Лужицкая культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Лужицкая культура
Эпоха бронзы и раннего железа
KulturaLuzycka 1.png
Ареал Лужицкой культуры (выделено зелёным)
Локализация восточная Германия, Польша, Белоруссия, Чехия и западная Украина
Датировка XIIIV вв. до н.э.
Носители предположительно, кельты, италики, иллирийцы, германцы, праславяне
Преемственность
Тшинецкая
Унетицкая
Поморская
Абажурных погребений

Пуховская

Лу́жицкая культу́ра (нем. Lausitzer Kultur) — археологическая культура (культурно-историческая общность) второй половины бронзового века и начала раннего железного века (XIII—IV вв. до н. э.), распространённая от реки Заале на западе до бассейна Западного Буга и Западной Волыни на востоке, от южного побережья Балтийского моря на севере до северной кромки Карпатской котловины на юге. Входит в круг культур полей погребальных урн[1].

История исследования

Памятники лужицкой культуры были выявлены в 1880-е годы Р. Вирховом и названы по находкам в области Лужица[1]. В Германии в начале ХХ века исследовано городище Рёмершанце близ Потсдама, где К. Шухардт первым из археологов научился выявлять постройки по ямкам от столбов. Наиболее полно изучено городище у селения Бискупин в Польше, расположенное на острове, укреплённом по краям вбитыми в дно озера сваями. Изучением происхождения и дальнейшего развития культуры занимались А. М. Тальгрен, Т. Сулимирский, Т. Лер-Сплавиньский[2].

Локализация и хронология

Примерно в 1300 году до нашей эры в Центральной Европе появилась культура, которая получила название по месту своего открытия в Лужицкой области. В бассейне Одера и Нижней Вислы на культуру шнуровой керамики наслоилась унетицкая культура, пришедшая из Чехии и Силезии. В результате этого смешения возникла предлужицкая культура. На Средней и Верхней Висле, а также в бассейне Буга и Нареве от смешения культуры шнуровой керамики с культурой линейно-ленточной керамики, которая существовала до середины II тысячелетия до н. э., возникла тшинецкая культура. По-видимому, от скрещения предлужицкой и тшинецкой культур произошла лужицкая культура. Её центром был Бранденбург, а на севере она достигала побережья Балтики, от устьев Одера почти до Немана. Также она занимала всё течение Вислы.

Ареал этой культуры включал почти всю территорию Германии, Польши, северо-восток Чехии и Словакии. Чешские и польские археологи выделяют несколько местных вариантов этой культуры[3].

Материальная культура

Керамика

Для Лужицкой культуры характерна лепная керамика высокого качества: сосуды с вытянутой цилиндрической или усечённо-конической верхней частью («амфоровидные»), яйцевидные, реповидные, биконические, птицевидные, нередко с ушками. Есть сосуды лощёные, украшенные сосковидными выступами (характерно для ранних фаз), каннелюрами, другой пластической и врезной орнаментацией, известны специально ошершавленные (хроповатые), для отдельных групп и периодов — расписные и инкрустированные белой массой.

Реже встречаются кубки в форме сапога, глиняные рога для питья[4]. Керамика лужицкой культуры, относящаяся к железному веку, продолжает развитие форм предшествующего времени. Широко распространены горшки с острым ребром и конически суживающейся к устью верхней частью, иногда большей, чем низ сосуда. Они бурого цвета, то покрытые лощением, то просто сглаженные рукой. Они по большей части без ручек, но бывают с ушками. У некоторых из них ребро стало скругляться. Похожие на кринки сосуды, ведущие начало от «амфор» эпохи бронзы, утрачивают резкость перехода от тулова к шейке. На этом месте в ряде случаев сохраняются ручки-ушки. Эти сосуды тоже бывают покрыты лощением бурого или чёрного цвета. Обе группы сосудов часто исполняли роль погребальных урн. Орнаменты на обеих формах сходны. Под шейкой ниже одной-трёх бороздок или горизонтальных каннелюр свисают полукруглые фестоны, выполненные каннелюрами же, или равнобедренные треугольники вершинами вниз, по-разному заштрихованные. У острорёберных горшков под ребром бывают горизонтальные ручки-упоры.

