Синташтинская культура
Синташтинская культура бронзовый век | ||||
---|---|---|---|---|
Географический регион | Южный Урал (Россия, Казахстан) | |||
Датировка | III—II тыс. до н.э. | |||
Носители | индоиранцы | |||
Преемственность | ||||
|
Синташти́нская культу́ра — археологическая культура бронзового века (с конца III — начало II тыс. до н. э.). Согласно современным исследованиям, считается предшественницей более поздней андроновской культурно-исторической общности. Характеризуется археологическим комплексом Синташта. Названа по комплексу памятников на реке Синташта в Брединском муниципальном районе Челябинской области[1].
История открытия
В 1960-х годах масштабные исследования на Южном Урале проводил В. Ф. Генинг, в том числе и на территории строительства плотины на реке Синташта. В первой половине 1970-х годов был изучен могильник, давший материалы по военному делу эпохи бронзы, места жертвоприношения животных. На памятнике Синташта были обнаружены части деревянных колесниц, претендующих на звание древнейших в археологии Северной Евразии, и псалиев (деталей конской упряжи). Колеса со спицами оказались вкопаны примерно на одну треть в дно могильных ям. Именно эти части, в отличие от остальных, прекрасно сохранились.
В 1980-х годах изучение Синташты продолжил Г. Б. Зданович. К концу полевого сезона 1986 года были завершены раскопки сохранившихся частей поселения и последнего из курганов некрополя. В эти же годы были исследованы поселение Устье I (Карталинский муниципальный район Челябинской области) и могильник Кривое Озеро (Троицкий муниципальный район). В число синташтинских памятников входит Аркаим[2]. Многие синташтинские памятники были разрушены в период освоения целины.
Локализация или местонахождение
Синташтинская культура процветала в период между 54 и 52 градусами северной широты и между 59 и 62 меридианами восточной долготы, занимая территорию северной степи Южного Зауралья и Южного Урала. В настоящее время в Челябинской и Оренбургской областях было обнаружено 22 укреплённых поселения, относящихся к этой культуре. Большинство из них расположено у рек Уральского и Тобольского бассейнов[3]. Учёными были проведены различные статистические процедуры и установлен хронологический интервал функционирования синташтинских некрополей в пределах 2200—1770 гг. до н. э[4].
Материальная культура
Керамика
Для керамических сосудов характерно усечённо-коническая нижняя часть тулова, невысокое плечо, резко отогнутый венчик, геометрический орнамент (более 20 вариантов элементов) — по всей внешней поверхности, налепные валики по плечу, парные «шишечки» по ребру[1][5].
Орудия труда
Изделия из меди и бронзы представлены наконечниками копий и стрел, топорами, тёслами, серпообразными орудиями, разнообразными ножами и украшениями[1].
Поселенческий металлический инвентарь, происходящий из слоя Синташты и Аркаима, представлен долотами, шильями, крючками, серпами, ножами, скобами, браслетом, кольцом, а также каменной створкой формы для отливки серпов[6].
Изделия из камня встречаются как на поселениях, так и в захоронениях. Они представлены наконечниками стрел и макроформами не всегда ясного назначения (песты, плитки). Характерно, что кроме булав и каменных бусин в захоронениях практически не зафиксировано хорошо выделанных каменных вещей, требующих особого мастерства (фигурные песты, чаши, литейные формы), которые встречаются на поселениях. В могильниках также практически отсутствуют каменные предметы, связанные с различными видами ремесла и хозяйственной деятельности, в большом разнообразии представленные на поселениях, где, наоборот, редко встречаются либо полностью отсутствуют оружие и украшения из камня.
Изделий из кости — в целом примерно одинаковое количество на поселениях и в могильниках. В могильниках основу составляют украшения (подвески-амулеты из зубов и костей животных, ракушек, костей рыб) и предметы оружейно-колесничного комплекса (псалии, наконечники стрел, гарпуны, элементы составного лука), а также наборы астрагалов. Эти же вещи практически полностью отсутствуют на поселениях либо встречаются в другом качестве. Так, псалии на поселениях представлены в основном заготовками и сломанными вещами. Астрагалы в погребениях встречаются в виде наборов с игрально-гадательными функциями, а на поселениях — в единичном числе в виде орудий (лощила). В число отсутствующих на поселениях предметов входят роговые лопаточки и костяные диски. Интересно, что интерпретация назначения костяных дисков в научной литературе достаточно разнообразна, но не выходит за рамки бытовой сферы: чаще всего их определяют как пряслица, орнаментиры, насадки на веретено. Однако, как показывают исследования, в погребениях эти артефакты встречаются во много раз чаще, чем в жилищных комплексах. Они сходны по своей морфологии с предметами, называемыми «втулками», назначение которых также не совсем ясно и которые также встречаются в основном в погребениях, а не на поселениях. В поселенческих комплексах среди предметов из кости большой процент составляют орудия ремесленного производства (тупики, лощила, проколки и пр.), а также заготовки, которые почти не отмечены в захоронениях[7].
Жилища
Все поселения Синташтинской культуры занимают ровные сухие площадки по берегам небольших степных рек, редко — озёр. Эти участки обязательно вписаны в какие-то границы, обозначенные природой. Обычно они окружены водными протоками или прогибами старых русел, которые вода заполняет во время весенних паводков. В случае необходимости, вырывался специальный канал, который соединял русла и создавал замкнутую водную систему. Их отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Территория — очень компактна и тщательно продумана. Устойчивая привязка поселений Синташты к природным, стабильным источникам воды имеет несколько проектировочных оснований: простота заполнения водой оборонительных рвов и стабильность колодцев питьевой воды на случай длительной осады противником; стабильность холодной воды в технологических колодцах-печах для выплавки металла. Всё это производит на исследователей впечатление крепостей, вынужденных защищаться от каких-то внешних врагов. Система укреплений была уникальной, не имевшей аналогов в рамках древних культур, существовавших в сходных географическом и хронологическом диапазонах. Даже расположение различных входов и выходов в жилые помещения Аркаима явно подчинено целям обороны и оптимизировано для того, чтобы жители могли быстро переместиться из домов как в любую другую точку города, так и на внешние оборонительные стены[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Н. Б. Виноградов, С. В. Кузьминых. Синташтинская культура // Большая российская энциклопедия. — 2004—2017.
- ↑ Андрей Владимирович Епимахов, Иван Семьян. Аркаим и Синташта: история открытия и археологическая реальность // Антропогенез.ру : сайт. — 2010—2023.
- ↑ Епимахов А. В. (дата обращения: 18.05.2024). Относительная и абсолютная хронология синташтинских памятников в свете радиокарбонных датировок // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2007. — № 17.
- ↑ Ткачев В. В. (дата обращения: 18.05.2024). DOI: 10.31857/S086960630009071-7 Радиоуглеродная хронология памятников синташтинской культуры в степном Приуралье // Российская археология. — 2020. — № 2.
- ↑ Пантелеева Софья Евгеньевна. (дата обращения: 13.05.2024). Типология синташтинской керамики: проблемы и перспективы // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2014. — № 3.
- ↑ Дегтярева А. Д. Металлические орудия труда синташтинской культуры // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2007. — № 7. — С. 49—75.
- ↑ Куприянова Е. В. Жизнь вещи — сакральная и повседневная (исследование роли предметов в ритуалах и бытовом использовании на материалах археологических памятников бронзового века Южного Зауралья и Казахстана) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2019. — № 3. — С. 126—148.
- ↑ В. С. Жданов. (дата обращения: 13.05.2024). Синташтинская культура (Аркаим). Эскиз «Дорожной карты» к разгадке Цивилизационного феномена в древней Евразии // БОНЦ УрО РАН. — 2018. — № 2.