История Татарстана

Материал из «Знание.Вики»
Казанский Кремль. Республика Татарстан

Исто́рия Татарста́на — история Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. У татарского народа много этнических корней. Предками татарского народа можно считать общий образованный народ из гуннов, булгар, кипчаков, ногайцев и других народов, которые постепенно замещали друг друга на территории современного Татарстана. Формирование одного народа также было при смешении скифских и других племён. Улус Джучи это мощное татарское государство, понимая под этим этнонимом все те народы, которые жили в нём, то есть тюрко-татар. Возникновение Улуса Джучи как улуса Монгольской империи, а в последствии отдельного государства — величайшее достижение в истории татар[1].

Древняя история

Евразийские степи между Волгой и Енисеем ещё в 6—2 тыс. до н.э. занимали индоевропейские племена европеоидного расового типа, те самые «индоевропейцы», многочисленные племена которых говорили на родственных друг другу языках индоиранской языковой семьи, балто-славянской языковой семьи, германской языковой семьи и многих других родственных языках. Преобладающими в восточной части евразийских степей были древнейшие иранские языки, те самые, на которых создавалась Авеста и проповедовал Заратустра. По горным хребтам Алтая, протянувшимся на юг до пустыни Гоби, по долине верхнего Енисея и его притоков, прошла в ту далекую эпоху этноконтактная зона, к востоку от которой преобладали тюркские и монгольские племена, а к западу — индоевропейские[2].

Трассы миграционных потоков, то усиливавшихся, то затихавших, пронизывали всю Великую Степь. Многочисленные автохтонные племена (индоевропейские в Центральной Азии, угро-финнские в Поволжье, Приуралье и Западной Сибири, иранские и адыгские на Северном Кавказе, самодийские и кетоязычные в Южной Сибири) были частично ассимилированы тюрками в период существования созданных ими этнополитических объединений, прежде всего гуннских государств первых веков н. э. тюркских каганатов второй половины 1 тыс. н.э., кипчакских племенных союзов и Золотой Орды первой половины 2 тыс.н.э. Наиболее высоким достижением этой эпохи стало создание тюркской рунической письменности, распространившейся со своей центральноазиатской родины (Монголия, Алтай, Верхний Енисей) до Подонья и Северного Кавказа.

Историческое взаимодействие Руси— России с тюркским миром имеет полуторатысячелетнюю историю и первоначально осуществлялось отнюдь не в мирных формах. Расселение тюркских племён на запад из Центральной Азии породило по меньшей мере два опыта военно-политической интеграции евразийского пространства — огуро-тюркский и монголо-тюркский в XIII векеXV веке. Показательно, что, различаясь хронологически, эти процессы, охватившие Северное Причерноморье, южные пространства, Приуралья и Поволжья, Сибири и Северного Казахстана, в ареальном отношении совпадали.

Волго-Уральский регион в эпоху бронзы

Из всех природных богатств Волго-Уральского региона в бронзовом веке особую ценность имели месторождения медной руды. Медь и скот были главным богатством местного населения и позволили этому региону занять лидирующую позицию в Восточной Европе. Предполагается, что военные лидеры того времени создали несколько протогосударственных объединений в Южном Зауралье. В результате их деятельности на северо-восточной окраине Европы возник волго-уральский центр культурного развития.

История этого периода неразрывно связана с колесничьей аристократией. Особое внимание уделяется ямной и полтавкинской культурам. Согласно некоторым исследователям, население ямной культуры составляло древнейший пласт индоиранцев, которые впоследствии создали мощное этническое объединение в 2 тыс. до н.э.

Ситуация резко изменилась с появлением фатьяновской культуры в Верхнем и Среднем Поволжье (первый могильник был открыт у деревни Фатьяново в Ярославской области). Носители этой культуры отличались хорошим знанием сельского хозяйства и металлургии. Они занимались разведением различных видов скота, включая крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Основной занятостью было скотоводство.

Во второй половине эпохи ранней бронзы в Среднем Поволжье фатьяновскую культуру сменила абашевская. Название этой культуры происходит от одноимённого могильника в Чувашии. Главными памятниками абашевской культуры являются поселения и могильники. Однако в настоящее время изучены лишь поселения, расположенные в южноуральской группе, особенно на реке Белой в Башкирии. Поселения обычно находятся на речных мысах. Из абашевских погребений особенно выделяется Пепкинский курган в Марийской республике.

Население степи, лесостепи и южной части лесов стало единым потоком событий, периодически перемещаясь и смешиваясь. Этот процесс начался в лесной зоне, когда появилось сейминско-турбинское население. Особенно замечательными являются сейминско-турбинские кинжалы, один из которых был найден в Ростовкинском могильнике рядом с городом Омск.

Это приток переселенцев стал основой для формирования новых культур эпохи поздней бронзы: покровской (раннесрубной), синташтинской и петровской культуры. Эти культуры составили единый блок, являющийся первичным ядром волго-уральского очага культурогенеза. Их появление можно рассматривать, как ответ на сейминско-турбинскую угрозу.

В географическом и культурно-историческом смысле, синташтинская культура Южного Зауралья являлась центральным звеном упомянутого блока. На территории этого региона, кроме городищ, также находились могильники, святилища и обычные селища-деревни. Особенно хорошо изучено городище Аркаим, которое находится на юге Челябинской области. Поселенческие памятники также предоставляют важную информацию о социальной организации синташтинского общества. Согласно Г. Б. Здановичу, синташтинская культура характеризуется двухуровневой иерархией поселений.

Покровская и петровская культуры распространялись по степным и лесостепным районам между Уралом и Доном, а петровская культура была характерна для Северо-Западного Казахстана. По своему происхождению, образу жизни населения и уровню развития они были схожи с культурой «синташте», однако отставали от неё в социальном плане. В этих культурах также играли важную роль колесничая аристократия, хотя не была так богата и влиятельна.

Срубная и алакульская культуры получили свои названия от формы погребальных сооружений (срубы) и от места первого обнаружения могильника — озеро Алакуль в Челябинской области.

В третьем тысячелетии до нашей эры на территории Волго-Уральского региона процветала черкасская культура, что подтверждается находками археологических памятников. Особо значимыми являются раскопки такталачукского могильника, проведённые на территории Татарстана.

В результате, на пространстве Нижнего Поволжья возникла достаточно однородная этнокультурная общность, которая, вероятно, стала основой для формирования восточно-иранских народов, проживавших в большей части этой территории во времена скитской эпохи. Со временем, у части населения этой общности появились «предскифские культуры» на юге Восточной Европы.

Карта проживания скифов

Границы Скифии, как указывает историк, были достаточно точно определены для своего времени. Однако, области Донского левобережья и Предкавказья уже не входили в состав области. Согласно Геродоту, к востоку от Дона обитали савроматы — племя, связанное скифами.

Затем появился народ саков. В последнее время была выдвинута гипотеза о том, что носители раннесарматской культуры в Южном Приуралье и Западном Казахстане — это именно те «отделившиеся скифы», о которых упоминал Геродот.

Степи Заволжья и Южного Приуралья являлись отдаленной периферией аланских кочевий, что отразилось в небольшом количестве курганов и могильников среднесарматской культуры в этом регионе. Аланы, как и их предшественники — сарматы-«прохоровцы», активно населяли степную зону этого района, простирающуюся от южных краев Волго-Уральской лесостепи до северной границы их кочевий. В течение тысячи лет до нашей эры и в первой половине первого тысячелетия нашей эры, пояс степей и гор между Нижним Поволжьем и Алтаем был преимущественно заселен седловым населением и кочевыми племенами, говорившими на индоевропейских языках. Позднее, гунны — племенной союз хунну, вытеснили юэчжей и сакские племена.

В IV векеV веках в Поволжье и Западном Казахстане происходит объединение племён, называемых огурскими, среди которых самым многочисленным были болгары[2].

Карта проживания гуннов

На Северном Кавказе и в Северном Причерноморье племена, которые античные авторы называли уннами и хунами, были отражением событий, происходящих в Центральной и Средней Азии в I веке до н. э. — II век н.э., после раскола гуннов на северных и южных. Не исключено, что в результате постоянных войн и миграций какие-то небольшие группы восточных гуннских племён проникали на территорию «южнорусских» степей. Период гуннского завоевания и господства гуннов в Восточной Европе открывает новую эпоху, известную как эпоха Великого переселения народов. Гунны завладели степной территорией от Волги до Днестра, объединив подчинённое население этой области — сарматов, аланов, готов в племенной союз, возглавляемый гуннским вождем. в 370-х годах степную территорию от Волги до Дуная. А. Н. Бернштам — полагал, что гунны Восточной Европы — потомки центральноазиатских хунну и рассматривал «образование гуннского народа» как сложный и длительный процесс, в котором, в частности, участвовало и население Средней Азии. Появление «тураевско-старомуштинско-харинского» населения в регионе сопряжено с движением гуннов на Запад. Под предводительством Кубрата аварское могущество в Причерноморье было сокрушено в 635 году болгарами.

Возникло новое государство, Великая Болгария, со столицей в Фанагории, первое Болгарское государство, просуществовавшее, однако, только до кончины своего основателя. Раскопки Большетарханского, Танкеевского, Тетюшского, Большетиганского и других могильников позволили приоткрыть завесу по начальной истории булгар.

Булгарские города

В VIII веке в Среднем Поволжье и Приуралье начинается булгарская эпоха. Наиболее ранними могильниками, подтверждающими приход болгар в Среднее Поволжье, являются Кайбельский, Большетарханский, II Уреньский и некоторые другие некрополи, расположенные в югозападной части будущей территории Волжской Булгарии. Южный Урал, а также сопредельные районы Верхней Камы и бассейна реки Чепца, где локализовались неволинская, кушнаренковская, ломоватовская и поломская культуры. По сведениям византийского императора Константина Багрянородного, написавшего в Х веке историческое исследование, а также другим материалам, мадьяры (венгры) первоначально проживали к востоку от Волги, видимо, в Волго-Уральском регионе. Потом, под давлением печенегов, они вынуждены были переселиться в местность Леведия в пределах Хазарии. И в это же время в будущей центральной части страны волжских булгар, где в Х веке возникли города Булгар, Сувар, Биляр, во второй половине IХ веке появились Большетиганский, Танкеевский, ХII Измерский и другие могильники. В них отмечаются явные черты материальной культуры угров, связанные с глубокими и сложными идеологическими представлениями. В начале Х веке Эльалмыш именует себя эльтебером, то есть вождём, главой племенного союза, а также царём страны булгар и амиром страны славян.

В ХII веке багдадский проповедник и историограф Ибн ал-Джаузи, очень плодовитый сочинитель и собиратель сведений о прошлых событиях в Багдаде (первым обратил внимание на его труд А. Б. Халидов), рассказывает, что в июле 1042 года в Багдад, по пути в Мекку, прибыл некий вельможа из Булгара в сопровождении 50 спутников. Халифский двор оказал ему внимание, его кормили продуктами из дворцовой кухни.

Кушнаренковско-караякуповские племена на территории Приуралья испытывали одновременное влияние культуры двух этнокультурных массивов: тюркоязычных болгар, пришедших в Волго-Камье из районов Дона и Северного Кавказа, и лесных финно-пермских племен Прикамья. Наиболее интенсивные контакты этнокультурного порядка кушнаренковско-караякуповские племена имели с ранними болгарами на территории северо-запада современного Башкортостана и Восточного Татарстана.

Легенда связывает возникновение кимакского союза с племенем татар, что послужило поводом для поиска предков кимаков среди монголоязычных племен Центральной Азии. Орхонские надписи пишут сначала об отуз татар — «тридцати татарских (племенах)», а позднее токуз-татар — «девяти татарских (племенах)». До монгольских завоеваний было шесть отдельных татарских государств, а вообще же «татарами» тогда именовались многие тюркские племена.

