Колесница

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Рисунки к статье «Военные колесницы». Военная энциклопедия Сытина (Санкт-Петербург, 1911—1915)

Колесни́ца — вид колёсной гужевой повозки, который использовался в боевых действиях, для торжественных, ритуальных и похоронных процессий, а также для спортивных соревнований. Ритуальные и боевые колесницы можно обнаружить при раскопках богатых могил конца 3 тысяч лет до н. э. и позднее (находки в Кише, Уре, Египте, Закавказье). Есть изображения колесниц (глиняные и бронзовые модели, рельефы, росписи), найденные на территории Европы и Северной Африки[1].

История

Боевые колесницы широко применялись в армиях Древнего Востока (Египта, Ассирии, Персии, Китая, Индии и так далее). Воины, находившиеся на боевых колесницах, формировали особые отряды, которые действовали впереди или на флангах пехоты. Удар от колесницы сбивал ряды врага, а пехота, следовавшая за колесницами, завершала его поражение. Боевые колесницы имели несколько разновидностей:

  • с двумя колёсами, запряжённые одной или парой лошадей (один воин управлял лошадьми, а другие сражались копьями, мечами или стреляли из луков);
  • с четырьмя колёсами, запряжённые четвёркой лошадей, к которым прикреплялись копья к дышлам и косы к осям (эти колесницы назывались «серпоносные»), лошадей защищали панцири.

К середине II тысячелетия до н. э. методы боя на колесницах, помимо стрельбы и наезда, дополнились высадкой войск (как это описано в «Илиаде» Гомера). Самой крупной считается битва при Кадеше (1286 год до н. э.), где фараон и хеттский король использовали около 5 тысяч колесниц[1].

В Древней Греции колесницы с лошадьми использовались в основном для спортивных соревнований. В Древнем Риме колесница, запряжённая двумя лошадьми, называлась «biga», три лошади — «triga», четыре лошади — «quadriga». Особенно важными были торжественные колесницы, предназначенные для триумфальных парадов императоров, в которых могли быть запряжены до восьми пар лошадей[1].

Европа

К концу II и началу I тысячелетий до н. э. лёгкие колесницы стали появляться на юге Европы, на побережье Чёрного моря и в Индии. В середине этого периода колесницы также стали распространяться в Западной Европе и в Китае. На Ближнем Востоке к середине I тысячелетия до н. э. колесницы потеряли свою значимость, в то время как в Индии македонцы столкнулись с хорошо снаряжёнными и многочисленными колесничными отрядами — у царя Пора было в армии 300 колесниц на 30 000 воинов. Однако индийские колесницы были двухместными, без серпов и брони, они сконцентрировались на атаках издалека[2].

В Китае мощные трёхместные колесницы использовались до конца II века до н. э., причём основным методом атаки был наезд[2].

Древний Египет

В Древнем Египте использовались особые типы колесниц — более лёгкие и быстрые, с одноместной коляской, запряжённой одним или двумя крупными конями. Египетские колесницы проявляли свою эффективность в битве и служили средством быстрого перемещения вождей при необходимости. Отличие от месопотамских колесниц заключалось в том, что в Египте использовались колесницы для обстрела из лука, а не для наезда. Несмотря на потенциал наезда, египтяне предпочитали избегать этой тактики из-за риска для самих бойцов и своих коней. Кроме того, военные действия в Египте возглавлялись чиновниками духовного звания, часто лишёнными боевого опыта, что также ограничивало эффективное использование колесниц в боевых действиях[2].

Отказ египтян от использования наездной тактики в битвах был обусловлен не столько характеристиками их коней, сколько особенностями самих египтян. Решительный наезд на колесницах мог представлять слишком высокий риск для бойцов — кони могли быть убиты или коляска могла опрокинуться, попав на чьё-то тело, что в результате могло заставить экипаж попасть в толпу врагов. В Египте командовали войсками чиновники священного статуса, которые предпочитали держаться на безопасном расстоянии во время боевых действий. Кроме того, на тот момент египтяне ещё не применяли доспехи[2].

Таким образом, у египтян, как и у многих других народов, колесницы длительное время служили преимущественно для показательных выступлений и церемоний. Вскоре после использования колесниц в Египте в качестве престижных транспортных средств появились и истинные военные колесницы. Это произошло вскоре и далеко не безболезненно для египтян.

Тутанхамон: икона и личность

В XVIII веке до нашей эры кочевые племена гиксосов вторглись в Египет из Палестины. Пехота гиксосов представляла собой типичное варварское ополчение, однако вожди этого народа являлись именно на колесницах в бою. Сам вождь управлял колесницей, не было возницы, но у гиксосов были наездники. Хотя колесниц у гиксосов было лишь несколько десятков, этого было достаточно, чтобы, если не уничтожить, то разбросать египетские отряды. Дубины, лёгкие стрелы и медные наконечники копий египтян были вполне эффективны против людей, но боевым коням гиксосов не могли нанести никакого вреда. Египет был завоёван силами нескольких сотен лошадей и небольшой группы варваров[2].

Под правлением гиксосских фараонов и после их свержения, основной боевой силой египетской армии стали двухместные колесницы, аналогичные тем, что в те времена служили основой войск Месопотамии. Поскольку производство нового типа колёс не требовало внедрения совершенно новых технологий, навык создания колёс со спицами быстро распространялся по всему миру.

Самым крупным сражением на колесницах в истории считается Битва при Кадеше (1286 год до н. э.), где участвовало пять тысяч колесниц со стороны египтян и хеттов[2].

Ближний Восток

Первые находки колесниц в Месопотамии относятся к первой половине III тысячелетия до нашей эры, на половину тысячелетия позже, чем находки в Кубанском регионе. Возницы представляют собой эволюцию саней, которые известны по изображениям в Месопотамии и в Триполье ещё в IV тысячелетии до н. э. Первое изображение военизированных колесниц встречается на «Штандарте войны и мира» (около 2500 до н. э.) из Ура, обнаруженном экспедицией Леонарда Вулли. Невоенные колесницы-телеги имели две оси и четыре колеса, их запрягали волами, ослами или куланами[3].

В Урарту колесницы использовались как в период войн, так и для перевозок. Одна или две лошади использовались для тяги, и они могли перевозить пассажиров. Скульптурное изображение шестого правителя Урарту Аргишти I выполнено в виде колесницы с двумя лошадьми в упряжи[3].

Вероятно, колесницы распространялись по Месопотамии и Эламу в I тысячелетии до н. э. от хеттов и митани. Ассирийцы и вавилоняне широко использовали колесницы, но не активно в бою. В то время колесница рассматривалась как символ военной мощи и служила транспортным средством правителей и военачальников, объезжающих поле битвы, Шумеры использовали лёгкую колесницу, запряжённую четырьмя ослами, с двумя колёсами без спиц. Колёса со спицами не были известны в Месопотамии до 1500 года до н. э[3].

Гонки на колесницах в Большом цирке Этторе Форти

Колесница и конь пришли в Ливию из Египта во второй половине XIII века до н. э. Из-за недостаточного развития верховой езды, колесницы заменили конницу у греков Ливии и выполняли аналогичные функции. У киренцев была четырёхколёсная боевая колесница, а её экипаж состоял из возницы и двух воинов (лучника и вспомогательного бойца). По-видимому, в Африке боевая колесница представляла именно четырёхколёсную модель, в то время как двухколёсная колесница использовалась в других целях[3].

Хеттское царство

Военные колесницы были впервые введены в боевые действия на Ближнем Востоке в Митанни. Самым древним свидетельством их использования является хеттский текст «Анитта» от 1800 года до н. э., который упоминает 40 выстрелов с лошадей во время осады Салативары. Первые известные данные о колесницах в Хеттской империи относятся к правлению Хаттусили I в 1700 годах до н. э. Хеттский текст, автором которого является Киккули, описывающий тренировку лошадей, датируется 1500 годами до н. э[3].

После установления контроля над Месопотамией, хетты модернизировали колесницы, устанавливая на них лёгкие колёса с четырьмя спицами вместо восьми, а также размещая в одной колеснице троих воинов вместо двух. В отличие от египетских колесниц, колёса крепились в середине повозки, а не сзади. Под правлением Суппилулиумы I хетты подчинили Кадеш и отвоевали у египтян Сирию. Благосостояние хеттов зависело от контроля над торговыми путями и природными ресурсами, в частности металлами. Распространяя своё господство через Месопотамию, хетты столкнулись с конфликтами с ассирийцами, хурритами и египтянами своего времени. В этих конфликтах колесницы играли важную роль и в значительной мере влияли на исход сражений[3].

Ханаан

Железные колесницы, использовавшиеся как вооружение в Ханаане, упоминаются как в «Книге Иисуса Навина», так и в «Книге Судей». В «Первой книге Царств» также упоминаются колесницы филистимлян (иногда их ассоциируют с народами моря или ранними микенцами). В другом отрывке из пророка Самуила говорится о том, что царь Давид отобрал у филистимлян лошадей, запряжённых в колесницы.

В текстах Ветхого Завета также упоминается Соломон, у которого, как говорится, было 1400 колесниц. После распада единого государства в правление Ровоама большая часть колесниц перешла к Израильскому царству, в то время как Иудейскому царству досталась пехота. По ассирийским текстам, Израильское царство на восточном побережье Средиземноморья обладало самой мощной конницей. В 853 году до н. э. царь Ахав отправил 2000 колесниц на битву при Каркаре. Тяжёлые транспортные колесницы Иудеи запрягались четырьмя лошадьми и вмещали 4 человека[3].

Персия

На Ближнем Востоке в эпоху Новоассирийского царства, использование колесниц достигло своего пика. В грандиозных сражениях массировались огромные армии колесниц — например, в битве при Каркаре в VIII веке до н. э. только со стороны антиассирийской коалиции было почти 1500 колесниц, помимо других вооружённых сил, включая более 4000 всадников и около 10000 пехотинцев. Колесницы ассирийцев характеризовались использованием четвероногих повозок с увеличенным корпусом, вмещавшим 3—4 воина, среди которых обязательно был щитоносец. Подобные изменения в конструкции колесниц происходили также у их противников, включая хеттов[3].

Для преодоления проблем, связанных с лёгкой пехотой и кавалерией противника, ассирийцы установили на ступицах колёс длинные ножи, создавая так называемые «серпоносные» или «косящие» колесницы. Эти серпы не только оказывали сильное моральное давление на противника, но и наносили удары по лёгкой пехоте, соприкасающейся с вражескими колесницами. Затем они на оси колесниц начали устанавливать остриё для ударов — это дало им возможность атаковать тяжёлую пехоту противника[3].

У различных народов существовала проблема прочности колесниц, которую они решали по-разному. Однако персы достигли оптимального решения, создавая цельно-бронзовые колёса. Несмотря на увеличение веса корпуса, это значительно усилило прочность и увеличило диаметр колеса, что повысило его проходимость при сохранении скорости. При правильном применении это оружие было чрезвычайно эффективным. Однако, к моменту нападения Александра Македонского на персидский имперский флот, его эффективность уже была снижена[3].

Позднее, серпоносные колесницы в значительных количествах появились в армиях диадохов. Они были существенно улучшены по сравнению с персидскими колесницами, став более проходимыми и способными эффективно атаковать македонскую фалангу с длинными сариссами. Описание войн диадохов достаточно хаотично, поэтому точно неизвестно, где и когда колесницы использовались. Однако Плутарх в своей биографии Деметрия Полиоркета отмечал, что он был настолько опытным полководцем, что способен был разгромить и перевернуть колесницы Антигона, что указывает на их высокую военную ценность[3].

Позднее Митридат Великий применил колесницы с косами (серпами), и с их помощью полностью уничтожил войско римского легата Лукулла Триария в первой битве при Зеле. Впоследствии, на этом же месте, колесницы сына Митридата Фарнака почти уничтожили армию Юлия Цезаря. Однако последний всё же смог победить после невероятных усилий. В римской и парфянской армиях использование серпоносных колесниц тактически не оправдало себя. Однако по некоторым источникам такой тип войск возродился как в сасанидском Иране, так и в средневековой Византии, но его применение было ограниченным из-за высокой стоимости и сложности подготовки экипажей[3].

Китай

В восточной цивилизации колесницы были применены в оборонительных, а не наступательных целях, в отличие от других обществ. Для этого отряд из 5—7 колесниц формировал башенную структуру, окружённую плотной пехотой. В случае нападения противника такие оборонительные редуты отражали наступление врагов. Также на востоке проявилась ещё одна особенность: вместо луков здесь использовались рогатки. Тем не менее, лёгкие коляски продолжали использоваться для маневренных атак на вражеские позиции. В то время как тяжёлые колесницы оказывались эффективными в обороне, мобильные и быстрые небольшие колесницы стремительно приближались к противнику[4].

Использование колесниц в Китае было связано с наличием степных народов в соседних территориях. Именно у них ханьцы приобрели своих первых лошадей, которые затем долгое время приспосабливались к новым условиям. Владельцы колесниц составляли военную элиту китайских княжеств, и каждое небольшое местное государство имело приблизительно 200—300 колесниц в своей армии. Со временем колесницы постепенно увеличивались в размерах, а их экипажи становились больше. Параллельно с этим количество сопровождающих пехотинцев уменьшалось с 80 человек до 10. Это означало, что сражения между армиями превратились в масштабные столкновения колесниц. Роль пехоты в таких битвах становилась всё менее значительной. Подобное соотношение армий напоминало ситуацию, когда в средневековой Европе основу войска составляли отряды вооружённых рыцарей[4].

Греция и Рим

В Греции боевые колесницы использовались на протяжении многих веков, их обычно ассоциируют с Персидскими войнами в IV веке до н. э. Использование фаланг было необходимо для увеличения маневренности армии. Кроме того, в античной Греции колесницы принимали участие в спортивных соревнованиях, например, на Олимпийских играх гонки на колесницах вызывали особый интерес у публики. Отношение к боевым колесницам в Древнем Риме было сходным с греческим. Это объясняется тем, что римляне часто адаптировали культурные особенности и достижения своих соседей вместо того, чтобы уничтожать их военные традиции. Роль колесниц в военных действиях римлян зависела от конкретной ситуации. Особенно много колесниц использовалось в ходе Пунических войн против Карфагена[4].

Римляне строили и улучшали ипподромы для проведения гонок на колесницах. Цирк Максимус, например, мог вмещать до 150 тысяч зрителей, и Юлий Цезарь внёс в него свои изменения и расширил его. Это свидетельствует о том, что римляне продолжали использовать боевые колесницы ещё долгое время после нашей эры. Интересно, что в процессе технического развития европейцы стали превращать старые колесницы в основания для передвижных баллист.

Боевая колесница не только представляла собой важное средство военной техники, но и служила символом древности. Однако к моменту, когда Римская империя охватила владения вокруг Средиземного моря, колесницы начали исчезать из использования в римских легионах. Они стали неэффективными против северных варваров, которые сражались в более открытой местности. Вместо колесниц в легионах появилась кавалерия, что было характерно для средневековья[4].

Индия

На песчаных скалах в горной цепи Виндхья обнаружены изображения нескольких колесниц. В Монтана Пахар, Мизанпуре, вырезано два изображения. Одно изображает колесницу с двумя запряжёнными лошадьми, видна голова человека. Другое показывает четырёхлошадную колесницу с шестью колёсами и кучером, управляющим повозкой.

Весной 2018 года при раскопках в селе Санаули в округе Багпата Археологическая служба Индии (ASI) обнаружила восемь захоронений, одно из которых содержало колесницу, датируемую примерно 2000—1800 годами до н. э. Вместе с колесницей были найдены мечи, кинжалы, гребни и украшения, что свидетельствует о наличии воинского сословия. Колесницы выполнены в классическом стиле: двухколёсные с твёрдыми колёсами без спиц, аналогично месопотамским из того же периода. Колёса вращались на неподвижной оси, к которой был привязан держатель, связывающий пару животных, тянущих колесницу. Сверху оси находилась платформа, на которой стоял человек, защищённый с боков и спереди защитными экранами. Колёса были украшены медными треугольниками, символизирующими лучи солнца. Возможно, колесницу управлял один человек. На данный момент археологи не могут сказать точно, какие животные были запряжены в колесницы — быки или лошади, но отмечают, что лошади существовали в то время на данной территории. Это первое обнаружение колесниц бронзового века на всём Индийском субконтиненте и первое с медными украшениями (8 антропоморфных фигур и цветочные мотивы). Это находка доказывает, что колесницы, шлемы и мечи, использовавшиеся в Месопотамии в 2000-х годах до н. э., также существовали в цивилизации, которая населяла территорию нынешней Индии[4].

