Синташтинская культура

Материал из «Знание.Вики»
Синташтинская культура
бронзовый век
Sintashta culture.jpg
Географический регион Южный Урал (Россия, Казахстан)
Датировка IIIII тыс. до н.э.
Носители индоиранцы
Преемственность
Абашевская Андроновская

Срубная
Сабатиновская

Синташти́нская культу́ра — археологическая культура бронзового века (с конца III — начало II тыс. до н. э.). Согласно современным исследованиям, считается предшественницей более поздней андроновской культурно-исторической общности. Характеризуется археологическим комплексом Синташта. На­зва­на по ком­плек­су па­мят­ни­ков на реке Син­таш­та в Бре­дин­ском муниципальном районе Че­ля­бин­ской области[1].

История открытия

В 1960-х годах масштабные исследования на Южном Урале проводил В. Ф. Генинг, в том числе и на территории строительства плотины на реке Синташта. В первой половине 1970-х годов был изучен могильник, давший материалы по военному делу эпохи бронзы, места жертвоприношения животных. На памятнике Синташта были обнаружены части деревянных колесниц, претендующих на звание древнейших в археологии Северной Евразии, и псалиев (деталей конской упряжи). Колеса со спицами оказались вкопаны примерно на одну треть в дно могильных ям. Именно эти части, в отличие от остальных, прекрасно сохранились.

В 1980-х годах изучение Синташты продолжил Г. Б. Зданович. К концу полевого сезона 1986 года были завершены раскопки сохранившихся частей поселения и последнего из курганов некрополя. В эти же годы были исследованы поселение Устье I (Карталинский муниципальный район Челябинской области) и могильник Кривое Озеро (Троицкий муниципальный район). В число синташтинских памятников входит Аркаим[2]. Многие синташтинские памятники были разрушены в период освоения целины.

Локализация или местонахождение

Синташтинская культура процветала в период между 54 и 52 градусами северной широты и между 59 и 62 меридианами восточной долготы, занимая территорию северной степи Южного Зауралья и Южного Урала. В настоящее время в Челябинской и Оренбургской областях было обнаружено 22 укреплённых поселения, относящихся к этой культуре. Большинство из них расположено у рек Уральского и Тобольского бассейнов[3]. Учёными были проведены различные статистические процедуры и установлен хронологический интервал функционирования синташтинских некрополей в пределах 2200—1770 гг. до н. э[4].

Материальная культура

Керамика

Для ке­ра­мических со­су­дов ха­рак­тер­но усе­чён­но-ко­ническая нижняя часть ту­ло­ва, не­вы­со­кое пле­чо, рез­ко ото­гну­тый вен­чик, гео­мет­рический ор­на­мент (бо­лее 20 ва­ри­ан­тов эле­мен­тов) — по всей внеш­ней по­верх­но­сти, на­леп­ные ва­ли­ки по пле­чу, пар­ные «ши­шеч­ки» по реб­ру[1][5].

Орудия труда

Предметы синташтинской культуры

Изделия из меди и бронзы представлены на­ко­неч­ни­ками ко­пий и стрел, то­по­рами, тёс­лами, сер­по­образ­ными ору­диями, раз­но­об­раз­ными но­жами и украшениями[1].

Поселенческий металлический инвентарь, происходящий из слоя Синташты и Аркаима, представлен долотами, шильями, крючками, серпами, ножами, скобами, браслетом, кольцом, а также каменной створкой формы для отливки серпов[6].

Изделия из камня встречаются как на поселениях, так и в захоронениях. Они представлены наконечниками стрел и макроформами не всегда ясного назначения (песты, плитки). Характерно, что кроме булав и каменных бусин в захоронениях практически не зафиксировано хорошо выделанных каменных вещей, требующих особого мастерства (фигурные песты, чаши, литейные формы), которые встречаются на поселениях. В могильниках также практически отсутствуют каменные предметы, связанные с различными видами ремесла и хозяйственной деятельности, в большом разнообразии представленные на поселениях, где, наоборот, редко встречаются либо полностью отсутствуют оружие и украшения из камня.

