Иеневская культура
Ие́невская культу́ра — археологическая культура каменного века в Волго-Окском бассейне. Хронологически относится к позднему мезолиту, но по новейшим данным, её возраст превышает 10,5 тысяч лет, то есть она относится к финальному палеолиту[1].
История открытия
Первые памятники иеневской культуры были открыты и исследованы в 1935 году П. Н. Третьяковым. В 1950-е годы памятники изучались Ф. И. Ивановым (Дмитровское 1) и Д. А. Крайновым (Богоявление). Основной массив памятников был открыт и исследован в 1970-1980 годы Л. В. Кольцовым, А. В. Турусовым, Е. В. Леоновой[2]. Выделена в самостоятельную культуру в 1977 году археологом Л. В. Кольцовым. Свое название культура получила по стоянке Иенево, расположенной в окрестностях Твери. В 1990 — начале 2000 годов иеневскую культуру исследовал А. Е. Кравцов. До 1994 года работы проводились Подмосковной экспедицией Музея истории Москвы, а затем Мезолитической экспедицией Государственного исторического музея[3].
Локализация и хронология
Иеневская культура локализована в Волго-Окском междуречье, особенно в районе села Иенево в Тверской области. Также памятники находятся в Московской, Калужской, Ярославской, Рязанской областях[4]. Памятники располагаются на площадках надпойменных и озёрных террас. Хронологически иеневскую культуру относят к финальному палеолиту и мезолиту[3].
Материальная культура
Главным отличительным орудием данной культуры был наконечник стрелы с боковой выемкой. Для изготовления кремневых орудий иеневцы использовали отщепы и пластины. Это очень массивные орудия, больше похожие на орудия лингби и аренсбурга. Почти пятая часть орудий — это скребки: обычные концевые и скошенные. Иногда встречались концевые формы с частичной ретушью боковых краев и полуокруглые. Среди находок также встречаются резцы, микролиты и острия.
К 2020 -м годам обобщающая характеристика технологии расщепления камня иеневской культуры раннего мезолита Волго-Окского междуречья отсутствует. Анализ основных аспектов технологии расщепления камня проводился лишь для двух стоянок: Ладыжино 3А и Белый Колодец 1. М. Г. Жилиным была проведена характеристика каменного сырья с памятников иеневской культуры. Были выявлены памятники двух типов. Первая группа памятников находится вблизи выхода карбонового кремня (Белый Колодец 1). Беливо 6В находится далеко от источника сырья. Коллекции каменного инвентаря стоянок Беливо 6В и Белого Колодца 1 весьма представительны с количественной точки зрения: насчитывают 3523 и 7157 предметов соответственно[5]. В качестве сырья использовали карбоновый верхневолжский кремень, галечный камень, реже плитки окремненного известняка, сланца, опока и кварцита. Одна из отличительных черт иеневской технологической традиции — широкий спектр заготовок, использовавшихся для изготовления орудий: целые желваки, плитки и их обломки, крупные и среднего размера отщепы, пластины, пластинки, технологические сколы и термические осколки. Орудия изготавливаются при помощи техники отжима, скалывания, абразивной обработки[2].
Памятники
К началу 2000-х годов к иеневской культуре было отнесено 60 памятников, около половины из них было раскопано.
- Белый колодец 1[6].
- Настасьино 2, Настасьино 4[7].
- Устье Госомы.
- Прудки 1-4.
- Нагорное 1.
- Иенево.
- Песочный Ров.
Примечания
- ↑ Сорокин А. Н. Иеневская культура.
- ↑ 2,0 2,1 Агеева, К. Е. Классификация и сравнительная характеристика наконечников стрел и геометрических микролитов иеневской мезолитической культуры // Российская археология. — 2007. — № 4. — С. 121—134.
- ↑ 3,0 3,1 Кравцов А. Е. Исследования на памятниках иеневской культуры (финальный палеолит — мезолит Волго-Окского бассейна) // Археологические открытия 1991—2004 гг. Европейская Россия. — 2009. — С. 60—72.
- ↑ Чубур, А. А. Новые данные об ареале иеневской культуры // Н. И. Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России. — 2002. — Т. 1. — С. 28—37.
- ↑ Еськова, Д. К. Технология расщепления камня на стоянках иеневской мезолитической культуры // Российская археология. — 2017. — № 2. — С. 14—26.
- ↑ Леонова Е. В. Мезолитическая стоянка Белый Колодец 1: пространственный анализ // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. — 2014. — № 18. — С. 142—163.
- ↑ Трусов, А. В. Настасьино 2 и 4 — стоянки иеневской культуры на реке Северке // Археология Подмосковья. — 2004. — № 1. — С. 89—97.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |