Поморская культура

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Поморская культура
Железный век
Pomeranian culture map bel.svg
Локализация Польша, Украина и Белоруссия
Датировка VIIIII вв. до н.э.
Носители предположительно праславяне
Преемственность
лужицкая пшеворская
подклёшевых погребений
оксывская
зарубинецкая

Помо́рская культу́ра (польск. kultura pomorska; восточно-поморская культура, вейхеровско-кротошинская культура; устаревшее название — культура ящичных погребений, культура лицевых урн) — археологическая культура VII / VI—III веков до н. э. на территории восточной и центральной части Польского Поморья, бассейна Вислы (кроме верховий)[1].

История исследования

Поморская культура была известна уже давно. В 1679 году Якоб фон Меллен, коллекционер древностей, опубликовал материалы могильника Смигель в Поморье. Он предположил, что это некрополь древних венедов. Впервые как культуру её охарактеризовал Рудольф Вирхов, который ввёл термин «культура лицевых урн». В конце XIX — первой половине XX века немецкие археологи, следуя учению Г. Коссинны об этногенезе древних германцев, использовали термины «культура лицевых урн», «восточногерманская культура», «культура восточных германцев» и «раннегерманская культура в восточной Польше». Они приписывали эту культуру древнегерманским племенам. Однако в 1960-х годах Юзеф Костшевский ввёл термин «поморская культура». Он возражал против германской интерпретации этой культуры и считал, что она принадлежит ранним венедам — предкам славян[2][3].

Локализация и хронология

При датировке памятников Поморской культуры в основном используется номенклатура периодов Гальштата и Латена. Она сложилась на рубеже фаз Гальштат С и D и на фазе Гальштат D на востоке территории Польского Поморья на основе велковейской культуры (фазы), восходящей к кашубской группе лужицкой культуры, испытывая и влияние культуры «домовидных урн» с северной части территории Центральной Германии. Затем распространилась на территорию центральной части Польского Поморья, и её носители начали экспансию на юг, где ассимилировали часть носителей лужицкой культуры, хотя их анклавы сохранялись до IV века. В IV веке она расширила свой ареал до территорий Верхней Силезии, Малой Польши, Западного Полесья и Западной Волыни[1][4].

Материальная культура

Керамика

Керамика — лепная, представлена горшками, часто специально ошершавленными с помощью нанесения жидкой глины с крупными примесями («хроповатыми»), иногда украшенными пальцевыми защипами по венчику, часто лощёными или тщательно заглаженными были миски, вазы, кружки, кубки, крышки, тарелки-диски. Характерны «лицевые урны» — использовавшиеся для погребений сосуды, как правило, расширяющиеся в нижней части, верхняя часть которых моделирована в виде человеческого лица. Иногда их дополняли металлическими украшениями и крышкой[1].

Элементы одежды поморской культуры

Посуда, обнаруженная в жилищах, а также в межжилищном пространстве, отличается выработанностью формы, устойчивостью и своеобразием орнамента. Явно существовал неопределённый по продолжительности отрезок времени, когда эти древности ещё только начинали складываться. Использовались два способа изготовления сосудов: в стык и методом соединения зауженных краёв лент. В тесте преобладает примесь дресвы. Все сосуды имеют плавные очертания, венчик чаще всего выражен слабо. Орнамент обычно наносился лишь на верхнюю часть сосуда и состоял из несложных композиций, основой которых чаще всего были горизонтальные оттиски шнура. Нарезной орнамент для поселения не характерен, превалируют различные варианты шнурового орнамента в виде горизонтальных оттисков шнура с треугольниками, обращёнными вершиной вниз, что является одной из особенностей керамики поселения. Подобный вид орнамента наносился на все типы посуды без исключения. По форме посуда подразделяется на шесть типов: амфоры и амфорообразные сосуды, кубки, широкогорлые горшки, горшки средних размеров, миски и ванночки[3].

Орудия труда

В основе хозяйства — земледелие (зерновые, бобовые, лён) и животноводство[1]. Металлические изделия в большинстве случаев сделаны из железа. Наряду с лебедевидными булавками типичны гвоздевидные и с головкой в виде небольшого трубчатого ушка. Распространены фибулы ранне- и среднелатенского типа, ожерелья из стеклянных бус, шейные гривны в виде корон. Оружия почти не было. Около начала I века до н. э. памятники поморской культуры исчезают на всей территории их распространения. Археологи отмечают следы обработки почв вокруг поселений деревянными ралами. Одно из них — точнее, лопатообразное ралице — сохранилось. Сеяли просо, пшеницу, рожь, ячмень. Однако в целом несоответствие прежних навыков новым условиям вело к упадку земледелия. Характерно, что в это время не встречаются серпы — для жатвы пользовались обычными ножами.

Хозяйственная деятельность

Н. К. Рерих «Поморяне. Вечер» 1907

Места для поселений при расселении поморцев выбирались без всякого учёта качеств почвы, в том числе и в целом её плодородия. Предпочтение в самом Восточном Поморье отдавалось просто свободным местам, где нашлось бы место людям и их скоту. Южнее заботились о малонаселённости округи иноплеменниками и о наличии водных путей сообщения с сородичами. В поморской культуре известны небольшие селища с остатками наземных домов столбовой конструкции или полуземлянок (до 30 м²; известны двухкамерные), отапливавшихся очагами[1].

На поселении Прибрежное открыты остатки пяти жилых построек. Четыре из них имели вытянутую форму и следы пожарища. Конструкция хорошо заметна на фоне светло-жёлтого песка. Учитывая крупные размеры памятника, можно предположить, что на поселении одновременно могло существовать до 20 жилищ. Примером типичных жилых построек может служить жилище 2 с поселения Прибрежное, оно располагалось на южной окраине и имело удлинённую форму, ориентированную в направлении юго-запад — северо-восток. Его общая длина — 17,7 м, ширина — 4 м. По краям постройки шли двойные ряды ямок от столбов, образующих стены. По оси жилища и вдоль внутреннего прямоугольника проходил ряд столбовых ям. Большинство ям имеют конусовидную форму.

Вход находился в северо-восточной части жилища. Оно имело, по крайней мере, два помещения и разделялось перегородкой. Было заглублено в землю со стороны входа и в средней части до 0,15—0,30 м, далее слой утолщался к торцу, где достигал 0,60 м. Заполнение жилища — интенсивная золистая супесь почти чёрного цвета у основания, ближе к верхнему ярусу она постепенно приобретала светло-серый оттенок.

Планировка памятника связана с местностью, где он расположен. Дома, обращённые к заливу длинной стороной, следовали изгибу холма. Жилые помещения 2 и 3 были углублены в основание холма. Поверхность холма была превращена в террасу. Подобные сооружения обнаружены на поселении Лагажа в Лубанской равнине и на других поселениях в Латвии. В восточной части Калининградской области на левом берегу реки Шешупе выявлено поселение культуры шнуровой керамики со следами такого жилища[3].

Погребения

Могильники грунтовые, в некоторых случаях обнаружены следы надмогильных деревянных сооружений, в Поморье известны курганы. Представители поморской культуры практиковали трупосожжения — останки собирали в урны, которые (иногда до 30) помещали в каменные ящики. Их вытесняют одиночные погребения в ямах и урнах, в том числе накрытые сосудами, нередко крупным перевёрнутым — «клёшем». Инвентарь, особенно в поздних погребениях, беден[1]. Во всех могилах захоронены кремированные останки, которые ссыпаны непосредственно в яму или, в большинстве случаев, помещены в глиняные сосуды-урны. Так что это культура урновая (нем. Urnenfelederkultur). В ранних погребениях урны находятся в каменных ящиках (отсюда одно из названий культуры), в каждом по несколько урн. Количество ящичных погребений со временем (особенно в латенское время) уменьшается, урны просто обставляются камнями или остаются вовсе без камней. Безъящичные погребения почти всегда индивидуальные. С урнами изредка бывают и другие сосуды, видимо, с заупокойной пищей. Это сосуды-приставки (миски, кувшины, кубки). В ранних погребениях (главным образом VI—V веков) встречаются лицевые урны (нем. Gesichtsurnen, польск. — urny twarzowe) — урны, оформленные как человеческие головы с чётким изображением лица, с крышкой в виде шапки сверху. Бывают на них дополнительно и другие изображения. Очень редко попадаются и урны в виде домиков — домковые урны (польск. urny domkowe, нем. Hausurnen). Металлические изделия бывают в могилах редко. Это бронзовые бритвы, фибулы, гривны в виде корон, железные ножи, шилья. Найдены ножны однолезвийного меча[4][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 И. О. Гавритухин. Поморская культура. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 июля 2024.
  2. Czopek Sylwester. Południowo-wschodnia strefa kultury pomorskiej. — Muzeum okręgowe w Rzeszowie: Rzeszów, 1992. — 220 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Зальцман Э. Б. Поселение поморской культуры Прибрежное // Проблемы балтийской археологии. — 2003. — Т. 1. — С. 50—75.
  4. 4,0 4,1 Поморская культура. Генофонд.рф. Дата обращения: 4 июля 2024.
  5. Гусаков М. Г. Культ предков в погребальном обряде поморской культуры (эпоха раннего железа) // Краткие сообщения Института археологии. — 2013. — № 229. — С. 33—43.