Общность археологических культур раннего бронзового века. Формируется после середины IV тысячелетия до н. э. и существует до конца первой половины III тысячелетия. Отдельные группы населения продолжают сохранять черты данной общности до второй половины III тысячелетия. Памятники ямной общности занимают обширную территорию от Южного Приуралья на востоке до Молдавии, Северных Балкан и вплоть до Среднего Подунавья на западе; по широте от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере[1].
История открытия
Первые ямные памятники были открыты В. А. Городцовым на Среднем Донце, он выделил их в отдельную культуру, отметил её специфические черты и отнёс к эпохе бронзы. Он также первым обратил внимание на детали деревянных повозок, которые могут встречаться в погребениях.
В процессе накопления новых археологических данных стало ясно, что понятие «археологическая культура» не может быть применимо по отношению к этим памятникам, поскольку оно является слишком узким для столь масштабного явления. Тогда Н. Я. Мерперт дал определение «ямной культурно-исторической области». Он же выделил внутри неё несколько локальных вариантов: Волго-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Приднепровский, Северо-Западный и Юго-Западный. Сейчас благодаря работам молдавских и украинских археологов членение стало ещё более дробным. На данный момент общепризнанным в современной научной литературе считается термин «ямная культурно-историческая общность»[1].
Локализация и хронология
Ямная культура сформировалась в Поволжье в конце IV века до н. э. Постепенно она распространилась на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры ограничен Каспийским и Чёрным морями и Кавказскими горами, с севера — зоной лесостепи.
В Крыму кочевники-скотоводы, хоронившие под курганами, появились во второй половине III тысячелетия до н. э. Они заселили всю степную часть полуострова, иногда проникали в предгорья. Поселения на территории ямной культуры малочисленны. Они известны в долинах Дона и Днепра, где некоторые племена переходили к оседлости. В Крыму ямные поселения не известны. Единственным типом памятников, по которым можно судить о присутствии представителей ямной культуры в Крыму — это подкурганные погребения[2].
Радиоуглеродное датирование, применённое с опорой на палеопочвенные и археологические данные, позволило уточнить и в целом подтвердить трёхэтапную периодизацию развития ямной культуры на территории волжско-уральского междуречья:
Керамика, в основном, — круглодонная или почти остродонная, яйцевидных очертаний. На заключительных этапах существования общности происходит усложнение формы (горло в форме высокого раструба или вытянутое цилиндрическое), появляются плоскодонные сосуды. Орнамент на раннем этапе представлен горизонтальными зонами из насечек, «расчёсами», отпечатками гребенчатого и ракушечного штампа. На более позднем этапе появляются налепной «жемчужный» орнамент и отпечатки перевитого шнура[1].
Изготавливались из ожелезненной не запесоченной или илистой глины, в которой в качестве естественных примесей зафиксированы песок и бурый железняк. В качестве инструментов для обработки поверхности служили кусочек ткани и гребенчатый штамп, которым заглажена в основном верхняя часть внешней поверхности сосуда. Окончательную форму сосудам придавали посредством выдавливания пальцами и лёгким выбиванием колотушкой с гладкой рабочей частью[4].
Ямная культура
Сосуд
Сосуды. Музей в Кракове
Посуда
Сосуды
Ямная керамика азовско-причерноморских степей
Орудия труда
Ямная культура владела развитым металлопроизводством. В могильниках встречаются каменные орудия для металлопроизводства, песты для обработки растительности, орудия ударного действия (песты для дробления медной руды и кузнечные молоты) . В захоронениях встречаются керамические литейные формы для отливки плоских тёсел, медные ножи с костяной рукояткой, костяные булавки-амулеты, подвески из меди и камня[5].
Ямная культура
Изделия из металла
Изделия из бронзы
Орудия труда и керамика
Металлургия
Ямники первыми осваивают мышьяковую бронзу, хотя большинство металлических изделий остаются изготовлёнными из меди. В ямном ареале функционировали по крайней мере два очага металлургии — приднепровский (металлообрабатывающий) и волго-уральский (металлургический).
Набор металлических изделий приднепровского очага характерен для Циркумпонтийской металлургической провинции, к которой отнесена данная общность — это двулезвийные кинжалы, ножи-бритвы, втульчатые топоры, шилья. Среди них отсутствуют только долота. Наиболее популярная технология — холодная формирующая ковка литых заготовок орудий. О местном металлургическом производстве говорят находки приспособлений, связанных с металлообработкой на поселении и в погребениях литейщиков.
Металлические изделия волго-уральского очага отличаются морфологическим своеобразием шильев и долот, которые не всегда имеют характерный упор-утолщение, втульчатые топоры отличаются коротким лезвием. Есть и уникальные для ямной культуры изделия — втульчатое долото, топорик-клевец, двуобушковый молоток, массивное копьё с разомкнутой втулкой, тесло-рубанок, изготовленный из медного стержня с железным лезвием в одном из концов. Основная часть местной продукции откована и отлита из чистой меди, привозные мышьяковые бронзы с Кавказа использовались редко. В период существования ямной культуры начинается разработка Каргалинского месторождения в западных предгорьях Урала.
На позднем этапе характерно использование метеоритного железа наряду с мышьяковой бронзой[1][6].
Хозяйственная деятельность
Количество известных поселений ямной культуры невелико, и они хуже изучены. На востоке, в Поволжье — в древнейшем ареале ямных племён, раскопаны только временные, сезонные стоянки со слабым культурным слоем. На западе известны поселения со следами длительного пребывания, но они единичны. В основном они расположены в Поднепровье, в долинах рек. Это Ливенцовка на Дону, Михайловка, Александрия Скеля Каменоломня, Дурна Скеля на нижнем Днепре. Вероятно, здесь, в результате контактов с раннеземледельческим населением, ямники оседают и переходят к смешанным скотоводческо-земледельческим формам хозяйства. Об этом говорят находки костяных мотыг и вкладышей серпов, наряду с остатками домашних животных (коровы, овцы, лошади). На поселении Михайловка прослежен переход от энеолитической среднестоговской культуры к ямной. В нижнем и среднем слое обнаружено лишь несколько углублённых жилищ вытянутой овальной формы. На последнем этапе площадь поселения значительно расширяется[1].
Повозка. Ямная культура
Реконструкция ямно-афанасьевской культуры
Основным занятием были подвижные формы скотоводства. На это указывает широкое распространение колёсных повозок и всадничества. Скорее всего, ямные кочевники сезонно перемещались вместе со стадами в пределах территорий, тяготеющих к речным долинам. В стаде преобладали овцы, козы и крупный рогатый скот, лошади могли составлять лишь небольшую часть стада. Мотыжное земледелие также могло играть дополнительную роль в тех районах, где население было более оседлым. Охота и собирательство практиковались незначительно[1].
Погребальный обряд
Многочисленные погребения — основной источник для изучения ямной общности. Их насчитывается более десяти тысяч. Название данной культурной общности произошло от характерного способа захоронения — в прямоугольных или овальных ямах под курганами. В одной яме, как правило, захоронен только один человек, при этом допускалось впускное захоронение в уже имеющийся курган, сохранившийся от прежнего населения. Сами курганы обычно представляют собой сложные архитектурные сооружения размерами от 1,5 до 7 м. По основанию насыпи они часто опоясаны круговыми рвами, иногда могут встречаться кольца из каменных плит, уложенных плашмя или поставленных вертикально — это так называемые кромлехи. Внутри курганная насыпь могла быть укреплена дополнительной каменной или деревянной конструкцией — зафиксированы остатки истлевших столбов, плах, дощатой облицовки. Тела опускались на дно ямы и укладывались в положении лёжа на спине с поднятыми (согнутыми) коленями, иногда на боку (в более поздних погребениях), могут быть обильно засыпаны охрой. Для ранних памятников наиболее характерна ориентировка головой на восток или северо-восток. В поздних захоронениях ориентировка соблюдается реже.
В основной массе для захоронений характерно отсутствие погребального инвентаря или же крайне скудное его количество. Это могут быть единичные глиняные сосуды, кремневый инвентарь (наконечники стрел, скребки, ножи), костяные изделия (шилья, рыболовные крючки, булавки-рогатки, позднее их сменяют молоточковидные булавки), металлические изделия, простые украшения.
Находки отдельных богатых захоронений встречаются крайне редко. Так, например, в могильнике Болдыревский I (Оренбургская область) под одним из самых крупных курганов было раскопано мужское погребение с богатым инвентарём и остатками пышного погребального культа.
Особый интерес представляют погребения с деревянными повозками, они считаются самыми ранними находками колёсного транспорта в Восточной Европе. Выделяют два типа повозок — это повозки с кузовом в виде ящика на двух или четырёх колёсах и повозки с фургонным перекрытием, которые могли служить и жилищем. Наиболее часто курганы с повозками встречаются в степях Украины (Аккермень, Сторожевая Могила) и в Калмыкии.
Несмотря на вариативность ряда признаков, на всём протяжении существования ямной культурной общности сохраняется обязательное подкурганное захоронение, индивидуальное расположение и засыпка тела охрой[1].
По данным хронологии наблюдается постепенная эволюция погребальной обрядности в сторону усложнения, а затем упадка, что является свидетельством развития производственных и социальных процессов, происходивших в ямном обществе на протяжении раннего и среднего бронзового веков. Общественные отношения у племён ямной культуры носили патриархальный характер, а профессия и социальный статус родителей могли передаваться по наследству. Об этом свидетельствует доминирование мужских захоронений относительно детских и женских. Кроме того, погребения мужчин выделяются трудоёмкостью погребального сооружения, престижным инвентарём и человеческими жертвоприношениями.
В ямном обществе существовала социальная стратификация, основанная как на половозрастных особенностях, так и на специфике хозяйственной деятельности и общественно-значимых функциях членов коллективов, в которых профессия и социальный статус передавались по наследству. Возможность появления таких социальных слоёв обусловлена спецификой экономического развития региона. Общие экономические интересы, а именно снабжение скотоводческого хозяйства металлическими предметами и изделиями из дерева, способствовало большей мобильности кочевого скотоводческого населения. Среди носителей ямной культуры Волго-Уралья в результате социального расслоения образовались социально-значимые группы. Захоронения служителей культа отличаются неординарностью (погребения черепов на постаменте, расчленённые захоронения), а также сакральными наборами инвентаря. К погребениям мастеров-металлургов можно отнести комплексы с литейными формами, а также захоронения с готовыми изделиями и производственным ломом. В погребальных обрядах ямной культуры отражено особое отношение к лицам, так или иначе связанным с плотничеством. Большие насыпи и могилы сложной конструкции с воинскими символами позволяют считать эти погребения социально-значимыми и указывают на выделение воинской группы. Власть в обществе принадлежала вождям-лидерам, которые концентрировали в своих руках руководство общественным производством и распределение общественного продукта. Это доказывается сложностью архитектуры вождеских погребальных комплексов Волго-Уралья[7][8].
↑Семеновых А. А.Металл в погребениях ямной культуры как показатель социального статуса // LV Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых учёных : Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 50-летию Камско-Вятской археологической экспедиции. — 2023. — С. 78—79.
↑Файзуллин А. А.Ямная культура скотоводов Волго-уральских степей: социологический аспект // Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве (новые данные и концепции) : Материалы Международной конференции. К 100-летию отечественной академической археологии. — 2019. — Т. 1. — С. 251—254.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!