Катакомбная культурно-историческая общность

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Катако́мбная культу́рно-истори́ческая о́бщность — груп­па ар­хео­ло­гических куль­тур сред­не­го пе­рио­да брон­зо­во­го ве­ка. Была изначально выделена как археологическая культура в 19011903 годах В. А. Городцовым. Позднее исследователями были определены локальные варианты и выделены в самостоятельные археологические культуры. В научный оборот было введено понятие «катакомбная культурно-историческая общность»[1].

История открытия

В начале XX века данную культуру выделил В. А. Городцов. В 1955 году была опубликована монография Т. Б. Поповой, обобщившая все доступные источники по катакомбной культуре. Книга стала своеобразным справочником в этой области. Дальнейшее развитие представлений о катакомбной культуре и дискуссия по этому вопросу завершились оформлением понимания культуры как единой культурно-исторической общности, включавшей ряд самостоятельных катакомбных культур. 

Анализ катакомбных групп памятников, проведенный Л. С. Клейном, привёл его к выводу о том, что выделяемые варианты должны иметь статус культуры. Такими были признаны донецкая, приазовская, никопольская, среднедонская, предкавказская, полтавкинская культуры. Общее понятие катакомбной культуры заменялось понятием катакомбной культурно-исторической (культурной) области[2][3].

Локализация и хронология

Размещение катакомбной культуры

Памятники катакомбной историко-культурной общности рас­про­стра­не­ны от по­бе­ре­жья Чёр­но­го и Кас­пий­ско­го мо­рей, Кав­каз­ско­го хреб­та и Крым­ских гор на юге до гра­ни­цы ле­со­сте­пи на се­ве­ре, от Вол­ги на вос­то­ке до реки Прут и устья Ду­ная на за­па­де. Наи­боль­шая кон­цен­тра­ция па­мят­ни­ков на Ниж­нем Дне­пре, в до­ли­нах До­на и Се­вер­ско­го Дон­ца, в При­азо­вье, Пред­кав­ка­зье. Еди­нич­ные па­мят­ни­ки и на­ход­ки встре­ча­ют­ся до При­ура­лья, Тран­силь­ва­нии, Верх­не­го До­на и Средней Су­ры (ны­не Ли­пец­кая и Пен­зен­ская об­лас­ти)[1].

Памятники датируются в основном второй половиной III тысячелетия до н. э.[1]. Не все входящие в общность культуры имеют датировку[4].

Материальная культура

Керамика

Катакомбная глиняная посуда отличается от примитивной и однообразной по форме посуды, предшествующей древнеямной культуре. Керамика лепная: её составляют горшки-кубки, большие корчаги, миски. Катакомбная керамика, особенно на Донце, отличается роскошным орнаментом — шнуровым и тесёмчатым. Отпечатками верёвки или тесьмы выложены концентрические круги, округлые фестоны, спускающиеся с плечиков, есть и сплошной ёлочный орнамент. Наличием шнурового орнамента, кубков и каменных боевых топоров-молотов катакомбные культуры, по крайней мере донецкая, могут быть включены в круг культур шнуровой керамики и боевого топора.

Для манычской культуры характерны реповидные сосуды — большие приземистые раздутые горшки с широким дном и узким отверстием сверху, без шейки. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, зубчиками гребёнки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зёрна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зёрен[5].

Особую категорию керамики составляют так называемые курильницы, которых особенно много в манычской культуре. Это чаши на четырёх ножках, слившихся в четырёхлепестковый поддон. В чаше сверху выделен кармашек. Чаши эти также украшены тесёмчатым или шнуровым орнаментом. В них нередко помещены угольки или зола, а также красная охра[4][6].

Орудия труда

Оча­ги ме­тал­ло­об­ра­бот­ки катакомбной культурно-исторической общности яв­ля­лись стерж­не­вы­ми в сис­те­ме Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции. Ис­поль­зо­ва­лись мышь­я­ко­вые, ре­же оло­вя­ни­стые брон­зы. По­гре­бе­ния ли­тей­щи­ков (со­про­вож­да­лись тиг­ля­ми, льяч­ка­ми, ком­плек­та­ми гли­ня­ных форм для от­лив­ки ору­дий) сви­де­тель­ст­ву­ют об их вы­со­ком со­ци­аль­ном ран­ге[1]. В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения.

В этот период ещё большая часть орудий труда делалась из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаичные ножи из кремневых ножевидных пластин и скребки. Выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они так же, как и некоторые бронзовые изделия, костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры[5].

Жилища и хозяйственная деятельность

На Днепре и Дону обнаружены и поселения, принадлежавшие к катакомбной культуре. Культурный слой поселений незначительный. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетёных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведённых на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища — небольшие землянки с деревянной крышей. Исходя из этих данных, оседлость была непрочной, некруглогодичной, что было связано с отгонным скотоводством и подсобным мотыжным земледелием. И всё же она была, что подтверждается наличием на поселениях, хотя и в ничтожной доле, костей свиньи (в погребениях её вообще нет). В лесостепи больше было упора на земледелие и пастушеское скотоводство, в степи — на отгонное. Состав стада зависит от экологии местности. На Донце и Нижнем Дону преобладал мелкий рогатый скот (овцы, козы), а к западу от Днепра — крупный рогатый скот. Были распространены кони. Представители катакомбной культуры были очень подвижны, ими была освоена степь. Транспорт был представлен четырёхколёсной повозкой со сплошными колёсами, запряжённой волами.

Середина — вторая половина 3 тыс. до н. э. Модели повозок-кибиток; глина; Ставрпольский край, могильник Чаграй; республика Калмыкия, курганы Восточного Маныча.
Повозка катакомбной культуры

Конь, по-видимому, использовался не для транспорта, а на мясо и кумыс. Использовался ли конь для тебеневки на пастбищах (добывание травы копытами из-под снега) для прочего скота, неясно — это зависит от того, был ли круглогодичный выпас[4][5].

Население

Происхождение катакомбного населения первоначально числилось автохтонным, но впоследствии учёные выяснили — оно пришлое. Существует несколько версий прародины представителей данной культуры: Кавказ, Ютландия, Дунай, а катакомбный способ погребения схож с культурами Кипра. Этим также можно объяснить региональные особенности культур, входящих в катакомбную культурно-историческую общность, а способ погребения связывать с распространением некой религии.

А. Я. Брюсов считает, что катакомбная культура была основой для всех культур боевого топора и шнуровой керамики Европы, а Л.С. Клейн счёл их индоариями до Ригведы. С ариями их связывает, по Клейну:

1) «красный траур» — употребление красной охры для окраски черепа, стоп и кистей рук — как в Индии;

2) игра в кости специфического облика (четырёхгранные — чатурашра);

3) соумирание (сахамарана) — погребение женщины с мужчиной в супружеских позах по индоарийскому обряду дикша (таких погребений в катакомбных культурах почти одна пятая);

4) распространённость у «катакомбников» каменных боевых топоров-молотов и булав с четырьмя выпуклинами, соответствующими священному оружию Индры ваджра, которое имело 4 боевых конца (топоры-молоты заимствовали от степняков финно-угры и назвали его «вячер» со значениями «топор» или «молот»);

5) катакомбные курильницы имеют соответствие в Средней Азии и Индии, где из прямоугольных сосудов с внутренними кармашками поят и кормят птиц, принимаемых за души покойников; а на прототипах этих курильниц на Дунае изображены фигурки птиц на краю;

6) «жаровням» из разбитых сосудов соответствуют индийские «капалы» (тоже из разбитых сосудов) для жертвоприношений;

7) в ряде катакомб на земле выложены узоры цветным порошком — это индийский домашний обычай «ранголи».

Эту идею приняли многие археологи. Но если их считать предками индоариев, то ямную культуру надо счесть непосредственными предками их и их родичей иранцев, то есть предками ариев, а не всех индоевропейцев. А этому противоречит новейший анализ геномов первобытной Европы[4].

Захоронения катакомбной культуры

Погребальный обряд

Погребения катакомбной культурно-исторической общности являются основным источником информации о культурах, входящих в неё.

Погребения имеют следующие признаки: положение погребённых - скор­чен­ные на бо­ку, ре­же вы­тя­ну­тые; по­меща­лись в ка­ме­рах ка­та­комб, ко­то­рые час­то рас­по­ла­га­лись коль­цом по ок­руж­но­сти кур­га­на (ве­ро­ят­но, по­вто­ря­ли струк­ту­ру стой­бищ из по­став­лен­ных кру­гом ки­би­ток).

В погребениях часто размещались жерт­вен­ни­ки (че­ре­па и под­ло­жен­ные под них ко­неч­но­сти мел­ко­го и круп­но­го ро­га­то­го ско­та). В зависимости от статуса погребённого, в могиле могли находиться ­деревянные по­воз­ки на сплош­ных дис­ко­вид­ных ко­лё­сах, гли­ня­ная по­су­да, свер­лё­ные ка­мен­ные то­по­ры изделия из бронзы и кости. К чис­лу от­ли­чительных черт катакомбной общности так­же от­но­сят­ся: ча­ши-ку­риль­ни­цы на нож­ках или под­став­ках; обы­чай при­жиз­нен­ной ис­кус­ст­вен­ной де­фор­ма­ции че­ре­пов; вто­рич­ные по­гре­бе­ния; исполь­зо­ва­ние гли­ня­ных по­гре­баль­ных ма­сок, фор­мо­вав­ших­ся на че­ре­пах, очи­щен­ных от мяг­ких тка­ней[1]. В тех погребениях, где нет курильниц, нередко вместо них помещены обломки сосудов с угольками, золой или краской. Археологи называют их «жаровнями».

Некоторые погребённые в катакомбах (особенно их много в ингульской культуре) имеют на лицах глиняные раскрашенные маски, нередко весь череп моделирован с реставрацией лица: глаза закрыты, уши и рот заткнуты[7]. В соответствии с тем, что вход в камеру не только прикрыт и завален, но ещё заслонка иногда подпёрта снаружи, ясно, что предпринимались меры, чтобы покойник не мог вернуться к жизни. Очевидно, вернувшиеся покойники считались страшными и вредоносными, и родные заботились о том, чтобы переселение в мир иной происходило надёжно и безвозвратно. Но тело нужно было сохранить в прижизненном виде. Возможно, это было связано и с идеей нового рождения в последующем[4].

Культуры

В катакомбной культурно-исторической общности выделяют следующие культуры: преддонецкая и/или приазовская, предкавказская, донецкая, среднедонская, доно-волжская[1][8].

Литература

  • Си­нюк А. Т. Брон­зо­вый век бас­сей­на До­на. Во­ро­неж, 1996.
  • Си­нюк А. Т. Сред­не­дон­ская ка­та­комб­ная куль­ту­ра эпо­хи брон­зы. Во­ро­неж, 2007.
  • Брат­чен­ко С. Н. До­нець­ка ка­та­комб­на куль­ту­ра ран­нь­о­го ета­пу. Лу­ганськ, 2001.
  • Попова Т. Б. Племена катакомбной культуры // Труды ГИМ. М., 1955. Вып. 24.
  • Березанская С. С., Шапошникова О. Г. Рецензия на книгу: Попова Т. Б. Племена катакомбной культуры // СА. 1957. № 2.
  • Клейн Л. С. Катакомбные памятники эпохи бронзы и проблема выделения археологических культур // СА. 1962. № 2.
  • Клейн Л. С. Катакомбная культура или катакомбные культуры // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970.
  • Шапошникова О. Г. Катакомбна культурна область // Археологія Української РСР / Под ред. Д. Я. Телегина. Київ, 1971. Т. 1.
  • Братченко С. Н., ШапошниковаО.Г. Катакомбная культурно-историческая общность // Археология Украинской ССР / Под. ред. И. И. Артеменко. К., 1985. Т. 1.
  • Смирнов А. М. Курганы и катакомбы эпохи средней бронзы на Северском Донце. М., 1996.
  • Березуцкая Т. Ю. Среднедонская катакомбная культура и её локальные варианты. Воронеж, 2003.
  • Кияшко А. В. Происхождение катакомбной культуры Нижнего Подонья. Волгоград, 1999.
  • Санжаров С. Н. Катакомбные культуры Северо-Восточного Приазовья. Луганск, 2001.
  • Нечитайло А. Л. О крымском варианте катакомбной культуры // Курганы степного Крыма. К., 1984.
  • Тощев Г. Н. Катакомбные памятники Крыма // Древности Степного Причерноморья и Крыма. Запорожье, 1990. Т. 1.
  • Копьева Т. А. Катакомбная культура на территории Крыма 48. Крис Х. И., Веймарн Е. В. Курган эпохи бронзы близ Бахчисарая // КСИИМК. 1958. Вып.71.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 А. Н. Гей. Катакомбная культура // БСЭ.
  2. Копьева Т. А. Катакомбная культура на территории Крыма (история изучения и исследований) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — 2011. — № 17. — С. 3—29.
  3. Мельник, В. И. Проблема уровней общности катакомбного культурного круга // Краткие сообщения Института археологии. — 2011. — № 225. — С. 10—15.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures) // Генофонд.рф.
  5. 5,0 5,1 5,2 Археология / А. И. Мартынов. — М.: Высшая школа, 2005. — 447 с.
  6. Панасюк Н. В. (дата обращения: 10.05.2024). Орнаментация курильниц катакомбной культуры — анализ композиционных схем // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. — 2009. — № 2.
  7. Кармелюк В. В. Обряд «моделирования лица по черепу» в погребальной практике катакомбной культурно-исторической общности // Верхнедонской археологический сборник : Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Археология в исследованиях молодых». — 2017. — Т. 9. — С. 63—64.
  8. Гей, А. Н. Спорные вопросы и перспективы изучения катакомбной культурно-исторической общности // Краткие сообщения Института археологии. — 2011. — № 225. — С. 3—9.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!