В центральной Индии начали применять более высокие тяжёлые экипажи, которые размещались за традиционными индийскими пехотными «цепями» (также известными как формирования, где на один метр фронта приходилось 3—4 пехотинца). Помимо тяжёлых стрелковых экипажей, использовались также лёгкие экипажи, тактически объединённые с всадниками, подобно тому, как это было распространено в кельтской Британии. Подобный тандем «лёгкие экипажи — конница» существовал также у лидийцев и в Урарту[4].

На северо-западе Индии, где действовал Александр Македонский, ещё не применялись тяжёлые экипажи. На примере битвы с царём Пором (Пуаравой) можно увидеть, что там было всего лишь 300 лёгких колесниц, которые действовали совместно с конницей в соответствии с традиционными индо-персидскими тактическими стратегиями, но этого оказалось недостаточно для противостояния Македонцам[4].

Внешний вид и конструкция

Известно 11 находок колесниц, которые датируются правлением XVIII династии. Все они были найдены в фиванском некрополе. В то время колесницы использовались как часть погребальных даров для царей и богатых вельмож. В царских усыпальницах для этой цели создавались специальные «залы колесниц» или «золотые залы», как это показано на плане гробницы Рамзеса IV (1156—1150 годы до н. э.) в Туринском папирусе. Наиболее известной среди них является находка шести колесниц из гробницы Тутанхамона (1332—1323 годы до н. э.). Среди них были украшенные золотом церемониальные повозки, а также лёгкие колесницы для войны и охоты. Кожаный короб колесницы, богато украшенный боевыми сценами, был найден в гробнице Тутмоса IV (1397—1388 годы до н. э.). Фрагменты колесниц были обнаружены в гробницах Аменхотепа II (1428—1397 годы до н. э.) и Аменхотепа III (1388—1351 годы до н. э.). Ещё один полный экземпляр происходит из гробницы Йуйи, который был смотрителем лошадей при царском дворе. В настоящее время эти находки представлены в залах Египетского музея и Военного музея в Каире[5].

Египетские колесницы были лёгкими деревянными повозками, весившими около 35 килограмм. Они имели ось длиной 2,3 метра с парой крупных колёс по обе стороны. Это широкое расстояние между колёсами придавало колеснице стабильность при поворотах. В середине оси она соединялась с дышлом, слегка изогнутым деревянным стержнем длиной 2,89 метра. Дышло было соединено с горизонтальным ярмом на другом конце, к которому привязывали пару лошадей. Для посадки экипажа использовался кузов, достаточно широкий (1,02 метра × 0,44 метра) для двух человек, стоявших рядом. Каркас изготавливался из изогнутых деревянных частей и обтягивался сушёной на солнце кожей. Тяжёлые церемониальные колесницы имели позолоченный короб из тиснённой кожи или из деревянных панелей с цветными вставками. Передняя стенка кузова была выше, чтобы защитить экипаж. Сбоку находились широкие поручни для посадки и сохранения равновесия во время движения. Сзади кузов был полностью открыт. Для экономии веса пол в кузове был сделан из плотной сетки кожаных ремешков[5].

Лёгкие колеса имели диаметр около 1 метра и изготавливались из различных пород дерева. Их широкий обод состоял из нескольких частей и снаружи обтягивался шиной из сыромятной кожи, а затем вся конструкция обклеивалась берестой. Вначале колесо имело четыре, а затем шесть точёных деревянных спиц, которые соединяли обод со ступицей. Ступица в свою очередь состояла из четырёх сегментов, позже — из шести, склеенных встык, и снаружи обматывалась вымоченной сыромятной кожей для обеспечения дополнительной прочности. Колесо фиксировалось на оси бронзовой чекой. Переход от четырёхспицевого к шестиспицевому колесу, возможно, был обусловлен ношением колесничими тяжёлых доспехов, что потребовало более прочной конструкции колёс[5].

Дуб использовался для изготовления ступицы, ясень — для обода, а берёзовые прутья — для спиц колесницы. Каркас кузова делали из вяза, а дышло — из ивы. Большинство этих пород деревьев не росли в Египте, а поставлялись из региона Сиро-Палестины и Малой Азии в форме полуфабрикатов. Для их доставки существовала сложная система международной торговли и дипломатии. Египтяне, безусловно, занимались производством колесниц. На росписях некоторых гробниц эпохи XVIII династии изображены мастерские, где рабочие обрабатывают дерево и кожу для изготовления различных компонентов колесницы[5].

Назначение

Это транспортное средство в первую очередь использовалось для военных действий, обеспечивая быстрые перемещения во время битвы. Столкновение колесницы с пеших солдатами вызывало ужас в противнике и заставляло его покидать поле боя. Если колесница предназначалась для одного воина, он крепил поводья к поясу или бедру, что позволяло ему свободно использовать оружие обеими руками. Были также конструкции для двух—четырёх воинов: один управлял упряжью, а другие участвовали в сражении. Колесницы также использовались для охоты на диких животных и для торжественных шествий правителей. На древних памятниках изображено множество вариантов колесниц, которые широко применялись в различных государствах[6].

Колесницы были распространены в различных культурах:

В древности колесницы считались продуктом высоких технологий и изготавливались с большими затратами. Например, в Ассирии производство колесниц осуществлялось на специальном царском заводе, где материалы поставлялись из разных уголков света. Использование высококачественных компонентов позволяло создавать конструкции, способные вмещать до трёх воинов в кузове при сохранении высокой скорости движения[6].

Тактика противодействия колесницам

Пехота в древних армиях имела хорошее понимание того, какую угрозу представляют колесницы в битве и разрабатывала приёмы для их противодействия. Некоторые из этих приёмов были успешными и эффективными. Одна из тактик включала размыкание части воинов для пропуска колесницы, в то время как вспомогательные отряды атаковали её сзади. Римлянам также удалось разработать свои методы противодействия. Например, воины под командованием Корнелия Сципиона смогли отразить атаку колесниц с серпами, использовав тактику, которая включала действия в рассыпном строю, обстрел колесниц стрелами и дротиками со всех сторон, прицеливание в лошадей и пугание их громкими криками[6].

Это вызывало панику как у лошадей, так и у возниц. Скоординированные действия пехоты продемонстрировали, что в определённых битвах колесницы могут причинить вред собственным войскам. Именно поэтому конструкции с серпами были устранены к концу эллинистической эпохи[6].

Роль колесницы в армии

Количество колесниц в военных армиях сильно варьировало. В Китае и Индии на одну колесницу приходилось 100 солдат, в Ассирии — 200, а в Египте в конце II тысячелетия — 50. В сухопутной армии Карфагена была даже одна колесница на 20 солдат. Есть упоминания, что у хеттов на одну колесницу приходилось даже 10 человек[2].

Колесницы представляли собой дорогостоящие и технологичные изделия для своего времени. В Ассирии существовал царский завод по производству колесниц, где стратегические материалы, в основном различные породы дерева, поставлялись со всего мира. Благодаря таким затратам удавалось соединить надёжную конструкцию с лёгкостью, что позволяло размещать в колеснице до трёх человек, в отличие от 1—2 в менее развитых обществах[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Колганов А. Колесница. Old.bigenc. Дата обращения: 29 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Колесница. Frchaeology.fandom.com. Дата обращения: 12 июня 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Пенской В. Отрочество «чудо-оружия». Warspot (28 мая 2021). Дата обращения: 8 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Что такое боевая колесница, как она устроена?. Monateka.com (12 декабря 2015). Дата обращения: 8 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Козленко А. Боевые повозки фараона. Warspot (17 марта 2022). Дата обращения: 8 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Дубровская О. Что такое колесница? Конструкция, применение, символическое значение. Syl (6 ноября 2017). Дата обращения: 8 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!