевских племён были ещё крайне примитивны и представляли собой одну из ранних форм произво­дящего хозяйства[1][4].

Погребальный обряд

Погребения данной культуры представлены в основном курганными могильниками (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.). Могильники Афанасьевской культуры отличаются небольшими размерами. Погребальные сооружения представлены кольцами из камня и каменных плит, которые перекрывались сверху брёвнами или другими плитами. Внутреннее пространство имело каменную и земляную засыпь или каменную вымостку. В центре — одно-два захоронения, большее количество встречается редко. Положение умерших — на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении.

Инвентарь — глиняная и деревянная посуда (на её наличие указывают находки медных оковок), каменные сверлёные и клиновидные топоры, песты, тёрочники, колотушки, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, меди, железа, серебра и золота. Рядом с посудой лежали остатки мясной пищи (кости барана, коровы, лошади, а также диких животных). В редких случаях, среди человеческих костей, находят каменные наконечники стрел, которые, вероятнее всего, застряли в теле убитых[1].

Пища в горшках не сохранилась, но на их стенках остались следы обуглившейся накипи. Накипь располагается только в верхней части сосуда у горла его с внутренней стороны и больше всего с внешней стороны при­мерно на одну треть его высоты. Значит, в этих горшках не варили ни кашу, ни молоко (пища пригорела бы внутри на дне и на стенках), и при варке пищи горшок погружали на две трети его высоты в горячую золу и угли очага. Последнее подтвердилось раскопками поселения Тепсей X. От­крытые там очаги имели вид плоской чаши, диаметром около 1 м, глуби­ной в 20 см, обложенной по стенкам каменными плитками, то есть были при­способлены к тому, чтобы в них сохранялся толстый слой золы и угля[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Евгения Галимзянова. Афанасьевская культура // Энциклопедия «Всемирная история».
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Степанова Н. Ф. Афанасьевская культура: об этапах её изучения // Археологические вести. — 2022. — № 34. — С. 116—122.
  3. 3,0 3,1 Кузнецов А. Л. История Минусинских Степей: Афанасьевская культура // Сибирский туристический справочник. — 2014.
  4. 4,0 4,1 4,2 Глава III. Основные черты афанасьевской культуры // Афанасьевская культура на Енисее. — 1999. — С. 45—54.
  5. Степанова Н. Ф. Изделия из металла из погребальных комплексов афанасьевской культуры // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — 2014. — Т. 20. — С. 285—288.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!