Довольно часто глину применяли для ткацких грузил и для пряслиц. Были и другие области их применения, например, из глины делали игрушки. Среди них есть специально слепленные кружки до 4 см диаметром. Такие кружки известны в милоградской культуре и на Бельском городище скифского времени под Полтавой. Много погремушек, особенно в виде бочёночков. Близкие к ним нередко встречаются на дьяковских городищах по Оке и Волге. Есть фигурки птичек. Некоторые из них служили тоже погремушками. Встречаются также статуэтки свинок, бычков. Были найдены обломки глиняных колёсиков с четырьмя спицами[1].

Кроме глиняной посуды известна и деревянная. Всё в том же торфе Бискупинского городища были найдены овальные блюда из дерева с выступами вместо ручек по краю, ковши.

Встречаются, особенно в чешских вариантах культуры, бронзовые ситулы и цисты, бронзовые миски и кубки, часто с чеканным орнаментом, или даже золотые чаши, уже знакомые нам по кладам. Во многом они напоминают италийские образцы, а некоторые прямо привезены из Италии.

Орудия труда

Орудия и оружие изготавливались в основном из бронзы, для небольших изделий использовалась кость, камень, с VII века распространилась металлургия железа. О наличии коневодства, использовании лошадей в хозяйстве свидетельствуют находки удил и псалии, известны колёса, в Подунавье — колесницы. Характерны бронзовые (есть золотые) височные подвески, различные булавки, фибулы, гривны, браслеты, перстни, разнообразные подвески и нашивки, ожерелья из трубочек и стеклянных, роговых, глиняных бус[1].

Металлургия базировалась на привозном сырье. Из бронзы делались топоры, серпы, бритвы, щипчики, разнообразные фибулы (смычковые, чертозские, арфовидные, асимметрические). Во многих местах культуры найдены мечи. Меч, собственно, и возник из кинжала с треугольным лезвием в среднем бронзовом веке, когда возникла лужицкая культура. Появилось несколько типов мечей (по разновидностям рукояти). Правда, ни один из них не связан специально с лужицкой культурой и вообще с полями погребений, но разные мечи поступали сюда и применялись, возможно, также изготавливались. При переходе к железному веку бронзовые мечи сменились железными[4].

С началом железного века в могилах лужицкой культуры появилось оружие. С течением времени оно становилось всё более распространённым, но только в южных частях исторической области Великой Польши и Силезии. В VII—V веках до н. э. были мечи гальштатских типов из бронзы и железа, копья, преимущественно лавролистные или широколистовидные. С VI века до н. э. копья — исключительно железные.

Топоры были двух типов: бронзовые кельты с вытянутыми пропорциями, цилиндрической втулкой, вертикальными бороздками на клинке и железные топоры с круглым проухом и четырёхугольным молоточком на обухе.

Наконечники стрел были редкостью, что говорит о редком применении лука. Боевые наконечники бронзовые, с двумя шипами, продолжая обе лопасти, или лавровидные. С Бискупинского городища происходят роговые и костяные черешковые наконечники. Их жало чаще всего двушипное внизу, иногда узкое коническое, иногда лавролистных контуров. Железные и более ранние бронзовые ножи изогнутые, с приподнятым кверху концом. Костяные или деревянные пластинки прикреплялись к короткому черешку медными или железными заклёпками. В отличие от соседних воинов, лужицкие почти не использовали колесницы.

На Бискупинском городище нашли колесо из двух ясеневых досок с квадратным отверстием и большими полукруглыми прорезями для облегчения. Оно намного примитивнее, чем колёса со спицами и медными или железными шинами. На городище также находили глиняные игрушечные колёса с четырьмя спицами и оковами, как в гальштате.

Булавки и фибулы — принадлежность и мужского, и женского обихода. Они служили для закалывания одежды или плаща. Эти украшения бывают разных типов, но они мало отличаются от типа к типу. Их использовали оба пола. Булавки с головкой из двух больших спиралей были в ходу в начале гальштатской эпохи. С наступлением латена они сменились фибулами раннелатенской схемы, а затем среднелатенской. Сходные фибулы получили развитие в могильниках ранней стадии зарубинецкой культуры. Гривны бывают массивные или проволочные, иногда витые. Концы их мягко заострены или оформлены в виде завитков. Гривны сделаны из бронзы, железа, золота.

Браслеты были массивными, гладкими и с замкнутыми концами. Находились булавки с плоской или конической головкой, а также с изогнутым верхним концом и конической головкой. Эти типы украшений появились в лесных и лесостепных культурах на территории СССР в ранний период скифской эпохи.

Были в ходу спиральные и проволочные кольца, а также подвески в форме трапеции или треугольника. Подвески имели ушко и были украшены орнаментом. Среди нашивных бляшек были полушарные и плоские из двух соединённых кружков. Ожерелья состояли из бронзовых спиралей, пронизей, синих и красных бусин, а также глиняных, роговых и бронзовых бусин[3].

Хозяйственная деятельность

Поселения

В лужицкой культуре известны как селища, так и городища (в основном раннего железного века), на некоторых исследованы деревянные клети, вышки, ворота. В ряде случаев прослежены улицы, на городищах — мостовые[1]. С начала сложения культуры известно довольно много открытых селищ. Они стали заменяться с началом железного века, укреплёнными поселениями-городищами, не вытеснившими совсем лужицких неукреплённых селищ. Они небольшие и в Польше сосредоточены главным образом на западе и юге. В Германии на городище Рёмершанце укрепление состояло из невысокого вала, служившего основанием для деревянной стены. Стена состояла из углублённых в вал четырёхугольных клетей площадью 3,25×1,60 м каждая. Столбы клетей имели пазы и были соединены между собой вставленными в эти пазы короткими плахами. Трое ворот прорезали стену. По бокам они были укреплены столбами; столбы же делили их вдоль на два проезда и подпирали дозорную вышку. Остатки таких же валов и деревянных стен наблюдались и у других городищ.

Городище у селения Бискупи обнесено мощной деревянной стеной из трёхрядных городниц — клетей, засыпанных землёй. Внутри городища вдоль стены идёт деревянная мостовая, а поперёк всего городища проходят одиннадцать мощёных улиц. На них, вплотную примыкая друг к другу, стоят более сотни деревянных жилищ. Стены их образованы столбами, промежутки между которыми забраны горизонтальными брёвнами (заострённые концы их вставлены в пазы столбов). Кое-где поселения жались очень близко друг к другу, с промежутками в 1—2 км. Более хорошо изучены городища. Они были не только убежищами для населения деревень. Они представляли собой постоянные поселения довольно значительных для своего времени размеров. Располагаясь на вершинах холмов и на мысах, городища ограждались своеобразными укреплениями, охватывающими площадь в 1,5—3 га[3].

Жилища

Оригинальной особенностью лужицких поселений были деревянные жилища, обычно состоящие из одной комнаты с очагом и сеней. Размеры жилищ были разными, от 12×6,40 на Ремёршанце до 18×11 м на городищах Баальсхеббель. Ближе к очагу в полу находился большой сосуд для хранения продуктов. Каждый дом мог быть отдельным или составлять секции длинного дома. Все наружные двери на длинных сторонах дома выходили на заднюю стену следующей постройки.

В Бискупинском городище было 13 длинных домов, состоявших из 3—12 секций длиной 9—10 м и шириной 6—6,5 м. Дома не имели сплошных вертикальных столбов, а напоминали современные каркасные дома с горизонтальными брёвнами между вертикальными столбами-стояками. В длинном доме посередине шли столбы для общей двускатной крыши из коры и соломы. Двери были шириной в 1,75—2,55 м. Под крышами были чердаки, в которые попадали по лестнице из бревна с врубленными зарубками-ступеньками. Деревянные части соединялись деревянными гвоздями и шипами[4].

Домашнее хозяйство

Женщины в основном занимались обработкой продуктов сельского хозяйства и промыслов. Они работали на полях, используя мотыгу, и тёрли зерно на зернотёрке, чтобы получить муку. Также они обрабатывали кожу, используя костяные струги и гладилки. С помощью костяных проколок и шильев, а также железных игл женщины сшивали одежду и, возможно, обувь. Некоторые из найденных железных игл были согнуты, что может указывать на их использование для пошива обуви. У этих игл есть ушко, а костяные иглы часто имеют зарубку на тупом конце для привязывания нитки.

Большинство костяных и роговых предметов, найденных у лужичан, было обнаружено в Бискупинском городище. Здесь также были найдены фрагменты деревянных частей вертикальных ткацких станков и высокие усечённые глиняные пирамидки с отверстием наверху — грузики для натягивания основы. Эти грузики были довольно высокими.

Пряслица для веретён также были изготовлены из глины. В большинстве случаев они представляли собой глиняные кружки диаметром до 5 см с широким отверстием. Также были найдены пряслица в виде приплюснутого шарика.

Весь описанный быт основывался на развитом сельском хозяйстве. Земледелие было пахотным. На Бискупинском городище обнаружены деревянные лопатовидные вставные сошники к деревянным плугам типа известного плуга из Деструпа в Ютландии. Вероятно, в ходу были плуги с узким плоским ползуном вроде упоминавшихся выше гальштатских лёгких плугов. Применение мотыг несомненно. Есть долотообразные орудия из трубчатых костей, есть мотыги из отростков оленьих рогов, у которых иногда ручкой служила более длинная ветвь. Не исключена возможность применения в качестве мотыги железных тёсел с боковыми выступами, поскольку в Скифии они служили именно для копки земли. Для уборки хлеба сначала употребляли бронзовые серпы. Но в эпоху городищ они уже сменились железными. Два таких серпа известны с Бискупинского городища. Они напоминают скифские, но много шире, дуга их ближе к прямому углу, но для ручки сделан такой же упор-столбик, поставленный под прямым углом к плоскости серпа. На том же городище были известны: мягкая пшеница, ячмень, просо, бывшие основным хлебом, лён и семена сорняков. Для изготовления муки служили каменные овальные зернотёрки до 30—40 см длиной, круглые и цилиндрические тёрочники.

Скотоводство охватывало все породы домашних животных. Они составляли 98,8 % от всех найденных костей. Были здесь: свинья, корова, овца и коза. Волы тянули плуги известных лужичанам типов. Лошадь использовалась и для верховой езды, и для упряжи. Собаки вроде овчарок охраняли стадо. Коровье масло взбивали мутовками из верхушки ёлки. Творог откидывали в глиняном дуршлаге.

Всего 1,2 % приходились на долю диких животных. Промысловыми животными были: медведь, волк, барсук, выдра, заяц, бобр, кабан, олень, зубр. На упомянутой миске с Бискупинского городища изображена охота на оленей. Оленьи рога использовались для стрел и копий. Охотники использовали деревянные капканы типа, известного ещё в бронзовом веке. На Бискупинском городище было найдено много утиных костей.

Свидетельством рыболовства служат бронзовые крючки с бородкой, круглые поплавки, вырезанные из коры, применявшиеся для сетей, а, может быть, также и для удочек. С ними же связаны различные грузила. Деревянные вёсла и уключины служили для лодок, употреблявшихся, конечно, и для рыболовства, и для передвижения по озеру[3].

Погребения

Бескурганные могильники этой культуры представляют собой большие и долговременные захоронения, в которых могут быть похоронены сотни, а иногда и тысячи людей. Курганы же, наоборот, встречаются реже и сосредоточены в основном на севере.

Большинство могил содержат урны с прахом кремированных покойников. Однако есть и безурновые захоронения, такие как ямные, где останки помещались вместе с остатками погребального костра или без них. Иногда погребения были обставлены камнями или даже сооружены в каменных ящиках или деревянных срубах. Также можно встретить подклошёвые погребения, которые впоследствии стали характерными для особой культуры. В некоторых случаях каждая урна сопровождалась сосудами-приставками, которые иногда были опрокинуты вверх дном или имели разбитые ушки.

Особенно в поздней лужицкой культуре встречаются так называемые княжеские погребения, которые были богатыми и выполненными по особому обряду. Например, в Германии был найден курган высотой 11 метров и диаметром около 70 метров. В нём находилась каменная камера со сводом из плит и росписью на стенах. В глиняную урну была вложена бронзовая урна, сделанная в Италии. В ней находились останки сожжённого 40-летнего мужчины, а рядом — две урны с останками двух молодых женщин. Погребальный инвентарь включал в себя множество бронзовых сосудов и меч с антенной рукоятью, что указывает на VIII век до нашей эры и начало гальштата.

Также можно найти менее крупные курганы с каменными сооружениями, которые использовались для захоронений знати[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 И. О. Гавритухин. Лужицкая культура // Большая российская энциклопедия.
  2. Тереножкин А. И. Лужицкая культура и культуры среднего поднепровья // КСИА. — 1957. — № 67. — С. 3—16.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Б. Н. Граков. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). — М.: МГУ, 1977. — С. 79—95.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Лужицкая культура. Генофонд.рф. Дата обращения: 7 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!