Салтово-маяцкая культура
Салтово-маяцкая культура | |
---|---|
Географический регион | Подонье |
Локализация | степь и лесостепь Дона и Северского Донца, Дагестан |
Датировка | VIII — X вв. |
Носители |
аланы (лесостепной вариант), булгары (степной вариант), хазары (точно не идентифицированы) |
Тип хозяйства | земледелие, полукочевое и кочевое скотоводство |
Исследователи |
Плетнёва С. А. Артамонов М. И., Винников А. З., Флёров В. С. |
Са́лтово-мая́цкая культу́ра — археологическая культура, сформировавшаяся на большей части территории Хазарского государства в период его расцвета (конец VIII — первая половина X века).
Она включала в себя разные этноязыковые группы — ираноязычных алан, тюркоязычных болгар, собственно хазар и другие кочевые и полукочевые народы, жившие на территории каганата[1].
История открытия
Название культуре было дано по открытому в 1890 году Маяцкому городищу, а также по катакомбам Салтовского могильника, раскопки которых были начаты в 1900 году В. А. Бабенко, учителем местной школы. В начале XX века А. И. Милютин и Н. Е. Макаренко проводили раскопки на Маяцком городище, селище и могильнике.
В 1901 году В. А. Городцовым был открыт Зливкинский могильник в среднем течении реки Северский Донец у хутора Зливки Донецкой области. Здесь им было исследовано 35 захоронений. Была отмечена схожесть погребального инвентаря с находками из Салтовского могильника, что позволило отнести население, оставившее Зливкинский могильник, к той же культуре[2].
Новый этап в изучении начался в конце 1920-х годов с масштабных разведочных работ, организованных М. И. Артамоновым. Таким образом, к середине 1930-х годов был примерно определён ареал салтово-маяцкой культуры и её удалось сопоставить с Хазарским каганатом. Тогда же М. И. Артамонов начал раскопки крепости Саркел. В конце 1940-х годов Саркел стал центральным объектом первой крупной новостроечной Волго-Донской экспедиции. Отряд, изучавший салтово-маяцкие памятники, возглавил И. И. Ляпушкин. С середины 1950-х годов одним из основных исследователей культуры была С. А. Плетнёва. В разные годы изучением салтовских памятников занимались Г. Е. Афанасьев, И. А. Баранов, Д. Т. Березовец, А. К. Дегтярь, К. И. Красильников, И. Л. Кызласов, М. Г. Магомедов, А. Г. Николаенко, В. С. Флеров, А. Л. Якобсон[1].
Локализация
Ареал памятников лесостепного варианта — бассейн Северского Донца и Среднего Дона. Этнически население лесостепи было преимущественно аланским, хотя ряд погребальных памятников свидетельствует о присутствии здесь и тюрок-болгар.
Ареал памятников степного варианта — Приазовье, бассейн Нижнего и Среднего Дона, Кубань. Особенности этих поселений и могильников характерны для болгар[1].
Материальная культура
Керамика
Для салтово-маяцкой культуры характерно развитое гончарное производство с использованием как простого ручного круга, так и ножного. Вся глиняная посуда подразделяется на столовую, кухонную и тарную.
С VIII века широко распространена гончарная столовая посуда, поверхность которой полностью покрыта характерным серым или чёрным лощением, или украшена лощёным орнаментом. Формы столовой посуды весьма разнообразны: приземистые кувшины, горшочки, кружки, кубышки, шарообразные корчаги. Некоторые сосуды имеют на внешней стороне днища клеймо, что указывает на их городское ремесленное производство.
Кухонная посуда нередко лепилась вручную и отличается грубым тестом и отсутствием орнамента. Примерно с середины IX века в быту появились глиняные котлы с округлым дном, которые также иногда украшались линейным или линейно-волнистым орнаментом.
К тарной посуде относятся крупные пифосы, пифосы-кувшины, круглодонные яйцевидные амфоры и красноглиняные кувшины. Часть амфор изготавливались в мастерских Крыма, Приазовья и Саркела[1].
Орудия труда
На развитое железоделательное производство указывают остатки железоплавильных горнов, сопровождаемые значительным количеством шлаков, криц, кусков руды. В качестве сырья использовался бурый железняк (в районах лесостепи) и железистые кварциты (в районах степи), известны также крицы из керченских месторождений. Салтово-маяцким кузнецам были известны такие технологии как цементация, отпуск и закалка. Исследователи отмечают тенденцию к стандартизации в изготовлении кузнечной продукции среди салтовских ремесленников[1].
Хозяйственная деятельность
Поселения салтово-маяцкой культуры представлены селищами, городищами и кочевьями. В отдельную группу выделяют города, сформировавшиеся на месте предшествовавших античных поселений.
Все поселения располагались по коренным берегам рек или на первых надпойменных террасах. Отмечены случаи, когда салтовцы селились на заброшенных городищах раннего железного века, используя ещё сохранявшиеся валы и рвы.
Арабские и византийские источники называют несколько хазарских городов: Итиль, Семендер, Беленджер, Саркел. В состав Хазарского каганата VIII — начала X веков входили некоторые города Крымского и Таманского полуострова: Керчь (Самкерц), Тамань (Таматарха), Фанагория, Судак (Сугдея), Мангуп.
На территориях, пограничных со славянскими, чаще всего строились крепости с каменными и сырцовыми стенами. К таким относятся Маяцкое, Дмитриевское, Верхне-Салтовское и другие городища. Правильная форма крепостей и некоторые строительные детали позволяют предполагать участие византийских специалистов в их сооружении.
Кочевья — это временные стойбища кочевников и полукочевников, которые обычно располагались на надпойменной террасе. Большинство из них зафиксировано на Нижнем Дону и в Приазовье.
Жилища салтово-маяцкой культуры делятся на временные юрты и стационарные, характерные для соответствующего типа памятников. Временные юрты характеризуются наличием следов от каркаса по периметру и прокалённого пятна от очага в центре. Стационарные — это наземные жилища и полуземлянки с очагом в центре.
В зависимости от углублённости в грунт салтовские лесостепные жилища делят на углублённые и наземные. Большинство составляют первые. Впервые деление на столбовые (опорно-столбовые) и каркасно-плетневые постройки предложил В. Д. Белецкий. При возведении опорно-столбовой конструкции в углах и посередине стен устанавливали столбы-опоры, к которым крепилась деревянная обшивка. К постройкам со столбовыми стенами приемлемо относить только те, в которых количество опорных столбов было достаточным для возведения каркаса стены[3].
Хозяйство салтово-маяцкого населения было земледельческо-скотоводческим, дополнялось садоводством, виноградарством и различными промыслами. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. В состав домашних животных входили крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Для лесостепной территории наиболее характерно придомное пастушеское скотоводство, для степной — полукочевое и кочевое. Встречаются также находки костей осла и верблюда[1].
Погребения
Для аланского населения лесостепи характерны захоронения в катакомбах. Погребальный обряд — трупоположение. Подавляющее большинство захоронений имеет богатый инвентарь. Мужские погребения сопровождались оружием и конским снаряжением. В женских захоронениях находили туалетные принадлежности и украшения[1].
В погребениях ставили глиняные сосуды с напутственной пищей и питьём. Катакомбы часто сопровождались «поминальными» комплексами. Иногда в дромосах размещали ритуальные захоронения коней.
Для тюркских племён степной зоны были характерны ямные могильники, в которых захоронения совершали в продолговатых или круглых ямах с деревянным перекрытием или в подбоях. Все захоронения совершали в вытянутом положении, на спине. Ямные могильники безынвентарны. В мужских погребениях изредка находили оружие, в женских и детских — серьги, браслеты, перстни.
Погребальный обряд и антропологический материал катакомбных могильников салтово-маяцкой культуры имеет прямые аналогии в Северном Кавказе. Материал ямных могильников аналогичен материалам Волжской и Дунайской Болгарии того же времени.
Особую группу погребений составляют останки трупосожжений, найденные на территории Северского Донца. Пепел размещали на дне неглубоких грунтовых ям, иногда используя урну. Рядом с некоторыми погребениями были тайники с конской сбруей, предметами вооружения, украшениями, железными котлами. Исследователи предполагают, что они могли принадлежать касогам.
Среди учёных существует дискуссия о том, как интерпретировать разрушенность скелетов в захоронениях[4].
Одно из крупных погребальных археологических комплексов располагается у села Верхний Салтов. Его изучение было начато в 1900 году В. А. Бабенко. За годы раскопок было установлено, что на месте современного села в VIII—X веках существовал большой город, рядом с которым располагались огромные по площади катакомбный и грунтовый могильники, оставленные населением разного этнического происхождения. Накопленные материалы позволили датировать Салтовский могильник IX — началом Х века. Раскопки памятника дали большое количество материала, в том числе антропологического. Более чем за 100-летнюю историю исследования было раскопано около 800 катакомб, насчитывающих, по ориентировочным подсчётам, более 30 000 погребений[5].
В некоторых погребениях присутствуют факты заимствований элементов культуры и обычаев народов, в окружении которых пребывали праболгары-переселенцы. В Дмитриевском комплексе среди захоронений в ямах прослеживаются тенденции изменений в конструкции могил в направлении формирования подбоев вдоль одной из длинных сторон, здесь же наметилась скорченность скелетов, изменения в ориентировках умерших. Нечто аналогичное фиксирует В. С. Флёров на Маяцком катакомбном могильнике, однако шесть захоронений в ямах с подбоями, по мнению автора, не меняют общей характеристики могильника как катакомбного[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Комар А. В. Салтово-маяцкая культура // Большая российская энциклопедия.
- ↑ Berezina N.Ya., Buzhilova A.P. (дата обращения: 19.06.2024). Analysis of traumatic skull injuries based on the materials from some early medieval burial grounds in Eastern Europe // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2015. — № 2.
- ↑ Квитковский В. И. К вопросу о реконструкции внешнего вида жилых построек лесостепной зоны салтово-маяцкой культуры // Дивногорский сборник. — 2012. — С. 154—162.
- ↑ Афанасьев Г. Е. Спорные вопросы в методике интерпретации разрушенных скелетов в памятниках салтово-маяцкой культуры // Российская археология. — 2012. — № 2. — С. 113—126.
- ↑ Решетова И. К. Новые антропологические материалы салтово-маяцкой культуры из могильника Верхний Салтов-IV // Российская археология. — 2012. — № 3. — С. 129—136.
- ↑ Красильникова Л. И. Погребальные обряды праболгар по материалам степной и лесостепной зон салтово-маяцкой культуры (СМК) (предварительные замечания) // Дивногорский сборник. — 2012. — С. 193—208.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |