Карасукская культура
Карасукская культура Эпоха бронзы и железа | ||||
---|---|---|---|---|
Географический регион | Южная Сибирь и Казахстан | |||
Датировка | XIII—IX вв. до н. э. | |||
Носители | праенисейцы | |||
Тип хозяйства | комплексный | |||
Исследователи | И. П. Кузнецов-Красноярский, С. А. Теплоухов, С. В. Киселёв, М. П. Грязнов, В. П. Алексеев, Н. Л. Членова | |||
Преемственность | ||||
|
Карасу́кская культура — археологическая культура позднего бронзового века Южной Сибири и Казахстана, последний из трех этапов в созданной в 1920-е годы периодизации С. А. Теплоухова для бронзового века Сибири[1].
История исследования
Карасукская культура, изначально обнаруженная на территории Хакасо-минусинской котловины, благодаря усилиям исследователей в 1950 — 1970-х годах превратилась в «культурную и этническую общность», «общность культур карасукского типа» и «карасукский мир». Это было сделано на основе сходства керамики, бронзовых изделий и погребальных обрядов, аналогично тому, как были выделены широко распространённые культурно-исторические общности, такие как андроновская и скифо-сарматская.
Локализация и хронология
Культура датируется концом II — началом I тыс. до н. э. Названа по эпонимным памятникам на реке Карасук в Минусинской котловине (Хакасия). Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского моря, захватывая Северный Китай. М. П. Грязнов выделил особый, поздний этап карасукской культуры — каменноложский (по Каменному Логу у села Батени). Теперь в карасукской культуре выделяют две традиции — классическую и лугавскую (каменноложскую). Вообще понятием карасукской культуры покрываются многие группы памятников, но с течением времени из них стали выделяться самостоятельные культуры, например в Западной Сибири — ирменская (названа по селу на Оби).
Материальная культура
Керамика
Основные типы карасукской керамики — это сосуды с уступом в месте перехода от плечиков к шейке или с имитацией уступа резной линией. Обычно это приземистые горшки с низким центром тяжести и уплощённым или круглым дном. Иногда на них можно увидеть орнамент, нанесённый резными линиями или зубчатым штампом. Такое разнообразие основных признаков связано с тем, что сосуды этого типа развивались на протяжении длительного времени. Их развитие можно проследить по горизонтальной стратиграфии. Кроме ключевого признака — уступа — можно выделить несколько других элементов, которые динамично изменялись со временем. Каждый из этих элементов имеет хронологическое значение в рамках данного типа керамики.
Во-первых, на ранних захоронениях посуда с уступом встречалась гораздо чаще, чем неорнаментированная. С течением времени в могилы всё реже попадали сосуды с уступом и дополнительным орнаментом.
Во-вторых, дно сосудов становилось из уплощённого круглым. В ранних курганах вся посуда имела плоское дно, потом оно становилось округлым, и больше всего такой керамики было на периферии могильника.
В-третьих, постепенно уменьшалась высота венчика над уступом — от 3 до 7 см, а затем до 2-3 см. Эти процессы шли параллельно, но неравномерно.
Причина такого подхода заключается в том, что форма дна сосуда не всегда восстанавливается, а между круглой и уплощённой формой дна нет чёткой границы. Высота венчика также не подходит на роль качественного критерия, так как она зависит от размеров сосуда. Введение сложных коэффициентов, например, отношения высоты венчика к высоте сосуда, неоправданно затруднит использование типологии[2].
Хозяйственная деятельность
Раскопано и несколько поселений, преимущественно каменноложских. Жилища в основном землянки. Хозяйство складывалось главным образом из скотоводства с примитивным земледелием. В стаде преобладал крупный рогатый скот, значит отгонным скотоводство вряд ли было. В карасукское время лошадь видимо уже используется для верховой езды. Зафиксированы торговые связи с Китаем[1]. При раскопках поселений, был собран остеологический материал. Его анализ показал, что жители занимались не только скотоводством, но и охотой. Встречаются кости косуль, кабанов, куланов и другие[3].
Погребения
Культура известна в основном благодаря могильникам. Там были найдены захоронения в каменных ящиках под курганами. Всего известно более 2000 таких захоронений. В разных районах ящики имели разную форму: прямоугольную или трапециевидную. В больших могильниках ящики примыкали друг к другу, образуя целые структуры. В головах умерших ставили глиняные сосуды, а на деревянной подставке размещали куски мяса с костями — всегда определённые части туши по ритуалу.
Судя по погребальному инвентарю, вооружением воинов карасукской культуры были копья с бронзовыми прорезными наконечниками и бронзовые колющие мечи. Также в могилах встречались кинжалы, ножи, лапчатые подвески, бусы, бляхи и пуговицы. Рукоять кинжала была расположена под углом по отношению к лезвию, а конец рукояти был оформлен литьём в виде головки козла, барана или лося. Эти реалистичные и искусно сделанные изображения можно рассматривать как предшественников скифского искусства, так как они сильно отличаются от грубо схематичных рисунков на каменных плитах могил[4][1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Карасукская культура . Генофонд.рф. Дата обращения: 8 июля 2024.
- ↑ Поляков А. В. Типология керамики из погребений классического этапа карасукской культуры / А. В. Поляков // Могильник Кюргеннер эпохи поздней бронзы Среднего Енисея. — 2010. — С. 70—82.
- ↑ Лурье В. М. Остеологические материалы из поселений карасукской культуры // Актуальная археология 4. Комплексные исследования в археологии. — 2018. — С. 202—205.
- ↑ Грязнов М. П. Карасукская культура // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. — 1979. — С. 29—39.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |