Колесо

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Колесо

Колесо́ — деталь автомобилей и механизмов; обладает формой диска или обода со спицами, вставленными в ступицу . Может беспрепятственно вращаться на оси или быть прикреплённым к ней[1][2].

История возникновения

Начало использования колеса можно отнести к деревянному катку, который использовался для перемещения грузов. Одним из самых ранних примеров «колеса» является находка в Румынии, которую датируют последней четвертью V тыс.до н.э.. Упоминания о колесе также встречаются в Древней Месопотамии в конце IV тысячелетия до н. э. Первоначально колеса для повозок изготавливались сплошными, их делали из бревен или сшивали из нескольких досок, затем обрезали в форме круга. Однако деревянные колеса быстро изнашивались. Уже в середине III тысячелетия до н. э. деревянные колеса начали оборачивать кожей, а к 2000 году до н. э. в обод начали забивать медные гвозди острием наружу для лучшего сцепления с землей. Колеса все еще были сплошными, но уже не изготавливались из цельного ствола, а имели составную конструкцию, состоящую из трех частей[3].

Принцип работы

Колесо характеризуется значимым компонентом всякого транспортного средства, будь то автомобиль, самокат или грузовик. Оно запускает транспортное средство в движение, обеспечивает его стабильность и манёвренность. Под влиянием внутренних сил, таких как апперкот или движение, колесо начинает вращаться вокруг своей оси. Благодаря редукторам и гладкой поверхности колеса трение с землёй сведено к минимуму, что позволяет автотранспортному средству беспрепятственно перемещаться. Это одно из основных объяснений важности колеса как изобретения в нашей цивилизации[4].

Роль колеса в различных сферах жизни

Водяная мельница

Поразительным фактом считается в таком случае то, что колесо, согласно суждению экспертов, в первый раз было внедрено в человеческую бытье не как средство с целью упрощения перемещения, а как механизм ремесленников — гончаров. Несмотря на то, что точный создатель изобретения гончарного круга безызвестен, сведения говорят об внезапном совершенствовании качества глиняной посуды в конкретный промежуток истории людей. Данные находки датируются VII тыс. ло н.э. Колесо кроме того было применено в системы прялки, убыстряя и упрощая процесс образования пряжи. Впоследствии к устройству прялки прибавили педаль, и таким образом возникла самопрялка.

Возникновение первого двигателя на планете также было определено колесом: первоначальным простым двигателем стала водяная мельница, использующая поступательное перемещение воды с целью помола зерна. Данное открытие значительно упростило ход изготовления муки а также стало базой для развития мануфактурной индустрии. Увлекательным фактом кроме того считается то, что коэффициент полезного действия водяной мельницы составляет приблизительно 70-90 %, что близится к итогам сегодняшних турбин.

Колесо нашло применение также в физике: блок, одно из главных приборов в физике, стал вероятен непосредственно благодаря изобретению колеса. Блок предполагает собою колесо вместе с желобом, укрепленное в обойме, по которому проходит веревка, трос либо цепь. Данное элементарное на первый взор открытие гарантирует превосходный итог.

Колесо приобрело обширное распространение в механике, к примеру, шестерни, считающиеся феноменальным открытием, применяются в многочисленных механизмах по настоящий день. К примеру, в обычных механических часах шестерни и шарниры считаются главными элементами.

Винт Архимеда также был вдохновлен механизмом колеса и в наши дни применяется повсюду. Образцы использования колеса в нашей жизни безграничны, и на сегодняшний день мы никак не можем представить общество без него, так как оно основательно вошло в нашу обыденность, став необходимой составляющей научно-технического прогресса[5].

Патент

Хотя колесо — это старое изобретение, интересно узнать о том, как были получены патенты, связанные с колесами. Согласно данным патентного ведомства США, Джеймс Макомб из Принстона был первым человеком, получившим патент на колесо, в частности, на конструкцию горизонтального полого водяного колеса для гидроэлектростанций. Хотя патентное ведомство выдало ему патент, первоначальные записи о патенте были уничтожены во время пожара в патентном ведомстве США в 1836 году[6].

Примечания

  1. Колесо. RusTXT.ru. Дата обращения: 27 мая 2024.
  2. Колесо. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 27 мая 2024.
  3. Кострова З.А и др. Эволюция колеса // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. — 2016. — № 2(113). — С. 121-135.
  4. Как устроено колесо. Горошина (20.12.2023). Дата обращения: 27 мая 2024.
  5. Кострова З.А. и др. Историческое изменение конструкции колеса, как опорно-тяговой системы элементов движителей транспортных средств, с позиции применяемых материалов // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. — 2016. — № no. 2 (113). — С. 136-150.
  6. Запатентованы пневматические автомобильные шины. © 2021 RusTeam.media. Дата обращения: 27 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!