Авдеевская стоянка
| Авдеевская стоянка | |||
|---|---|---|---|
| 51°41′17″ с. ш. 35°47′20″ в. д. / 51.68806° с. ш. 35.78889° в. д. (G) (O) (Я) | |||
| Страна |
|
||
| Регион | Курская область | ||
| Город | Октябрьский район | ||
| Местоположение | деревня Авдеева | ||
| Статус |
|
||
Авде́евская стоянка — объект археологического наследия, стоянка позднего палеолита находится вблизи деревни Авдеева в Октябрьском районе Курской области, примерно в 40 километрах от Курска. Из-за сходства с костёнковскими стоянками в Воронежской области эту археологическую культуру называют костёнковско-авдеевской[1].
История изучения
Стоянка была открыта 18 июня 1941 года краеведом Владимиром Самсоновым. В тот день были найдены кости мамонтов — лопатки, рёбра, бивни, зубы, а также осколки кремня и готовые орудия из него[1].
Первые раскопки начал Михаил Воеводский, старший научный сотрудник Музея антропологии МГУ, в 1946 году. В 1947-1948 годах раскопки продолжила Деснинская экспедиция Института истории материальной культуры и Музея антропологии МГУ. С 1949 по 1953 год исследования вела совместная экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Музея антропологии МГУ под руководством Александр Рогачёва. Была выявлена овальная жилая площадка с ямами-полуземлянками по периферии и двумя очагами в центральной части[1].
С 1972 года, после 24-летнего перерыва, исследование Авдеевской стоянки возобновилось силами совместной экспедиции Научно-исследовательский института и Музея антропологии МГУ и Ленинградского отделения Института археологии АН СССР . В разные годы работами руководили Марианна Гвоздовер (1972-1991 годы), Геннадий Григорьев (1972-2011 годы), Евгения Булочникова (1985-2014 годы). В 1995 году были начаты работы по выявлению участков с насыщенным культурным слоем и более детальному изучению территории объекта. В результате было установлено значительное скопление культурных остатков, стратиграфически соответствующих слоям стоянки[1].
Местонахождение и датировка
Авдеевская стоянка расположена близ деревни Авдеева Октябрьского района Курской области, примерно в 40 километрах от Курска. Это место находится в западной части Среднерусской возвышенности. Стоянка расположена на правом берегу реки Сейм, на участке впадения в неё правого притока — реки Рогозна. Авдеевская стоянка находится к юго-востоку от деревни Авдеева[2].
Был проведён радиоуглеродный анализ материалов (зуб мамонта, костный уголь, кости). Учёным удалось собрать 35 дат, 19 из которых менее достоверно увязаны со стратиграфией. Почти все эти даты укладываются в промежуток 22-20 тысяч лет назад, одна дата из землянки «Ю» указывает приблизительно 23 тысячи лет назад. Это указывает на функционирование второго жилого комплекса в 22-20 тысяч лет назад, хотя его начало могло быть раньше. О первом жилом комплексе свидетельствуют две даты приблизительно 18-16 тысяч лет назад. Возможно, они отражают временной разрыв между комплексами. Местность заселялась в разные периоды не единожды[2].
Материальная культура
Поселение
Примерно 22 000-23 000 лет назад существовало поселение, которое представляло собой овальную площадку площадью около 800 квадратных метров. Оно состояло из семи жилищ-полуземлянок, которые были расположены по краям жилой площадки. Жилища были сооружены из костей мамонта и жердей, напоминая современные чумы на Крайнем Севере России или вигвамы у индейцев. Внутри жилищ или рядом с ними обязательно находилась землянка-кладовка, где хранили вещи и некоторые продукты. Между жилищами располагались восемь ям, которые служили для хранения пищевых и хозяйственных припасов[2]. Было обнаружено и изучено 2 жилищно-хозяйственных комплекса — Авдеево 1 (Авдеево старое) и Авдеево 2 (Авдеево новое), расположенных на расстоянии около 30 метров друг от друга[1].
Оба авдеевских жилых объекта по своим характеристикам схожи с комплексами Костёнок 1/I и нижними горизонтами Зарайской стоянки. Дискуссии продолжаются относительно возможности их хронологического разделения. Ещё Александр Рогачёв указывал на неоднократное заселение мыса, где расположен памятник. Александр Москвитин впервые зафиксировал и описал мерзлотные нарушения культурного слоя Авдеева, что свидетельствует о сосуществовании его обитателей с вечной мерзлотой[2].
Каменная индустрия
Сырьё для изготовления каменных орудий авдеевцы и костенковцы добывали далеко от своих стоянок. На стоянки приносили желваки, пренуклеусы и плитки кремня. Экономно расходовали высококачественное сырьё: низкий процент нуклеусов и высокий процент орудий (10,9-12,4 %, на отдельных участках до 30 %)[3]. Каменные орудия Авдеевской стоянки имеют сходство с орудиями Костёнок 1/I и Зарайской стоянки. Устойчивое количественное соотношение категорий орудий: наконечники с боковой выемкой составляют 6,5-12,5 %, пластинки с притуплённым краем — 8,5-10 %, ножи с подтёской концов — 10-27 %, скребки малочисленны. Ни одна категория орудий не является преобладающей. Высокий процент сколов оживления орудий[4].
На Зарайской стоянке, расположенной ближе к источникам кремня, процентное соотношение кремнёвых изделий и их насыщенность в культурном слое отличаются от Костёнок 1/I и Авдеева. Однако Зарайская стоянка является ближайшим аналогом Авдеевской по типологическим характеристикам каменных орудий и особенностям символической деятельности. Виллендорфско-костёнковская культура существовала на протяжении нескольких тысячелетий в бассейне Оки, на Среднем Дону и Сейме[2][5].
Костяная индустрия
На Авдеевской стоянке среднего верхнего палеолита обнаружена богатая коллекция изделий из кости и бивня. Среди них — орудия труда, охотничье вооружение, функционально неопределённые предметы, украшения, предметы искусства и головные обручи[6].
К орудиям труда относятся тёсла из бивня, лощила и лопаточки из рёбер, острия из трубчатых костей и бивня, игольники из длинных полых костей крыльев птиц, а также наконечники копий из бивня. Охотничье вооружение представлено длинными и короткими наконечниками, изготовленными из бивня мамонта. Функционально неопределённые орудия включают конусообразные заострённые изделия и «шарики с шипом». Украшения найденные на стоянке — это диадемы и браслеты из бивня, подвески из зубов песца и волка, а также когтевидные подвески[6].
Среди предметов искусства выделяются орнаментированные фаланги и метаподии животных. Головные обручи вырезались из тонких костяных пластин и имели продолговатые отверстия на концах для продевания ремешка. Особенностью костяной индустрии Авдеевской стоянки является высокое количество орнаментированных орудий, некоторые из которых декорированы изображениями людей и животных[6].
Костяной инвентарь Авдеевской стоянки в основном совпадает с находками из Костёнок 1/I Марианна Гвоздовер отмечает, что «сходство в деталях изделий настолько велико, что любое из них можно было бы… переместить из одной коллекции в другую, и оно выглядело бы там „своим“, неотличимым от других…» . Хотя некоторые различия существуют, они незначительны. Например, головки лопаточек из Авдеева иногда более декоративны по сравнению с аналогичными предметами из Костёнок 1/I. При исследовании было обнаружено сходство между коллекциями костяных изделий из Авдеева и Зарайска. В частности, имитация метаподиев зайца и волка с нанесенным орнаментом, вырезанные из бивня мамонта. Такие находки были известны только из первого жилого комплекса Авдеева[6].
Искусство
Классификация Марианны Гвоздовер выделяет четыре типа восточноевропейских палеолитических статуэток. В Авдеево обнаружены статуэтки костёнковского, авдеевского и обобщенного типов, а статуэток гагаринско-хотылёвского типа не найдено. Особенности статуэток отражают индивидуальные черты женщин, такие как полнота, худоба, осанка, форма таза и другие. Индивидуализация проявляется в деталях фигуры и орнаментике, которая может изображать украшения, татуировки, прически или головные уборы. Предполагается, что статуэтки передают различные физиологические состояния женщин, включая беременность. Большинство статуэток изображено в канонической позе: наклонная голова, сложенные под грудью руки, бедра до колен сведены, икры раздвинуты, носки соединены и вытянуты. Позы могут варьироваться, но всегда остаются в рамках общего канона. Марианна Гвоздовер считает, что статуэтки изображают конкретных женщин, а не абстрактные символы, и воплощают персонифицированные образы соплеменниц древних мастеров[2].
В археологической литературе неоднократно отмечалось, что Авдеевская стоянка является почти полным аналогом Костёнок 1/I. Однако это сходство становится менее очевидным, когда речь заходит о зооморфных скульптурах. Например, знаменитая авдеевская фигурка мамонта из кости не имеет аналогов в Костёнках 1/I. Две другие скульптурные фигурки мамонта из Авдеево, выполненные из песчаника, стилистически ближе к фигуре из Елисеевичей, чем к предельно стилизованным статуэткам костёнковского круга[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Кандинов М. Н., Янюшкина А. С. (дата обращения: 24.10.2025). Пространственное распределение продуктов первичного расщепления кремнёвого сырья на Авдеевской позднепалеолитической стоянке // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. — 2016. — № 3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Аникович М. В. Глава 4. Виллендорфско-костёнковская археологическая культура в долине Сейма: Авдеевская стоянка // Человек и мамонт в палеолите Европы. — 2019. — С. 68—93.
- ↑ Колесник А. В. «Клады» кремневой продукции верхнепалеолитической стоянки Авдеево на Сейме // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. — 2018. — № 3. — С. 141—152.
- ↑ Демещенко С. А. Лопаточки Костенковско-Авдеевской культуры (технико-морфологический и трасологический анализ) // Современные экспериментально-трасологические и технико-технологические разработки в археологии : Тезисы докладов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Сергея Аристарховича Семенова, Санкт-Петербург, 30 января – 05 2000 года. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории материальной культуры Российской академии нау. — 1999. — С. 46—49.
- ↑ Моргунов Ю. Курские венеры. Курская правда. Дата обращения: 24 октября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Громадова Б. Мамоны из села Костёнки. Орнаментации костяных и бивневых изделий костёнковско-авдеевской культуры // Родина. — 2012. — № 5. — С. 48—50.