Алакульская культура
Алакульская культура Бронзовый век | ||||
---|---|---|---|---|
В составе | Андроновской культуры | |||
Локализация | от Зауралья до междуречья Ишима и Иртыша на востоке и до Средней Азии — на юге | |||
Типовой и другие памятники | Чистолебяжский, Хрипуновский могильники | |||
Датировка | конец III — начало II тысячелетия до н. э. | |||
Преемственность | ||||
|
Ала́кульская культура — археологическая культура бронзового века. Датируется XVI—XIII веками до н. э. Названа по могильнику около озера Алакуль (Курганская область). Распространена от Зауралья до междуречья Ишима и Иртыша на востоке и до Средней Азии — на юге. На территории Башкортостана памятники алакульской культуры локализуются в бассейне рек Миасс, Сакмара, Урал[1].
История открытия
Алакульская культура входит в состав Андроновской культурно-исторической общности. В 1927 году памятники андроновской культурно-исторической общности были открыты Г. А. Теплоуховым в Минусинской котловине.
Исследования показали, что андроновская культура неоднородна и состоит из двух групп: фёдоровской и алакульской. К. В. Сальников в 1951 году предложил концепцию, согласно которой эти группы существовали в разное время. Первый этап андроновской культуры был назван фёдоровским и датирован серединой и второй половиной II тысячелетия до нашей эры. Алакульский этап был отнесён к XI—IX векам до нашей эры, а замараевский — к VIII—VII векам до нашей эры. Эти даты постепенно уточнялись.
Дальнейшие исследования показали, что алакульская культура распространена в основном в западной части андроновского региона.
История изучения алакульской культуры насчитывает несколько этапов. Алакульский могильник был открыт в 1938 году, когда было насчитано 66 курганов. К моменту исследования часть курганных насыпей уже была уничтожена распашкой, часть повреждена кабелем связи.
Следующий этап исследования Алакульского могильника датируется 1969 годом. За тридцать один год, прошедший со времени работ, могильник претерпел изменения. К северу от тракта Челябинск — Курган был проложен кабель, повредивший насыпи курганов. Отмечалось продолжение распашки территории могильника и разрушение его дорогой. В центре одного из курганов была зафиксирована грабительская яма. С 1998 года практически вся площадь могильника активно распахивается. С 1999 по 2003 годы могильник исследовал С. Н. Шилов. На начало исследования фиксировалось лишь 10 мало заметных всхолмлений.
Весной 2004 года был проведён научно-практический семинар по сохранению, охране и популяризации памятника археологии «Алакульский могильник», по итогам которого была составлена резолюция о прекращении всех видов хозяйственного освоения территории могильника.
На 2017 год распашка могильника всё ещё не прекращена. От прибрежной лесной линии на территорию могильника стал активно наступать молодой лиственный лес, который наносит больший ущерб, чем распашка. Сложилась ситуация, когда остановка распашки приведёт к ещё большему разрушению памятника.
С момента ликвидации большей части насыпей определение планиграфии могильника стало затруднительной. В этих условиях с 1999 по 2003 год раскопки курганов проводились экспедицией с условной привязкой, на основе сводного плана раскопок, адаптация которого под современное состояние была приблизительной. Была сохранена нумерация курганных насыпей, и исследовался могильник уже как грунтовый, поселенческой методикой[2][3].
Локализация и хронология
Алакульская культура распространена от Зауралья до междуречья Ишима и Иртыша на востоке и до Средней Азии — на юге. Можно сказать, что это основная культура эпохи бронзы азиатской части Северной Евразии, но единого мнения по вопросу её происхождения нет. Алакульская культура датируется XV—XIII вв. до н. э.[1].
Материальная культура
Керамика
Наиболее значительные керамические комплексы были обнаружены при исследовании поселений Новоникольское I, Явленка I и могильника у села Семипалатное. Отдельные сосуды и их фрагменты также были найдены в могильниках Боган-Ата, Бурлук I, а также в могильнике и культовом месте у села Петровка. Этот тип керамики характеризуется горшечной формой сосудов с чётко выраженным уступчиком, который отделяет шейку от тулова. Некоторые горшки имеют небольшой выступ по середине шейки, из-за чего её профиль выглядит как две дуги. В комплекс также входит большая группа банок, а острорёберные сосуды встречаются реже.
Техника изготовления этой керамики отличается высоким мастерством: стенки тонкие (5—8 мм), хорошо обожжены, с примесью мелкого песка и шамота. Орнамент нанесён тремя зонами: по шейке, плечикам и часто у дна. В нижней части шейки сохраняется неорнаментированная полоса.
Эталоном, характеризующим алакульскую керамику Северного Казахстана, может служить комплекс из 56 сосудов, найденных в могильнике у села Семипалатное, который состоит из шести курганов с земляными насыпями. Сосуды описанных форм украшены гребенчатым или прочерченным орнаментом, с некоторым преобладанием последнего. Из геометрических узоров наиболее распространены равнобедренные треугольники, заштрихованные наклонными линиями, ступенчатые узоры и ромбы. Более 50 % посуды украшено горизонтальным зигзагом, а 30 % — «шагающим» штампом[4][5][6].
Орудия труда
Орудия труда Алакульской культуры представлены серпами, ножами-кинжалами, шильями, крюками, иглами, скобами и слитками.
Серпы на территории Среднего Притоболья имеют изогнутую асимметричную спинку и лезвие без выделенного черенка. Они были отлиты из чистой меди и доработаны холодной ковкой с промежуточными отжигами для удаления пороков литья, растяжки и заострения лезвия.
Ножи двулезвийные листовидной формы были отлиты из низколегированной оловянной бронзы в глиняной форме, а затем доработаны ковкой для удаления пороков литья и заострения лезвийной части. Ковка велась вхолодную при достаточно высоких степенях обжатия металла. Выделяются два типа ножей: с черенком, расширяющимся к окончанию, и со слабо выраженным перекрестием (найден в петровских и сеймо-турбинских материалах); с чётко выраженной нервюрой и перекрестием (соотносятся со срубной и алакульской металлообработкой). Встречаются крючки для рыбной ловли, шилья, иглы[7].
Слитки — ценный источник информации, поскольку является свидетельством наличия металлургической деятельности. В материалах памятников алакульской культуры Притоболья обнаружено 9 экземпляров в поселениях Камышное 1, 2, Ук 3 и могильниках Верхняя Алабуга и Алакульский. Они различны по своему химическому составу и отлиты как из чистой меди, так и из оловянной, мышьяковой бронзы, медно-оловянно-свинцового и медно-оловянно-мышьяковых сплавов. Таким образом, орудийный набор алакульских памятников Среднего Притоболья достаточно стандартен, однако обращает на себя внимание отсутствие крупных орудий труда и предметов вооружения, таких как топоры, тёсла, пилы, наконечники копий, характерных для предшествующих культур — синташтинской и петровской. Возможно, это связано с частыми военными столкновениями на данном отрезке древней истории, в то время как алакульская эпоха характеризуется относительной стабильностью. Так, например, исчезают оборонительные сооружения вокруг поселений[7].
Тигли — специализированные ёмкости для плавки металлов и сплавов, изготавливавшиеся из огнеупорных материалов или глины. Тигли были найдены на поселении Кудук-сай и Еленовка I, где также были обнаружены фрагменты сопла со следами ошлаковки. Сопла, крепившиеся на выходном отверстии горнов, имели форму глиняных цилиндров. На поселении Кудук-сай также было найдено целое сопло цилиндрической формы с примесью медной руды. Литейные формы изготавливались из огнеупорных материалов и использовались для получения отливок металлических изделий[7].
Наковальни — кузнечные инструменты, которые применялись в свободной ручной ковке. Их изготавливали из массивных каменных валунов с плоской поверхностью. На территории Восточного Оренбуржья встречаются разные типы наковален: плоские доски со скруглёнными краями и подквадратные плиты с уплощённой рабочей поверхностью.
Как и орудия горного дела, кузнечные приспособления изготавливались из подручных материалов, а именно из камней, близких по очертаниям к наковальням, которые в дальнейшем дорабатывались. Данная техника изготовления была обусловлена их применением для ковки и правки изделий из металла, для чего тщательная обработка не требовалась.
Для изготовления орудий труда горняков и металлургов использовались наиболее доступные материалы в регионе: камень и глина. Все изделия имели архаичный облик, что отражает весь цикл металлопроизводственной деятельности, что позволяет сделать вывод о выделении особых групп в среде населения Уральско-Мугоджарского региона, которые занимались добычей медного сырья, его переработкой и изготовлением конечной продукции в виде металлических изделий[8].
Хозяйственная деятельность
Данных о планировке и размещении алакульских поселений мало. Е. Е. Кузьмина выделила первый тип планировочного решения с линейным расположением домов вдоль реки. Г. Б. Зданович отмечал смену регулярной планировки укреплённых на хаотичную застройку неукреплённых поселений, но Т. М. Потёмкина зафиксировала сохранение оборонительных сооружений на поселении Камышное II. А. В. Епимахов отмечал явную трансформацию в планировке и существенные колебания размеров построек.
Синташтинские укреплённые поселения показали, что все постройки на их территории возводились строго по плану, с предварительной разметкой. Это было возможно только до возведения стен. Укреплённое поселение Каменный Амбар свидетельствует о том, что посёлок строился с расчётом на большее количество построек. Но затем произошло его сокращение. Эти данные говорят о распространении практики предварительной разметки плана посёлка. Практика предварительной разметки сохраняла своё значение и на алакульском этапе.
Ряд свидетельств единовременного возведения построек: устройство колодцев по одной осевой линии, параллельное расположение построек на расстоянии 70—90 см друг от друга на поселении Звягино-4, три постройки, расположенные параллельно на поселении Большая Берёзовая-2. На поселении Большая Берёзовая в постройке 3 зафиксирован выкид материковой глины из колодца, который может указывать на возведение стен жилищ после выборки и складирования грунта из колодезной ямы на борту котлована[9].
Посёлки небольшие (до 10 или немногим более жилищ), расположенные на мысовых частях низких террас или возвышениях в поймах. Чаще всего жилища располагались вдоль реки довольно плотно друг к другу. Жилища полуземляночного типа или близкой к нему формы, с котлованами глубиной 0,6—1,2 метра, площадь немногим более 100 м². В лесостепной зоне для сооружения жилищ использовалось дерево, в степной зоне — камень[3].
При отсутствии «постоянства» в длине построек, их ширина варьируется в узком диапазоне от 8,4 до 9 м. Жёсткость соблюдения размеров связана с традициями предшествующего синташтинского периода[9].
Погребения
В погребальных обрядах петровской и алакульской культур отсутствуют атрибуты металлопроизводства и металлообработки. Это контрастирует с синташтинской культурой, где в погребальном обряде много металлических маркеров. Интерпретация этих изменений в погребальном обряде связана с «переориентацией на семейные ценности» или с тем, что социальная группа, связанная с металлургией, перестаёт отличаться от остального населения.
В петровский и алакульский периоды исчезают однозначные маркеры металлопроизводства, но остаются каменные орудия неизвестного назначения. Решением проблемы функционального назначения каменных орудий является трасологический анализ. Чаще всего такие орудия находят в центральных погребениях, где похоронены взрослые. Каменные орудия, найденные в погребениях позднего бронзового века Южного Зауралья, можно атрибутировать как металлообрабатывающие. Это предположение подтверждается тем, что в слоях поселений этого периода почти отсутствуют металлургические шлаки. Специализированные каменные орудия в погребальном обряде редки. В алакульский период традиция их использования исчезает.
Погребальные сооружения разнообразны: в лесостепи — грунтовые могильные ямы с бревенчатой обкладкой дна; в южных районах — с каменными конструкциями. Могильники состоят из курганов, в которых от одного-двух до пятнадцати захоронений вокруг центральной могилы. На дне могилы сооружали сруб, в который помещали сосуды с едой и жертвенные части животного. Скелеты покоились в скорченном положении на боку. На дне одной из могил Хрипуновского могильника найдены целые скелеты двух коней и головы коров с пробитыми черепами. В погребальном обряде также отражены действия огня: трупосожжение и сожжение погребальной камеры[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Григорьев С. А. К проблеме формирования алакульской культуры Зауралья // Этнические взаимодействия на Южном Урале : материалы VI Всероссийской научной конференции. — 2015. — С. 119—124.
- ↑ 2,0 2,1 Троицкая Т. Н., Новиков А. В. Археология Западно-Сибирской равнины: Учебное пособие. — Новосибирск, 2004.
- ↑ 3,0 3,1 Румянцев Вячеслав. Алакульская культура // Историческая география : сайт. — 2022. — 28 ноября.
- ↑ Г. Б. Зданович. Керамика эпохи бронзы Северо-казахстанской области // Вопросы археологии Урала. — 1973. — № 12. — С. 21—43.
- ↑ Васючков Е. О. Типология керамического комплекса алакульской культуры поселения Звягино-4 // LI Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция. — 2019. — С. 39—40.
- ↑ Илюшина В. В. Традиции создания формы и орнаментации сосудов алакульской культуры Алакульского могильника (по материалам курганов 1 и 14) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2023. — № 4. — С. 77—95.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Тигеева Е. В. Морфолого-типологическая характеристика орудийного комплекса из цветного металла алакульской культуры Среднего Притоболья // Человек и Север: антропология, археология, экология : Материалы всероссийской конференции. — 2015. — Т. 3. — С. 203—207.
- ↑ Фомичев А. В. Орудия труда древних горняков и металлургов с поселений алакульской культуры Уральско-Мугоджарского региона // Геоархеология и археологическая минералогия. — 2016. — Т. 3. — С. 113—115.
- ↑ 9,0 9,1 Алаева И. П. Стандарты планировки посёлков алакульской культуры Южного Зауралья // XXII Уральское археологическое совещание : Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 300-летию первых археологических раскопок в Сибири и 85-летию со дня рождения Тамилы Михайловны. — Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2022. — С. 79—81.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |