Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ФГБОУ ПГГПУ, Пермский педагогический)
ПГГПУ Главный корпус 2023г.jpg
Международное название Perm State Humanitarian Pedagogical University
Год основания 9 сентября 1921
Ректор Константин Борисович Егоров
Студенты здесь обучается более 5500 студентов
Расположение  Россия, Пермь
Юридический адрес 614045, Пермский край, ул. Сибирская, 24
Сайт https://www.pspu.ru/

Пе́рмский госуда́рственный гуманита́рно-педагоги́ческий университе́т (ПГГПУ; полное название Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет») — высшее учебное заведение в городе Перми.

Основанный в 1921 году как педагогический институт, университет является одним из старейших вузов Урала. В этом образовательном и культурно-научном центре Пермского края обучается свыше 5,5 тыс. студентов и работает более 250 преподавателей и научных сотрудников[1]. Пермский педагогический состоит более чем из 20 строений: учебных и хозяйственных корпусов, общежитий, спортивных комплексов и научно-технических станций[1][2].

История университета

Здание губернской земской управы

«Основание высшей школы в Прикамье настоятельно необходимо», — этими словами начиналось обращение Пермской городской думы, которое в 1911 году было изложено в записке в Совет министров делегаций Перми[3]:

Дети крестьян Пермской губернии дадут нам новых Ломоносовых во славу нашей Родины и её державного вождя.В. Т. Шевляков

В декабре 1915 года Лозина-Лозинский направил Павлу Николаевичу Игнатьеву письмо, в котором сообщил об отсутствии свободных помещений в городе Перми для размещения профессоров и студентов[4]. Профессора изъявили своё согласие перейти в Екатеринбург, но при этом ими было выдвинуто условие — открытие и организация при учебном заведении фундаментальной библиотеки. Начало библиотеки было положено: в Пермь отправили 200 ящиков книг[5].

В 1916 году было принято решение открыть в городе Перми филиал Императорского Петроградского университета. На улице Сибирской здание губернской земской управы было отдано университету[6]. Именно с этого момента учебное заведение стали именовать Пермский государственный университет (ПГИ). Через месяц стало известно, что будут читать лекции и вести практические занятия 27 учёных[7]. Их подробные биографии помещены в изданиях Пермского государственного университета[8]. В 1917 году начали заниматься студенты историко-филологического и юридического факультетов только что рождённого Пермского государственного университета. В 1919 году 2 октября был создан Пермский институт народного образования (ПИНО), располагавшийся в здании учительской семинарии на углу улиц Кунгурской и Торговой (сейчас это Комсомольский проспект и улица Советская). 9 сентября 1921 года постановлением плановой комиссии Главпрофобра ПИНО была изменена форма названия в педагогический институт. Именно эта дата считается официальной датой рождения вуза. В июле 1922 года преподаватели и обучающиеся института были присоединены к Пермскому государственному университету. Крупнейший педагогический факультет Пермского университета появился в результате объединения факультета общественных наук и физико-математического[9]. 15 октября 1930 года по распоряжению Наркомпроса РСФСР университет был преобразован в самостоятельный педагогический институт. В конце 1930 года в начале 1931 года коллегия Наркомпроса РСФСР рассматривала дальнейшую реорганизацию системы высшего педагогического образования «по принципу производственной специализации». Были рассмотрены типы педагогических вузов: агропедагогические и индустриально-педагогические. Как отмечалось в земской печати, «вместо сельхозинститута города Перми неожиданно представилась возможность получить университет со всеми факультетами»[10]. В марте 1931 года институт получил официальное название — Пермский индустриально-педагогический институт. К лету 1932 года деление вузов на индустриальные и аграрные было упразднено[9]:

Устанавливается единый тип педвуза, имеющий целью подготовку преподавателей по отдельным дисциплинам для техникумов, рабфаков и 10-летней политехнической школы.Александр Васильевич Козырев

На главном корпусе появилась вывеска «Пермский государственный педагогический институт». Данное название сохраняло юридическую силу в течение 62 лет. В середине 1950 годов наступила «чёрная полоса»: по решению власти произошла очередная «перетряска» вузов. В 1955 году учебный корпус института на Заимке был передан Пермскому университету. В институте осталось три факультета: физико-математический, филологический и физического воспитания. Это был самый тяжёлый период в истории пединститута, связанный с деятельностью Сергея Яковлевича Чумакова. Благодаря рациональному подходу и педагогической составляющей количество факультетов возросло до семи, открылся новый корпус по улице Пушкина. Началось строительство общежитий (на улицах Семечко и 25-го Октября), учебно-спортивного лагеря в посёлке Новые Ляды. Было сделан прорыв в техническом обеспечении лабораторий и оснащении новым оборудованием кабинетов. К концу 1960 года Пермский институт был отнесён к вузам первой категории и попал в число 40 лучших педагогических институтов из 92 по РСФСР. В институте были созданы и успешно развивались научные школы. В 1990 году вуз был снова переименован. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1992 года и приказом Государственного комитета РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) по высшему образованию от 12 июля 1994 года заместитель министра образования Российской Федерации В. А. Болотов издал приказ № 290 от 27 июля 1994 года о переименовании пединститута в «Пермский государственный педагогический университет». 25 мая 2012 года заместитель министра образования и науки приказал переименовать Пермский университет в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»[1][9].

Руководители университета

ФИО директора или ректора год управления
1 Степан Антонович Стойчев 1930 год — 1931 год
2 Зинаида Исааковна Красильщик 1932 год
3 Александр Васильевич Козырев 1932 год — 1935 год
4 Поликарп Георгиевич Погожев 1935 год — 1937 год
5 Виктор Степанович Павлюченков 1937 год — 1943 год
6 Михаил Иванович Алексеев 1943 год — 1944 год
7 Сергей Яковлевич Чумаков 1944 год — 1948 год
8 Константин Семёнович Маханёк 1948 год — 1953 год
9 Сергей Игнатьевич Турченко 1953 год — 1955 год
10 Гавриил Иванович Дедов 1955 год — 1958 год
11 Игорь Севастьянович Капцугович 1979 год — 2001 год
12 Андрей Константинович Колесников 2001 год — 2019 год
13 Константин Борисович Егоров 2019 год — по настоящее время[11]

Степан Антонович Стойчев по направлению Наркомпроса РСФСР прибыл в город Пермь в 1927 году[9]. В 1930 году после реорганизации вузов страны были выделены из ПГУ ряд самостоятельных институтов, в том числе 15 сентября 1930 года — педагогический. Директором которого назначили С. А. Стойчева. В октябре 1931 года он стал профессором кафедры русской русской и зарубежной литературы, читал курсы по методологии и литературе XIXXX века[12].

Зинаида Исааковна Красильщик была ректором ПГПИ в 1932 году[12].

Александр Васильевич Козырев был в 1932 году утверждён директором ПГПИ и заведующим кафедрой педагогики. Профессор читал курсы по истории и теории педагогики. Наукометрическим показателем стало создание пособия по педагогике. Именно Александр Васильевич положил начало защитам кандидатских диссертаций по педагогике. В 1934 году в ПГПИ числилось 44 аспиранта по разным направлениям[9][12].

В октябре 1935 года Поликарп Георгиевич Погожев был назначен директором Российского педагогического института. Закончил в 1935 году Московский педагогический институт А. С. Бубнова по специальности «историк гражданской истории». По разрешению Наркомпроса РСФСР читал самостоятельный курс по истории СССР на историческом факультете[12].

Педагогическая деятельность Виктора Степановича Павлюченкова была связана именно с ПГПИ. В годы Великой Отечественной войны совместно с профессором В. М. Беркенгеймом проявил инициативу и энергию по организации производства лабораторным путём стрептоцида белого, который передавался из пединститута в эвакогоспитали города Перми. С 1950 года работал доцентом кафедры педагогики. С 1952 по 1953 год обучался в аспирантуре, в 1954 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме связи обучения с производственным трудом. С 1956 по 1963 год работал проректором по научной работе ПГПИ. С 1964 по 1970 год деканом факультета дошкольной педагогики. Общий педагогический стаж составил более 40 лет. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За трудовую доблесть», знаками «Отличник трудовых резервов», «Отличник просвещения», грамотами МП РСФСР, ЦК профсоюза, Пермского обкома КПСС и другими[12].

Михаил Иванович Алексеев с 1944 года по 1945 год был директором ПГПИ, в 1944 год по 1955 год являлся доцентом и заведующим кафедрой истории народоволки СССР ПГПИ. Читал курс истории советского периода, проявлял большой интерес к проблеме индустриализации в СССР, внешней политике в первые десятилетия советской власти. Награждён знаком «Отличник народного просвещения»[9][12].

Более 20 лет бессменным ректором ПГПИ являлся Сергей Яковлевич Чумаков. В 1955 году защитил диссертацию на степень кандидата химических наук. Читал курсы органической и неорганической, общей химии. Вёл активную публикационную активность. Опубликовано более 57 работ по вопросам народного образования и 26 работ по химии. Был награждён многочисленными благодарностями и медалями, знаками «За отличные успехи в работе», Почётной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ, медалью Н. К. Крупской[9].

Константин Семёнович Маханёк проработал в должности директора ПГПИ с 1948 по 1953 год. Окончил аспирантуру при кафедре истории народов СССР, защитил кандидатскую диссертацию. В течение ряда лет являлся членом Национального комитета историков СССР, награждён серебряной медалью имени А. И. Герцена, орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Является автором свыше 30 научных работ по истории Урала, Коми края, Прикамья[12].

Сергей Игнатьевич Турченко в 1945 году защитил диссертацию на степень кандидата педагогических наук. С 1947 года являлся заместителем директора по учебной и научной работе Калининградского педагогического института. В августе 1953 года приказом Министерства просвещения РСФСР был переведён в ПГПИ на должность директора и по совместительству — заведующим кафедрой педагогики. Награждён орденом «Знак Почёта», несколькими боевыми медалями[9][12].

Гавриил Иванович Дедов в роли директора педагогического института вёл пропагандистку деятельность в учебных заведениях и органах народного образования. Автор многочисленных научных публикаций по истории КПСС и краеведению, книги «Кизеловский угольный бассейн в годы Великой Отечественной войны». Был руководителем аспирантуры. Награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[12].

С 1979 года Игорь Севастьянович Капцугович был назначен ректором ПГПИ. Именно при нём педуниверситет стал вузом высшей категории: вырос контингент обучающихся, расширились социальные связи между учебными и научными учреждениями СССР и зарубежных стран, успешно начали развиваться научные школы и направления. Награды: орден Дружбы, знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», Почётная грамота Пермской области[12].

Андрей Константинович Колесников в 1980 году в Томском университете защитил кандидатскую диссертацию. С 1982 года по 2001 год являлся проректором по заочному обучению, проректором по научной работе и внешним связям. В ноябре 2001 года был избран на должность ректора. Вёл активную педагогическую деятельность, является автором более 50 научных работ, посвящённых главным образом вопросам гидродинамической устойчивости, проблемам физики горения и взрыва[12].

Константин Борисович Егоров в 1955 году, окончив исторический факультет ПГУ, остался на кафедре всеобщей истории в должности ассистента. С 1995 года по1996 год проходил стажировку на историческом факультете СПбГУ. В 1996 годупо1999 год обучался в аспирантуре при кафедре истории нового времени СПбГУ. Весной 2000 года успешно защитил кандидатскую диссертацию. В 1999 году вернулся на исторический факультет ПГПУ в роли преподавателя кафедры всеобщей истории. Имеет методическую разработку в виде курса лекций «История нового времени стран Европы и Америки». В настоящее время является ректором Пермского педагогического[12].

Инфраструктура образовательной среды

Инфраструктура образовательной среды Пермского педагогического включает 4 учебных корпуса, 164 аудитории (4 из них поточные), один конференц-зал, 16 компьютерных классов. В Пермском педагогическом функционирует 13 факультетов[1]:

Факультеты
Факультет Аббревиатура
1 Математический МФ
2 Филологический ФФ
3 Физической культуры ФФК
4 Педагогики и методики начального образования ПиМНО
5 Педагогики и психологии детства ПиПД
6 Естественнонаучный ЕНФ
7 Иностранных языков ИнЯз
8 Физический ФизФ
9 Исторический исто
10 Музыки Муза
11 Психологии -
12 Информатики и экономики ИНЭК
13 Правового и социально-педагогического образования ПиСПО
Макет инфраструктуры Пермского педагогического университета

Каждый факультет осуществляет образовательный трек согласно разработанной образовательной программы по направлению бакалавра, магистратуры. В Пермском педагогическом также имеется отдел по подготовке научно-педагогических кадров — аспирантура[13]. В ведомстве Пермского педагогического находятся биостанция «Верх-Кважва», биологический стационар «Шлыки», спорткомплекс «Ляды»[1]. Географическое расположение главного, второго и четвёртого корпусов Пермского педагогического университета — это район скрещения улиц Пушкина, Сибирской и 25 Октября[1].

Главный корпус находится на улице Сибирская, 24. Инфраструктура главного корпуса: административный блок, фундаментальная библиотека, музей археологии и этнографии Пермского Предуралья и факультеты исторический и филологический. Второй корпус находится на улице Пушкина, 44. Инфраструктура данного корпуса наполнена:

  • факультетами: физической культуры, правового и социально-педагогического образования, институт психологии;
  • общеуниверситетскими кафедрами: иностранных языков, философии и общественных наук, культурологии, психологии, педагогики, физического воспитания;
  • редакционно-издательским и копировально-множительным отделами;
  • двумя спортивными залами для гимнастики и настольного тенниса[1].

В самом большом по площади четвёртом корпусе на улице Пушкина, 42 функционируют факультеты: математический, физический, иностранных языков, естественно-научный, информатики и экономики, научные центры и лаборатории, а также располагается часть собрания фундаментальной библиотеки[1]. Пятый корпус находится на единственной в Перми пешеходной улице Пермской, где ведут свою деятельность факультеты: музыки, начальных классов, педагогики и психологии детства. Все образовательные пространства оснащены мультимедийным оборудованием посредством структурированной кабельной сети. Учебные корпуса объединены в единую VPN-сеть университета. Создан коммуникационный центр по защите информации с высокой пропускной способностью. Медицинское обслуживание осуществляется осуществляется в здравпункте, расположенном в здании общежития № 4 на улице 25 Октября, 37. Для иногородних студентов имеются три общежития:

  • общежитие № 4, улица 25 Октября, 37;
  • общежитие № 2, улица Советская, 62;
  • общежитие № 3, улица Семченко, 13[1].

В образовательной инфраструктуре Пермского педагогического активно внедряется аспект инновационной составляющей. Главная задача — создание комфортной среды для обучающихся в проявлении знаний, умений и навыков посредством реализации имеющихся возможностей в спорте, творчестве, политической активности, научно-исследовательской и любой другой конструктивной деятельности[1].

... И студентам твоим институт,
Пожелать сегодня хочу: будут трудности - не беда!
Вам осилить их по плечу.
И в торжественный этот день
Молодому и дерзкому племени
Я желаю учиться учить,
Не жалея ни сил, ни времени!Вашин М.

Современный университет

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический педагогический университет» (Пермский педагогический) — это полноценный образовательный кампус, расположенный в центре города Перми. Современное образовательное пространство Пермского педагогического представлено в каждом корпусе согласно профиля обучения, что в свою очередь даёт возможность вовлекать каждого заинтересовавшегося в определённую предметную область. Миссия Пермского педагогического — качественная подготовка и переподготовка специалистов для обеспечения стабильности и стимулирования инновационного развития общества, подготовки востребованных специалистов с высшим гуманитарно-педагогическим образованием в масштабах, необходимых для эффективного функционирования и социокультурного развития общества[1]. Ведущие научные школы университета нашли своё теоретическое и практическое значение как на территории Российской Федерации, так и за рубежом[2]. Помимо основной инфраструктуры, существуют дополнительные возможности, которые отвечают современному вызову социума. Структурные подразделения Пермского педагогического в современном университете: центр профильного образования «Открытый университет» (Открытый Университет ПГГПУ), Технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России», центр психолого-педагогического консультирования «Родительский университет», центр инклюзивного образования[1][2].

Центр профильного образования «Открытый университет»

Центр профильного образования «Открытый университет» (Открытый Университет ПГГПУ)[1] — это проект по формированию сети профильных классов психолого-педагогической и естественно-научной (научно-технической) направленности для обучающихся старших классов образовательных учреждений. Спектр возможностей Открытого университета:

  • реализует открытые лекции по профильным предметам с преподавателями и студентами университета;
  • внедряет онлайн-курсы и тренинговые курсы профориентационной направленности;
  • предоставляет возможность участвовать в конкурсном движении для получения дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ;
  • организовывает встречи с ведущими экспертами университета;
  • внедряет и реализует краткосрочные профильные смены в дни школьных каникул совместно со студентами университета;
  • ведёт информационное сопровождение в рамках профильного предмета, что, в свою очередь, позволяет повысить качество подготовки обучающегося для сдачи ЕГЭ (решение и разбор наиболее сложных тем и заданий)[1][2].

Технопарк

Технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России»[1] — современное технологическое пространство университета для проектирования, приобретения обучающимися опыта реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организации исследовательской деятельности, формирование функциональной грамотности, а также является площадкой для проведения оценочных процедур в рамках мониторинга качества педагогического образования. Педагогический потенциал технопарка универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России» выражен в:

  • практической междисциплинарной подготовке посредством создания профильного, междисциплинарного и метапредметного научно-образовательного проекта или программы;
  • популяризации науки и формировании интереса к научно-педагогической деятельности;
  • повышении уровня профессионального мастерства педагогических работников[1][2].

Центр психолого-педагогического консультирования «Родительский университет»

Центр психолого-педагогического консультирования «Родительский университет»[1] — уникальная возможность получить бесплатную консультацию по вопросам воспитания, обучения и развития детей от ведущих специалистов Пермского педагогического. Целеполагание центра заключается в создании общедоступной среды развития родительского образования, способствующей вовлечению родительских компетенций у широкого круга населения. С какими проблемами можно обратиться в центр:

  • психолого-педагогические проблемы и трудности у раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов;
  • со сложностью и препятствием у особого ребёнка, ребёнка с инвалидностью[1][2].

Центр инклюзивного образования

Центр инклюзивного образования — новый формат сопровождения обучающихся Пермского педагогического, педагогов и молодых специалистов, работающих в условиях инклюзии детей и подростков, нуждающихся в коррекционных и дополнительных занятиях, родителей особенных детей. Деятельность Центра инклюзивного образования направлена на предоставление консультативной, коррекционной, информационной помощи всем участникам образовательных отношений. Инфраструктура Центра инклюзивного образования включает:

  • лаборатории;
  • дефектологическую клинику;
  • образовательные мастерские;
  • стажировочные площадки;
  • клубы и игротеки[1][2].

Достопримечательности университета

Мемориальная доска Татьяне Николаевне Барамзиной

В 1990 году на фасаде главного корпуса был установлен памятник бывшей студентке ПГПИ, Герою Советского Союза Татьяне Николаевне Барамзиной. Скульптурное изображение (горельеф) Татьяны Николаевны было встроено в стену (оконный проём) фасада главного корпуса по улице Сибирской. Авторами памятника стали Николай Хромов и Александр Шипигузов. В 1991 году в университете возникла традиция ежегодных лёгкоатлетических эстафет в память о Татьяне Николаевне Барамзиной. Победители состязаний удостаиваются честью возложить цветы к памятнику героини[1].

Второй достопримечательностью университета выступает Музей истории, который географически расположен в главном корпусе. Экспозиция музея рассредоточена по всему зданию. В музейное пространство включены кабинет бывшего ректора университета И. С. Капцуговича, витрины, расположенные в рекреациях здания, музейная аудитория № 51, в которой в краткой форме представлена история университета и педагогического образования Пермского края. Задачи Музея истории: выявление и сбор документов, изображений и предметов; научное описание, реставрация и консервация музейных предметов; учёт и создание условий для хранения музейных предметов; ведение отчётности по установленной форме; организация экскурсионного обслуживания по экспозиции и выставкам Музея истории для различных групп населения (обучающихся университета и других вузов, учащихся общеобразовательных и иных образовательных организаций, прочих организованных групп посетителей); организация взаимодействия и сотрудничества с подразделениями университета, музеями города Перми и Пермского края, учреждениями культуры, образовательными и другими организациями по вопросам деятельности подразделения. В экспозиционный фонд музея входят:

  • исторические фотографии;
  • оригиналы и копии документов (зачётки, чертежи учебных корпусов, памятные адреса, письма, конспекты лекций, сочинения, приказы и распоряжения ректоров, планы, отчёты, письма, мемуары и другое);
  • научная и учебная литература;
  • архив институтской газеты; публикации в средствах массовой информации;
  • видеозаписи; вещи, принадлежавшие преподавателям и студентам;
  • артефакты, связанные с учебным процессом;
  • юбилейные подарки, значки, грамоты;
  • письменные принадлежности;
  • учебная мебель;
  • значимым и ценным экспонатом основного фонда является памятный адрес для Алексея Пахомовича Раменского (1913 год), Похвальный лист ученицы Пермской Мариинской женской гимназии (1913 год), образцы старинной мебели[1].

Литература

  1. Биографический словарь: профессора и преподаватели Пермского государственного педагогического университета (1921−2003). — Пермь: Книжный мир, 2003. — 472 с.
  2. Васильев, К. И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918—1932 годы). — Воронеж, 1966. — 296 с.
  3. Капцугович, И. С. Пермский педагогический в судьбах людей. Документально-публицистический очерк. — Пермь: Книжный мир, 2006. — 376 с.
  4. Пермский государственный педагогический институт: справочник для поступающих в институт. — Пермь: Кн. изд-во, 1975. — 179 с.
  5. Пермский педагогический в судьбах людей: Документально-публицистический очерк. — Пермь: Книжный мир, 2006.
  6. Пермский педагогический факультет. Обзор деятельности за 1923—1924 уч. год. — Пермь: Изд. журнала Экономика, 1925. — С. 2.
  7. Стойчев, С. А. Производственная практика в Пермском пединституте. За пед. кадры.. — 1935.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 Официальный сайт, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Пермский педагогический. Дата обращения: 4 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Ведущие научные школы. Пермский государственный. Дата обращения: 12 февраля 2024.
  3. Мухлынин А., Калугин.Д., Пономарёв И.Ф. Пермская земская неделя // Пермская земская неделя : газета. — 1914. — 13 февраля (№ 7). — С. 3.
  4. Обухов Л. Губернатор против университета // Университет : ежегодн. информ.-худож. журнал. — Пермь, 2003. — С. 25.
  5. Мухлынин А., Калугин Е.Д., Пономарёв И.Ф. Пермская земская неделя // Пермская земская неделя : газета. — 1916. — 18 сентября (№ 37). — С. 18.
  6. Михеенко Д. Прогулки по Перми: Башня над Сибирской // Комсомольская правда. — 2014. — 28 сентября.
  7. Мухлынин А., Калугин Е.Д., Пономарёв И.Ф. Пермская земская неделя // Пермская земская неделя : газета. — 1916. — 9 октября (№ 40). — С. 4.
  8. Костицин В. И. Ректоры Пермского университета 1916 – 2006. — Пермь: Изд-во Перм. университета, 2006.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Капцугович И. С. У истоков. Историко-публицистический очерк высшего педагогического образования на Урале. — Пермь: Книжный мир, 2014. — С. 222. — 261 с.
  10. Иллюстрированный сборник-ежегодник Пермского губернского земства. — Пермь: Б. и., 1916. — С. IX.
  11. Комерсантъ. Ректором ПГГПУ избран Константин Егоров. Комерсантъ (30 июня 2020). Дата обращения: 12 февраля 2024.
  12. 12,00 12,01 12,02 12,03 12,04 12,05 12,06 12,07 12,08 12,09 12,10 12,11 Капцугович И. С. Биографический словарь, Профессора и преподаватели Пермского государственного педагогического университета (1921–2003). — Пермь: Книжный мир, 2003. — С. 143, 371. — 470 с.
  13. Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет. Аспирантура. Пермский педагогический. Дата обращения: 14 февраля 2024.

Ссылки