Реформы Александра II

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр II в мундире. Хромолитография с фото Деньера начало 1870-х годов

Рефо́рмы Алекса́ндра II — реформы, проведённые в царствование Александра II в период 18601870-х годов и повлиявшие на многие области социальной, политической и экономической жизни в Российской империи[1]. Период его правления часто в истории называют Эпохой Великих реформ[2]. Александр II избрал путь реформ как военный человек, осознавший уроки Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы[3]. Реформы оз­на­ча­ли пе­ре­строй­ку государственной сис­те­мы в це­лом, спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию капитализма и про­цес­сов мо­дер­ни­за­ции в Рос­сии, соз­да­ние пред­по­сы­лок для пе­ре­хо­да от сос­лов­но­го к гражданскому обществу. Были восприняты боль­шин­ст­вом современников как по­во­рот­ный пункт российской ис­то­рии, а император Алек­сандр II во­шёл в ис­то­рию как «царь-ос­во­бо­ди­тель»[4].

Великие реформы включают в себя крестьянскую реформу 1861 года, университетскую реформу и отмену телесных наказаний в 1863 году. Земскую реформу, реформы школ и гимназий, судебную реформу проведённые в 1864 году, реформу цензуры 1865 года. Финансовые реформы, осуществлённые в 1860-х годах. Военная и морская реформы, реформа городского самоуправления 1879 года[5].

Предпосылки и необходимость реформ

Император Николай I, отец Александра II умер в феврале 1855 года, в самый разгар Севастопольской кампании. Вступая на престол Александр II, ученик и почитатель своего отца, не имел определённого плана широких и систематических реформ, но был потрясён неудачами Крымской войны 18541856 годов. Он видел необходимость коренных реформ в России и потому склонялся к заключению мира. В феврале 1856 года открылись заседания мирной конференции в Париже, которая закончилась подписанием мирного договора 18 марта (30 марта) 1856 года. По условиям Парижского мира России вернули Севастополь за территориальные уступки Османской империи (Турция) и другим странам[6]. Россия не понесла ощутимых территориальных потерь, однако лишилась права иметь на Чёрном море флот и военно-морские базы[7]. Александр II осознавал необходимость серьёзных преобразований и проникся твёрдой решимостью осуществить их для блага России[6].

По состоянию на середину XIX века масштабные изменения могли пойти только двумя путями: либо волей монарха, либо народными волнениями и бунтами — что являлось особенностями государственного и социального устройства страны. Каким бы ни был государственный бюрократический механизм и настроены против реформ привилегированные слои общества, императору Александру II предстояло вести конструктивные преобразования — того требовала эпоха[2].

До Эпохи Великих реформ никто серьёзно не заботился об удовлетворении культурных и бытовых нужд низших слоев населения, особенно сельского. Редко можно было увидеть в деревне школу, ещё реже — больницу. Крестьянское население было поголовно неграмотно. Дороги и мосты находились в самом жалком состоянии. Об агрономической помощи никто не слышал и даже не подозревал о её существовании. Старый суд был одним из са­мых тёмных пятен дореформенной России. Взяточничество и вымогательство, произвол, волоки­та и бесконечное хождение дел по инстанциям, судопроизводство под покровом канцелярской тайны (в отсутствие сторон) составляли его характерные черты. Для каждого сословия существовал отдельный суд с выбор­ными и плохо оплачиваемыми судьями. Крымская война вскрыла проблемы всей военной организации России. Армия пополнялась рекрутскими наборами, в основном из низших слоёв населения. Дворян­ство было от обязательной военной службы освобождено с 1762 года, а богатые люди могли откупить­ся. Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана с такими тягостями, невзгодами и лишениями, что население, сдавая свою молодёжь в рекруты, прощалось с ней, в большинстве случаев, навсегда. Правительство Александра II унаследовало от предыдущего царствования хаос и расстройство в финансовом управлении и огромные дефициты в государственном бюджете[6].

Оценка причин Великих реформ

Дореволюционные историки консервативного направления (С. С. Татищев) рассматривали причины реформ как результат стремления Александра II изменить неудовлетворительное состояние основных отраслей государственного управления и завершить работу своих великих предков императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Либеральные историки конца XIX, начала XX века (А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков и другие) полагали, что Великие реформы были закономерным следствием российского исторического процесса, основным направлением которого, по их мнению, в XIX веке была либерализация социально-политической жизни страны[5].

Многие советские учёные (М. В. Нечкина, Е. А. Мороховец и другие) считали, что реформы Александра II являлись ответом на кризис феодально-крепостнической формации. Он, в свою очередь, привёл к революционной ситуации рубежа 1850-х1860-х годов. Проведение реформ было необходимо во избежание свержения самодержавия[5].

Крестьянская реформа

Царь Александр II зачитывает акт об освобождении крепостных в 1861 году. Литография, XIX век. Владимир Берелович, сборник " Галлимарские открытия / история "

Общую картину положения крепостного крестьянства сложившуюся в России оценить было крайне затруднительно. Помещиков было много и зависимость крестьян в их владении существенно отличалось как в сложившихся отношениях, так и иных местных условиях. Особенно тяжело приходилось так называемым «дворовым людям», они составляли около 10 % всех крепостных. У дворовых не было собственного дома и хозяйства, они более всех страдали от прихотей и капризов господского произвола, нередко изнурялись длительной работой. Крестьян, работавших на земле было две основные группы — оброчных, плативших господину лишь определённую денежную сумму, и барщинных, обязанных рабо­тать на господском поле. И тут ситуации были разные. Не смотря на то, что при Павле I барщина была ограничена тремя днями, по факту у некоторых помещиков она под разными предлогами доходила до шести. Тяжёлое положение крепостных становилось источником крестьянских волнений, отказы в повиновении помещикам и попытки жалоб «высшему начальству». В царствование Николая I таких было до 600 случаев, из которых около половины были подавлены с помощью воинских команд. Нередки были и случаи индивидуальных расправ крепостных со своими господами. С 1835 года до 1855 года известно около 150 случаев убийств помещиков крепостными и около 75 случаев покушений на убийство[6].

В николаевское царствование большинство «разночинной» и дворянской интеллигенции (в том числе «западники» и «славянофилы») относились отрицательно к крепостному пра­ву и желали освобождения крестьян, но обсуждение крестьянского вопроса в печати находилось под строгим цензурным запретом. Нашёлся только один способ донести крестьянский вопрос до русского общественного сознания — это художествен­ная литература. Произведения Тургенева, Гер­цена, Салтыкова-Щедрина, Писемского, Некрасова старались привлечь внимание русского общества к проблемам крепостных крестьян[6].

Инициатором преобразований выступала государственная власть в лице императора Александра II. Вопрос причин, побудивших к этому, достаточно изучен. Это и поражение в Крымской войне, прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Чёрному морю, причём понесённое на собственной территории. Сдача Севастополя, условия Парижского мира 1856 года, который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Чёрном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы. Всё это обнажило отставание России от развитых европейских стран в экономическом и индустриальном плане[3]. Крепостное право и крепостной труд, подневольный и малопроизводительный, стали тормозом промышленного развития Российской империи[6].

Крестьянская реформа — ключевое звено всех преобразований, проведённых Александром II. Результаты её неоднозначны, так как признавая огромное значение как освободившей основную массу трудового населения от крепостной зависимости, нужно признать и тот факт, что государство в ходе этой реформы предоставило крестьянам слишком мало земли за непомерно большой выкуп, поставив их тем самым в экономическую зависимость от их прежних хозяев[1].

Реформы образования

Реформы образования были продиктованы потребностью модернизации страны. Безграмотность населения препятствовала дальнейшему прогрессу. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат[7].

Университетская реформа

К началу 1860-х годов формально действовал университетский устав 1835 года, пришедший на смену либеральному уставу 1804 года. Но за двадцать лет многое изменилось и в жизни страны и в обществе. В конце 1840-х годов под впечатлением революций произошедших в Западной Европе правительство Николая I ужесточило политику в сфере просвещения. Было ограничено количество студентов университетов (не считая медицинских факультетов и казённых стипендиатов). Приём вольнослушателей был прекращён. Юношей из податных сословий предписано было не освобождать от платы за обучение. Запрещалось читать лекции по государственному праву европейских стран. Был ликвидирован философский факультет, закрыты даже кафедры философии. Преподавание психологии было передано профессорам богословия. Политическую экономию, историю и другие общественные дисциплины заключили в тесные рамки[7].

Александр II отменил введённые в конце царствования его отца стеснения и ограничения университетской жизни. Аудитории и коридоры университетов стали доступны для всех и наполнились пёстрой и шумной толпой «разночинной» молодёжи. Жизнь студенчества забурлила: общественные собрания, публичные лекции, вечера, диспуты сменялись одни другими и привлекали толпы студентов и посторонних лиц. Студенты устраивали кассы взаимопомощи, библиотеки, читальни, литературные мероприятия. «Властителями дум» молодёжи стали Герцен, Чернышевский, Добролюбов и Писарев. Политическое направление студентов становится радикальным, а их нервное состояние — повышенным и возбужденным. Регулярно происходили конфликты с университетским начальством и столкновения с полицией. В 1861 году министр народного просвещения адмирал Путятин решил «навести порядок» в университете. Он запретил сходки и ввел «матрикулы» и билеты для студентов. Эти мероприятия привели к серьёзным волнениям и беспорядкам в Петербургском университете и к его временному закрытию. Волнения распространились и на другие университеты. В конце 1861 года адмирал Путятин был уволен с должности министра просвещения и его место занял либеральный министр А. В. Головнин[6], друг и соратник великого князя Константина Николаевича, одного из самых активных деятелей Великих реформ[7].

Он подготовил и провёл новый университетский устав, утверждённый 18 июня (1 июля) 1863 года. По новому уставу университетам предоставлялась автономия: ректор, проректор и профессора избирались университетским Советом, деканы — собраниями факультетов (утверждались министром просвещения, ректор утверждался «высочайшею» властью). Профессорские коллегии ведут всё дело преподавания; студенческие дела ведёт избираемый советом проректор. Новой структурой становится университетский суд в составе трёх судей из профессоров. Допускаются к слушанию лекций посторонние лица. Однако студенческие организации и студенческое представительство не были легализованы новым уставом. Студенты рассматривались как отдельные посетители университета. В 1863 году Петербургский университет был вновь открыт, университетская жизнь во всей России начала развиваться нормально. Но вспышки студенческих беспорядков продолжались и стали своеобразной «традицией» в жизни русской высшей школы[6]. Университетам облегчили возможность получать литературу из-за границы. Под руководством педагога Н. А. Вышнеградского были приложены усилия для развития высшего женского образования. С конца 1860‑х годов в Санкт-Петербурге, Москве, Казани учреждаются учебные заведения высшего образования для женщин — Высшие женские курсы[1].

Реформа школ и гимназий

Переломным моментом в истории российской школы стала реформа, подготовленная педагогами и общественными деятелями (Н. И. Пирогов, А. Г. Ободовский, В. Ф. Одоевский, П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский и другие). По «Положению о начальных народных училищах» и «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 года все школы провозглашались общедоступными и всесословными, однако в отношении гимназий этот принцип не соблюдался. Цель начального образования ставилась на развитие в народе религиозных и нравственных понятий и распространение начального общего образования. Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений. Росло число начальных и средних общеобразовательных учебных заведений, управление школами приобрело централизованный характер[8].

Головнин подчинил своему ведомству все начальные общеобразовательные заведения. Право открывать свои сельские школы имели также государственные министерства: имущественные, внутренних дел, удельное и горное; содержание этих школ поручалось местным обществам. Огромная роль в устройстве и содержании начальных школ отводилась земским учреждениям. Хотя обучение в начальных школах было почти повсеместно бесплатным, расходы по содержанию детей в них (на учебники, одежду, питание и так далее) были непосильны для беднейших слоёв. Кроме этого пребывание детей в школе лишало бедные семьи дополнительных рабочих рук. 14 июля (27 июля) 1864 года Александр II утвердил «Положение о начальных народных училищах». Духовное ведомство открывало и содержало свои церковно-приходские училища. Воскресные школы могли учреждаться как правительством, так и городскими и сельскими обществами, а также частными лицами для обучения ремесленников и рабочих. Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями не было никакой преемственности[7].

Организацию среднего образования при Александре II регулировал сначала изданный в 1864 году Устав гимназий и прогимназий, согласно которому существовали два рода гимназий: классические (с одним обязательным древним языком) и реальные. В 1872 году, под руководством нового министра народного образования графа Д. А. Толстого был издан устав реальных училищ, целью было поставлено предоставление учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. В гимназиях учились восемь лет, в реальных училищах шесть или семь. Уездные училища были переименованы в городские. Для подготовки учителей было открыто несколько институтов. Эпоха Александра II впервые принесла в Россию широкое развитие женского образования. В первой половине XIX века существовало лишь несколько институтов для девушек дворянского сословия и несколько десятков полу-школ полу-приютов «Мариинского ведомства». В 1864 и затем в 1870 году было издано Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения[6].

Земская и городская реформы

Земская реформа

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского

После крестьянской реформы необходимо было создать учреждения, которые взяли бы на себя заботу о поднятии культурного и бытового уровня населения. Этой цели отвечали введённые в 1864 году земские учреждения[6]. Программа земской реформы согласовывалась с крестьянской и легла в основу Земского положения. Благодаря этому согласованию обеспечивалось участие в земствах крестьян, ещё не ставших собственниками земли и потому не обладавших имущественным цензом[3]. Основой земств стали выборность, всесословность и самофинансирование. Положение о губернских и уездных земских учреждениях были утверждены императором Александром II 1 (13) января 1864 года. Разработку реформы начали ещё в 1859 году специально созданной Комиссией о губернских и уездных учреждениях при министерстве внутренних дел под председательством Н. А. Милютина. Проект был подготовлен в 1860 году[9].

Система местных органов самоуправления состояла из двух уровней: уездные и губернские. Уездные земские собрания выбирались раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков. В губерниях, где поместное дворянство отсутствовало, а также там, где оно было ненадёжно (с точки зрения правительства) как например в западных губерниях — земство вообще не вводилось[1].

Выборные уездные и губернские земские собрания являлись распорядительными органами, депутатов называли «гласными». Избиратели делились на три группы (курии): землевладельческая, городские избиратели и выборные от крестьянских обществ. В первых двух куриях выборы были прямыми, а в крестьянской трехстепенными: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на нём избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание[10]. Председатель­ствовал в уездном земском собрании предводитель дворянства. Председатель уездной земской управы утверждался губернатором, губернский — мини­стром внутренних дел[6]. «Гласные» собирались на ежегодные сессии, проходившие открыто, на них мог присутствовать любой желающий. Вознаграждения за свою деятельность они не получали, в отличие от членов земских управ, которые действовали постоянно и получали годовое жалование.[10]. В земских учреждениях, помимо помещиков, состоятельных горожан и крестьян, заметную роль играла интеллигенция. Она осуществляла функции служащих. Слой служащих увеличивался из года в год и со временем достиг внушительных размеров, далеко превысив число выборных сотрудников[7].

Земства решали местные хозяйственные дела. Обязательными функциями были содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение транспорта для государственных чиновников. К необязательным функциям относилось попечение о народном образовании, медицине и статистике. Они существовали на средства от специальных местных сборов[9]. Политических прав у земств не было, но они сыграли важную роль в решении местных нужд. На их содержании находились земские врачи, учителя, ветеринары, агрономы и другие служащие. На первом плане их деятельности были забота о народном образовании и организации медицинской помощи. Символом самоотверженного служения простому народу стал земский врач[10].

Новым структурам удалось добиться определённых успехов для облегчения жизни народа, особенно в сфере просвещения и медицины. Земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности. Но полноценными органами самоуправления они не стали, в первую очередь потому, что губернаторам предоставлялись самые разнообразные возможности для вмешательства в их деятельность и подчинения административному контролю[1].

Городская реформа

Второй реформой местного управления была городская реформа. Подготовка её началась ещё в 1862 году, проект был готов в 1864 году, но были появились влияющие обстоятельства и правительство занялось пересмотром проекта. Он был дважды переделан, и только 16 (28) июня 1870 года император утвердил окончательный вариант «Городового положения»[11].

Благодаря реформе были созданы органы городского самоуправления — городские думы, избираемые сроком на четыре года. Думы выбирали городские управы — постоянно действующие исполнительные органы. В отличие от земств выборы в городские думы были бессословными: в них принимали участие все те, кто платил городские налоги. Однако и здесь избиратели делились на три курии — по имущественному достатку. В конечном результате городское управление оказывалось в руках представителей немногочисленной первой курии, состоявшей из предпринимателей и богатых домовладельцев. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1 % от их доходов. Более половины средств шло на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных. Но даже при скромных возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях[1].

У городских дум не было принудительной власти. Для выполнения своих постановлений они вынуждены были запрашивать содействие полиции, которая подчинялась градоначальникам и губернаторам, а они, по факту, и имели в городах реальную власть. Реформа хоть и была основана на буржуазном начале имущественного ценза, но явилась значительным шагом вперед, так как создались намного лучшие, чем прежде, условия для развития городов. Думы и управы руководствовались уже не сословными, а общегражданскими интересами горожан[11].

Судебная реформа

Курс гражданского судопроизводства. Малышев К. И., 1876 год

Связь крестьянской и судебной реформ осуществлялась не только благодаря участию крестьян в суде присяжных. Реализация крестьянской реформы позволила создать новый институт — мировых посредников регулировавших отношения между помещиком и крепостными при составлении уставных грамот и выкупных актов. Мировые посредники были представителями дворян, но не избирались дворянскими собраниями, а назначались правительством. Основными принципами их деятельности являлись гласность и несменяемость. А это гарантировало независимость от администрации и сословных организаций. Кроме этого реформой была подготовлена почва для введения мирового суда и нового судопроизводства в России, что было отражено Судебными уставами 1864 года[3]. В соответствии с ними старый канцелярский чиновничий суд упразднялся безоговорочно. Вместо него создавались две судебные системы, практически независимые друг от друга: мировая и государственная. Мировой суд рассматривал дела связанные с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды. Он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощённый характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей[1].

Государственный (коронный) суд был устроен сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной суд становился основным органом новой системы. Границы судебных округов не совпадали с границами губерний. Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми. Уволить их можно было только по приговору суда, а не по желанию начальства. Окружные суды контролировались судебными палатами — по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию на несправедливое решение суда и попытаться добиться пересмотра дела. Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации — тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса[1].

Впервые в России были утверждены четыре основных принципа современного права, существующие до сих пор: независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. В уголовных судах ввели институт присяжных заседателей из населения, избираемых на основе умеренного имущественного ценза. Назначались по жребию 12 присяжных, которые решали, виновен ли подсудимый или нет, после чего суд освобождал невиновного и определял меру наказания виновному. Юридическую помощь нуждающимся и защиту обвиняемых оказывали адвокаты (присяжные поверенные). Предварительное следствие по уголовным делам, которое до этого осуществляла полиция, теперь перешло к судебным следователям. Присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Кроме этого присяжные должны были иметь пятилетний стаж судебной практики[11].

Судебную реформу справедливо считали наиболее последовательной. Хотя введенная ею система со временем так же стала подвергаться искажениям. Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни[1].

Отмена телесных наказаний

Нравы, в части телесных наказаний были достаточно жестокими и процветали повсюду. Побои и истязания присутствовали не только по приговорам суда или на военной службе, а повсеместно в государстве, в семье, в школе. Они признавались как единственное спасительное средство для всех преступников и провинившихся. Телесные наказания были закреплены законодательно, по Уложению 1857 года телесные наказания для лиц непривилегированных (крестьян и мещан) были необходимым дополнением любого уголовного или лёгкого исправительного приговора. При ссылке на каторжную работу или в Сибирь на поселение назначалось публичное наказание плетьми через палачей. При отдаче в арестантские роты назначалось розги через полицейских служителей. Розгами же заменялось и кратковременное тюремное заключение и арест. Для ссыльно-каторжных и военнослужащих существовали в Своде законов особые жестокие наказания шпицрутенами или прогнание сквозь строй. Но эпоха Великих реформ сопровождалась подъёмом гуманизма, который не обошёл и данный вопрос[12].

Александр II запретил телесные наказания 17 апреля (30 апреля) 1863 года, в день своего рождения. Сохранялась лишь порка розгами, но только для лиц мужского пола. По факту крестьянок продолжали пороть, а осужденным женщинам освобождение от телесных наказаний даровали лишь в 1893 году. Для всех и окончательно подобные наказания были отменены 11 августа 1904 года. После крестьянской реформы решения вопросов, в том числе и о наказаниях перешли к сельскому обществу и волостному управлению. Разбор дел по маловажным проступкам крестьян вменили волостным судам. При этом количество телесных наказаний не уменьшилось, а даже увеличилось. Прежде всего наказывали розгами неплательщиков по той причине, что их долги раскладывались на всю общину. Бывали случаи, когда в волостные суды обращались родители с просьбой высечь розгами их детей старше 17 лет за непослушание, непочтение, самовольное отделение от семьи[13].

Реформа цензуры

Александровская эпоха сломила привычный большинству порядок жизни. Соответственно, изменилось и коллективное поведение общественных слоёв. Важным стало общественное мнение, которое в те годы стали определять периодическая печать — газеты и журналы. Соответственно, понадобилось реформировать и законодательство в отношении них[2].

В 1865 году император Александр II принял два законодательных акта «О да­ро­ва­нии не­ко­то­рых об­лег­че­ний и удобств оте­че­ст­вен­ной пе­ча­ти», а так­же ут­вер­ждён­но­го им­пе­ра­то­ром мне­ния Государственного со­ве­та «О не­ко­то­рых пе­ре­ме­нах и до­пол­не­ни­ях в дей­ст­вую­щих ны­не цен­зур­ных по­ста­нов­ле­ни­ях». Они внесли су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в Ус­тав о цен­зу­ре 1828 года. Благодаря внесённым изменениям была отменена предварительная (рукопись, корректура) цензура официальных изданий, чертежей, планов и карт. А также произведений на древних классических языках и их переводов, печатной продукции издававшейся высшими учебными заведениями и научными обществами. Кроме того, от предварительной цензуры были освобождены все оригинальные сочинения и переводы. Издателям газет и журналов, выходивших в Санкт-Петербурге и Москве предоставилась возможность выпускать их без предварительной цензуры, но с разрешения министерства внутренних дел и с внесением залога[14]

Этот период стал временем быстрого и широкого развития печати и значительного роста её общественно­го влияния. В 1863 году в России выходило (или было разрешено к выпуску) 195 изданий, а в 1880 году — 531. Цензурная практика николаевского времени была значительно смяг­чена и печать получила широкую возможность обсуждения культурных, социальных и даже политических вопросов, коей она никогда не имела прежде. Эта возможность была использована в полной мере[6].

Духовными лидерами разночинной русской интеллигенции становятся два журнала — «Современник» Чернышевского и Добролюбова и «Русское Слово» Писарева. Первый сосредоточил внимание на вопросах социально-политических, и вёл пропаганду народничества и социалистических идей. «Русское Слово» проповедовало полное освобождение личности от всяких авторитетов, традиций и предрассудков в широком смысле слова. После закрытия в 1868 году «Современника» и «Русского Слова», журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина «Отечественные Записки» (выходивший до середины 80-х годов) становится наиболее популярным и влиятельным органом русской радикально-народнической интеллигенции[6].

О полноценной свободе печати речи тогда ещё не шло, но даже в некоторых послаблениях консерваторы видели распространения вредных идей. В конечном итоге разделение прессы на официальную — легальную, и на нелегальную — запрещённую сохранилось. К нежелательной информации могли относиться, например, новости о неурожае и голоде в различных губерниях, о скандалах, связанных с офицерами или государственными служащими, о злоупотреблениях в банковской сфере и так далее[2].

Военная и морская реформы

Военная реформа

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д. А. Милютина (брата Н. А. Милютина, деятеля крестьянской реформы)[1].

Прежде всего, здесь следует отметить «Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на всех годных по состоянию здоровья мужчин, достигших 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота — 7 лет и 3 года соответственно. При этом Устав предусматривал различные льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования[1].

Была проведена замена униформы, принята на вооружение знаменитая винтовка «берданка», модернизированы артиллерия, кавалерия, инженерные части и флот. Не подлежали призыву священнослужители, лица с физическими недостатками, единственные сыновья и кормильцы, а также те юноши, братья которых уже призывались. Военная реформа Александра II позволила преодолеть техническое отставание России и сделать русскую армию современной, способной решить поставленные задачи в условиях военных действий. Хотя, отмечалось, что были глубинные недостатки, которые решить так и не удалось, они стали во многом причинами неудач Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Но в целом это одна из самых успешных реформ эпохи Александра II[2].

Морская реформа

Великий князь Константин Николаевич

Подавляющее большинство русских военных кораблей, заблокированных в Севастопольской бухте противником в 1854 году были парусными, тогда как флот союзников обладал явным преимуществом в современных паровых кораблях. В состав военно-морских сил империи в то время входили два флота — Черноморский и Балтийский. Балтийский флот был на виду и с внешней стороны видимость «элиты» русских военно-морских сил старались поддерживать, на смотрах и парадах флот смотрелся достойно. Но боевая подготовка вызывала много вопросов — балтийцы редко уходили в плавание. Офицеры строили карьеру и не стремились к овладению военно-морской наукой и умению управлять подчиненными им экипажами. Черноморский флот напротив, практически всё время непрерывно воевал — прежде всего, с Османской империей. Корабли часто ходили в дальнее плавание, имели богатый опыт взаимодействия с сухопутными войсками. Но не смотря на героизм российских моряков — адмиралов, офицеров и матросов — задача защиты государства в силу технической отсталости не была выполнена[15].

Морские реформы были комплексом организационно-технических, военных и других мероприятий с целью восстановить боеспособность российского военно-морского флота и реорганизовать систему его управления. Недостатки в вопросах строительства флота в Российской империи, выявленные во время Крымской войны необходимо было срочно решать. Реформы проводились под руководством великого князя Константина Николаевича, который в 1855 указом императора Александра II был назначен начальником морского ведомства с предоставлением права «распоряжаться морской частью по собственному усмотрению». Вокруг Константина Николаевича сгруппировались талантливые молодые офицеры и чиновники. Благодаря высокому положению своего руководителя и свободе действий, предоставленной ему императором, единомышленники великого князя не были скованы в поисках более совершенных форм и методов управления. Главным содержанием морской реформы в военно-технической области стало создание парового броненосного флота. Началось формирование единой государственной политики в области образования и подготовки специалистов по новым отраслям военно-морского дела, была усилена роль нравственного воспитания[16].

Финансовые реформы

Инициатором финансовых реформ выступил государственный контролёр В. А. Татариновым. Они были направлены на повышение эффективности государственных расходов, реформу Государственного контроля[1]. Правительство, в частно­сти, руководивший финансово-экономической политикой М. X. Рейтерн (министр финансов с 1862 года по 1878 год), своей целью считали упорядочение государственных фи­нансов и поощрение экономического развития страны главным образом путём железнодорожного строитель­ства. В 1862—1863 годах была проведена коренная финансовая реформа: было установлено «единство кассы», а именно — сосредоточение всех денежных средств государства в руках министерства финансов и прохождение их через его органы — «казначейства» (главное, губернские и уездные). Единая общегосударственная роспись доходов и расходов перестала быть «государственной тайной» и с 1863 года публиковалась для всеобщего сведения. За исполнением смет и расходованием государственных средств должен был следить преобразованный государственный контроль. Учреждены органы на местах — «контрольные палаты» в 1866 году во всех губерниях[6].

Финансовая реформа, которой удались некоторые преобразования, была лишена таких основ, как хорошо работающая налоговая система и высокий курс денежной единицы. Нерёшенность этих задач делала финансовое положение России неустойчивым и легко травмируемым при любых внешних кризисах или внутренних происшествиях. Такая неустойчивость компенсировалась только тем, что упор в это время делался на частную инициативу, а за государством оставались только необходимые расходы: на армию, флот, государственный аппарат[7].

Значение, оценка современных историков

Великие реформы открыли путь к созданию гражданского общества, заложили основы для длительного процесса изменений в государстве. Они были нацелены на развитие национального самосознания народа, воспитание в нём чувства достоинства, преодоление рабства, укоренившегося в поколениях русского крестьянства[3].

Основой взглядов самих реформаторов стал экономический либерализм, признание роли частной инициативы в развитии экономики. Утверждение, что либеральная бюрократия не знала реалий российской действительности и лишь копировала опыт Запада является спорным, скорее можно сказать, что опыт Европы учитывался, но применительно к особенностям российской действительности, уклада жизни и традиций. Важной предпосылкой Великих реформ являлось наличие людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, который не могли осилить их предшественники. Люди прогрессивно мыслящие, интеллигентные, объединённые общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения. Этот слой начал складываться в недрах бюрократического аппарата ещё при Николае I. Очагами формирования стали министерства и ведомства, канцелярия Государственного совета. Они не были отгорожены от общественных сил страны, а идеи формировалась в содружестве с либеральными общественными деятелями, учёными, литераторами. Связь поддерживалась через личные контакты, общение в кружках и великосветских салонах (особенно великой княгини Елены Павловны), непосредственно на государственной службе[3].

Реформаторы принадлежали к поколению, которое верило в будущее и творило его, понимало настоящее, знало прошлое своей страны и учитывало опыт опередивших её стран. Они были наделены редким для российских политиков чувством ответственности перед современниками и потомками, умевшие без страха и с надеждой смотреть вперед. Верившие, что мирное, нереволюционное преобразование России крепостной в Россию свободную возможно[3].

Многие современные историки, говоря о «половинчатом», «противоречивом» характере реформ Александра II, в то же время подчёркивают, что они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Реформы открыли путь к созданию в России собственно гражданского общества и правового государства. Развитие капитализма, эволюция крестьянства, закат дворянского сословия, подъём буржуазии и формирование пролетариата всм этм явлениям реформы дали ускорение. Император подтолкнул Россию к тому, что она быстро стала навёрстывать свое отставание[7].

Во всей истории России ни до, ни после Эпохи Великих реформ никому не удавалось провести подобные масштабные мероприятия. Относительно бесконфликтно убрать старое и ввести новое в жизнь огромной страны. Самое важное достижение это тот факт, что благодаря достаточно тщательной проработке реформ удалось вписать нововведения в привычное направление исторического пути России, не совершая грубого насилия над её тысячелетним опытом и традициями[17].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Евгения Галимзянова. Реформы Александра II. Всемирная история (энциклопедия) (26 ноября 2021). Дата обращения: 31 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Эксперты под редакцией "Российского военно-исторического общества". Реформатор Александр. История.РФ. Дата обращения: 31 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Захарова Л. Г. Великие реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история : журнал. — 2005. — С. 151—167.
  4. Крестьянская реформа 1861. Всемирная история (энциклопедия) (26 ноября 2021). Дата обращения: 6 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Редакция отечественной истории. Великие реформы. Большая российская энциклопедия (5 марта 2024). Дата обращения: 31 мая 2024.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 Пушкарёв С. Г. Россия в XIX веке (1801 – 1914). — Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1956. — 456 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Рудник С.Н. Великие реформы в России 1860 – 1870 годов: Эпоха и люди. — СПб.: Издательство Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2013. — 176 с. — ISBN 978-5-86813-349-7.
  8. Реформа 60-х годов XIX века. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 июня 2024.
  9. 9,0 9,1 Петровичева Е. М. Земская реформа 1864. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 июня 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 Земская реформа, Судебная реформа. История. РФ. Дата обращения: 11 июня 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 Николай Троицкий. Реформы 1861—1874 гг.: Земская, городская и судебная реформы. Скепсис, научно-просветительский журнал. Дата обращения: 11 июня 2024.
  12. Рудник С. Н. Великие реформы в России 1860 – 1870 годов: Эпоха и люди. — СПб.: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2013. — 176 с. — ISBN 978-5-86813-349-7.
  13. Светлана Кузнецова. Порка, розги, плети: как России применяли телесные наказания против крестьян. Коммерсантъ (14 апреля 2018). Дата обращения: 28 июня 2024.
  14. Жирков Г. В. Временные правила о печати 1865. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 июня 2024.
  15. Крымская война и развитие парового военно-морского флота Российской империи. Военное обозрение (25 сентября 2014). Дата обращения: 28 июня 2024.
  16. Ташлыков С. Л. Морские реформы 1850–60-х гг.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 июня 2024.
  17. Фёдоров В. А. История России 1861 - 1917 гг.. — М.: Юрайт, 2016. — 376 с. — ISBN 978-5-9916-9815-3.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!