Абашевская культура
Абашевская культура бронзовый век | ||||
---|---|---|---|---|
Географический регион | Центральная Россия, Поволжье | |||
Датировка | вторая половина III тысячелетия до н. э. — начало II тысячелетия до н. э. | |||
Носители | индоиранцы | |||
Тип хозяйства | скотоводство | |||
Преемственность | ||||
|
Аба́шевская культу́ра (Абашевская культурно-историческая общность) — археологическая культура бронзового века второй половины 3 тысячелетия до н. э. и начала 2 тысячелетия до н. э. Распространена в лесостепном Подонье и Приуралье в верховьях реки Урал[1].
История открытия
В 1925 году В. Ф. Смолиным был раскопан курганный могильник у села Абашево Чебоксарского муниципального района Чувашии[2]. Абашевская культура выделена в 1960-е годы по материалам раскопок В. Ф. Смолина в Чувашии. В дальнейшем её исследовали А. Х. Халиков, К. В. Сальников, П. Д. Либеров и другие[3].
Локализация или местонахождение
Ареал охватывает лесостепную и частично степную зоны Восточной Европы. На западе он простирается от востока Днепровского левого берега и верховьев Северского Донца до Среднего Поволжья и Южного Прикамья на севере. На востоке он включает бассейн верховьев Тобола и Урала, а также излучину Волги, где она сближается с Доном. В южной части ареала можно встретить отдельные памятники культуры.
Кроме того, есть дисперсное распространение памятников культуры в лесной зоне, где они встречаются до левобережья Верхнего Поднепровья, Западного Поочья и бассейна реки Нерль на северо-западе, а также на Вятском Увале и в бассейне реки Вычегда на северо-востоке[2][4].
Материальная культура
Керамика
Посуда глиняная — колоколовидной, баночной острорёберной формы. Орнамент сложный, часто геометризированный, наносился в верхней части сосуда или тонким гребенчатым штампом по сырой глине в виде различных линий и зигзагов, желобков, треугольников, ромбов. Для теста сосудов характерны примесь ракушки[2].
Орудия труда
Из металла делались ножи и кинжалы, а также долота, топоры, тёсла, наконечники копий, втульчатые крючья, шилья; украшения: браслеты, пронизи, подвески. Выявлены следы обработки металла (кусочки руды, шлак, капли бронзы, плавильные чаши).
Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале[1]. Исследованная серия металлических изделий абашевской культуры Среднего Подонья происходит в основном из погребений, в меньшей степени — из поселений. Она представлена типами орудий, оружия и украшений, характерных для культур ранней фазы Западноазиатской (Евразийской) металлургической провинции. Немногим более половины изделий (51,4 %, с учётом Липецкого кургана) изготовлены из низколегированной As-бронзы, в значительно меньшей мере — из сурьмяно-мышьяковых сплавов (As до 6,2 %; Sb до 0,52 %), остальные (48,6 %) — из «чистой» меди (в том числе окисленной). Данные о химическом составе металла абашевских племён Подонья и Южного Урала свидетельствуют о том, что «чистая» медь и мышьяковая бронза поступали на запад из уральских абашевских центров. Часть изделий (наконечник копья, широковислообушный топор), скорее всего, являются на Среднем Дону импортом из очагов металлообработки синташтинской или сейминско-турбинской культур. В то же время изделия абашевских кузнецов проникали далеко на восток, вплоть до Тургайского прогиба, где в синташтинских погребениях обнаружены топор и наконечник копья, несомненно, абашевских типов.
Орудия и украшения изготавливали по двум технологическим схемам:
1) ковкой литых полуфабрикатов при низких температурах 250—450 °C или по холодному металлу;
2) получением отливок в формах с последующей доработкой в режиме красного каления металла при 600—800 °C.
Первая схема характерна для изготовления орудий из низколегированной мышьяковой бронзы из погребений (в том числе в синташтинской культуре), а вторая — для медных изделий поселения Отрожка. Различие в специфике технологических аспектов поселенческих и погребальных памятников связано либо с разновременностью комплексов, либо с особым подбором ритуального погребального инвентаря. Обмен металлом, импорт орудий и оружия, весьма сходная рецептура сплавов, общие морфотипы изделий в производящих центрах от Дона до Урала и Казахстана свидетельствуют о значительной степени интенсивности контактов и связей на ранней стадии формирования Западноазиатской (Евразийской) металлургической провинции[5].
Из кости изготовлялись лощила, проколки, долота и пряжки. Из мягкого камня — топоры, песты, тёрочники, молотки, наковальни. Из кремня — наконечники стрел, скребки, ножевидные пластинки[1].
Поселения
Открыты как укреплённые так и неукреплённые поселения[1]. На поселениях найдены остатки домашних животных, упряжки коня, бронзовые орудия. Абашевская культурно-историческая общность представлена поселениями (более 220), могильниками (более 170), возможно, святилищами (пещера Братьев Греве близ Самары), меднорудными выработками (Таш-Казган, Никольское), кладами металлических изделий (Верхнекизильский, Красноярский, Долгая гора и др.).
Поселения располагались на дюнах и холмах вблизи стариц в поймах рек, на мысовых площадках надпойменных и коренных террас. В некоторых случаях поселения можно было найти на вершинах скальных выступов, например, Серный Ключ в верховьях реки Уфа.
В Подонье и на Южном Урале были обнаружены поселения с мощным культурным слоем. В других районах лесостепи исследовались сезонные стоянки скотоводов, где культурный слой был слабо выражен. В таких стоянках сооружения можно было определить по следам каменных очагов с развалами сосудов вокруг.
Судя по количеству и типу построек, стационарные поселения могли быть небольшими посёлками, хуторами, большесемейными усадьбами или жилищно-производственными комплексами.
Постройки в основном были наземными или слабо углублёнными в землю. Реже встречались земляночные и полуземляночные постройки. Для их строительства часто использовалась каркасная (столбовая) конструкция, реже — возведение несущих бревенчатых стен. Крыша была двускатной или четырёхскатной и покрывалась камышом, берестой, ветками, травой, дёрном и другими материалами. Также известны шалашевидные строения.
Очаг или очаги открытого типа, хозяйственные и жертвенные ямы, иногда колодец располагались внутри построек. По своей функции постройки делились на жилые, хозяйственные и специализированные. Часто строения с двумя и более камерами были комбинированными[2].
Погребальный обряд
Хорошо изучены могильники. Покойников хоронили в неглубоких ямах, покрытых берестой, большей частью в скорченном положении. Могила перекрывалась брёвнами. Над могилой насыпался курган. В могилу помещали посуду, вещи, куски туш животных. Есть следы колесниц.
По конструкции насыпи курганы делятся: на простые земляные (самая многочисленная группа); с каменными оградами (Приуралье); с кольцевыми ровиками; со столбовыми ограждениями. Могильники имеют разное число насыпей: от единичных курганов до 100 (Подклетнинский в Подонье).
Характерны простые грунтовые ямы; камеры с грунтовой или каменной облицовкой стен и иногда с перекрытием из брёвен, плах или плит камня; захоронения по обряду ингумации — одиночные, реже парные и коллективные (Пепкинский курган). В ямах, на их перекрытии и близ могил находят от одного до нескольких керамических сосудов, иногда намеренно разбитых, остатки кострищ, кости «жертвенных» животных. Погребённые сопровождались орудиями и оружием из меди и бронзы, камня и кости, бронзовыми и серебряными украшениями. Захоронения с богатым набором оружия, дисковидными псалиями, кузнечными инструментами связывают с группами населения, имеющими особый социальный и профессиональный статус[2][6].
Верования
Засвидетельствованы культы огня и солнца (исследователи говорят об аналоге зороастризма). С абашевской культурой археологи связывают Галичский клад. Это предметы, найденные в 1836 году в горшке крестьянами села Туровского под Галичем Костромской области. Горшок они разбили, часть вещей вместе с ним утопили в реке, а часть досталась священнику, ещё одному просвещённому жителю, и эти предметы впоследствии поступили в музеи — Исторический в Москве и Костромской. Клад сначала датировали VIII веком до н. э. по стоянке, раскопанной рядом В. А. Городцовым, потом XIII веком, ныне — рубежом III и II тысячелетий до н. э. В составе клада — три бронзовых идола в странных «лучистых» головных уборах, отломанные головы, нож. Всё вместе специалисты толкуют как «шаманскую ризницу»[3].
Антропология
Первые антропологические материалы из погребений абашевской культуры были опубликованы Г. Ф. Дебецем. В его распоряжении было всего два черепа из раскопок П. П. Ефименко (1927 года).
Череп из могильника Ольгаши (курган 5) — крупный долихокранный с хорошо развитым рельефом, с широким и низким лицом, с большим углом выступания носа. «Весь этот комплекс признаков хорошо знаком нам по материалу древних погребений Приднепровья, Поволжья и Сибири»[7][8]. М. М. Герасимов был не согласен с таким расширительным и обобщённым определением антропологического типа ни черепа из Ольгашей, ни всех европеоидных черепов Северной Евразии, которые, по его мнению, группируются в локальные варианты. Однако он был согласен с тем, что череп относится к так называемому протоевропейскому антропологическому типу.
Второй череп, опубликованный Г. Ф. Дебецом, из Катергино-Бишево, судя по тазовым костям скелета, принадлежал женщине, чего нельзя было сказать по краниологическим данным. Череп очень крупный, долихокранный, с хорошо развитым рельефом, высоким для женщин и широким лицом. «Резко бросается в глаза совершенно исключительный для Восточной Европы альвеолярный прогнатизм, угол которого равен 58º. Эта особенность сочетается с очень широким грушевидным отверстием и весьма редкой в Европе формой его нижнего края, образующего настоящий sulcus praenasalis. Выступание носа очень слабое… В общем, комплекс признаков нельзя не признать морфологически негроидным»[7][8].
В 1949 году был опубликован третий череп — из могильника Абашево (курган 9, погребения 2), из раскопок 1945 года О. А. Кривцовой-Граковой. Сохранность костей была исключительно плохая, удалось отреставрировать лишь один череп, который послужил основой для создания пластической реконструкции. Череп европеоидный, крупный, долихокранный, с хорошо развитым рельефом, низким и широким ортогнатным лицом, коротким и узким носом.
Физический облик абашевцев разнообразный. Но, как показывает наиболее богатый антропологический материал из Пепкинского могильника, преобладает антропологический тип с низким сводом черепа и узким лицом. Западные связи подтверждаются одиночным женским черепом (из Чувашии) негроидного облика (африканские вклады более вероятны именно в западных культурах). Зафиксированный краниологический морфологически негроидный комплекс на женском черепе из Катергино-Бишево в Чувашии, а в интерпретации М. М. Герасимова — псевдонегроидный, обнаруживает некоторые аналогии среди местного неолитического населения (Гавриловская стоянка балахнинской культуры) и с некоторыми черепами из Балановского могильника. По мнению А. В. Шевченко, зафиксированный среди абашевских черепов негроидный комплекс, как и узколицый европеоидный вариант, является отражением влияния западноевропейских групп, которые имели до проникновения на восток так называемые евро-африканские связи, а усреднённый краниологический комплекс, свойственный людям, погребённым под Пепкинским курганом, условно можно обозначить как сиро-палестинский[3][8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М.: Учебная литература, 1996. — 304 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 С. В. Кузьминых. Абашевская Культура // Большая российская энциклопедия. — 2004—2017.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Абашевская культура // Генофонд.рф : сайт.
- ↑ Горбунов, В. С. Рудные источники Южного Приуралья и их связь с поселенческими памятниками уральской абашевской культуры // Археология Евразийских степей. — 2022. — № 2. — С. 218—224.
- ↑ Дегтярева, А. Д. Металл абашевской культуры Среднего Подонья // Археология Евразийских степей. — 2022. — № 2. — С. 151—167.
- ↑ Е. П. Михайлов. Абашевская культурно-историческая общность // Чувашская энциклопедия : Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство.
- ↑ 7,0 7,1 Дебец Г. Ф. Палеоантропология СССР. — М.: Издательство АН СССР, 1948. — С. 84—85.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Герасимова М. М., Боруцкая С. Б., Васильев С. В., Тюрин Р. А. (дата обращения: 19.05.2024). Антропологические особенности населения абашевской культуры Подонья (по материалам могильника второй Липецкий курган) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2016.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |