Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Она включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи. Умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях и использовать различные формы общения для успешного выполнения практических задач и достижения своих целей в различных сферах жизни[1].
История появления понятия
Понятие «функциональная грамотность» было введено более полувека назад. В 1957 году ЮНЕСКО впервые ввела употребление таких понятий, как «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность». Функциональная грамотность представляла собой совокупность навыков чтения и письма, необходимых для применения в повседневной жизни и решения ежедневных проблем. Предложенное ЮНЕСКО определение рассматривалось главным образом в отношении взрослого населения, которое нуждалось в развитии основных навыков таких как, направленность на решение бытовых проблем и овладение базовыми уровнями грамотности в чтении и письме[2].
Различные трактовки понятия
Согласно филологу, психологу и педагогу А. А. Леонтьеву, функционально грамотным считается человек, который может не только правильно говорить и писать, но и эффективно слушать, читать и воспринимать речь других людей. Она включает умение использовать язык в социальных ситуациях, общаться с людьми разных возрастов и культур, адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и контекстам. В общем, функциональная грамотность предполагает гибкое и эффективное владение языком, позволяющее человеку успешно функционировать в обществе и достигать поставленных перед ним задач[3].
Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и умение анализировать информацию, принимать решения, решать проблемы, коммуницировать с другими людьми, использовать различные технологии и инструменты. Она также включает в себя знание норм и правил поведения в конкретной культурной среде, умение адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, способность обучаться и развиваться. Функциональная грамотность является основой для достижения успеха и самореализации в различных сферах жизни, в том числе в образовании, работе, социальной жизни и личных отношениях. Для развития функциональной грамотности необходимо постоянное обучение и практика, активное использование полученных знаний и навыков в практической деятельности. Общество и государство имеют ответственность по обеспечению возможностей для развития функциональной грамотности всех его членов, в том числе через образовательные программы и социальную поддержку[4].
Функциональная грамотность включает в себя не только навык чтения и письма, но и способность применять эти навыки в различных ситуациях. В современном информационном обществе, где знание становится всё более доступным и меняется быстрее, функциональная грамотность становится необходимым компонентом образования. Взаимодействие с изменяющимся окружающим миром требует умения анализировать и оценивать информацию, принимать решения и заниматься критическим мышлением. Ребёнок должен уметь использовать различные источники информации, такие как книги, интернет и другие средства коммуникации. Решение учебных и жизненных задач требует умения строить алгоритмы действий и применять знания в практических ситуациях. Ребёнок должен быть способен к самостоятельному мышлению и решению проблем. Важной частью функциональной грамотности является умение строить социальные отношения. Ребенок должен иметь представление о нравственных и этических ценностях и уметь их применять в общении с другими людьми. Наконец, рефлексивные умения позволяют ребенку оценивать свою грамотность, узнавать свои недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Ребенок должен иметь интерес к образованию, самообразованию и духовному развитию. Таким образом, функциональная грамотность сегодня является основой для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру и самореализации в нём. Она помогает ребёнку стать активным участником современного общества и развивать свои способности в полной мере[5].
Компоненты функциональной грамотности
В функциональной грамотности выделяются несколько основных компонентов: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление[1]. Каждый из этих компонентов обладает способностью эффективно взаимодействовать с внешним миром и успешно решать разнообразные задачи.
Виды функциональной грамотности | Характеристики |
---|---|
Читательская грамотность | Умение понимать и интерпретировать содержание текстов, способность анализировать информацию, выделять главное, делать выводы и применять полученные знания на практике. Способность к размышлению над предложенной тематикой является одним из проявлений читательской грамотности, так как она требует умения анализировать информацию, формулировать собственные мысли и делать выводы на основе прочитанного материала[2]. |
Естественнонаучная грамотность | Способностью применять знания естественных наук в реальной жизни. Она позволяет идентифицировать проблемы исследования, которые могут быть решены с помощью методов научного подхода. Также она предполагает умение делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, которые необходимы для понимания окружающего мира, а также для определения влияния человека на него. Эстественнонаучная грамотность помогает принимать информированные решения на основе научной информации[6]. |
Математическая грамотность | Включает в себя не только умение выполнять расчёты и решать математические задачи, но и понимание того, как математика применяется в различных сферах жизни, таких как экономика, наука, технологии и т. д. Это также включает в себя способность анализировать и интерпретировать данные, применять математические модели для решения проблем, аргументировать свои рассуждения и делать логичные выводы. В контексте образования, математическая грамотность является важной составляющей базового образования, поскольку она помогает учащимся развивать логическое мышление, аналитические навыки и критическое мышление. Она также является ключевым элементом для достижения успеха в других областях, таких как наука, технология, экономика и инженерия[7]. |
Финансовая грамотность | Включает в себя понимание основных финансовых понятий и принципов, умение разбираться в финансовых инструментах и услугах, способность планировать бюджет, управлять личными финансами, принимать обоснованные решения по вопросам инвестирования и кредитования, осознанно использовать финансовые возможности и ограничения. Кроме того, финансовая грамотность включает умение понимать и анализировать финансовую информацию, критически относиться к рекламным предложениям и финансовым советам, осознавать свои финансовые цели и планировать их достижение. Обладая финансовой грамотностью, человек может принимать обоснованные финансовые решения, эффективно управлять своими деньгами, распределять доходы, планировать долгосрочные финансовые цели и обеспечивать финансовую стабильность. Это позволяет повысить уровень благосостояния, избежать финансовых проблем и стресса, а также улучшить качество жизни[8]. |
Креативное мышление | Способность мыслить свежо, гибко и оригинально, предлагать нестандартные решения и подходы к проблемам, а также вырабатывать новые идеи и концепции. Оно позволяет видеть вещи с необычных ракурсов, находить неочевидные связи и пересекать границы различных областей знания. Креативное мышление также включает в себя способность оценивать и рефлексировать над идеями, обсуждать их с другими людьми и принимать конструктивные отзывы и критику. Оно позволяет развивать и улучшать идеи, открывать новые возможности и создавать более эффективные и инновационные решения. Креативное мышление является важным навыком в современном мире, который помогает в решении сложных проблем, создании инноваций и развитии новых идей и концепций. Оно требует гибкости, открытости, умения мыслить независимо и смелости в выражении своих идей[9]. |
Глобальные компетенции | Глобальные компетенции позволяют людям успешно взаимодействовать с представителями других культур, добиваться совместного успеха в решении глобальных проблем и создавать гармоничные и продуктивные отношения в различных сферах жизни. Они включают в себя понимание и уважение культурных различий, способность эффективно взаимодействовать с людьми из разных культур, адаптироваться к новым условиям и ситуациям; умение слушать и принимать во внимание точку зрения других людей, разрешать конфликты и находить компромиссы; способность эффективно общаться на разных языках, умение адаптировать свой стиль коммуникации под различные культурные контексты, умение избегать недоразумений и конфликтов в коммуникации; способность анализировать глобальные проблемы и вызовы, понимать и учитывать их межзависимость и взаимосвязи, принимать во внимание различные точки зрения и искать решения, которые учитывают интересы всех заинтересованных сторон; придерживаться высоких моральных и этических стандартов в личной и профессиональной деятельности, проявлять уважение к правам и достоинству других людей[10] . |
Формы и методы развития функциональной грамотности
- Групповая работа;
- Творческие задания;
- Тестовые задания;
- Практическая работа;
- Игровая работа (ролевые игры и деловые игры);
- Исследовательская и проектная деятельность.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
- Задания, решаемые с помощью предметных знаний поставленные вне предметной области
- Каждое задание описывает понятную для учащегося жизненную ситуацию
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
- Задачи разбора ситуаций требующих осознанного выбора модели поведения
- Вопросы в задачах немногословны, написаны простым языком
- Условия задач требуют перевода на язык предметной области
- В задачах представлены рисунки, схемы, таблицы[11]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Что такое функциональная грамотность и как её оценивать? . Московский центр качества образования (2 декабря 2021). Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Д. М. Шакирова, Г. А. Рудик, И. И. Лушпаева. Функциональная грамотность . ИРО Республики Татарстан. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. — М.,: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. — С. 35. — 368 с.
- ↑ Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, Н. Г. Щукин. — М.,: Икар, 2009. — С. 342. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
- ↑ Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой.. — М.,: Российский учебник: Вентана-граф, 2018. — С. 16—17. — 288 с.
- ↑ Е.Алюкова. Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся . Похвистневский Ресурсный центр (4 апреля 2019). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Формирование функциональной грамотности обучающихся / сост. Л. Н. Храмова, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева, Л. С. Шмульская. — Красноярск: Литера-принт, 2021. — С. 10—11. — 130 с. — ISBN 978-5-907232-82-2.
- ↑ Функциональная грамотность . РГБУ ДПО Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации педагогических работников. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Формирование функциональной грамотности обучающихся / сост. Л. Н. Храмова, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева, Л. С. Шмульская. — Красноярск: Литера-принт, 2021. — С. 53—54, 57. — 130 с. — ISBN 978-5-907232-82-2.
- ↑ ФГОС. Функциональная грамотность . МОУ "Средняя общеобразовательная школа №8" г. Углич (12 марта 2023). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Институт стратегии развития образования РАО. Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС общего образования (2019). Дата обращения: 27 августа 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |