Бахмутинская культура
| Бахмутинская культура железный век | ||||
|---|---|---|---|---|
| Локализация | Башкортостан | |||
| Датировка | V-VIII века н. э. | |||
| Носители | пермяне, сарматы | |||
| Тип хозяйства | скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, металлургия | |||
| Исследователи | А. В. Шмидт, В. Ф. Генинг, Н. А. Мажитов | |||
| Преемственность | ||||
|
||||
Бахму́тинская культура — археологическая культура эпохи Великого переселения народов, обнаруженная на территории современного Башкортостана, получила своё название по могильнику у деревни Бахмутино в Благовещенском районе Башкирской АССР, который расположен на реке Уфе. Эта культура была исследована археологом Алексеем Шмидтом в 1928 году. Географически культура охватывает регионы, где протекают реки Белая, Быстрый Танып, Кама и Уфа[1].
История открытия
Первый исследователь данной культуры, Алексей Шмидт, предположил, что бахмутинские племена в период с V по VIII века нашей эры расселились в северных районах Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Он выделил ряд устойчивых этнографических признаков, включая орнаментированную мелкими ямками глиняную посуду, коньковые и височные подвески, а также другие артефакты[1].
После Алексея Шмидта данная тема привлекла внимание множества археологов. Особую значимость имеют исследования Алексея Смирнова, который, проведя анализ всего накопленного материала по указанному могильнику, пришёл к выводу о возможности удревнения его ранней даты до V века нашей эры. Одновременно Алексей Смирнов отметил наличие в инвентаре некоторых могил множества архаичных предметов, датируемых первыми веками нашей эры. К таким предметам он отнёс проволочные бронзовые пряжки и красные пантовые бусы[1].
В период с 1958 по 1960 годы были раскопаны три могильника, в которых было вскрыто около 250 погребений. Также были изучены поселения с жилищами типа четырёхугольных полуземлянок. Результаты этих раскопок предоставили обширный фактический материал, значительно расширяющий наши представления об истории носителей бахмутинской культуры. На основе этих материалов была предложена новая периодизация бахмутинской культуры[2].
Новопетровское (также известное как Новопетрово-1) городище впервые упоминается в 1873 году в трудах Р.уфа Игнатьева . В 1950-е годы его осмотрел Анисим Шокуров . В 2005 году исследование провёл Ильдар Акбулатов[3][4].
Материальная культура
Орудия труда
Летообразные фибулы с пластинчатыми приемниками и фигурки медведя характерны для бахмутинской культуры. Женские украшения часто находятся в берестяных коробках сбоку костяков. Пряжки поясных ремней делятся на несколько типов: круглые без щитка с подвижными язычками, округлые с короткими овальными щитками, с треугольными или четырёхугольными щитками, и бронзовые В-образные. В ранних погребениях Бирского могильника мало глиняных сосудов, они найдены только в двух, аналогичных друг другу[3].
Материалы Бирского могильника делятся на раннюю (III—IV века) и позднюю (вторая половина IV—V века) группы. Ранние погребения содержат мелкие красные бусы, арбалетообразные фибулы и темно-синие стеклянные бусы. Датирующими предметами являются бронзовые пряжки с подвижными язычками, аналогичные пряжкам из Причерноморья. Каратамакский могильник (конец II—IV века) имеет особенности: коллективные захоронения с неустойчивой ориентацией и отсутствие сосудов. Инвентарь близок Бирскому могильнику, но по обряду он выделяется. Это связано с влиянием пьяноборской культуры, участвовавшей в формировании бахмутинской[5].
Поселения
При исследовании региона выделены археологические «кусты». Первый куст включает городище, четыре селища и некрополь вокруг Бирского могильника. Второй куст — шесть селищ и укрепленное поселение Пономарёвка-7. Южнее — восемь поселений. На правом берегу Белой — три городища и три селища. Изучена поселенческая структура для определения экономических зон. Зоны радиусом до 5 км оценены по интенсивности земледелия и скотоводства. Чтобы избежать перекрытий, применён метод полигонов Тиссена. На первом этапе выделены полигоны вокруг городищ, что позволило выделить условные кусты. Второй этап — создание сети полигонов для всех поселений[5].
Плотность археологических объектов подтверждает разновременность поселений у Пономарёвки и Таловки. Существование одного большого объекта маловероятно из-за слабой мощности культурного слоя. При создании экономических зон учитывался рельеф местности для определения оптимальных маршрутов. Программно рассчитывались участки с наиболее эффективным и быстрым передвижением, исключая водные преграды из-за отсутствия данных о способах их преодоления. Река Белая не являлась непреодолимым препятствием для местного населения, что подтверждается расположением поселений. В случае необходимости, можно было использовать альтернативный маршрут до укрепленного поселения, особенно зимой, когда река покрывалась льдом[5].
На основе площади поселений построен график, показавший «J-образное» распределение, схожее с теоретической моделью. Однако поселения Бирского микрорайона значительно превосходили теоретические размеры, что указывает на разновременные административные единицы[5]. Специфика фортификации бахмутинской культуры изучена на Какры-Кульском, Бажинском, Варьязском, Казакларовском-1, Петер-Тау и Сорвихинском городищах. На Казакларовском-1, Варьязском и Сорвихинском городищах обнаружены грунтовые насыпи с канавками, столбовыми ямками, золой, прокалом и камнями. На Петер-Тау найдены угольные остатки горизонтально уложенных жердей, но реконструировано как грунтовая насыпь. На Бажинском городище обнаружены мощные слои золы и угля, что указывает на дерево-земляное сооружение. На Какры-Кульском городище выявлена двухпанцирная дерево-земляная стена с бревенчатым укреплением по периметру. Это первый пример реконструкции укреплений бахмутинской культуры не в виде земляных насыпей[2].
Погребальный обряд
Ранние погребения, датируемые III—IV веками, включают около 40 захоронений. Все они характеризуются однотипными обрядовыми практиками. Умершие помещались в неглубокие (0,40-1 м) удлиненные могильные ямы с закругленными углами и вертикальными или слегка сужающимися стенками. Тела укладывались в деревянные гробы или на настилы, что подтверждают следы сгнившего дерева под костяками некоторых погребений[4].
Ранние захоронения Бирского могильника отличаются более скромным и однообразным инвентарем по сравнению с поздними. В основном это женские украшения. Височные подвески, характерные для бахмутинской культуры, встречаются более чем в половине погребений. Они имеют форму прямого стержня с крупным сомкнутым кругом на одном конце и крючком для подвешивания на другом. Стержень украшен спиральной обмоткой из тонкой бронзовой проволоки, а на нижний конец насаживается крупная стеклянная или пастовая бусина[4].
Почти в каждом погребении присутствуют ожерелья, выполненные из маленьких темно-синих и светло-голубых стеклянных бусин с золоченой поверхностью, а также мелких круглых и рубленых бусин из красной и светло-желтой пасты. Кроме того, в ранних погребениях широко распространены крупные рубленые бусины из белой известняковой массы и крупные округлые подвески с ушками по бокам или круглым отверстием в центре. Среди других предметов украшения в этих погребениях встречаются проволочные браслеты с заходящими или сомкнутыми концами, круглые серьги и арба[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Мажитов Н.А. Ранние памятники бахмутинской культуры // Вопросы археологии Урала. — 1962. — Вып. 2.
- ↑ 2,0 2,1 Колонских А. Г. Фортификационные сооружения Уразгильдинского городища бахмутинской культуры // Уфимский археологический вестник. — 2024. — Т. 24, № 4. — С. 697—707.
- ↑ 3,0 3,1 Колонских А. Г. Новые данные с поселений бахмутинской культуры в Уфимско-Бельском междуречье // Историко-культурное наследие. — 2024. — Т. 14, № 4. — С. 400—412.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Лейбова Н. А. Одонтологическая характеристика населения бахмутинской культуры по материалам Бирского могильника // XXII Уральское археологическое совещание : Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 300-летию первых археологических раскопок в Сибири и 85-летию со дня рождения Тамилы Михайловны Потемкиной. — 2022. — С. 196—199.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Колонских А. Г. Поселенческая структура населения бахмутинской археологической культуры на примере Бирского микрорайона // Уральский исторический вестник. — 2024. — № 4. — С. 92—99.