Рессетинская культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Рессетинская культура
Палеолит
Локализация Центральная Россия
Датировка XIVX тыс. до н. э.
Преемственность
Бутовская культура

Рессетинская культура — археологическая культура Центральной России, в частности в бассейне Верхней Оки, Клязьмы, Верхней Волги и Западной Двины (Московская, Тверская, Рязанская, Калужская области, северо-восток Белоруссии). Культура датируется позднепалеолитическим — раннемезолитическим временем (17 — 12 тыс. лет назад) и делится на два этапа.

История открытия

Впервые своеобразные рессетинские наконечники были обнаружены В. А. Городцовым в конце XIX веке при раскопках на Борковском острове под Рязанью. Они остались неопубликованными. Первые материалы о данной культуре были опубликованы рязанским краеведом В. И. Зубковым. В начале 1960-х гг. Н. Н. Гурина составила небольшую коллекцию рассетинской культуры, собранную на территории Гродненской области Белоруссии. Тогда же Н. Н. Гуриной была открыта стоянка Ланино 1 на озере Волго в Тверской области, при исследовании которой в 1970—1980-е годы рессетинские изделия были найдены в раскопах 4 и 8. Часть из них была опубликована в конце 1990-х — начале 2000-х годов Г. В. Синицыной. В коллекции этой же стоянки Г. В. Синицыной была обнаружена галька с гравированным изображением женщины, которую она убедительно соотнесла с изделиями рессетинской культуры. Рессетинские изделия имеются и в материалах стоянки Троеручица (Осташковский район Тверской области).

На рубеже 1970—1980-х годов рессетинские материалы наряду с другими финально-палеолитическими были собраны А. В. Трусовым при раскопках стоянок Альба 1 и 3 в Московской обл. В 1983 году в Хвастовичском районе Калужской области Окской экспедицией Института археологии Российской академии наук под руководством А. Н. Сорокина была исследована стоянка Рессета 3. А после раскопок в 1984—1985 годов на Верхней Волге, когда были открыты и изучены классические рессетинские стоянки Суконцево 8 и 9 (не считая других, более мелких, коллекций), А. В. Трусовым была выделена отдельная самостоятельная культура, получившая своё название по её первому, наиболее выразительному памятнику — стоянке Рессета 3[1].

Локализация и датировка

В настоящее время стоянки рессетинской культуры известны в бассейнах Верхней и Средней Оки (Рессета 2 и 3, Лужки Е, Таруса 1, Борки), Клязьмы (Альба 1 и 3), Верхней Волги (Суконцево 8-11, Култино 3, Усть-Тудовка 4, нижний слой; Замостье 5, слой 9; Минино 2, нижний слой; Ланино 1, раскопы 4 и 8; Троеручица; Прислон) и Западной Двины (Золотилово 1, Крумплево). Причём последний пункт располагается на территории Белоруссии. Топография всех памятников сходная, все они приурочены к берегам палеоозер (озеровидным расширениям рек), расположенных на зандровых равнинах[1].

В середине 1960-х годов Н. Н. Гурина отнесла Крумплево к плейстоцену. Стоянки Таруса 1, Суконцево 9 и Суконцево 8 геологически датируются концом ледникового времени. Костные образцы из нижнего слоя стоянки могильника Минино 2 в Подмосковье с рессетинскими материалами изотопно-кислородным методом датированы в диапазоне 10,5-10,2 тыс. л. н., то есть серединой — финалом молодого дриаса. В то же время, на стоянке-могильнике Замостье 5, расположенной в акватории того же Заболотского палеоозера, радиокарбонная дата слоя 9 с рессетинскими изделиями явно омоложена, так как начиная от верха слоя 8 и по слой 10 включительно наблюдается несомненная инверсия дат. Нет никаких оснований и для соотнесения голоценовых радиокарбонных дат в Усть-Тудовке 4, Култино 3 и Ивановском 7 с рессетинскими находками. То же относится и к немногочисленным палинологическим наблюдениям, сделанным по шлейфам, время перемещения и стабилизации которых явно не соотносится с возрастом самих находок[1].

Материальная культура

Орудие труда

Пер­вич­ная об­ра­бот­ка кам­ня ба­зи­ру­ет­ся на ути­ли­за­ции од­нопло­ща­доч­ных ко­ни­че­ских, од­но- или двух­пло­ща­доч­ных приз­ма­тических нук­ле­усов. Ха­рак­тер­но со­че­та­ние мик­ро­пла­стин­ча­той, пла­стин­ча­той, би­фа­си­аль­ной тех­ник рас­ще­п­ле­ния. При­ме­ня­лись «мяг­кий» от­бой­ник и, воз­мож­но, ро­го­вой по­сред­ник. Ис­поль­зо­ва­лись аб­ра­зив­ная под­прав­ка кро­мок удар­ных пло­ща­док и рё­бер, ре­ду­ци­ро­ва­ние удар­ных бу­гор­ков.

При вторичной обработке широко применялась затупливающая ретушь, двусторонняя оббивка и резцовая техника, эпизодически присутствует уплощающая ретушь и в порядке исключения — техника транше. Следует отметить и плоское вентральное ретуширование, которое спорадически использовалось при обработке острий и черешков асимметричных наконечников.

Специфической чертой, выделяющей рессетинские комплексы среди других восточноевропейских в целом и волго-окских в частности, является микрорезцовая техника. Своеобразной формой, выделяющей рессетинские комплексы, являются наконечники стрел на микропластинах. Известны две их разновидности. Первая — это миниатюрный наконечник с боковой выемкой, у которого ретуширована лишь часть одного из краёв около основания. Перо в таком случае могло оставаться без обработки и представлять собой естественное схождение латералей или скашиваться крутой ретушью по одному из краёв со стороны спинки, от чего изделие становилось асимметричным. Вторая разновидность — это собственно рессетинские острия, то есть изделия из микропластин с затупленным крутой ретушью на спинке краем и скошенным пером, «плечиковым» выступом или шипом и микрорезцовым сколом. Микрорезцовый скол наносился, как правило, в проксимальной части заготовки. Его негатив либо чётко визуально различим, либо бывает снят ретушью. Плечико может быть полностью ретушированным или оставлено без обработки, но в любом случае этот выраженный выступ отличает рессетинские изделия от маглемозских и яниславицких острий и, напротив, сближает их с верхнепалеолитическими плечиковыми остриями.

Помимо наконечников с боковой выемкой, на некоторых окских стоянках встречены симметричные колющие наконечники с крутой дорсальной ретушью на черешке, напоминающие аренсбургские, и наконечники с плоской вентральной ретушью, обычно называемые «постсвидерскими». Подобных изделий нет в наиболее древних стоянках, таких как Суконцево 9, 8 или Таруса 1[1][2].

Кроме наконечников, к серийным предметам охотничьего вооружения рессетинской культуры относятся микролиты с затупленным крутой ретушью краем. Ведущим типом орудий в рессетинской культуре являются резцы. Рубящие орудия чаще всего представлены одним-двумя экземплярами, обычно это топоры и тёсла подовальных и подтрапециевидных очертаний, выполненные на отщепах и из желваков в технике двусторонней оббивки и ретуширования

Погребальный обряд

Погребальный обряд рессетинской культуры изучен слабо. На могильнике Минино 2 рессетинской культуры присутствуют следы «совершения ритуальных действий, которые производились с костяками, возможно расчленёнными»[3].

Памятники

  • Рессета 3[1].
  • Альба 1 и 3.
  • Ланино 1.
  • Минино 2[4].
  • Замостье (слой 9)[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Сорокин А. Н. Рессетинская культура: информация к размышлению // Краткие сообщения Института археологии. — 2013. — № 228. — С. 160—170.
  2. Сорокин А. Н. Охотничье вооружение населения рессетинской культуры // Труды VI (XXII) Всероссийского археологического съезда в Самаре. — 2020.. — Т. 1. — С. 85—87.
  3. Синицына, Г. В. Значение рисунка на гальке рессетинской культуры стоянки Ланино I/8 // Искусство и погребальный обряд позднего каменного века. — 2023. — С. 115—117.
  4. Сорокин, А. Н. Костяное и роговое вооружение рессетинской и заднепилевской культур (по материалам ГАО Минино 2) // Верхнедонской археологический сборник. — 2019. — Т. 11. — С. 250—267.
  5. Сорокин А. Н. Геоархеологические объекты Заболотского торфяника на территории Европейской России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2014. — Т. 10. — С. 50—94.