Голдина, Римма Дмитриевна
Римма Дмитриевна Голдина | |
---|---|
Дата рождения | 10 ноября 1941 (83 года) |
Место рождения | с. Большая Соснова, Пермская область, РСФСР |
Научная сфера | археология |
Место работы |
|
Альма-матер | Уральский государственный университет |
Научный руководитель | В. Ф. Генинг |
Ученики | Л. Д. Макаров |
Награды и премии | заслуженный деятель науки Удмуртии (1991), заслуженный работник высшей школы РФ (2002), лауреат Государственной премии Удмуртии (2001) |
Ри́мма Дми́триевна Го́лдина (Вотинцева) (10 ноября 1941, Большая Соснова, Пермская область) — советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор. Директор Института истории и культуры народов Приуралья при УдГУ, руководитель Камско-Вятской археологической экспедиции УдГУ. Почётный гражданин Удмуртской Республики.
Биография
Римма Дмитриевна родилась 10 ноября 1941 году в селе Большая Соснова Пермского края, в большой, дружной и трудолюбивой семье. Отец Дмитрий Евдокимович Вотинцев, долгое время возглавлял крупный колхоз «Россия», мать Нина Павловна, школьная учительница географии[1].
Обучение и специализация
Пермский государственный университет
В 1958 году Римма Дмитриевна закончила школу с серебряной медалью и поступила на исторический факультет Пермский государственный университет. В 1959 году под руководством А. Д. Вечтомова участвовала в раскопках Гремячинского поселения-святилища в Среднем Прикамье. Во время раскопок в урочище «Красава» близ Перми ею был открыт первый памятник — поселение Заосиново VI. Методике поиска археологических памятников она училась у Ю. А. Полякова и В. А. Оборина. В годы учёбы научным руководителем Риммы Дмитриевны был профессор В. А. Оборин. Темой исследований был выбран Неволинского этапа ломоватовской культуры. Кроме археологии она интересовалась новейшей историей Европы, историей германского фашизма[2].
Уральский государственный университет
В 1961 году на пятом курсе Римма Дмитриевна получила приглашение от Владимира Фёдоровича Генинга перевестись в Уральский государственный университет. Время учёбы и работы в Уральской археологической экспедиции, возглавляемой В. Ф. Генингом, стало серьёзной профессиональной школой. Необходимость работы на разноплановых археологических объектах Зауралья и Западной Сибири формировала универсальные, многовекторные знания, позволяла совершенствовать полевую методику, возможность «чувствовать» памятник, культурный слой. Участие в хоздоговорных работах, самостоятельное руководство отрядами способствовали приобретению организационного опыта, который позднее ярко был реализован Р. Д. Голдиной в Удмуртии[3][4].
В 1961 году на историческом факультете нашего университета была утверждена специальность археология с получением государственного диплома. Инициатива принадлежала администрации факультета, а техническое решение было возложено на Владимира Фёдоровича Генинга, который в 1959 г. был принят на работу в университет. В том же году была набрана первая группа будущих археологов. Пермский университет специалистов-археологов не готовил. К тому же для Риммы открывалась возможность поступления в аспирантуру. Перевод был непростым и решался на уровне ректората с одной и другой стороны. Но Владимиру Фёдоровичу нужны были надежные помощники. Он начинал осваивать совершенно новый для него регион – Урал и Западную Сибирь, в отдельные уголки которого не ступала нога археолога. В силу этих обстоятельств молодая семья (Голдиных) сменила место жительства и учёбы. Параллельно с учёбой Римма работала лаборантом в археологическом кабинете факультета. Там и состоялось наше знакомствоИз воспоминаний С.Я. Зданович
В 1963 году она окончила 5 курс исторического факультета Уральского университета. Летом этого же года она была одним из руководителей раскопов Логиновского городища и могильника эпохи средневековья[4]. Также в этом году ей доверили самостоятельные раскопки с отрядом из 12 человек Фоминцевских курганов VI в до н. э. — начала н. э. в Бердюжском районе Тюменской области.
На Логиновском городище мы впервые оказались вместе со своими сокурсниками. Володя Голдин участвовал в экспедиции как волонтёр. Жили дружно и весело. Стремились вместе проводить вечернее время. Владимир Фёдорович пресекал наши вылазки и утро, как правило, начиналось с головомойки на тему, что наш образ жизни не позволяет нам плодотворно работать днём. Римма с Володей были замечательной и очень красивой парой – высокие по моим меркам и стройные. Лето стояло жаркое. Постоянной униформой Риммы был розовый купальник. Она загорела до черноты. Я пронесла через годы ее внешний образ, который сложился тогда – «античная амфора». Может потому, что, меняясь внешне, внутренне она осталась такой же – уверенной, волевой и доброжелательнойИз воспоминаний С.Я. Зданович
Полевой сезон 1964 года Римма Дмитриевна была руководителем раскопок поселения каменного века Кокуй I и раскопа на Кучум-горе Тюменской области[5].
В 1965 году она была назначена начальником отряда Уральской археологической экспедиции из 120 человек на раскопках городища Большой Лог в окрестностях Омска[5]. Памятник был сложностратифицированным, состоящим как минимум из трёх культурных слоев: позднего бронзового века, раннего средневековья VI—VIII вв. и позднего средневековья XV—XVI вв. Огромный раскоп в 1625 м² делился на девять условных частей, каждой из которых руководили «сахемы» — студенты УрГУ, специализировавшиеся по археологии. Они руководили группами рабочих-землекопов, вели полевую документацию (чертежи и дневники). Задача Голдиной состояла в том, чтобы контролировать ход работы, дисциплину, организовать быт отряда, то есть отвечать за всё. Римма Дмитриевна находилась постоянно в экспедиционном лагере. Но рядом, в омской гостинице, проживал В. Ф. Генинг, который почти каждый день появлялся на раскопе, осуществляя общий контроль[2].
Несладко пришлось от этого принципа летом 1965 г. Римме Дмитриевне. Она была назначена руководителем отряда на городище Большой Лог под Омском. Она тоже ждала ребёнка — свою Катю. Когда мне надоело сидеть одной возле мамы, я решилась, несмотря на плохое самочувствие, поехать в экспедицию. ...Вначале добралась до Большого Лога. Пришла в ужас: жара, ветра, выжженная степь, отвратительное питание. Отряд был больше 100 человек, большинство — девочки, рядом — воинская часть и постоянные незваные гости. За все отвечала Р. Д. Голдина. В. Ф. Генинг жил в Омске, в гостинице, на раскоп приезжал контролировать после обеда. Как Римма все это выдержала, до сих пор не понимаю. Конечно, это мелочи на фоне наших последующих достижений.Из воспоминаний С.Я. Зданович
Научная и экспедиционная деятельность
В 1967—1968 годы Римма Дмитриевна руководила отрядом из 200 человек на раскопе села Черноозерье Омской области. В 1969 году начались хоздоговорные работы Уральской археологической экспедиции в зоне предполагаемого затопления Нижнекамского водохранилища. она возглавляла Удмуртский отряд Уральской археологической экспедиции. Так Римма Дмитриевна в 1969—1971 годы проработала во главе отряда, состоявшего из студентов исторического факультета Удмуртского государственного педагогического института, в Каракулинском районе Удмуртской АССР.
В 1971 году Римма Дмитриевна успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье» в Ленинградском отделении Института археологии Академии наук СССР.
В 1972 году проректор Удмуртского государственного университета профессора-медиевиста В. Е. Майера приглашает её принять участие в конкурсе на должность старшего преподавателя для чтения курса «Основы археологии». Так в 1972 году на историческом факультете Удмуртского государственного университета начался новый этап в профессиональной карьере Р. Д. Голдиной. В 1973 году она создала в Удмуртском государственном университете Камско-Вятской археологической экспедиции, ставшей впоследствии на Урале крупнейшим научно-исследовательским центром. В 1974 году была открыта учебная специализация по археологии с широким привлечением для проведения консультаций, чтения лекций и спецкурсов ведущих специалистов из научных и образовательных центров страны. Впоследствии Р. Д. Голдина инициирует создание на историческом факультете кафедры археологии и истории первобытного общества (1991 году), а также открытие аспирантуры (1990 году). При её содействии был создан диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности археология и этнография (1993 году).
В 1973 году была создана хоздоговорная лаборатория археологических исследований, а в 1989 году Проблемная лаборатория[3].
В 1980—1997 годы проводились значимые для археологии Прикамья раскопки Тарасовского могильника на Средней Каме. Во многом на материалах Тарасовского могильника Р. Д. Голдиной была обоснована новая концепция формирования и развития пьяноборской историко-культурной общности III в. до н. э. — V в. н. э. Прикамья, включающей памятники Удмуртского Прикамья и прилегающие области Татарии, низовья р. Белой (чегандинская культура, в новой терминологии — тарасовская), среднее течение р. Белой (кара-абызская культура), Камско-Волго-Вятское междуречье (худяковская культура)[5].
В 1990 году Р. Д. Голдина успешно защитила докторскую диссертацию в Московском государственном у университете «Верхнее Прикамье во второй половине I тыс. н. э.». В 1999 году вышла монография, которая была удостоена Государственной премии Удмуртской Республики в 2001 году. С 1996 по 2014 годы Р. Д. Голдина руководит целой серией фундаментальных научно-исследовательских проектов в этом направлении, поддержанных Министерством науки и образования РФ. Были проведены 6 тематических конференций при участии ведущих научных центров, вузов Урало-Поволжья, России и международных партнеров из Украины, Молдовы, Венгрии, Италии, Австрии, Испании.
Среди её учеников — 4 доктора, более 30 кандидатов исторических наук.
Награды
- 1991 год — Заслуженный деятель науки Удмуртской республики.
- 2002 год — Заслуженный работник высшей школы РФ.
- 2001 год «Лауреат Государственной премии УР»[3].
Основные публикации
- Голдина Е. В., Голдина Р. Д. «Дальний импорт» Прикамья — своеобразное проявление процессов взаимодействия народов Евразии (VIII в. до н. э. — IX в. н. э.) // Голдина Е. В. Бусы могильников неволинской культуры (конец IV—IX в.). Ижевск: б/и, 2010. С.156-260.
- Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье / Науч. ред. В. Ф. Генинг. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 280 с.
- Голдина Р. Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа (по археологическим материалам) // Проблемы этногенеза удмуртов. Отв. ред. М. Г. Атаманов. Устинов, 1987. С. 6-36.
- Голдина Р. Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск: Удмуртия, 1996. 213 с.
- Голдина Р. Д. Тарасовский могильник I—V вв. на Средней Каме. Т. II / Науч. ред. В. А. Бернц. Ижевск: Удмуртия, 2003. 721 с.
- Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 422 с.
- Голдина Р. Д. Тарасовский могильник I—V вв. на Средней Каме. Т. I / Науч. ред. В. А. Бернц. Ижевск: Удмуртия, 2004. 318 с.
- Голдина Р. Д. Краткий очерк древней и средневековой истории народов Прикамья // Голдина Р. Д., Лещинская Н. А., Черных Е. М., Бернц В. А. Наследие народов Прикамья. Древности Прикамья из собраний Удмуртского государственного университета. Ижевск: б/и, 2007. С. 8-48.
- Голдина Р. Д. Неволинский могильник VII—IX вв. в Пермском Предуралье / МИИКВАЭ. Т. 21 / Науч. ред. Л. И. Липина. Ижевск: б/и, 2012. 472 с.
- Голдина Р. Д., Бернц В. А. Тураевский I могильник — уникальный памятник эпохи великого переселения народов в Среднем Прикамье (бескурганная часть) / МИИКВАЭ. Т. 17 / Науч. ред. Н. Ф. Широбокова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. 499 с.
- Голдина Р. Д., Водолаго Н. В. Могильники неволинской культуры в Приуралье / Науч. ред. В. Е. Майер. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 176 с.
- Голдина Р. Д., Кананин В. А. Средневековые памятники верховьев Камы / Науч. ред. А. А. Тронин. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 216 с.
- Голдина Р. Д., Колобова Т. А., Казанцева О. А., Митряков А. Е., Шаталов В. А. Тарасовское святилище раннего железного века в Среднем Прикамье / МИИКВАЭ. Т. 26 / Науч. ред. Л. И. Липина. Ижевск: б/и, 2013. 184 с.
- Голдина Р. Д., Красноперов А. А. Ныргындинский I могильник II—III вв. на Средней Каме / МИИКВАЭ. Т. 22 / Науч. ред. Л. И. Липина. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 364 с. № 3.
- Голдина Р. Д., Пастушенко И. Ю., Черных Е. М. Бартымский комплекс памятников эпохи средневековья в Сылвенском поречье / МИИКВАЭ. Т. 13 / Науч. ред. О. А. Казанцева. Ижевск, Пермь: б/и, 2011. 340 с.
- Голдина Р. Д., Пастушенко И. Ю., Черных Е. М., Перевозчикова С. А., Голдина Е. В., Перевощиков С. Е. Городище Лобач и его окрестности в эпоху средневековья / МИИКВАЭ. Т. 23 / Науч. ред. Н. Ф. Широбокова. Ижевск: б/и, 2012. 264 с.
- Голдина Р. Д., Сабиров Т. Р., Сабирова Т. М. Погребальный обряд Тарасовского могильника I—V вв. на Средней Каме. Т. III / МИИКВАЭ. Т. 29 / Отв. ред. Н. Ф. Широбокова. Казань, Ижевск: ИА АН РТ, Удмуртский университет, 2015. 297 с[3]
Семья
Муж — Голдин Владимир Николаевич (14.05.1938 — 08.06.2020) — прозаик, краевед.
Дочь — Голдина Екатерина Владимировна — (1966 год рождения) — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и культуры народов Приуралья Удмуртского государственного университета.
Муж — Прокопов Александр Васильевич.
От этого брака есть дочь[2][6].
Примечания
- ↑ А Ф Мельничук, Е. М. Ч. К юбилею Риммы Дмитриевны Голдиной // Российская археология. — 2012. — № 4. — С. 183.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Зыков, А. П. Начало блистательного пути (к юбилею археолога Р. Д. Голдиной) // Ежегодник финно-угорских исследований. — 2023. — Т. 13, № 1. — С. 97—105.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Лещинская Н.А., Черных Е. М. (дата обращения: 28.03.2024). Юбилей Риммы Дмитриевны голдиной // Поволжская археология. — 2016. — № 3.
- ↑ 4,0 4,1 Зданович, С. Я. О Римме Дмитриевне Голдиной, нашем выпуске и некоторых традициях археологической школы В. Ф. Генинга // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. — 2021. — № 2. — С. 111—122.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Лещинская, Н. А. Археология как призвание: к юбилею археолога Риммы Дмитриевны Голдиной // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 671—677.
- ↑ Камынин, В. Д. Когда мы были молодые // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. — 2021. — № 2. — С. 129—136.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |