Черняховская культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Черняховская культура
Средневековье
Chernyakhov-pt.svg
Географический регион Северное Причерноморье
Локализация степная полоса Украины и Молдавии
Датировка II-IV век
Тип хозяйства земледелие
Исследователи Рыбаков Б. А.,Седов В. В., П. Рейнеке, В. В. Хвойка
Преемственность
Зарубинецкая

Вельбарская
Липицкая

Пеньковская

Именьковская

Черняхо́вская культу́ра (культурно-историческая общность) — общность археологических культур, занимавшая с середины III по начало V века н. э. обширную территорию лесостепных районов Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморских степей к западу от Днепра; в Молдове и Юго-Восточной Румынии: от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Буга до Нижнего Поднепровья.

Черняховская культурно-историческая общность этнически неоднородна, она включала в себя различные этноязыковые группы ‒ славянскую, германскую (готскую), иранскую (сармато-скифскую). Она также соотносится с «державой Германариха» ‒ готским объединением, известным по письменным источникам[1].

История открытия

Культура была открыта В. В. Хвойкой в 1899—1900 годах во время раскопок могильников у сёл Ромашки и Черняхов в Среднем Поднепровье. Отдельные черняховские памятники раскапывались под руководством К. Гадачека, С. С. Гамченко и других.

В 1920—1930-х годах исследования значительно расширились. Масштабные археологические работы осуществлялись в зоне затопления Днепровской ГЭС.

В 1950—1960-х годах значительно увеличился объём археологического материала. В разные годы изучением культуры занимались Т. И. Алексеева, М. И. Артамонов, В. Д. Баран, М. Ю. Брайчевский, М. С. Великанова, О. А. Гей, Ю. В. Кухаренко, М. В. Любичев, Б. В. Магомедов, Е. В. Махно, Г. Ф. Никитина, Э. А. Рикман, Б. А. Рыбаков, В. В. Седов, Э. А. Сымонович, П. Н. Третьяков, Г. Б. Фёдоров, М. Б. Щукин и другие.

В современной историографии для обозначения памятников черняховской культуры используется термин «культурно-историческая общность»[1][2].

Локализация или местонахождение

Культура располагается от нижнего Дуная и Карпат до нижнего и частично среднего Днепра, по Восточной Румынии, Молдавии и югу правобережной Украины, прилегая на значительном протяжении к берегу Чёрного моря, переходит через Днепр и на левобережной Украине доходит до верхнего Донца. На Дунае она граничила с римской империей. На севере, в Среднем Поднепровье с ней соседствовала зарубинецкая культура. На северо-западе, в Прикарпатье, к ней примыкают две культуры, протянувшиеся по Польше узкими полосами с берегов Балтики — вельбарская и, южнее, пшеворская. Между тем, по времени и территории черняховская культура точно совпадает с государством, которое было основано в начале III века н. э. готами, прибывшими сюда с Балтики, и сметено гуннами в конце IV века. Всё это описано у готского историка VI века Иордана. Он сообщает, что готский король Германарих подчинил местные племена и готское государство просуществовало два века (III и IV). Даже после гуннского нашествия в 374 году н. э. и гибели Германариха ещё некоторое время преемник Германариха Винитарий подавлял славянские восстания. Затем готы окончательно ушли, частью на запад, продвинувшись вплоть до Испании, а частью укрылись в Крыму, где ещё в XIV веке звучал готский язык[3].

Материальная культура

Керамика

В Черняховской культуре использовали как лепную, так и круговую посуду разнообразных форм, размеров и назначения. Довольно часто встречаются привозные причерноморские амфоры, иногда фрагменты краснолаковой посуды. Одной из наиболее характерных черт черняховской культуры является преобладание гончарной посуды высокого качества и разнообразия. Её украшали налепными валиками, желобками, врезанными горизонтальными линиями, реже каннелюрами, волнистым и штампованным орнаментом. Гончарный круг мог прийти к черняховцам из римских Причерноморских провинций или от населения Прикарпатья. Остатки небольших гончарных мастерских зафиксированы более чем на 50-ти черняховских поселениях[1][4].

В 1970-е годы по итогам раскопок поселения у села Лепесовка был получен необычайно богатый керамический набор: были найдены фрагменты керамики с надписями на греческом языке, что и явилось главным толчком к появлению гипотезы об ольвийском происхождении гончаров, работающих в Лепесовке, которая затем вылилась в гипотезу о северо-причерноморском происхождении сероглиняной гончарной керамики в черняховской культуре[5].

Кухонная керамика

Сосуды сделаны из глины, содержащей примеси песка, дресвы, реже шамота. Состав и количество примесей зависит во многом от функционального назначения сосудов. Большие толстостенные сосуды изготовлены из глины, содержащей много примесей, почти все с шероховатой или хроповатой поверхностью. Хроповатость наносилась обычно лишь на тулово сосуда, а верхняя и придонная части всегда тщательно выглажены и вылощены[5].

Столовая керамика

Сосуды более сложной профилировки (кувшины, вазовидные сосуды) изготовлены из хорошо отмученной глины. Наружная поверхность сосудов — лощёная или тщательно выглаженная, часто орнаментированная. Орнамент — резной или прочерченный (линейный, зигзагообразный, меандр, сочетание хроповатых и лощёных поверхностей). Характерно чёткое расчленение отдельных частей сосудов. Почти все лепные сосуды имеют коричневый цвет внешней поверхности[5].

Орудия труда

Известны находки шлаков, льячек, тиглей, заготовок различных изделий из цветных металлов. Исследователи выделяют две основные группы металлических сплавов. Первая близка по рецептуре прибалтийской бронзе, вторая — причерноморской. Украшения изготавливали из бронзы или биллона (медного сплава на серебряной основе). Находки изделий из драгоценных металлов очень редки.

Развитие добычи и обработки железа также играли большую роль. Добывались болотные и другие руды, вероятно, могли разрабатывать залежи железной руды в районе Кривого Рога (Украина). На многих черняховских поселениях зафиксированы в виде шлаков отходы железопроизводства и обработки. Известно несколько десятков металлургических горнов разной конструкции. Мастера использовали различные приёмы обработки железа и получения стали, некоторые черты которых отсылают к позднескифским, центрально-европейским и провинциальным римским кузнецам[1].

Хозяйственная деятельность

Большинство черняховских поселений — это неукреплённые селища (до 20-30 га), располагавшиеся вдоль склонов берегов небольших рек и ручьёв. Часто селища группируются, образуя «гнёзда». Известны как мелкие, так и крупные поселения, площадь которых достигает 20-30 га. Большинство имеет длину около 1 км и ширину 80—100 м. Наиболее известные — Журавка, Иванковцы, Лука Врублевецкая, Флорешты.

Постройки на поселениях располагались кучно или в два-три ряда вдоль берега реки. Хозяйственные и производственные сооружения находились рядом с жилым помещением. Жилища черняховцев — полуземлянки и наземные дома. Прямоугольные полуземлянки строились с применением каркасно-столбовой конструкции, площадью от 10 до 40 м². Плетнёвые стены обмазывались глиной, в середине жилища размещался очаг. Среди наземных построек особое место занимают сооружения столбовой конструкции площадью от 60 до 160 м² — так называемые большие или «длинные» дома. Внутри выделялись жилая и хозяйственная части. Стены, вероятно, делались из дёрна. В южных районах культуры распространены каменные постройки.

Городищ Черняховской культуры известно всего три — Городок на Южном Буге, Башмачка на Днепре и Александровка на Ингульце. Они возникли в самом конце существования культуры — в IV веке н. э. и все расположены в южном ареале культурной области. Их оборонительные сооружения представляли собой земляные валы, окружённые рвами, с двойными каменными или деревянными стенами с глиняной внутренней забутовкой. Такая конструкция близка позднескифской или античной культуре[1].

Хозяйство черняховцев было основано на земледелии и скотоводстве. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овёс, горох, а также лён и коноплю. В основном занимались пашенным земледелием с использованием лёгкого и тяжёлого плуга. Известны находки железных мотыжек, вероятно, для огородничества, а также серпов и кос разных форм. В животноводстве преобладал крупный рогатый скот, а также мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, домашняя птица[1].

Черняховские памятники располагались на удобных для земледелия почвах.

О торговле с античными центрами свидетельствуют импортные предметы: амфоры — тара для вина и оливкового масла с юга, стеклянные кубки, краснолаковые сосуды. Римская монета (сестерции) использовалась во внешней и внутренней торговле — своей не было. На черняховской территории известно более тысячи монетных кладов — всё это римские деньги. Некоторые черты черняховской культуры сложились под несомненным влиянием римской цивилизации — виды оружия и в целом военное дело, меры веса и, вероятно, другие меры, технические достижения, формы власти и общественного устройства, искусство и прочее.

Обнаружено множество вещей, импортированных из Римской империи. Но значительная часть артефактов изготовлялась в границах самой культуры. Черняховские мастера — кузнецы по железу и бронзе, каменотёсы, косторезы — работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Украшения производились из бронзы, серебра и золота, а также из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. Черняховские ювелиры применяли зернь и скань. Художественно оформленные фибулы изготовлялись местными мастерами, как и гривны, браслеты, височные кольца, ременные бляхи[3].

Погребальный обряд

Погребения черняховской культуры представлены грунтовыми могильниками, расположенными на более высоких местах, чем поселения, неподалеку от них. Их размеры обычно не более 1000—1500 м². Большинство известных могильников датируются IV в. н. э. Характерной особенностью черняховского погребального обряда является биритуальность — на одном и том же могильнике практиковалось как трупосожжение, так и трупоположение. Если не считать Малаештского могильника, раскопанного частично, с приближенно определёнными размерами, то можно считать, что длина известных Черняховских кладбищ редко достигает 150 м. Кроме вытянутых по форме могильников имеются округлые или почти округлые. Когда могильники располагаются непосредственно над водной магистралью, то они бывают вытянуты вдоль неё. Параллельное размещение могильников по отношению к поселению необязательно. На некоторых памятниках зафиксированы культовые ямы и другие следы поминальных тризн. Наиболее подробно исследованы могильники Черняхов, Данчены, Косаново, Журавка, Будешты[1]. Трупосожжения совершались на стороне. Трупы умерших, подлежащие сожжению, кремировались не на самом кладбище, а где-то на стороне. Это прекрасно подтверждает находка обособленно расположенного «крематория» в виде каменной обожжённой площадки, открытого у села Окно Черновицкой области[6]

Трупоположение совершалось в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Положение тела — вытянутое на спине, с северной или западной ориентировкой. Среди погребений преобладают одиночные, но встречаются и парные захоронения. Погребения с западной ориентировкой чаще безынвентарные или содержат один-два предмета. В погребениях с северной ориентировкой инвентарь многочисленный и разнообразный. Также на них чаще прослеживается обряд ритуального разрушения погребения, вероятно, соплеменниками[1][6].

Инвентарь погребений сравнительно богат: кроме качественной керамики имеются стеклянные кубки, горбатые костяные гребни, у женщин металлические (бронзовые, иногда серебряные) фибулы арбалетного типа — ими одежда скреплялась на плечах. Из оружия — длинные двулезвийные мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники стрел и дротиков. Ближайшие аналогии — в пшеворской культуре. Из туалетных принадлежностей — бронзовые двулезвийные бритвы[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Евгения Галимзянова. Черняховская культурно-историческая общность // Энциклопедия «Всемирная история» : сайт.
  2. Зиньковская И. В. Проблемы черняховской культуры в современной украинской археологии (2000— 2019 годы) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. — 2020. — № 1. — С. 35—40.
  3. 3,0 3,1 3,2 Черняховская культура // Генофонд.рф : сайт.
  4. Магомедов Б. В. Краснолаковая керамика в Черняховской культуре // Боспорские исследования. — 2009. — № 21. — С. 320—349.
  5. 5,0 5,1 5,2 Шаров О. В., Бажан И. А. (дата обращения: 16.06.2024). Черняховские этюды // Stratum plus. Археология и культурная антропология. — 1999. — № 4.
  6. 6,0 6,1 Сымонович Э. А. Погребальные обряды племен черняховской культуры. — Москва: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука»»., 1983. — С. 151.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!