Изделий из кости — в целом примерно одинаковое количество на поселениях и в могильниках. В могильниках основу составляют украшения (подвески-амулеты из зубов и костей животных, ракушек, костей рыб) и предметы оружейно-колесничного комплекса (псалии, наконечники стрел, гарпуны, элементы составного лука), а также наборы астрагалов. Эти же вещи практически полностью отсутствуют на поселениях либо встречаются в другом качестве. Так, псалии на поселениях представлены в основном заготовками и сломанными вещами. Астрагалы в погребениях встречаются в виде наборов с игрально-гадательными функциями, а на поселениях — в единичном числе в виде орудий (лощила). В число отсутствующих на поселениях предметов входят роговые лопаточки и костяные диски. Интересно, что интерпретация назначения костяных дисков в научной литературе достаточно разнообразна, но не выходит за рамки бытовой сферы: чаще всего их определяют как пряслица, орнаментиры, насадки на веретено. Однако, как показывают исследования, в погребениях эти артефакты встречаются во много раз чаще, чем в жилищных комплексах. Они сходны по своей морфологии с предметами, называемыми «втулками», назначение которых также не совсем ясно и которые также встречаются в основном в погребениях, а не на поселениях. В поселенческих комплексах среди предметов из кости большой процент составляют орудия ремесленного производства (тупики, лощила, проколки и пр.), а также заготовки, которые почти не отмечены в захоронениях[7].

Жилища

Планировка Аркаима

Все поселения Синташтинской культуры занимают ровные сухие площадки по берегам небольших степных рек, редко — озёр. Эти участки обязательно вписаны в какие-то границы, обозначенные природой. Обычно они окружены водными протоками или прогибами старых русел, которые вода заполняет во время весенних паводков. В случае необходимости, вырывался специальный канал, который соединял русла и создавал замкнутую водную систему. Их отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Территория — очень компактна и тщательно продумана. Устойчивая привязка поселений Синташты к природным, стабильным источникам воды имеет несколько проектировочных оснований: простота заполнения водой оборонительных рвов и стабильность колодцев питьевой воды на случай длительной осады противником; стабильность холодной воды в технологических колодцах-печах для выплавки металла. Всё это производит на исследователей впечатление крепостей, вынужденных защищаться от каких-то внешних врагов. Система укреплений была уникальной, не имевшей аналогов в рамках древних культур, существовавших в сходных географическом и хронологическом диапазонах. Даже расположение различных входов и выходов в жилые помещения Аркаима явно подчинено целям обороны и оптимизировано для того, чтобы жители могли быстро переместиться из домов как в любую другую точку города, так и на внешние оборонительные стены[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Н. Б. Виноградов, С. В. Кузьминых. Синташтинская культура // Большая российская энциклопедия. — 2004—2017.
  2. Андрей Владимирович Епимахов, Иван Семьян. Аркаим и Синташта: история открытия и археологическая реальность // Антропогенез.ру : сайт. — 2010—2023.
  3. Епимахов А. В. (дата обращения: 18.05.2024). Относительная и абсолютная хронология синташтинских памятников в свете радиокарбонных датировок // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2007. — № 17.
  4. Ткачев В. В. (дата обращения: 18.05.2024). DOI: 10.31857/S086960630009071-7 Радиоуглеродная хронология памятников синташтинской культуры в степном Приуралье // Российская археология. — 2020. — № 2.
  5. Пантелеева Софья Евгеньевна. (дата обращения: 13.05.2024). Типология синташтинской керамики: проблемы и перспективы // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2014. — № 3.
  6. Дегтярева А. Д. Металлические орудия труда синташтинской культуры // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2007. — № 7. — С. 49—75.
  7. Куприянова Е. В. Жизнь вещи — сакральная и повседневная (исследование роли предметов в ритуалах и бытовом использовании на материалах археологических памятников бронзового века Южного Зауралья и Казахстана) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2019. — № 3. — С. 126—148.
  8. В. С. Жданов. (дата обращения: 13.05.2024). Синташтинская культура (Аркаим). Эскиз «Дорожной карты» к разгадке Цивилизационного феномена в древней Евразии // БОНЦ УрО РАН. — 2018. — № 2.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!