Киик-Коба
Кии́к-Коба́ (крымскотат. Кийик Къоба, Kiyik Qoba, كییك قوبا, — «дикая пещера») — раннепалеолитическая стоянка, расположенная в Белогорском районе республики Крым, Россия[1].
Географическое положение
Стоянка Киик-Коба расположена в гроте в северных отрогах Крымских гор на правом берегу реки Зуя в 7 км от села Зуя[1].
История открытия
В 1920—1939 годах Г. А. Бонч-Осмоловский активно исследовал скальные навесы и пещеры полуострова Крым. В 1924 году им была обнаружена стоянка в пещере Киик-Коба[2].
Археологические раскопки
В 1924—1926 годах Г. А. Бонч-Осмоловский проводил раскопки в пещере. Им было выделено 2 слоя с остатками кострищ, очагов и хозяйственных ям. Ранний слой датируется ранним Вюрмом, а поздний — от 32 до 55 тысяч лет назад. В нижнем слое много орудий без следов первичной обработки. Орудия верхнего слоя изготовлены из местного кремня, близки к каменной индустрии других памятников крымского Мустье (Чокурча, Староселье). Много бифасов без первичного расщепления: ножи типа бокштайн, угловатые скрёбла, чокурчинские треугольники и клювовидные орудия; инвентарь слоя VI определяется как зубчатое микро-Мустье, слоя IV — как Мустье с бифасами[1].
Антропологические останки
В 1924 году археолог Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский в процессе раскопок грота обнаружил костные останки взрослого неандертальца и ребёнка раннего возраста. Первый палеоантроп находился в искусственной прямоугольной яме следующих параметров: 210 × 80 × 54 см. В западной части погребальной ямы в анатомическом порядке сохранились кости правой голени и полностью обеих стоп погребённого. Кроме этого, были найдены 2 запястья, 2 пяточные кости, 5 фаланг, 18 костей кисти руки и 1 зуб. Бо́льшая часть скелета была повреждена хозяйственной деятельностью более позднего периода. Несмотря на нарушение первоначального положения скелета, Г. А. Бонч-Осмоловский по уцелевшим костям восстановил положение погребённого, установив, что захоронение осуществлено на правом боку со слегка подогнутыми ногами, которые упирались в западный край могильной ямы. Другой скелет, детский, находился непосредственно на скальном днище пещеры в 30 см от северного угла могильной ямы, на левом боку в скорченном положении. Кроме черепа и зубов, почти все части скелета уцелели, однако по причине несовершенства метода закрепления костей (для начала ХХ века) останки были извлечены с потерями. Выяснить, к какому именно культурному слою относилось детское погребение, было невозможным, так как на участке раскопок верхний и нижний слои не разделялись стерильной прослойкой. Выявить контуры второй могильной ямы также не удалось. Тем не менее после некоторых сомнений Г. А. Бонч-Осмоловский осторожно предположил, что захоронение относилось к верхнему культурному слою. Открытие на стоянке Киик-Коба стало первой находкой костей мустьерского человека не только на территории Крыма и Украины, а всего СССР в целом[3].
В дальнейшем кости взрослого неандертальца детально изучались Г. А. Бонч-Осмоловским в 1941 году, 1954 году, кости ребёнка — чешским антропологом Е. Влчеком в 1976 году. Важные дополнения к исследованию этих останков осуществили Д. Г. Рохлин в 1965 году и В. П. Якимов. По мнению Д. Г. Рохлина, костные останки взрослого человека, вероятно, принадлежали женщине в возрасте около 35 лет, 155—159 см ростом. На её костях не сохранилось признаков, которые свидетельствовали о длительной нетрудоспособности. Следовательно, резюмировал Д. Г. Рохлин, смерть женщины наступила, вероятно, от острого, стремительно протекающего заболевания. Примерный возраст второго киик-кобинца был установлен в пределах 6-8 месяцев. Такие возрастные соотношения похороненных в Киик-Кобе и собственно положение скелетных останков вблизи друг от друга позволили сформулировать гипотезу об их филогенетическом единстве и родстве (мать и ребёнок). Сравнительный анализ костей конечностей взрослого неандертальца и ребёнка указывал, что последние в основном сохраняли пропорции взрослых, отличаясь от современного ребёнка[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 К. Н. Гаврилов, Ю. А. Смирнов. Киик-Коба // БРЭ.
- ↑ Севастьянов А. В. Возвращение учёного: вокруг реабилитации Г. А. Бонч-Осмоловского (конец 30-х — начало 40-х гг. ХХ века) // Учёные записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Исторические науки. — 2013. — Т. 26 (65), № 1. — С. 125—142.
- ↑ 3,0 3,1 Черкасов А. В. Антропологические останки палеолита в Крыму: к истории и историографии изучения // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 384. — С. 136—142.