Научные школы
Нау́чная шко́ла — объединение исследователей, выполняющее функции продуцирования и распространения новых знаний и обладающее способностью к самовоспроизводству. Наука — часть культуры, и в большинстве случаев научные достижения представляют собой результат взаимодействия различных влияний, идей, научных школ и стилей[1]. Традиционный подход к пониманию научных школ представляет собой исторически обусловленную форму организации группы исследователей, где важным аспектом является не только разработка научных идей, но и формирование ученых. Это необходимо для сохранения научных традиций, передачи знаний от поколения к поколению и обеспечения существования науки как социально-исторической системы[2].
История
Одним из главных способов подготовки ученых и развития науки были и остаются научные школы. Исторически они появились еще в античной Греции как способ передачи знаний и идей от одного поколения к другому через учеников (школы Пифагора, Гиппократа, Платона, Аристотеля и других). Философские школы по началу существовали как педагогические учреждения, решавшие задачи в области обучения и формирования познаний.
Первые научные школы были организованы по образцу художественных школ эпохи Возрождения, так как до конца XVIII века научная деятельность была в основном индивидуальной. Они возникали на базе университетов вокруг научных экспериментаторов, являясь центрами экспериментальных исследований. Например, химическая школа, основанная Ю. Либихом, изучавшая не только саму науку, но и методы ее исследования.
В начале XX века с появлением научных лабораторий на крупных промышленных предприятиях и научно-исследовательских институтах научные школы стали все чаще формироваться именно в таких учреждениях[2].
Будущее науки тесно связано с перспективами ведущих научных школ. Это было особенно актуально в XXI веке, когда все области мировой науки достигли значительных успехов. Сегодняшние достижения являются выдающимися по сравнению с прошлым, но они также служат отправной точкой для новых открытий. Научная школа представляет собой уникальное образование, которое обеспечивает непрерывность научного процесса и развитие научного знания на основе уже достигнутых результатов. В научной школе чётко вырисовывается перспектива дальнейшего развития науки.
В России формирование научных школ имеет давнюю историю и представляет собой значимую традицию, которая тесно связана с особенностями её культурно-исторического развития. Как отмечал В. И. Вернадский, начало научной деятельности в России было заложено правительством Петра I, которое осознавало важность этой работы для государства. Однако научная деятельность не только поддерживалась государством, но и нашла отклик в общественном сознании, продолжая развиваться даже в периоды, когда государственная поддержка ослабевала. Развитие науки происходило благодаря усилиям российской интеллигенции, которая занималась научной деятельностью по личной инициативе или через созданные ими организации.
Владимир Иванович Вернадский подчёркивал свободу и независимость русских учёных. Он отмечал, что работа русского общества в области научного творчества находилась вне кругозора православного духовенства, которое не могло разобраться в этой сфере. Представители церкви не имели авторитета в своих возражениях, поэтому в России достигалась внутренняя свобода исследования, которой не было в научной среде Запада. Там духовенство активно работало в научных исканиях и благодаря этому влияло на отношение к церкви и христианскому учению широких слоёв научных работников. Оно являлось умственной силой, с которой научная мысль должна была считаться и нередко бороться.
Научные школы, созданные такими выдающимися российскими учёными, как Абрам Фёдорович Иоффе, Пётр Леонидович Капица и Лев Давидович Ландау, получили мировое признание. Они внесли значительный вклад в развитие отечественной науки, подняв её на мировой уровень и обеспечив ей славу. Исследователи отмечают, что системный подход, сформировавшийся в мировой науке в XIX веке, во многом основывался на опыте русских научных школ[3].
Признаки научных школ
- Единство научных интересов представителей школы и научная важность исследуемых вопросов.
- Качество научных достижений школы и её признание на национальном и международном уровне.
- Значение научного лидера, постоянство и перспективы школы (наследование научных знаний между поколениями, взаимодействие с молодыми учёными, деятельность постоянного научного семинара)[2].
Основные типы научных школ
Существуют разные подходы к определению понятия «научная школа» и классификации их видов. Вот некоторые из наиболее распространённых представлений об этом явлении:
- Течение в науке, которое сформировалось благодаря определённому научному подходу и включает как отдельных исследователей, так и научные группы (институциональная школа в экономике, административная школа в управлении, школа психоанализа в психологии).
- Механизм передачи знаний, который обычно функционирует на базе образовательных учреждений и успешно справляется с задачей обучения и подготовки будущих учёных (научно-образовательная школа: Венская (австрийская) экономическая школа (маржинализм), МГТУ им. Баумана (ракетостроение); Московский инженерно-физический институт (атомная энергетика).
- Группа учёных, которая на протяжении долгого времени работает вместе над общей исследовательской программой (научно-производственная школа: школа И. М. Сеченова в физиологии, школа А. Н. Туполева в авиастроении, школа С. П. Королёва в ракетостроении, школа Л. Д. Ландау в физике).
- Научная организация, которая продемонстрировала свою способность создавать условия для подготовки учёных, внёсших значительный вклад в развитие науки (научно-исследовательская школа: Кавендишская лаборатория Кембриджа (Дж. Максвелл, Дж. Томпсон, Э. Резерфорд, Н. Бор и др.); Франкфуртская школа на базе Института социальных исследований (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ф. Поллак и другие).
Четыре основных аспекта понятия «научной школы»:
- Школа — направление в науке (определяется на основе общей концепции исследовательской работы);
- Школа — образовательная система (определяется через общую основу подготовки к исследовательской работе);
- Школа — производственная система (определяется через совместную исследовательскую деятельность);
- Школа — инкубатор (определяется через общность научной идеологии: мировоззрение, традиции, нормы и ценности)[4].
Примечания
- ↑ Романова К.С. Научные школы - коренные формы существования науки // Уральский федеральный университет, Екатеринбург: УрФУ. — 2014. — С. 311—315.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 О.Ю. Грезнева. Научные школы (педагогический аспект) // Отпечатано в Московском гуманитарном университете г. Москва, ул. Юности 5/1 : статья. — 2003. — 13 октября. — С. 7.
- ↑ Криворученко В. К. Научные школы // Знание. Понимание. Умение : портал. — 2011. — Март (№ 2).
- ↑ Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г., Казанкин Р.В., Дмитриева М.Б. [https://uchi-fitness.ru/upload/iblock/39f/39f8078479035a3a990c5d5cf2f08d5b.pdf Научная школа как структурная единица научной деятельности] // Учреждение Российской академии наук Центральный экономикоматематических наук РАН : статья. — 2011. — С. 3,4.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |