Ямная культура

Материал из «Знание.Вики»
Ямная культура
Медный век,
Бронзовый век
Yamna-en.svg
Локализация южная часть Восточно-Европейской равнины
Датировка 33002600 гг. до н. э.
Носители праиндоевропейцы
Тип хозяйства отгонное животноводство
Преемственность
самарская, репинская, хвалынская,среднестоговская, трипольская, дереивская катакомбная, полтавкинская, боевых топоров

Я́мная культу́ра (древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (33002600 гг. до н. э.). Занимала территорию от южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до среднего Поволжья на севере. Эта культура была выделена В. А. Городцовым в 1905 году для отличия от более поздних катакомбных и срубных культур на этой территории.

Общность археологических культур раннего бронзового века. Формируется после середины IV тысячелетия до н. э. и существует до конца первой половины III тысячелетия. Отдельные группы населения продолжают сохранять черты данной общности до второй половины III тысячелетия. Памятники ямной общности занимают обширную территорию от Южного Приуралья на востоке до Молдавии, Северных Балкан и вплоть до Среднего Подунавья на западе; по широте от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере[1].

История открытия

Первые ямные памятники были открыты В. А. Городцовым на Среднем Донце, он выделил их в отдельную культуру, отметил её специфические черты и отнёс к эпохе бронзы. Он также первым обратил внимание на детали деревянных повозок, которые могут встречаться в погребениях.

В процессе накопления новых археологических данных стало ясно, что понятие «археологическая культура» не может быть применимо по отношению к этим памятникам, поскольку оно является слишком узким для столь масштабного явления. Тогда Н. Я. Мерперт дал определение «ямной культурно-исторической области». Он же выделил внутри неё несколько локальных вариантов: Волго-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Приднепровский, Северо-Западный и Юго-Западный. Сейчас благодаря работам молдавских и украинских археологов членение стало ещё более дробным. На данный момент общепризнанным в современной научной литературе считается термин «ямная культурно-историческая общность»[1].

Локализация и хронология

Ямная культура сформировалась в Поволжье в конце IV века до н. э. Постепенно она распространилась на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры ограничен Каспийским и Чёрным морями и Кавказскими горами, с севера — зоной лесостепи.

В Крыму кочевники-скотоводы, хоронившие под курганами, появились во второй половине III тысячелетия до н. э. Они заселили всю степную часть полуострова, иногда проникали в предгорья. Поселения на территории ямной культуры малочисленны. Они известны в долинах Дона и Днепра, где некоторые племена переходили к оседлости. В Крыму ямные поселения не известны. Единственным типом памятников, по которым можно судить о присутствии представителей ямной культуры в Крыму — это подкурганные погребения[2].

Радиоуглеродное датирование, применённое с опорой на палеопочвенные и археологические данные, позволило уточнить и в целом подтвердить трёхэтапную периодизацию развития ямной культуры на территории волжско-уральского междуречья:

  • ранний — репинский этап,
  • развитой (городцовский, классический) этап,
  • поздний (полтавкинский) этап[3].

Материальная культура

Керамика

Керамика, в основном, — круглодонная или почти остродонная, яйцевидных очертаний. На заключительных этапах существования общности происходит усложнение формы (горло в форме высокого раструба или вытянутое цилиндрическое), появляются плоскодонные сосуды. Орнамент на раннем этапе представлен горизонтальными зонами из насечек, «расчёсами», отпечатками гребенчатого и ракушечного штампа. На более позднем этапе появляются налепной «жемчужный» орнамент и отпечатки перевитого шнура[1].

Изготавливались из ожелезненной не запесоченной или илистой глины, в которой в качестве естественных примесей зафиксированы песок и бурый железняк. В качестве инструментов для обработки поверхности служили кусочек ткани и гребенчатый штамп, которым заглажена в основном верхняя часть внешней поверхности сосуда. Окончательную форму сосудам придавали посредством выдавливания пальцами и лёгким выбиванием колотушкой с гладкой рабочей частью[4].

Орудия труда

Ямная культура владела развитым металлопроизводством. В могильниках встречаются каменные орудия для металлопроизводства, песты для обработки растительности, орудия ударного действия (песты для дробления медной руды и кузнечные молоты) . В захоронениях встречаются керамические литейные формы для отливки плоских тёсел, медные ножи с костяной рукояткой, костяные булавки-амулеты, подвески из меди и камня[5].