Основной юрт татар находился вблизи озера Буирнур, в Восточной Монголии. Рашид ад-дин разделяет этнополитическую историю степей Центральной Азии на три хронологических этапа: а) этап господства «тюркских степных племен», временные параметры которого не определены; б) этап подчинения тюркских племен татарами и превращения этнонима «татары» в общий политоним; временные границы — от «глубокой древности» до начала татаро-монгольских войн в XII веке; в) этап возвышения монголов и, после истребления татар, превращения этнонима «монголы» в общеимперский политоним с XII века — XIII века. В связи с событиями 842 года татары впервые упомянуты в китайском источнике — письме китайского чиновника Ли Дэюя — как враги кыргызов и союзники последнего уйгурского кагана. С IX века — XII век на территории Ганьсу и в Восточном Туркестане существовало государство татар, известное и китайским дипломатам, и мусульманским купцам[2].

Волжская Булгария

Волжская Булгария по всем социально-экономическим и политическим показателям не уступала своим партнёрам — Хазарии, Киевской Руси и древнерусским княжествам, странам Западной Европы и Ближнего Востока. Волжская Булгария занимает особое место в средневековой истории татарского народа. Она воспринимается современными средневолжскими татарами, как государство, созданное одним из основных, если не сказать прямых, их предков. Именно в этот период завершился полный переход от кочевой жизни к оседлости, возникли стационарные поселения, в том числе и города, среди которых и Казань — столица Республики Татарстан. В период правления хана Алмуша сына Шилки, состоялось официальное принятие монотеистической религии — ислама, сыгравшего исключительную, безусловно прогрессивную роль в духовной и общественно-политической жизни булгар и их потомков. Всемирно известная поэма «Кыйсса-и Йусуф», написанная булгарским поэтом Кул Гали в начале XIII века, до сих пор пользуется широкой популярностью среди татарских читателей. Отсюда не трудно понять трепетное отношение татар ко всему, что связано с их булгарскими предками.

Первые сведения о Волжской Булгарии и соседних с ней башкирах, буртасах, русах, ас-сакалиба и других народах приводят ранние арабские географы: Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих, Ибн Русте, алМасуди, Ибн Фадлан, ал-Истахри, Ибн Хаукал, ал-Бируни, ал-Идриси, ал-Гарнати, Йакут ал-Хамави, а также ал-Марвази и анонимный «Худуд ал-алам».

Основными среди древнерусских источников считаются летописи. Впервые исторические записи стали вести в Киеве в первой половине XI века, далее на протяжении нескольких веков до XVII века они велись непрерывно.

Образование Великой Болгарии можно оценивать как своеобразный итог длительного процесса, начавшегося распадом Гуннской державы. Вновь созданное государство многие считали прямым наследником Гуннской империи. Недаром в начале «Именника болгарских ханов» стоят Авитохол и Ирник из рода Дуло, давно и безоговорочно отождествленные как Аттила и его третий сын Ернах.

Начало существования Великой Болгарии условно можно принять 635 год и об этом знали. Созданное Кубратом государство в греческих хрониках упоминается под названием «древней великой Булгарии». Потомки этого населения оказались позднее на пути той группы болгар, которая, передвигаясь на север, создала Волжскую Болгарию[3].

Первое Болгарское царство (681—1018)

681 год считается годом образования Дунайской Болгарии, так как подписание договора о дани оценивается как акт её международного признания. Связь верхнекамско-чепецких городищ с Волжской Булгарией очевидна уже судя по самому времени их существования: их рост начинается в IX веке — X века одновременно со сложением Булгарского государства, упадок наступает в XIII веке в период монгольского нашествия и первого разгрома Булгарии, а к концу XIV века практически все эти городища окончательно прекращают свое функционирование — одновременно с гибелью Волжской Булгарии как самостоятельного политического и экономического образования[3].

Второе Болгарское царство (1185—1396)

Вторая миграционная волна болгар из районов Подонья в Среднее Поволжье началась в середине VIII века. Как известно, большая часть болгар после распада Великой Болгарии оказалась в составе Хазарского каганата, археологически представленного салтово-маяцкой культурой. Третья волна переселений болгар с территории Хазарского каганата произошла во второй половине IX века Она связана с принятием в Хазарии иудейской религии, вызвавшим у болгарского населения бурю возмущений. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Последнее, четвёртое переселение болгар и прикамско-приуральского населения на Среднюю Волгу состоялось в конце IX века — начале Х века, то есть в переходное от раннебулгарского периода к домонгольскому времени. Причиной миграции болгар явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока[3].

Образование Булгарии

Археологическими свидетельствами переселения болгар в Волго-Камье являются Бураковское погребение, погребения Шиловского, Брусянского и Новинковского могильников, имеющих аналогии в памятниках Северного Причерноморья (Малая Перещепина) и Болгарии (Мадара). В результате различных военно-политических коллизий во второй половине IX века здесь складывается три сильных этнополитических объединения — булгары, эсегел и берсула. Правитель этого нового Булгарского эля, объединявшего под властью булгар все другие народы Среднего Поволжья, носил титул «эльтебер», что показывает его зависимость от хазарского кагана. Таким образом, можно сказать, что экономическим фоном становления Булгарского государства стало функционирование Великого Волжского пути и караванного пути в Хорезм, приведшего к резкому обогащению булгарской клановой аристократии, а также массовому притоку родственного тюркского населения из районов Подонья, Приазовья и Северного Кавказа[3]. Окончательное сложение булгарской народности происходило в XII веке — начале XIII века, что нашло отражение в письменных и археологических источниках. На всей централизованной территории Волжской Булгарии складывается своеобразная, но единая культура, основанная на общности языка, духовной и материальной культуры. Следует подчеркнуть консолидирующую роль официальной мусульманской религии, призванной объединять все входящие в состав населения Булгарии племена вокруг единого царя. В первой половине XI века завершается процесс исламизации Волжской Булгарии. В любом исламском государстве существуют общие, мусульманские правовые нормы и система владения. Высший иерарх Волжской Булгарии назван универсальным для мусульманского Востока термином «малик» (царь).

В исторических преданиях булгар основателем правящей династии указывается Искандер Зу-л-Карнаин (Александр Македонский), который к тому же «построил» и столичные города: Биляр- Булгар и Великий Булгар. Родство с кораническим Зу-лКарнаином, который по воле Аллаха карал неверных и защищал правоверных, строил им города, не только придавало правящей династии «святость», но и должно было способствовать цементации у народа идеи его «мессианства», избранности, продолжателя дела «великих предков». Другие источники связывают Булгарских царей, если не с самим пророком Мухаммадом, то хотя бы с его ближайшими асбабами (причём указывается имя основателя булгарской мусульманской династии — Абдуррахман ибн Зубер).

Города и сельские поселения

Происхождение булгарских городов связано с проблемой седентаризации булгар и времени возникновения у них первых постоянных поселений. Эти процессы происходили ещё в недрах раннебулгарского общества. Историческое содержание раннебулгарского периода было определено ещё В. Ф. Смолиным. Он считал, что в течение VII века — IX веке булгары, знавшие уже земледелие и ремесла, «меняют свои степные палатки-юрты на деревянные дома и случайные становища — на города, укреплённые валами и рвами». Собственно булгары занимали, скорее всего, центральные густозаселённые районы государства в бассейне Малого Черемшана, где была основана их столица — Биляр-Булгар, известный по некоторым русским летописям как «Великий город серебряных булгар». Как известно, этнонимы «биляр» и «булгар» в источниках очень часто употребляются как синонимы.

Времена Золотой Орды XIII век — середина XV века

История татарского народа во времена господства Золотой Орды или государства Улус Джучи в период с XIII века — XVI веках. Во главе государства был Темучин (Темучжин) с титулом Чингисхан. Волжская Булгария была завоёвана войсками Чингисхана. Монгольская империя распалась в конце XVI века после многочисленных внутренних противоречий наследников и правообладателей вступать во главу государства. Окончательно империя распалась после наступления Крымского хана, сателлита Османской империи в 1502 году.

Осенью 1236 года объединённое монгольское войско выдвигается к Поволжью. Встретились правители Золотой Орды в Булгарии. Бату и его братья сражались с мадьярами в Южном Приуралье, а летом выступили против булгар. Булгарская аристократия перешла на сторону монголов. Крупные города были разграблены и разрушены.

Подавив восстание булгар, Бату сделал свою ставку в Нижнем Прикамье[4]. Таким образом готовил плацдарм для похода в Европу и на русские княжества, а также контроля завоёванных земель Волжской Булгарии.

Времена Татарских государств XV век — XVIII век

Период распада Золотой Орды растянулся на долгие годы и практически весь XV век шёл постепенный распад некогда могучего тюркотатарского государства и параллельно шло формирование новых государств, татарских юртов. Практически все татарские государства были завоеваны новым, мощным Московским государством, которое несколько столетий находилось в подчинении у татарских ханов Золотой Орды и татарских юртов. Последнее государство — Крымское ханство — было присоединено к России в XVIII веке. Для правления в одни татарские государства приглашались представители других ханских родов. Все правители татарских ханств считались единой династией. Например, на престоле Казанского ханства сидели как потомки последнего правителя единой Золотой Орды — потомки Улуг-Мухаммеда, так и из Крыма, Сибири, Касимова, представители большеордынской династии. Попытки объединить татарские ханства в единое государство предпринимали Улуг-Мухаммед, Ахмад-хан, Гиреиды. Однако процесс децентрализации усиливался и политикой Осман, и завоеваниями Московского государства. Московское государство с XVI столетия начинает претендовать на политическое наследие Золотой Орды — на «татарские юрты».

Таким образом, в течение 1472 года −1480 год произошло обретение Московским государством (с конца XV века начавшим именоваться Россией) независимости от хана Орды. В отношениях с Казанским ханством в 1480-е годы Иван III использовал политику вмешательства в шедшую там династическую борьбу. В 1487 год московские войска взяли Казань, хан Алегам был захвачен в плен, а на казанский престол возведён Мухаммед-Эмин, сын казанской ханшивдовы Нурсултан, годом ранее ставшей женой союзника Ивана III крымского хана Менгли-Гирея. Казанское ханство на два десятилетия стало зависимым от Московского государства (казанские войска, в частности, участвовали в походе на Большую Орду 1491 год). Иван III поддерживал дипломатические контакты также с Ногайской Ордой и Сибирским ханством[5].

В составе российского государства

Казанский уезд (1552—1708)

В рамках всего Русского государства стал формироваться и развиваться абсолютизм, тогда формируется и общая тенденция усиления феодальной эксплуатации трудового населения. И если в первые десятилетия после завоевания протест местного населения бывшего Казанского ханства носил в основном характер национально-освободительный. «Казанская война», которая длилась с 1552 года по 1557 год, «черемисские» войны 70-80-х годов XVI века, то в XVII веке — XVIII веке этот протест уже носит определённо социальный характер, особенно явственно это проявилось в ходе восстаний под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

После событий 1552 года татары в основной массе были вынуждены покинуть Казань — единственный крупный город ханства. Казань постепенно превратилась в город с русским населением. И, таким образом, на протяжении XVI—XVII вв. татарское население Среднего Поволжья стало в абсолютном большинстве сельским.

Весной 1554 года проводятся мероприятия правительства по дальнейшему формированию системы управленческих органов в Казанском крае.

В эти же годы Крымское ханство и Османскую империю не устраивали успехи России на востоке. Там думали о возрождении татарских ханств в Поволжье в качестве турецкокрымских вассалов и старались любым путем разжечь новое восстание в Поволжье.

Прекращение Черемисских войн означало окончание борьбы за Поволжье, ставшее частью Российского государства. Этому способствовала и утрата интереса к Среднему Поволжью со стороны мусульманских государств, ранее активно принимавших участие в событиях региона[6].

Географические границы ведомства Приказа Казанского дворца не были неизменными, но территория «Казанской земли», «Казанского царства» или Казанского края (все эти названия в XVI—XVII вв. были равноценны, а в дальнейшем составили понятие «Среднее Поволжье») всегда всеми частями входила в ведение Приказа Казанского дворца.

Одновременно со «стихийным» выделением в составе Казанского края этих частей было введено официальное государственное разделение края на два уезда — Казанский и Свияжский, которые первоначально, но недолго, назывались «сторонами», а затем получили привычные для России наименования «уездов». В каждом уезде было свое воеводское управление.

Татарский народ в составе Российской империи в XVIII веке

В XVIII веке татарский народ входил в состав Российской империи, которая была многонациональной и многокультурной. Татары населяли различные территории Российской империи, включая уезды Казанской, Ярмарочной, Азовской, Астраханской и другие. XVIII век стал эпохой упорной борьбы татарского народа за сохранение своих духовных и культурных традиций в условиях внешнего давления. В татарской истории XVIII века можно увидеть усиление внешнего давления на народ, особенно со стороны Российской империи. Российская империя стремилась ассимилировать татарское население и уничтожить их культурные и духовные традиции. Однако татарский народ продолжал сопротивляться и бороться за сохранение своей идентичности. Они брали участие в различных восстаниях против русского правления и отстаивали свои права на сохранение татарского языка, религии и обычаев. Татарские духовные и культурные лидеры играли важную роль в сохранении татарской идентичности. Они помогали народу сохранять свою историю, язык и национальные традиции. В этот период также развивалась литература и наука на татарском языке, что способствовало сохранению и развитию культуры. Одновременно с борьбой за сохранение своей культуры татары понимали, что их будущее зависит от создания возможностей для развития народа. Они осознавали необходимость образования и развития экономики, чтобы обеспечить благополучие и процветание своей общины[7].

Создание Казанской губернии в 1708 году было одним из реформаторских шагов Петра I в ходе модернизации России. Казанская губерния была образована из территории, которая ранее подчинялась Казанскому приказу. Этот приказ учитывал особенности Казанского татарского государства, которое было поглощено Российской империей в 1552 году. Создание Казанской губернии привело к изменению статуса управления этой территорией. Ранее она была подчинена особому приказу, который учитывал традиции и условия бывшего Казанского государства. Однако после создания Казанской губернии, место особого приказа заняло обычное русское административное управление. Это означало, что территория стала входить в единый административный аппарат Российской империи и подчиняться общим законам и правилам управления. Такое изменение статуса управления было типичным для реформ Петра I, которые направлялись на централизацию власти и приведение различных территорий России под единое правление. Это позволяло более эффективно осуществлять контроль и управление империей, а также проводить свои реформы и модернизацию.

Царское правительство в первой половине XVIII века предпринимало дополнительные меры по этнической ассимиляции татар. В результате этих мер число крещённых татар в Казанской губернии значительно увеличилось. В период между 1720 годом и 1731 годом общее число крещённых татар в Казанской губернии увеличилось на 2995 человек[8][6].

Татарская нация в XIX веке — в начале XX века

ХIХ век — время национального строительства у народов России, в том числе у татар. В рассматриваемое время самоназвание «татары» в самом татарском сообществе Волго-Уралья ещё прочно не утвердилось вследствие дисперсного расселения, привилегий военно-служилого сословия и доминирующего исламского религиозного менталитета населения. Поэтому татары нередко именовали себя «мусульманами», а также «тюрками», «тептярами», «мещеряками», «башкирами». Одним из первых о необходимости идентификации себя татарами заговорил Ш. Марджани. В конструировании татарской нации большую роль сыграл К. Насыри. Он дал первое толкование понятия татарской нации[9].

На протяжении ХIХ века тесное экономическое и культурное взаимодействие татар наблюдалось, главным образом, с казахами и среднеазиатскими народами. Однако в результате развития джадидизма выстраиваемая татарами модель развития «мусульманской нации» Нового времени стала привлекать внимание и местных элит Северного Кавказа, и азербайджанцев шиитов. "На рубеже ХIХ век — ХХ веков татарская диаспора с е`модернистским менталитетом и экономическими ресурсами, позволяющими финансировать широкий круг реформ в области печати, образования, религии, экономики, языка и социальных отношений.

В начале ХХ века татарские общественные деятели создали всероссийскую партию мусульман «Иттифак аль-муслимин», обозначив новый этап в развитии татарской нации и в национальных движениях тюркских народов России.

После ликвидации татарских ханств Поволжья среди татар развернулись активные миграционные процессы, пик которых пришёлся, по многим причинам (усиление социально-экономического гнёта, жёстокие преследования на религиозной почве), на первую половину XVIII века, и они были направлены в основном из Среднего Поволжья в Приуралье. В результате массовых миграций татар из Среднего Поволжья на восток численность татар в Приуралье достигла в конце XVIII века 219,2 тыс. (треть татар Поволжско-Приуральского региона). В дальнейшем темпы переселенческого движения татар в Приуралье снизились, тем не менее к концу XIX века, главным образом в его северо-западной части, проживало уже более 1 млн человек к концу XIX века татары обладали определёнными предпосылками социального характера, позволяющими им успешно адаптироваться к новым экономическим и политическим условиям, сложившимся в Российской империи во второй половине XIX — начале XX века[10].

Татарстан в XX — начале XXI века

Идель-Уральская республика

В 1918 году — 1920 годах произошла Гражданская война в России[11], которая охватила территории Казанской и Уфимской губерний, а также часть территорий прилегающих губерний Идель-Уральской Республики. Провозглашение независимости Идель-Урала было запланировано на 1 марта 1918 года, но не состоялось из-за противодействия большевистских Советов и Революционного штаба Красной Армии. Однако, на съезде народов Поволжья (Милли Меджлисе) 20 ноября 1917 года было принято решение о создании исполнительной коллегии, которая должна была руководить государственным образованием Идель-Урал. Флаг государства Идель-Урал был описан в книге Гаяза Исхаки «Идель-Урал» в 1933 году.

Весной 1918 года, несмотря на это, национальное правительство «Забулачной республики» продолжало существовать некоторое время. Казань была взята Белой армией в августе 1918 года, а красными окончательно занята в сентябре 1918 года.

Татарская АССР с 1920 года — по 1990 год

Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика была провозглашена 27 мая 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР. Организация республики произошла с 25 июня 1920 года в составе РСФСР.

Включение территорий из различных губерний в состав автономной республики описано в данном документе. Кроме того, возможность присоединения других уездов была упомянута в декрете, но такое присоединение не произошло, и эти территории впоследствии переданы другой республике. В 1920-е годы Правительство Башкирской Республики, БашЦИК и Башкирский обком РКП (б) пытались включить восточные районы Республики Татарстан в состав Башкирской автономии[12].

В 1921 году часть южной территории Елабужского уезда Вятской губернии была присоединена к ТАССР, что привело к образованию Елабужского кантона. В документах и на знаках АТССР также использовалось обозначение ATSSR, когда татарская письменность использовала яналиф с 1927 года по 1939 годы.

Предложение о преобразовании ТАССР в союзную республику было рассмотрено в 1922 году (при образовании СССР)[13], в 1936 год и 1977 году (при принятии Конституции СССР) и с 1952 года — 1953 год (при образовании в ТАССР Казанской, Чистопольской, Бугульминской областей). Однако ни в одном из этих случаев предложение не было принято.

В Татарской АССР, во время периода большого террора, произошли события репрессий. Многие руководители ТАССР были арестованы и расстреляны по обвинению в национал-уклонизме, известном как «султангалиевщина». Начиная с ночи 5 августа 1937 года и продолжая до января 1938 года, в ТАССР была проведена кулацкая операция по приказу НКВД СССР № 00447[14]. Были репрессированы 3108 кулаков, а также не менее 94 муллы и муэдзины, и не менее 138 представителей православного духовенства. Согласно отчету НКВД Татарской АССР за 1937 год, тройка НКВД Татарской АССР осуществила репрессии в отношении 4173 человек, включая 2154 русских и 1623 татарина.

Во время Великой Отечественной войны огромное количество людей из ТАССР было призвано в Красную армию — 700 000 человек. К сожалению, половина из них погибла на поле боя.

Однако после войны ТАССР начал развиваться в различных отраслях, включая промышленность и энергетику. В 1970-х годах были построены знаменитые КАМАЗ и Нижнекамская ГЭС. Благодаря этому, города Набережные Челны и Нижнекамск значительно расширились и население в них выросло.

Одним из ключевых факторов развития республики стала нефтяная промышленность. В мае 1971 года был добывающийся первый миллиард тонн нефти, а через 10 лет, в октябре 1981 года, был достигнут второй миллиард.

Татарская ССР (1990—1992)

В честь 100-летия образования Республики Татарстан Банк России выпустил специальную монету номиналом 3 рубля. Монета изготовлена из серебра и имеет реверсный дизайн.

С 7 февраля 1992 года, Татарская ССР была переименована в Республику Татарстан[15]. Органы власти Татарской ССР принимали участие в процессе реорганизации СССР в составе РСФСР. В то время, распространялись различные заявления о возможном отделении и выходе из России, а также из Советского Союза. 30 августа 1990 года, Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарстана и преобразовал его в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан»[16].

3 августа 1990 года, Хасанов Мансур Хасанович, первый заместитель председателя СМ ТАССР и член обкома КПСС, выступил с заявлением о том, что предоставление республике государственного суверенитета не приведёт к политическому отделению, экономической или культурной изоляции от других республик и центральных государственных структур, изменению границ или выходу из России и Советского Союза. Однако, после августовского путча 1991 года, руководство республики приняло решение о формировании самостоятельной государственной политики[17].

История Татарстана с 1992 года

С 1992 года республика стремилась принять участие в подготовке и заключении нового Союзного договора. Однако руководство СССР и союзных республик не спешило делить свое приоритетное положение с бывшими автономиями, включенными в состав РСФСР. Такие препятствия, как новоогарёвские соглашения, не позволяли автономным республикам принять участие в процессе подписания нового Союзного договора. В результате, 24 октября 1991 года Верховным Советом ТССР было принято постановление «Об Акте государственной независимости Республики Татарстан»[17].

В результате распада СССР и прекращения его существования по Беловежским соглашениям, Декларация о вхождении Республики Татарстан в Содружество Независимых Государств на правах учредителя была принята Верховным Советом Республики Татарстан 26 декабря 1991 года. Переименование Татарской ССР в Республику Татарстан произошло 7 февраля 1992 года. Утверждение этого переименования было проведено Съездом народных депутатов РСФСР 21 апреля 1992 года.

В Татарстане 21 марта 1992 года прошёл Референдум о независимости Республики Татарстан[18]. Более половины граждан республики, принявших участие в голосовании, положительно ответили на вопрос о том, согласны ли они, что Республика Татарстан является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.

Однако Постановлением Конституционного суда РСФСР от 13 марта 1992 года № 3-П[19] были признаны некоторые положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года[20] и постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года о проведении референдума, которые ограничивали действие законов РСФСР на территории Республики Татарстан и формулировку вопроса о государственном статусе Республики Татарстан, предусматривающую, что республика является субъектом международного права и строит свои отношения на основе равноправных договоров с Российской Федерацией и другими республиками, государствами.

В апреле 1992 года начались переговоры между органами власти Татарстана и Российской Федерации о включении республики в Федеративный договор. Эти переговоры продолжались с 1992 по 1994 год. Однако, 31 марта 1992 года Татарстан отказался подписать Федеративный договор. В результате всех переговоров, в 1994 году был заключен Договор «О разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан и взаимном делегировании полномочий».

Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства было принято 22 мая 1992 года.

В декабре 1993 года в Татарстане произошло событие, которое связано с новой Конституцией России. В этот момент некоторые жители республики решили провести бойкот всероссийского голосования, которое было запланировано на 12 декабря 1993 года. Тем не менее, есть и те, кто все же решил принять участие в этом голосовании. Несмотря на низкую явку избирателей (около 15 %), 74,84 % из участвовавших голосования решили поддержать принятие Конституции Российской Федерации. Это решение определило Татарстан как субъект Российской Федерации. Во время этих событий, 30 ноября 1992 года, была введена новая Конституция Республики Татарстан, которая объявила республику суверенным государством[21][22][23].

В обращение суррогатные платежные средства, такие как Татарстанские социальные чеки и Татарстанские жетоны, были введены в 1993 году и 1996 годах соответственно.

Автомобильные номера республики Татарстан были уникальными до 1994 года, когда принята Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР. В этот период на территории республики были выданы номера, отличающиеся от номеров других регионов. Номера соответствовали советским стандартам 1977 года, но на них также был изображен флаг Татарстана. Однако, с 1994 года Татарстан начал использовать номера, соответствующие российскому стандарту, так же, как и остальные регионы Российской Федерации.

В 1997 году Государственный совет Татарстана принял постановление, которое приостановило выдачу нового образца паспорта гражданина Российской Федерации. Вместо этого, в республике продолжили выдавать паспорта образца 1974 года, которые были выдаваемыми гражданам СССР[24].

15 декабря 2000 года в Уфе на совещании представителей Администрации Президента России и руководителей Башкортостана и Татарстана была достигнута взаимно согласованная позиция по вопросу о распространении российских паспортов в этих республиках. Затем, 20 декабря 2000 года Верховный суд Татарстана признал недействительным пункт постановления Госсовета о приостановлении выдачи нового образца российских паспортов[25].

Российскому правительству было разрешено создавать вкладыши с изображением государственного герба республик, находящихся в составе Российской Федерации, для использования в российских паспортах, предназначенных для оформления в этих республиках. Эти вкладыши должны содержать информацию о гражданине на официальном языке республики. Это разрешение было дано 5 января 2001 года[26].

В мае 2001 года Кабинет Министров Татарстана одобрил форму вкладыша[27], что санкционировало реформу, связанную с выдачей и обменом паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина Российской Федерации[28]. В рамках паспортной реформы были замечены случаи, когда многие люди, особенно школьники, получавшие паспорта впервые[29], обращались за получением паспорта нового образца без вкладыша. Поэтому, начиная с 1 июля 2004 года, в результате реформы, около 18 % паспортов нового образца (примерно 580 тысяч) были выданы без вкладыша[30].

В 1994 году в Москве состоялась важная встреча, на которой президент России Ельцин Борис Николаевич и председатель Правительства Российской Федерации Черномырдин В. С. подписали договор с Президентом Республики Татарстан Шаймиевым Минтимером Шариповичем и Премьер-министром Республики Татарстан Сабировым М. Г. Этот договор назывался «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»[31]. Переговоры, которые привели к этому договору, начались ещё в 1991 году.

В договоре, заключенном между Россией и Татарстаном, было заявлено, что Татарстан становится объединённым государством с Россией. Согласно этому договору, Республика Татарстан получала право на наличие собственной Конституции и законодательства, возможность устанавливать и собирать республиканские налоги, а также иметь свое собственное гражданство[32]. Кроме того, Республика могла устанавливать и поддерживать отношения с другими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, создать свой Национальный банк и самостоятельно заниматься внешнеэкономической деятельностью. Власти республики имели право решать вопросы владения, использования и распоряжения природными ресурсами, которые были признаны исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана[33].

История Татарстана в XXI веке

Вступление Татарстана в состав Приволжского федерального округа произошло в XXI веке. С последующим наступлением нового тысячелетия начался процесс приведения конституции Татарстана в соответствие с Конституцией России. 19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, где было указано, что Татарстан является объединённым с Российской Федерацией государством и не является субъектом международного права[34].

В одном интервью Минтимер Шаймиев говорит[35]:

Межнациональные и межконфессиональные отношения – это, пожалуй, наиболее тонкая, наиболее уязвимая материя в жизни человека. Как показывают последние события в мире, даже экономически благополучные, развитые государства не всегда в силах обеспечить межнациональное согласие у себя в странеМинтимер Шаймиев

В 2003 году были внесены изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»[36], которые предоставляли два года для обновления ранее заключенных договоров. Утверждение этих договоров должно было осуществляться путем принятия федеральных законов.

В 2005 году Госсовет Татарстана утвердил новый договор о разделении полномочий между регионом и федеральным центром[37]. В этом договоре уже нет прежних финансовых льгот для Татарстана, включая сниженные налоговые ставки в центр, и природные ресурсы больше не считаются собственностью народа Татарстана. Документ определяет два государственных языка — русский и татарский, а также требует, чтобы высшие должностные лица республики владели обоими языками. Регион по-прежнему имеет право выдавать паспорта с приложением на татарском языке и с изображением герба Республики.

В 2006 году был заключен договор между президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и Владимиром Путиным. Госдума подтвердила этот договор, но Совет Федерации поставил на него вето. Сергей Миронов, спикер Совета Федерации, выразил свою озабоченность, считая, что данный договор подрывает принципы федерализма. Однако спустя четыре месяца Владимир Путин представил проект договора в Госдуму, и депутаты успешно преодолели вето Совета Федерации. Документ был действителен на протяжении 10 лет, но не был продлён и истек в конце июля 2017 года.

Должность Президента Татарстана переименовали после внесения существенных поправок в конституцию республики в 2023 году в Главу (Раис) Татарстана. На одном совещании Рустам Минниханов заявил[38]:

Татарстан вносит достойный вклад в защиту Отечества, укрепление российской государственности, суверенитета и единства страныРустам Минниханов

Теперь в конституции не содержатся положения о суверенитете Татарстана, договоре с Россией, гражданстве Татарстана и Конституционном суде республики.

В 2024 году должен пройти важный саммит БРИКС в столице Татарстана Казани, Владимир Путин на проходящем в Москве мероприятии, которое объединяет прямую линию и пресс-конференцию сказал[39]:

Дело в том, что Татарстан развивается хорошо. Казань — один из наилучших примеров такого развития. Условия созданы хорошие. И прежний президент, и сегодняшний Минниханов работают хорошо. Мы видим результатВладимир Путин

Примечания

  1. История. Официальный Татарстан. Дата обращения: 23 января 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Народы степной Евразии в древности / Гл. редакторы Усманов М. А., Хакимов Р. С. — Казань: Рухият, 2002. — Т. 1. — 552 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История татар с древнейших времён / под ред. Усманов М., Хакимов Р.. — Институт истории им. Ш.Марджани АНТ. Издательство «РухИЛ», 2006. — Т. 2. — 1080 с. — ISBN 5-903099-01-7.
  4. История татар с древнейших времён. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - XV век. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. — Т. 3. — 1112 с. — ISBN 978-5-94981-142-9.
  5. История татар с древнейших времён в семи томах. Татарские государства XV–XVIII вв. / Хакимов Р.. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. — Т. 4. — 1112 с. — ISBN 978-5-94981-187-0.
  6. 6,0 6,1 История татар с древнейших времён. Татарский народ в составе Российского государства(вторая половина XVI–XVIII вв.) / Хакимов Р.. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. — Т. 5. — 1112 с. — ISBN 978-5-94981-188-7.
  7. Татары в Российском государстве: от Средневековья к индустриальному обществу. Редакция журнала «Татарстан». Дата обращения: 7 января 2024.
  8. Татарстан в составе Российской Империи. Образовательная социальная сеть KazEdu.com. Дата обращения: 7 января 2024.
  9. История татар с древнейших времён. Татары и Татарстан в XX – начале XXI века / Хакимов Р.. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. — Т. 7. — 1073 с. — ISBN 978-5-94981-162-7.
  10. История татар с древнейших времён. Формирование татарской нации XIХ – начало XХ века / Хакимов Р.. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. — Т. 6. — 1236 с. — ISBN 978-5-94981-161-0.
  11. Копылов Н. А. Гражданская война в Поволжье летом 1918 года. Взятие Симбирска глазами противоборствующих сторон // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.. — 2021. — № 4. — С. 10.
  12. Юсупов Ю. М., Схаляхо Р. А., Агджоян А. Т., Асылгужин Р. Р., Рыскулов Р. М., Сабитов Ж. М., Жабагин М. К., Богунов Ю. В., Дибирова Х. Д., Балановская Е. В. Родовые объединения северо-восточных башкир в свете данных геногеографии (по полиморфизму Y-хромосомы) // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. — 2016. — № 4. — С. 10.
  13. Мухарямова Л. М., Галихузина Р. Г. У истоков российского федерализма: некоторые этапы развития здравоохранения в Татарстане (к 90-летию образования Татарской республики) // Казанский мед.ж.. — 2010. — № 3. — С. 4.
  14. Аблажей Н. Н., Жанбосинова А. С. Защитить трудящийся Советский народ. Рабочие как контингент приказа НКВД ССР № 00447 (по материалам Казахстана) // Исторический курьер. — 2023. — № 1. — С. 13.
  15. Н. Н. Калуцкова (Природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), Ю. Б. Коряков (Население: этнический состав), С. В. Кузьминых, И. О. Гавритухин (Исторический очерк: археология; история до 16 в.), Б. Л. Хамидуллин (Исторический очерк), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), А. Ф. Галимуллина (Литература), П. С. Павлинов (Архитектура и изобразительное искусство: архитектура 16 – нач. 20 вв.), М. Г. Арсланов (Театр). Татарстан. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Банкетная кампания. Дата обращения: 8 января 2024.
  16. Декларация о Государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики. Электронный фонд правовых нормативно-технических документов (30 августа 1990). Дата обращения: 8 января 2024.
  17. 17,0 17,1 Мухаметшин Ф. Постановление Верховного Совета Татарской ССР Об Акте государственной независимости Республики Татарстан. web.archive.org (24 октября 1991).
  18. Результаты референдума Республики Татарстан 21 марта 1992 года (21 марта 1992). Дата обращения: 8 января 2024.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. N 3-П. Гарант.ру (13 марта 1992). Дата обращения: 8 января 2024.
  20. Декларация о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики (4 марта 2019). Дата обращения: 8 января 2024.
  21. Паспорт Закона Республики Татарстан «О порядке введения в действие Конституции Республики Татарстан» (30 ноября 1992). Дата обращения: 8 января 2024.
  22. Результаты всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в Республике Татарстан. web.archive.org (12 декабря 1993). Дата обращения: 8 января 2024.
  23. Итоги всенародного голосования по проекту конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. ЦИК России (12 декабря 1993). Дата обращения: 8 января 2024.
  24. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 13 ноября 1997 года №1388 «О паспорте гражданина Российской Федерации». Гарант.ру (13 ноября 1997). Дата обращения: 8 января 2024.
  25. Зайнитдинов Н. А. Указание национальности в паспорте гражданина Российской Федерации как форма реализации права на национальную принадлежность // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 1. — С. 8.
  26. Постановление Правительства РФ от 29.02.2016 № 154. Правовая база (3 марта 2016). Дата обращения: 8 января 2024.
  27. Постановление Кабмина РТ от 21 мая 2001 года № 291 «Об утверждении формы вкладыша к бланку паспорта гражданина Российской Федерации, предназначенному для оформления в Республике Татарстан».. Гарант (21 мая 2001). Дата обращения: 8 января 2024.
  28. [Постановление Кабмина РТ от 26 ноября 2001 года № 830 «О мерах по обеспечению паспортной реформы в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. — № 238—239. — 29 ноября 2001 года. Постановление Кабмина РТ от 26 ноября 2001 года № 830] (26 ноября 2001). Дата обращения: 8 января 2024.
  29. Договоры Российской Федерации и республики Татарстан. Деловой портал (19 февраля 1994). Дата обращения: 8 января 2024.
  30. Паспортный стон (8 июля 2004). Дата обращения: 8 января 2025.
  31. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий. Официальный Татарстан (26 июня 2007). Дата обращения: 8 января 2024.
  32. Тагиров И. Р., Бушуев А. С. Новые документы о переговорах между Россией и Татарстаном 1991 - 1994 годы // Гасырлар авазы - Эхо веков. — 2013. — № 3—4. — С. 11.
  33. Мсоева Ф. Б. Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма // Вестник Владикавказского НЦ РАН. — 2006. — № 2. — С. 6.
  34. Бушуев А. С. Динамика политических процессов в Республике Татарстан в 1994-2020 гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков. — 2021. — № 3.
  35. Минтимер Шаймиев в истории Татарстана: десять судьбоносных решений Бабая. kazanfirst.ru (17 января 2022). Дата обращения: 8 января 2024.
  36. Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Гарант (6 октября 1999). Дата обращения: 8 января 2024.
  37. История договорных отношений Кремля и Татарстана (11 июля 2017). Дата обращения: 8 января 2024.
  38. Минниханов: Татарстан вносит достойный вклад в укрепление российской государственности. business-gazeta.ru (4 декабря 2023). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  39. Татарстан - Республика Достижений. Путин назвал Татарстан хорошим примером для развития всех регионов страны (14 декабря 2023). Дата обращения: 8 января 2024.