Зарубинецкая культура

Материал из «Знание.Вики»
Зарубинецкая культура
Железный век
Область распространения зарубинецкой культуры в I веке н. э.Область распространения зарубинецкой культуры
в I веке н. э.
Географический регион Западная и Центральная Украина
Локализация Верхнее и Среднее Поднепровье, Среднее Посеймье и Припятское Полесье
Датировка III / II век до н. э.II век н. э.
Тип хозяйства подсечно-огневое и переложное земледелие, скотоводство
Исследователи Хвойка В. В., Спицын А. А.
Преемственность
поморская

лужицкая
подклёшевых погребений
милоградская

пражская

киевская
вельбарская
черняховская
именьковская

Зарубине́цкая культу́ра — археологическая культура латенского времени (III / II вв. до н. э. — II в. н. э.). Распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье, на Левобережьи Днепра — по притоку Десны Сейму, на Правобережье — по притоку Днепра Припяти[1].

История открытия

В 1899 году Викентий Хвойка провёл раскопки могильника у села Зарубинцы к юго-западу от Киева. В 1930 году на основе изученных памятников А. А. Спицын и Ю. Костшевский выделили в отдельную археологическую культуру. В 19601980 годы памятники зарубинецкой культуры активно изучались. В 1964 году Юрий Васильевич Кухаренко разделил зарубинецкую культуру по нескольким хронологическим периодам на локальные варианты. Он пришёл к выводу, что культура в основном имеет пришлый характер и является продолжением западных поморской, подклёшевой и лужицкой культур. В 1970-е годы В. В. Седов поддержал идею поморского происхождения зарубинецкой культуры, связывая все эти культуры со славянами и балтами. Схожую идею происхождения славян из Польши на более ранних памятниках (не зарубинецких) развивал М. И. Артамонов.

В 1984 году К. В. Каспарова, анализируя фибулы, отметила вклад в зарубинецкую культуру культур Балкано-Карпатского региона[1][2]. К началу 2000-х годов было выявлено около 500 памятников, раскопано 70, в том числе около 20 могильников. В концепции Б. А. Рыбакова зарубинецкая культура имела местное происхождение и плавно перетекала в черняховскую культуру.

Локализация и хронология

С юга (современная граница Украины и Белоруссии) и востока (река Уборть) зарубинецкая культура соседствует с сарматскими культурами, с севера соседями были балтские народности (река Припять). На западе выявлен ряд памятников, которые локализуются на левом берегу реки Припять — в низовье реки Ясельда и в среднем течении речки Бобрик[1][3][4]. Абсолютная хронология зарубинецкой культуры установлена для могильников по фибулам, а для поселений — по фрагментам античных амфор. Даты этих артефактов детально разработаны в археологии. По современным представлением зарубинецкая, как и все латенизированные культуры, возникли на протяжении последней четверти III века до н. э. — первого десятилетия II века до н. э.[1].

Материальная культура

Керамика

На поселениях и в могильниках встречается много керамики. Её изготавливали как с помощью ручного гончарного круга, так и без него. Примеси в тесте включали толчёные старые сосуды (шамот) или мелко толчёный камень (дресву). Столовая посуда была лощёной, то есть поверхность заглаживали специальными костяными лощилами до глянцевого блеска. При этом поверхность темнела и становилась чёрной или коричневой. Для этого посуду обваривали в мучном растворе. К технологическому декору относятся приёмы заглаживания и затирания пучком травы, стеблями злаковых растений и другими предметами[5].

В могильниках преобладала лощёная посуда, а на поселениях — хозяйственная, без лощения. Посуда делилась на три типа по функциям: горшки, миски и кружки. Некоторые горшки и миски имели острорёберный профиль, а у некоторых горшков было «храповатое» (шершавое) горло. Кружки обычно были с ручкой. К груболепной посуде относились лепёшницы — диски для выпекания лепёшек или крышки для сосудов. Также была найдена импортная керамика — фрагменты эллинистических и раннеримских амфор[1].

Орнаментальный декор характерен для зарубинецкой культуры. К нему относятся следующие приёмы: выдавливание, прочерчивание, резной приём. Орнаментация венчика и поверхности сосудов является одним из отличительных признаков груболепной посуды зарубинецкой культуры от сосудов других археологических культур[5].

Орудия труда

Основные орудия труда в зарубинецкой культуре были изготовлены из железа. Это были ножи с горбатой или прямой спинкой, слабо изогнутые серпы с крючком для крепления к рукояти, косы латенского типа с кольцом для крепления на рукояти, топоры латенского типа с вертикальной втулкой, изогнутые бритвы (вероятно, мужчины использовали их для бритья) и другие инструменты.

В погребениях было найдено немного оружия, но оно всё же присутствовало. Это были небольшие железные втульчатые наконечники копий, а также наконечники стрел — бронзовые позднескифские и железные сарматские. Также были обнаружены каменные и глиняные шары диаметром 3—4 см, которые, вероятно, использовались для пращи. Кроме того, были найдены шпоры и удила.

Железные и бронзовые фибулы были главной деталью и украшением одежды в зарубинецкой культуре. Их было найдено уже более шести сотен, многие из них были местного производства, хотя для их изготовления использовалась привозная бронза. Однако также были найдены и импортные фибулы из Юго-Западной Европы и с периферии античного мира — латенские, провинциально-римские и причерноморские.

Фибулы местного производства отличались наличием треугольного щитка, который продолжался от ножки. Булавки длиной 15—30 см продолжали традиции скифского времени. Серьги из бронзы или серебра были сделаны из проволоки, согнутой в дужку, концы которой соединялись крючком. Они также происходили из скифского мира.

Браслеты из железа и бронзы были одновитковые и многовитковые, а перстни были такими же. Стеклянные бусы синего, зелёного и жёлтого цвета или позолоченные импортировались из античных городов. Пастовые бусины, синие или жёлтые, были больше по размеру и имели цветные вкрапления. В ожерельях также использовались бронзовые бусины (пронизи), а также глиняные бусы местного производства[1].

Хозяйственная деятельность

Поселения зарубинецкой культуры делятся на два типа: размещавшиеся на террасах и на возвышенностях. Обычно площадки поселений располагались на относительно равных местах в наивысших точках. Гнездовое расположение поселений, по 10—15 в каждом, характерно и для памятников среднего Днепра. Там известны две группы: одни располагались на краю высокого плато, на речных и яровых мысах, в труднодоступных местах, вторые находились в низких местах, на останцах поплавов или на невысоких надпоплавных террасах. В долинах рек верхнего Днепра и Сожа зарубинецкое население расселялось преимущественно на городищах «милоградцев», где также отмечается групповое размещение поселений (на 50 км² приходится от двух и более городищ). Городища зарубинецкой культуры защищены земляными валами и рвами, есть и следы частокола[3].

Жилища представляли собой наземные и полуподземные прямоугольные постройки с каркасно-столбовой конструкцией, переплетённой лозой и обмазанной глиной. Длина стен составляла от 3 до 4,5 метров. Крыши были двускатными и покрывались жердями и камышом. На севере ареала также использовались срубные конструкции. Очаг, расположенный у одной из стен или за домом, окружался камнями или глиняной оградкой. Рядом с очагом находилась небольшая очажная яма. Пространство под очагом было вымощено камнями или черепками и обмазано глиной. Следы производственных и хозяйственных построек сохранились в виде ям. Одну из них можно охарактеризовать как место обжига керамической посуды[3].

Зарубинецкий металлургический комплекс в Лютеже. Реконструкция

Население зарубинецкой культуры было оседлым, земледельческим. Земледелие было подсечно-огневым и переложным с использованием деревянного рала без железного навала. Уборку урожая и покос травы производили с помощью коротких железных кос и серпов. Зернохранилищами были керамические корчаги, а на керамических сковородах без края пекли лепёшки. Выращивали горох, репу, коноплю и лён.

Скотоводство было стойловым, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Охотились на кабана, оленя, лося, бобра и куницу. Найдено много железных рыболовных крючков и наконечников острог.

Люди зарубинецкой культуры вели торгово-обменные отношения с античными городами, преимущественно, на основе менового обмена. Из зарубинецкой культуры шли на обмен меха, шкуры, скот, мёд и воск, а в обмен получали вино и масло, изделия ремесленного производства. Из латенского импорта с запада — фибулы, кольца с шишечками, подвески, перстни, детали поясного набора, бронзовые сосуды-ситулы.

В середине I века н. э. прекращают функционировать все городища и могильники зарубинецкой культуры, возможно, из-за экологических изменений или вытеснения соседних народностей. Зарубинецкие люди переселились за границы своего бывшего ареала, и там культура трансформировалась в позднезарубинецкие памятники: типы Лютеж, Рахны, Почеп, Грини и другие[1].

Погребения

Поля погребений — это места, где хоронили людей. Они представляют собой грунтовые могильники, то есть без курганов.

Зарубинецкие покойники были кремированы, то есть их останки сжигали, а затем помещали в урны или просто на дно могилы. Иногда встречались кенотафы — могилы, в которых погребён только инвентарь для поминальных обрядов. Могильные ямы были неглубокими, примерно полметра или чуть глубже, и имели овальную или прямоугольную форму. В древности над могилами, вероятно, устанавливали опознавательные знаки, от которых остались следы в виде столбовых ямок. Покойного снабжали специально подготовленной посудой — горшком, миской и кружкой, а также пищей (от которой остались кости домашних животных). Реже к этому добавляли орудия труда и оружие[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Зарубинецкая культура // Генофонд.рф : сайт. — 2015.
  2. Дробушевский А. И. Зарубинецкая культура и бастарны // Друзей медлительный уход ... Памяти Олега Шарова. — 2022. — С. 171—189.
  3. 3,0 3,1 3,2 Бяліцкая Г. Тапаграфія І забудова паселішчаў зарубінецкай культуры ў Прыпяцкім Палессі // Гістарычна-археалагічны зборнік. — 2011. — № 26. — С. 152—169.
  4. Каспарова К. В. О времени возникновения зарубинецкой культуры // Археологические вести. — 1993. — № 2. — С. 169—190.
  5. 5,0 5,1 Ткачева М. В. Декор керамики зарубинецкой культуры Верхнего Поднепровья // Романовские чтения - 16 : сборник статей Международной научной конференции. — 2023. — С. 123—124.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!