Металлургия

Ямники первыми осваивают мышьяковую бронзу, хотя большинство металлических изделий остаются изготовлёнными из меди. В ямном ареале функционировали по крайней мере два очага металлургии — приднепровский (металлообрабатывающий) и волго-уральский (металлургический).

Набор металлических изделий приднепровского очага характерен для Циркумпонтийской металлургической провинции, к которой отнесена данная общность — это двулезвийные кинжалы, ножи-бритвы, втульчатые топоры, шилья. Среди них отсутствуют только долота. Наиболее популярная технология — холодная формирующая ковка литых заготовок орудий. О местном металлургическом производстве говорят находки приспособлений, связанных с металлообработкой на поселении и в погребениях литейщиков.

Металлические изделия волго-уральского очага отличаются морфологическим своеобразием шильев и долот, которые не всегда имеют характерный упор-утолщение, втульчатые топоры отличаются коротким лезвием. Есть и уникальные для ямной культуры изделия — втульчатое долото, топорик-клевец, двуобушковый молоток, массивное копьё с разомкнутой втулкой, тесло-рубанок, изготовленный из медного стержня с железным лезвием в одном из концов. Основная часть местной продукции откована и отлита из чистой меди, привозные мышьяковые бронзы с Кавказа использовались редко. В период существования ямной культуры начинается разработка Каргалинского месторождения в западных предгорьях Урала.

На позднем этапе характерно использование метеоритного железа наряду с мышьяковой бронзой[1][6].

Хозяйственная деятельность

Количество известных поселений ямной культуры невелико, и они хуже изучены. На востоке, в Поволжье — в древнейшем ареале ямных племён, раскопаны только временные, сезонные стоянки со слабым культурным слоем. На западе известны поселения со следами длительного пребывания, но они единичны. В основном они расположены в Поднепровье, в долинах рек. Это Ливенцовка на Дону, Михайловка, Александрия Скеля Каменоломня, Дурна Скеля на нижнем Днепре. Вероятно, здесь, в результате контактов с раннеземледельческим населением, ямники оседают и переходят к смешанным скотоводческо-земледельческим формам хозяйства. Об этом говорят находки костяных мотыг и вкладышей серпов, наряду с остатками домашних животных (коровы, овцы, лошади). На поселении Михайловка прослежен переход от энеолитической среднестоговской культуры к ямной. В нижнем и среднем слое обнаружено лишь несколько углублённых жилищ вытянутой овальной формы. На последнем этапе площадь поселения значительно расширяется[1].

Повозка. Ямная культура
Реконструкция ямно-афанасьевской культуры

Основным занятием были подвижные формы скотоводства. На это указывает широкое распространение колёсных повозок и всадничества. Скорее всего, ямные кочевники сезонно перемещались вместе со стадами в пределах территорий, тяготеющих к речным долинам. В стаде преобладали овцы, козы и крупный рогатый скот, лошади могли составлять лишь небольшую часть стада. Мотыжное земледелие также могло играть дополнительную роль в тех районах, где население было более оседлым. Охота и собирательство практиковались незначительно[1].

Погребальный обряд

Многочисленные погребения — основной источник для изучения ямной общности. Их насчитывается более десяти тысяч. Название данной культурной общности произошло от характерного способа захоронения — в прямоугольных или овальных ямах под курганами. В одной яме, как правило, захоронен только один человек, при этом допускалось впускное захоронение в уже имеющийся курган, сохранившийся от прежнего населения. Сами курганы обычно представляют собой сложные архитектурные сооружения размерами от 1,5 до 7 м. По основанию насыпи они часто опоясаны круговыми рвами, иногда могут встречаться кольца из каменных плит, уложенных плашмя или поставленных вертикально — это так называемые кромлехи. Внутри курганная насыпь могла быть укреплена дополнительной каменной или деревянной конструкцией — зафиксированы остатки истлевших столбов, плах, дощатой облицовки. Тела опускались на дно ямы и укладывались в положении лёжа на спине с поднятыми (согнутыми) коленями, иногда на боку (в более поздних погребениях), могут быть обильно засыпаны охрой. Для ранних памятников наиболее характерна ориентировка головой на восток или северо-восток. В поздних захоронениях ориентировка соблюдается реже.

В основной массе для захоронений характерно отсутствие погребального инвентаря или же крайне скудное его количество. Это могут быть единичные глиняные сосуды, кремневый инвентарь (наконечники стрел, скребки, ножи), костяные изделия (шилья, рыболовные крючки, булавки-рогатки, позднее их сменяют молоточковидные булавки), металлические изделия, простые украшения.

Находки отдельных богатых захоронений встречаются крайне редко. Так, например, в могильнике Болдыревский I (Оренбургская область) под одним из самых крупных курганов было раскопано мужское погребение с богатым инвентарём и остатками пышного погребального культа.

Особый интерес представляют погребения с деревянными повозками, они считаются самыми ранними находками колёсного транспорта в Восточной Европе. Выделяют два типа повозок — это повозки с кузовом в виде ящика на двух или четырёх колёсах и повозки с фургонным перекрытием, которые могли служить и жилищем. Наиболее часто курганы с повозками встречаются в степях Украины (Аккермень, Сторожевая Могила) и в Калмыкии.

Несмотря на вариативность ряда признаков, на всём протяжении существования ямной культурной общности сохраняется обязательное подкурганное захоронение, индивидуальное расположение и засыпка тела охрой[1].

По данным хронологии наблюдается постепенная эволюция погребальной обрядности в сторону усложнения, а затем упадка, что является свидетельством развития производственных и социальных процессов, происходивших в ямном обществе на протяжении раннего и среднего бронзового веков. Общественные отношения у племён ямной культуры носили патриархальный характер, а профессия и социальный статус родителей могли передаваться по наследству. Об этом свидетельствует доминирование мужских захоронений относительно детских и женских. Кроме того, погребения мужчин выделяются трудоёмкостью погребального сооружения, престижным инвентарём и человеческими жертвоприношениями.

В ямном обществе существовала социальная стратификация, основанная как на половозрастных особенностях, так и на специфике хозяйственной деятельности и общественно-значимых функциях членов коллективов, в которых профессия и социальный статус передавались по наследству. Возможность появления таких социальных слоёв обусловлена спецификой экономического развития региона. Общие экономические интересы, а именно снабжение скотоводческого хозяйства металлическими предметами и изделиями из дерева, способствовало большей мобильности кочевого скотоводческого населения. Среди носителей ямной культуры Волго-Уралья в результате социального расслоения образовались социально-значимые группы. Захоронения служителей культа отличаются неординарностью (погребения черепов на постаменте, расчленённые захоронения), а также сакральными наборами инвентаря. К погребениям мастеров-металлургов можно отнести комплексы с литейными формами, а также захоронения с готовыми изделиями и производственным ломом. В погребальных обрядах ямной культуры отражено особое отношение к лицам, так или иначе связанным с плотничеством. Большие насыпи и могилы сложной конструкции с воинскими символами позволяют считать эти погребения социально-значимыми и указывают на выделение воинской группы. Власть в обществе принадлежала вождям-лидерам, которые концентрировали в своих руках руководство общественным производством и распределение общественного продукта. Это доказывается сложностью архитектуры вождеских погребальных комплексов Волго-Уралья[7][8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Евгения Галимзянова. Ямная культурно-историческая общность // Энциклопедия «Всемирная история» : сайт. — 2021.
  2. Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. — Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2007.
  3. Н. Л. Моргунова. Радиокарбонная хронология ямной культуры волжско-уральского междуречья // Краткие сообщения института археологии : сборник. — 2013. — № 230. — С. 5-15.
  4. Салугина Н. П. Новые данные по гончарству ямной культуры Южного Приуралья // Краткие сообщения Института археологии. — 2023. — № 272. — С. 261—275.
  5. Герасимова М. М. К вопросу о происхождении ямной культуры // Вестник антропологии. — 2011. — № 19. — С. 104—111.
  6. Семеновых А. А. Металл в погребениях ямной культуры как показатель социального статуса // LV Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых учёных : Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 50-летию Камско-Вятской археологической экспедиции. — 2023. — С. 78—79.
  7. Файзуллин А. А. Ямная культура скотоводов Волго-уральских степей: социологический аспект // Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве (новые данные и концепции) : Материалы Международной конференции. К 100-летию отечественной академической археологии. — 2019. — Т. 1. — С. 251—254.
  8. Файзуллин А. А. Пол, возраст и статус в погребальных комплексах населения ямной культуры Волго-Уралья // Археология Евразийских степей. — 2023. — № 2. — С. 11—24.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!