Окуневская культура

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Окуневская культура
Ранний бронзовый век
В составе уйбатский этап, черновский этап, разливский этап
Географический регион Южная Сибирь, Хакасия, Тыва, Красноярский край
Локализация Хакасско-Минусинская котловина
Типовой и другие памятники Тас-Хааза, Черновая VIII, Бельтыры, Уйбат III, Уйбат V
Датировка XXVIXVII вв. до н. э.
Тип хозяйства скотоводство, охота, рыболовство, металлургия
Исследователи С. А. Теплоухов, Г. А. Максименков, А. Н. Липский, М. Н. Комарова, А. В. Поляков, И. П. Лазаретов
Преемственность
Афанасьевская

Ямная
Катакомбная
Бойсмановская

Карасукская

Андроновская
Лугавская культура

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

О́куневская культу́ра — южно-сибирская археологическая культура существовала в бронзовом веке, примерно с XXV по XIX век до нашей эры. Она была распространена на территории Минусинских степей на реке Енисей и в Алтайском крае (современные Хакасия и Красноярский край).

Название культуры происходит от места, где были найдены первые артефакты — урочища Окунев улус, расположенного на юге Хакасии. В 1928 году археолог С. А. Теплоухов провёл раскопки могильника этой культуры в этом месте[1][2].

История исследования

Первоначально С. А. Теплоухов выделил окуневский этап афанасьевской культуры, связав его с пришлым монголоидным населением (афанасьевцы — европеоиды). В 1960-е годах ученик М. П. Грязнова Г. А. Максименков выделил памятники этого типа в особую культуру.

Учёные считают окуневскую культуру одной из самых ярких культур эпохи ранней бронзы во всей Северной Евразии благодаря своему искусству — петроглифам и антропоморфным каменным изваяниям высотой до 4 м[1].

Материальная культура

Керамика

Окуневская керамика лепная, в отличие от афанасьевской плоскодонная, баночной формы, слабо профилирована, со сплошной орнаментацией тулова, часто орнаментированы и дно, обрез венчика, и орнаментация заходит внутрь сосуда. Сделана она зубчатым штампом или палочкой, мотивы орнамента — шахматные узоры, зигзаги и серии ямок. Горшки с монотонной орнаментацией поверхности встречаются на всём протяжении окуневской культуры. Гораздо интереснее выглядят сосуды с зональной орнаментацией, у которых выделена особым декором подвенчиковая и придонная часть. Важным индикатором раннего возраста комплексов можно считать присутствие на керамике украшения в виде ряда «жемчужин», выдавленных под венчиком с внутренней стороны сосудов. Венчик нередко обведён пояском ямок изнутри сосуда, выступавших бугорками снаружи. В числе сосудов есть и так называемые курильницы — чаши с небольшим отделением («карманом») внутри, схожие с такими же курильницами афанасьевской культуры[1][3].

Орудия труда

Как и в неолите, наконечники стрел и копий делали из кремня, как и топоры. Однако в металлургии, где главным был сплав меди с мышьяком, литьё применялось не только для выплавки бронзы (то есть для сплавов), но и в выделке изделий (вдобавок к ковке) — это говорит о сравнительно высоком уровне металлообработки (литьё в формах с сердечником). Из бронзы делали проушные топорики и втульчатые наконечники копий. Кинжалы изготовлены из оловяннистой бронзы[1].

В поздних памятниках окуневской культуры появляются стеатитовые фигурки и костяные пластинки с изображениями женских лиц. Они приурочены к захоронениям детей и подростков. Ещё одна категория предметов, часто встречающихся в памятниках — костяные остроги. Они представлены двумя разными типами изделий. У двусоставных зажимных острог каждая половинка с внешней стороны серповидно выгнута, а с внутренней стороны имеются зубцы (от 2 до 7). На наружной части черенков сделаны плечики для крепления орудия в древке.

Встречаются иглы для вязания сетей — костяные пластины длиной 16—18 см, удлинённо-овальной формы с закруглённо-заострёнными концами. На их притуплённом конце имеется отверстие для крепления нити. Похожие изделия, но только без отверстий обнаружены в могилах. При ширине в 2—3 см эти пластины могли достигать длинны в 55 см. Причём чаще всего они встречаются парами. Отсутствие отверстия для крепления нити, запредельные размеры, парность этих изделий указывают на совершенно иное назначение данной категории ранних предметов. Вопрос об их реальной функции пока остаётся открытым.

Двулезвийные металлические ножи окуневской культуры подразделяются на два отчётливо выраженных типа: бесчерешковые и с выделенным насадом. У самых ранних экземпляров ножей черешок обычно узкий, относительно длинный, а иногда и приострённый. Со временем он становится всё более широким, коротким, а затем и вовсе исчезает. Окончательный переход от черешковых ножей к листовидным изделиям без выраженного насада произошёл, вероятно, в финале лебяжинского, начале черновского хронологического горизонта. Окуневские кинжалы отличаются от ножей удлинёнными пропорциями, ромбическим сечением клинка, широким и коротким трапециевидным насадом. Иногда, на боковых гранях в нижней их части делались насечки для лучшего крепления в деревянной рукояти. В период существования культуры они практически не менялись. Другие категории инвентаря окуневской культуры либо встречаются в единичных экземплярах, либо не демонстрируют каких-либо отчётливых тенденций развития во времени[3].

Хозяйственная деятельность

Окуневцы были преимущественно скотоводами. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот. На быках (волах) также и ездили. Повозки были двух- и четырёхколесные. Это обеспечивало подвижность населения, необходимую для сезонной смены пастбищ. Поселения же были не очень долговременными, с небольшим культурным слоем, и их находят редко. Похоже, что окуневцы были более привязаны к небольшим каменным укреплениям, расположенным на горах (хакасы называют их све). О земледелии свидетельствуют каменные мотыги, плиты-зернотёрки и песты, жатвенный серп (лезвие из меди, рукоять роговая) Однако сохраняло своё значение и неолитическое наследие — рыболовство и охота. Охота занимала в жизни окуневцев такое место, как ни в одной другой культуре степей[1].

Погребения

Основным источником знаний о культуре являются погребения. Могильники состоят из одного или нескольких курганов, встречаются бескурганные — вместо них каменные оградки. Нередко для погребения использовались старые афанасьевские погребальные комплексы. Окуневская погребальная традиция отличается от афанасьевской. В отличие от афанасьевских могил, могильная яма окуневцев небольшая, тесная. Окуневские курганы в нашем современном представлении отчётливо распадаются на две категории: ритуально-погребальные ограды и ограды-кладбища. В первом случае с уровня погребённой почвы строилась только одна центральная могила. Над ней возводилось солидное куполообразное сооружение из плит или грунта, но с каменной облицовкой. Надмогильное сооружение и углы ограды часто соединялись диагональными каменными кладками. Затем строилась курганная насыпь, придававшая сооружению законченный облик. В дальнейшем в неё могли впускаться дополнительные могилы, но их хронологический статус и соотношение с центральным захоронением всегда остаётся неопределённым. От момента сооружения кургана и до оформления впускных захоронений могло пройти как несколько лет, так и несколько столетий[3].

Погребённый лежал на спине, ноги подняты в коленях, а под голову подложена каменная плитка. Лицо и тело покойника покрыты красной охрой. Нет коллективных захоронений, наличных у афанасьевцев. Но парные или совместные есть: иногда в одном ящике размещён один мужчина с одной-двумя женщинами (по-видимому, они его сопровождали в мир иной — как в катакомбных культурах). На черепах бывают следы трепанации. Встречаются захоронения, где с одним погребённым находилось несколько черепов. Встречаются также захоронения в катакомбах (что, возможно, подтверждает связь с катакомбными культурами).

В могилу помещали глиняные сосуды с пищей и другие вещи, а также кости животных и птиц, явно не пищевого назначения. Культовых предметов много. Каменные и костяные подвески: фигурки медведя, головки лося, птицы, луновидные подвески. Костяной жезл увенчан головой медведя, который пожирает барана. На ритоне (сосуд для питья) изображены бычьи рога[1][3][4][5].

Окуневское искусство

К окуневской культуре причисляют памятники первобытного искусства, но большинство исследователей, начиная с Э. Б. Вадецкой, считают её частью окуневской культуры. Основанием для этого является находка маленькой статуэтки, похожей на монументальные изображения в окуневском погребении. Но статуэтка может быть афанасьевской.

Я. А. Шер, Л. Р. Кызласов и Л. С. Клейн считают, что «окуневское искусство» древнее, чем окуневская культура. Ярким характером окуневского искусства являются каменные изваяния — стелы с высеченными на них изображениями. Вадецкая приняла их за антропоморфные личины, но сейчас это мнение не общепринято. На изваянии может быть изображена пасть хищника, быки и солярные знаки, которые могут быть истолкованы как символ космоса.

С. В. Киселёв истолковал лики с «головным убором» как изображения дракона (головой книзу, а извивающееся тулово расположено кверху хвостом, как нередко бывает в Китае). Клейн отметил, что три глаза и рога характеризуют образы богов в ранней индоевропейской мифологической традиции, в частности в индоарийской и греческой. В последней фиксируется и круглоглаз (родственный Зевсу киклоп).

Похоже, что изваяния уходят в IV тысячелетие, глубже афанасьевской культуры, потому что на некоторых памятниках видно, что её стилю изображений эти изображения предшествуют. Их в свою очередь минимум два стиля, расчленённых во времени: один — быкообразные лики с тремя глазами, другой — солнцеликие фигуры с перспективным показом (развёрткой) зачёсанных назад прямых волос. Лики первого типа — на торце стелы в нижней её части (дракон?), глаза круглые, лики второго — в верхней части стелы на плоской стороне, часто с женскими признаками, глаза ямками. Первый стиль — барельефный, второй — скульптурно-графический[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Окуневская культура. Генофонд.рф. Дата обращения: 8 июля 2024.
  2. С. А. Теплоухов. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края. (В кратком изложении) // МЭ. — 1929. — Т. IV, № 2. — С. 41—62.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Лазаретов И. П. (дата обращения: 08.07.2024). Хронология и периодизация окуневской культуры: современное состояние и перспективы // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — № 4.
  4. Поляков А. В. Поминальное сооружение окуневской культуры на озере Итколь // Древние культуры Евразии : Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения А. Н. Бернштама. — 2010. — С. 75—80.
  5. Грязнов М. П. Окуневская культура // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. — 1979. — С. 27—28.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!