Причитания
Причита́ния (также при́четь, при́четы, причёты, плач, вытьё, голоше́ния) — древняя форма вокального народного творчества, связанная с выражением скорби и печали, традиционно исполняемая во время похоронных обрядов и других ритуалов, связанных с утратой или тяжёлыми жизненными ситуациями. Они представляют собой стихийные или полустихотворные плачи, исполняемые преимущественно женщинами и передающие глубокие эмоциональные переживания, связанные с горем и прощанием[1].
Происхождение и значение
Причитания берут корни в дохристианских языческих обычаях Восточной Европы, в частности России и Карелии. Они играли роль важного ритуального средства при погребениях, способствуя коллективному выражению скорби и обеспечивая переход умершего в иной мир. В ходе обрядов причитальные женщины (часто называемые причиталками) исполняли песни с импровизированными текстами, которые отражали чувства утраты, воспоминания о покойном и просьбы к богам или духам об упокоении души[2].
Каждый отдельный плач — это неповторимое художественное явление, возникающее спонтанно и отражающее гамму чувств, несмотря на соблюдение общепринятых норм. Как и во многих культурах мира, плачи звучали в минуты глубокого потрясения: при утрате близких людей или в связи с болезненным расставанием, предвещающим долгую разлуку — будь то свадьба, военная служба или переезд в далёкие края[2].
Множество народов — славянские, финно-угорские, тюркские, народы Кавказа, а также ряд коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — хранят богатую традицию причитаний, особенно выраженную в похоронных обрядах и поминовениях. Причитания представляют собой лирический монолог или обращение к человеку, которому посвящён обряд, либо от его имени (это может быть невеста, усопший или другие родственники). Помимо непосредственных участников ритуала, в текстах причитаний нередко появляются персонифицированные образы, олицетворяющие болезнь, смерть и горе[1].
Особенности жанра
При всём разнообразии форм, причитания характеризует свободная, часто импровизационная мелодия и речитативный стиль исполнения. Тексты состоят из повторяющихся фраз, междометий, звуков плача («у-у», «ай-ай»), что усиливает эмоциональное воздействие. Основной исполнительницей была женщина — мать, сестра или дружка умершего, но могли участвовать и другие женщины из общины[3].
Характерной чертой причитаний является широкое использование метафор, берущих начало в древних магических запретах на произнесение названий кровных связей и священных слов. Так, в русском похоронном причитании умершего хозяина дома могут именовать «законная державушка», а в карельском свадебном причитании мать невесты — «моя золотая милостивая»[1].
Причитания делят на несколько категорий: похоронно-поминальные, свадебные, связанные с отправкой мужчин на военную службу, а также повседневные и бытовые, существующие независимо от обрядов. Содержание причитаний зачастую импровизировалось непосредственно во время исполнения. В северных регионах причитания отличались мелодичностью и вытянутыми звуками, тогда как в других областях они имели более ритмичный и краткий характер, ближе к декламации. Согласно традиции, причитать разрешалось только в дневное время, а исполнение причитаний незамужними девушками и детьми было под строгим запретом[3].
Роль в похоронных обрядах
Причитания составляли неотъемлемую часть традиционного похоронного ритуала на Руси и в других славянских регионах. Они помогали пережить горе общине и символизировали прощание с умершим. В некоторых регионах сохранились специальные тексты и мелодии, фиксировавшиеся фольклористами. Со временем с изменением религиозных и культурных традиций обрядовая функция причитаний сохранялась, но трансформировалась, превращаясь в память или элементы театрализованных представлений[4].
Усопшего после обряда омовения укладывали на скамью, и начинались заунывные песни — причитания. В траурном ритуале принимали участие все женщины деревни, лишь беременным полагалось воздерживаться от плачей, «чтобы не повредить будущему ребёнку». Громкое оплакивание сообщало всем жителям о кончине одного из них. Готового к погребению усопшего располагали на лавке: мужчин размещали у фронтальной стены жилища, а женщин — вдоль правой стены, выходившей во двор. Плач начинался прямо от входа, когда гости приходили прощаться с ушедшим[4].
Современное состояние и исследование
В XX—XXI веках тема причитаний привлекала внимание этнографов, музыковедов и культурологов. Современные исследователи отмечают тенденцию к обновлению жанра с элементами импровизации и интерпретации в исполнении женщин-профессионалов. Также причитания изучают как важный пласт традиционной культуры, сохраняющий историческую и психологическую память народа[5].
Поминальные причитания — уникальное явление российского фольклора, отражающее древние представления о смерти и загробной жизни. Они служат примером народной эмоциональной эстетики, в которой плач и скорбь имеют не только личностный, но и коллективный смысл[6].
Значение в культурном контексте
Богатое культурное наследие русского народа включает в себя множество традиций и обычаев. Некоторые из них возникли ещё в эпоху языческих верований, другие сформировались уже после принятия христианства на Руси, и многие из них продолжают существовать в XXI веке. Обычаи регулируют социальные взаимодействия и поддерживают привычный ход жизни, в то время как традиции охватывают более широкий спектр явлений, опирающихся на культуру и влияющих на различные стороны человеческой деятельности[6].
Неподдельное, глубокое горе, отражённое в причитаниях, всегда было исполнено сильными эмоциями. Людская печаль нуждалась в ярком и выразительном воплощении, чтобы вызвать сочувствие окружающих, которые могли бы разделить эту боль и, таким образом, облегчить её, справиться с ней[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Фраёнова Е. М., Зуева Т. В. Причитания. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Причититания и ёйги. Администрация Ведлозерского сельского поселения (12 марта 2012). Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Три книги о русских плачах и причитаниях. Электронекрасовка. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Похоронные обряды на Руси. Культура.РФ. Дата обращения: 3 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Югай Е.Ф. Актуализируя причитания: взгляд причитальщицы на импровизацию в конце XX-XXI вв // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение» : журнал. — 2018. — № 9 (42). — С. 14. — ISSN 2073-6355.
- ↑ 6,0 6,1 Хватова Я. Русские традиции и обычаи. Семейные, праздничные и кулинарные традиции русского народа. РБК Life (10 сентября 2025). Дата обращения: 3 ноября 2025.