Азелинская культура
| Азелинская культура железный век | ||||
|---|---|---|---|---|
| | ||||
| Локализация | Поволжье | |||
| Типовой и другие памятники | Буйское городище, Камаевское II городище | |||
| Датировка | III—V вв. | |||
| Носители | Марийцы ,южные пермяне | |||
| Исследователи | В. Ф. Генинг, А. А. Спицын, П. А. Пономарёв, М. Г. Худяков, А. П. Смирнов | |||
| Преемственность | ||||
|
||||
Азе́линская культу́ра — археологическая культура III-V веков в Волго-Вятском междуречье. К изученным памятникам относятся городища, могильники, отдельные находки, которые позволяют учёным реконструировать быт, хозяйство, религиозные представления и социальные структуры населения того времени[1]
История открытия
История изучения памятников Волго-Вятского междуречья III—V веков, известных как азелинская культура, до сих пор не исследована полностью. История изучения делится на два этапа: первый (1880-е годы— конец 1950-х годов) характеризуется случайными находками и раскопками могильника «Атамановы кости». Второй этап (с конца 1950-х годов) связан с концептуализацией признаков культуры Владимиром Генингом и проведением целенаправленных полевых исследований[2].
Этнограф и лингвист Стефан Кузнецов в 1881 году опубликовал результаты раскопок грунтового могильника «Атамановы кости» в Вятской губернии (Кировская область). Он исследовал одно погребение и приобрел у крестьян эполетообразную застежку, подвески, наконечник стрелы и другие предметы, включая железные пряжки, ножи и шило. Стефан Кузнецов также собрал артефакты неподалеку от могильника и получил информацию от местных крестьян, которые в 1860-х годах нашли захоронения с наконечниками стрел и копий. Над могильником обнаружены остатки городища, синхронного некрополю. Первоначально он датировал могильник бронзовым веком, но позднее отнёс его к постпьяноборскому времени. Александр Спицын и Арне Тальгрен уточнили, что комплексы с эполетообразными застежками датируются первой половиной I тыс. н. э. артефакты, найденные Стефаном Кузнецовым, частично описаны Александром Спицыным.
В 1888 году Пётр Пономарёв возобновил раскопки на могильнике «Атамановы кости». В 1890-х годах Василий Заусайлов приобрел азелинские вещи из Айшинского и Старостекольнозаводского могильников. В 1891 году он провёл раскопки на Айшинском могильнике. В 1900 году крестьяне у деревни Масловка вскрыли 19 погребений, аналогичных азелинским. В 1928 году Михаил Худяков и Екатерина Горюнова исследовали Воробьевский и Сунцевский могильники, отмечая их единство с азелинской культурой IV—V веков. В 1928 и 1949 годы Николай Калинин обследовал Старогостекольный могильник, а в 1929 году Екатерина Горюнова изучила Мари-Луговской могильник IV—VI веков и Вичмарский могильник с находками, датируемыми второй половиной I тыс. н. э.
К 1940-м годам изучение азелинских памятников носило случайный характер, и их материалы часто относили к пьяноборской культуре. С 1955 года начались планомерные раскопки Владимира Генинга и Альфреда Халикова, что позволило выделить азелинскую культуру, связанную с пьяноборской, но имеющую самобытные черты. Владимир Генинг обосновал её существование в Волго-Вятском междуречье в III—V веке, подчеркивая высокий уровень развития. Алексей Смирнов считал эти памятники частью поздней стадии пьяноборской культуры. Важным событием стала публикация монографии Владимира Фёдоровича Генинга «Азелинская культура III—V вв.», где подробно описаны погребальный обряд, инвентарь, антропологический анализ и этнографические аналогии.
С конца 1960-х годов раскопки ведутся в основном на азелинских могильниках. Геннадий Архипов и Марийская экспедиция изучали Уржумкинский (1968 год, 1970 год, 1973 год) и Рождественский V (1970-1976 годы) могильники. Пётр Старостин исследовал Усть-Брыскинский (1974 год, 1976 год), Нармонский (1974 год) и Гремячкинский (1976 год) могильники. Светлана Ошибкина (1970—1975 годы) вела раскопки Тюм-Тюмского могильника. Елена Халикова и Альфред Халиков (1969 год) и Евгений Казаков (1980 год) изучали Тетюшский II. В 1985 году Валерий Никитин открыл Арзебелякский могильник (Марий Эл). В 1990 году экспедиция Марийского государственного университета вскрыла три погребения Лушморского, а в 1995 году его обследовал Борис Соловьев. Пётр Старостин продолжил раскопки Нармонского могильника (2004 год). Леонид Макаров, Надежда Лещинская и Римма Голдина исследовали Первомайский, Худяковский могильники и могильник «Кордон». Исследовано несколько сотен комплексов, десятки городищ и кладов. Определены два направления: азелинская культура как самостоятельный массив памятников и финальный этап пьяноборской культуры. Дискуссии продолжаются, но азелинские памятники чаще рассматриваются как самостоятельное культурное образование.
Локализация или местонахождение
Азелинская культура охватывает главным образом территорию Волго-Вятского междуречья, а также прилегающие районы Волги, низовья Камы и левобережье Вятки. Временные рамки данной культуры охватывают III—VII века нашей эры. Археологические памятники включают городища, селища, клады и отдельные находки[1].
В Татарстане насчитывается 48 объектов азелинской культуры, среди которых 13 городищ, 3 селища, 11 могильников и 21 местонахождение. Основные памятники расположены в Предкамье и на правом берегу Волги, такие как Макарьевское и Антоновское городища, селище Идель, могильники «Чачлы Куль» и Тетюшский. Отдельные находки и памятники обнаружены по левому берегу Волги ниже устья Камы и по левому берегу самой Камы. Однако азелинцы не смогли закрепиться на закамском побережье из-за нестабильной обстановки в степной зоне в первые века нашей эры. Отдельные находки предметов и небольшие поселения указывают на временные стоянки азелинских групп, связанных с охотой и рыболовством[3].
Азелинские племена не были коренными жителями Волго-Вятского междуречья, что подтверждается отсутствием здесь археологических памятников III века до н. э. — II века н. э., которые могли бы считаться основой для развития их культуры. Более того, корни азелинской культуры уходят в другой регион — к востоку, в район впадения реки Белой в Каму. Волго-Вятское междуречье оставалось незаселенным в этот период, и появление здесь азелинских племен связано с Великим переселением народов. Чтобы понять сложные события этого времени в Прикамье, необходимо учитывать процессы, происходившие в степях юга, особенно грандиозное движение кочевых орд гуннов, которые в 370-х годах вторглись в Восточную Европу. Однако вторжение гуннов не оказало непосредственного влияния на развитие прикамских племен. Для региона гораздо важнее были события, развернувшиеся на востоке накануне этого движения[1].
Материальная культура
Керамика
Керамика азелинской культуры включает два типа сосудов. Круглодонные изделия, которые составляют большую часть находок, изготавливаются вручную с добавлением толчёных раковин и примесей. Иногда они украшены ямочными вдавлениями на шейках. Эти сосуды по технике изготовления, примесям и орнаменту схожи с керамикой пьяноборской культуры[3].
Плоскодонные горшки, входящие в другую группу, также лепные, но содержат примеси шамота в тесте и близки посуде позднегородецкого круга памятников. Для придания керамике азелинской культуры огнеупорности в глину добавляли измельчённые остатки битой керамики и навоз[3].
Орудия труда
Среди вещевого материала азелинских памятников выделяются изделия из чёрного металла: ножи, топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий, удила, кольчуги, шлемы, пряжки. На некоторых могильниках найдены погребения кузнецов или ювелиров с набором инструментов и готовых изделий[1].
Наиболее полный набор инструментов обнаружен в погребении 1 Азелинского могильника: наковальня, молоток, клещи, напильник, кольчуга, нож, резец, кочедык, шилья, «коса». Погребения кузнецов также зафиксированы на Усть-Брыскинском и Гремячинском могильниках. В погребении 45 Тюм-Тюмского могильника найдены миниатюрные наковальня, молоток, клещи, напильник, нож, топорик, скобель[4].
Поселения
Поселения азелинского времени почти не изучены. Раскопки на Бурыгинском городище в 1864 и 1883 годах, а также в 1887 году не ставили целью выявить характер поселения, а были направлены на добычу отдельных артефактов. Обнаружены шлаки, глиняные льячки, костяные предметы, медные украшения, железные топоры, ножи и обломки посуды. Исследователи не смогли определить время и культурную принадлежность городища, но находки халцедонового диска указывают на азелинское время[3].
Вторично заселено в IX—XI века. Новые раскопки на Ижевском городище в 1961 году выявили азелинский комплекс. В 1956 году Марийская экспедиция обнаружила несколько городищ азелинского времени в среднем течении Вятки, но раскопки там не проводились. К азелинскому времени также относятся Ашиязовское, Соловцовское городища, городища Тарасова Пристань и Черепашье на Каме, а также ранний слой Именьковского городища. Вблизи Сюкеевского могильника исследовано Елховское городище с керамикой азелинского периода. Городища, размером 3—5 тыс. м², расположены на высоких мысах рек и защищены валом и рвом. Находки редки, но часто встречаются следы металлургического производства, что указывает на присутствие мастеров-литейщиков и кузнецов. Основное население жило на неукрепленных селищах, скрываясь за валами городищ в случае опасности. Селища азелинского времени пока не обнаружены[1].
Погребальный обряд
Могильники Азелинской культуры характеризуются грунтовыми захоронениями в ямах, где тела умерших располагаются вытянуто на спине. Ориентация умерших по сторонам света в пределах одного могильника обычно одинакова, но может различаться в разных азелинских могильниках. На могильниках, подвергшихся более или менее обширным исследованиям, заметны ряды могильных ям, идущих параллельно друг другу. Расположение площадок могильников на местности не подчиняется какой-либо закономерности: они могут находиться у реки, на высоком берегу, как, например, Воробьевский и Азелинский могильники, или в пойме или на второй террасе, что характерно для Сунцевского и Атамановых Костей. Некоторые могильники, такие как Суворовский, расположены на значительном расстоянии от воды.
В погребениях при останках обнаружено множество предметов. Украшения и элементы костюма, выполненные из меди, бронзы, серебра, железа, стекла и камня, представлены застежками, подвесками, бусами, браслетами, перстнями, шейными гривнами, бляшками-накладками, нагрудниками, пряжками, наконечниками ремней и другими изделиями. Все эти предметы найдены в могилах в том порядке, в каком они при жизни носились на костюме. Во многих погребениях также обнаружены орудия труда и оружие, такие как железные топоры, ножи, косы, мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел. В могилах встречаются даже уникальные предметы, такие как железные кольчуги, шлемы, кузнечные клещи, молотки, напильники и другие инструменты. Глиняные сосуды, часто встречающиеся в других районах, в этих могильниках отсутствуют[1].
Антропология
Археологические данные показывают, что население азелинской культуры сформировалось на основе постпьяноборского с участием различных этнокультурных групп. Генетическая связь азелинцев с пьяноборцами признана, но роль индоиранцев, угров, тюрков и других в генезисе азелинской культуры остается спорной. Археологи также расходятся во мнениях о дальнейшей судьбе азелинцев и их влиянии на этногенез марийцев и удмуртов[5].
Палеоантропологические материалы важны для характеристики расового состава азелинцев и их генетических истоков. Мария Акимова исследовала 11 черепов из Азелинского, Суворского и Мари-Луговского могильников, отметив долихокранную форму и мезоморфное строение лицевого скелета с преобладанием европеоидных черт. Валерий Алексеев также исследовал черепа из Мари-Луговского могильника, выявив сочетание европеоидных и монголоидных признаков.
Таким образом, население азелинской культуры было морфологически неоднородным, с преобладанием европеоидного компонента и некоторым числом черепов смешанного типа. Выделяются два основных краниокомплекса: первый — долихокранный с хорошо профилированным лицевым скелетом и большим углом выступания носа; второй — умеренно долихокранный с ослабленной горизонтальной профилировкой и менее выступающим переносьем. Нижнекамская группа характеризуется долихокранией, высоким сводом, относительно высоким и широким лицевым скелетом с ослабленным выступанием носа. Женские черепа более короткоголовые, низкие и уплощенные, с более выраженным монголоидным компонентом. Черепа из Марийского Поволжья близки к нижнекамским, но имеют более низкий и профилированный лицевой скелет, а также более плоский нос. Женские черепа этой группы более широкоголовые и менее профилированные. Вятская группа азелинского населения представлена гипердолихокранными черепами с выраженными европеоидными чертами, особенно у мужчин. В женской части популяции присутствуют черепа смешанного морфотипа с монголоидными элементами[5].
Таким образом, мужские группы демонстрируют выраженные европеоидные черты, а женские — общие морфологические особенности, такие как ослабленная горизонтальная профилировка и несильное выступание носа. Это указывает на формирование физического облика азелинцев на общей генетической и этнокультурной основе. Тезис о морфологической неоднородности азелинской культуры получил статистическое подтверждение. В мужской серии завышены значения квадратического отклонения по многим признакам, тогда как женская часть выглядит более гомогенной. Мужская серия включает два морфологических компонента: умеренно долихокранный мезоморфный тип с ослабленным носом, близкий к женскому, и долихокранный резко европеоидный тип, связанный с пришлыми группами[5].
Для анализа этногенетических связей проведен канонический анализ мужских серий Восточной Европы и Западной Сибири. Извлечены три канонических вектора, отражающих около 100 % межгрупповой изменчивости. Первый вектор связан с шириной черепной коробки и орбит, второй — с высотой носа и черепа, третий — с углом выступания носа и шириной лица. Анализ показал, что все серии финала раннего железа характеризуются европеоидными типами. Монголоидный компонент незначителен. График первых двух векторов (более 86 % изменчивости) показывает долихомезокрантные группы с узкими орбитами слева и мезобрахикрантные серии с широкими орбитами и лицом справа. Серии с небольшой высотой носа находятся в нижней части поля, с большой — в верхней[5].
Формирование азелинцев происходило в основном за счет местного поволжско-приуральского компонента, что подтверждает их генетическую связь с пьяноборским этнокультурным массивом. Влияние западносибирских саргатских групп минимально из-за их морфологических различий. В азелинских племенах выделяется европеоидный компонент, вероятно, связанный с позднесарматскими миграциями из южных степей. Это объясняет появление некоторых культурных инноваций, таких как помещение лошадиных останков в могилу и искусственная деформация головы. Антропологические данные показывают, что физические особенности азелинцев сложились на основе пьяноборского пласта, а европеоидные черты отражают контакты с южными популяциями. Расширение источников по антропологии может уточнить этногенетические процессы в регионе[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Генинг В. Ф. Азелинская культура III—V вв. // Вопросы археологии Урала. — 1963. — Вып. 5. — С. 7—144.
- ↑ Матвеев Р. В. (дата обращения: 25.10.2025). История археологического изучения памятников азелинского типа // Вестник ТГГПУ. — 2012. — № 1.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Археология Среднего Поволжья. Казанский федеральный университет. Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Завьялов В. И. История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья : к проблеме этнокультурных взаимодействий. — Москва: Знак. — 262 с.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Газимзянов И. Р. Антропология населения азелинской культуры // Археология Волго-Уралья. — 2022. — С. 234—240.