Читательская грамотность
Чита́тельская гра́мотность — это базовый навык в функциональной грамотности. Читательская грамотность — это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Это также означает способность оценивать достоверность и надёжность источников информации, различать мнения и факты, анализировать и синтезировать полученную информацию. Читательская грамотность является неотъемлемой частью общей грамотности человека и имеет как личностные, так и социальные аспекты[1].
Основные понятия
Термин «читательская грамотность» появился в контексте международного тестирования в 1991 году. В отечественной педагогике он стал использоваться в 2000-х годах после участия российских образовательных учреждений в международных программах PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)[2].
Читательская грамотность имеет большое значение для образования и развития личности. Она помогает людям расширять свой кругозор, улучшать свои навыки коммуникации, развивать критическое мышление и участвовать в общественной жизни. Этот термин означает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, а также участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность включает в себя различные навыки и умения.
Во-первых, это умение понимать содержание текста и извлекать из него основную идею. Читатель должен быть способен распознавать ключевые слова и фразы, анализировать их смысл и контекст, чтобы понять, о чём идет речь.
Во-вторых, читательская грамотность включает умение критически оценивать тексты. Читатель должен быть способен анализировать аргументы и доказательства, распознавать логические связи между идеями, определять достоверность информации и оценивать её релевантность.
В-третьих, читательская грамотность включает умение применять прочитанное в повседневной жизни. Читатель должен быть способен применять полученные знания и идеи для решения проблем, принятия решений, достижения целей и развития своих навыков[3].
Составляющие читательской грамотности
Читательская деятельность является сложным процессом, состоящим из нескольких составляющих.
Одной из таких составляющих являются ситуации, в которых осуществляется чтение. Каждая ситуация имеет свою специфику и цель чтения, и читателю необходимо ориентироваться в них с опорой на текст. Ситуации чтения могут быть разнообразными. Например, это может быть учебная ситуация, когда читатель сталкивается с текстом, содержащим необходимую информацию для выполнения задания или усвоения новых знаний. Также существуют ситуации чтения для получения развлечения и эстетического удовольствия, когда читатель загружается художественными произведениями или литературой на свой выбор. В любом случае, успешная читательская деятельность требует умения ориентироваться в задаче, определять контекст чтения и цель чтения.
Второй важной составляющей читательской деятельности является сам текст. Тексты, с которыми сталкивается читатель, могут быть разнообразными по своему стилю, жанру, объёму и содержанию. Это могут быть научные статьи, книги, романы, стихи, новости и многое другое. Читатель должен быть готов к встрече с различными типами текстов и уметь работать с ними.
Третья составляющая состоит из читательских умений — когнитивных стратегий и способов работы с текстом. Читательские умения включают в себя умение опознавать главную мысль текста, выделять ключевые идеи, анализировать и оценивать информацию, делать выводы, рассуждать на основе текста, а также умение находить ответы на конкретные вопросы или решать учебные задания, связанные с прочитанным текстом.
Важно отметить, что развитие читательских умений требует практики и постоянного разнообразия текстов для чтения. Чем больше различных текстов читатель изучает и анализирует, тем более гибким и эффективным становится его чтение. Также читательские умения могут быть различными у разных людей и зависят от их предпочтений и интересов, а также уровня образования[4].
Взаимодействие всех этих компонентов ведёт к:
- развитию интереса к чтению и познавательной деятельности.
- критическому мышлению и анализу текста (способность оценивать достоверность информации, выявлять противоречия и логические ошибки, формулировать свою точку зрения и аргументировать её).
- умению выделять главную идею текста, смысловые связи между отдельными частями текста.
- умению определять стиль, жанр и намерения автора текста.
- умению использовать различные стратегии чтения в зависимости от цели чтения (сканирование, общее ознакомление, детальное изучение).
- умению различать факты и мнения, осознавать позицию и оценки автора.
- развитию словарного запаса и пониманию значения непонятных слов и выражений с помощью контекста.
- умению организовать свои мысли и выражать их письменно или устно на основе прочитанного.
- способности критически относиться к информации, распространяемой через различные источники (интернет, СМИ и т. д.), и умение различать надёжные и ненадёжные источники[5].
Поэтому читательские умения являются важным навыком, который можно развить и совершенствовать на протяжении всей жизни.
Уровни читательской грамотности
Оценка и измерение читательской грамотности проводится на основе уровней:
- сложность задания (трудность умения и трудность текста);
- форма вопроса (открытые, закрытые);
- оценка ответа с использованием баллов (частичное оценивание);
- высокое качество чтения — тексты большого объёма[6].
Согласно тесту PISA можно выделить 6 уровней читательской грамотности.
Уровень | Навыки и умения |
---|---|
6 | Умение выявлять скрытые сообщения, анализировать и оценивать представленную информацию. Читатель, способный тщательно расшифровывать текст, отделяет существенные факты от несущественных, улавливает тонкие нюансы, осознает связи и взаимосвязи между различными элементами текста. Кроме того, такой читатель обращает внимание на структуру и стиль текста, понимает и использует формальные средства изложения, чтобы получить полное представление о контексте и завершённости идеи. Способен оценить сложные тексты по незнакомой теме. Он может вырабатывать свою точку зрения, критически анализируя приведённые в тексте факты и аргументы, сравнивая их с уже имеющимися знаниями. Может также распознавать возможные противоречия или недостатки в аргументации и предлагать альтернативные точки зрения. Способен осознанно прочитать и полностью усвоить сложный текст, анализировать его контент, делать выводы и связывать его с другими текстами и знаниями. Эти навыки необходимы для успешного обучения, научного исследования и критического мышления. |
5 | Понимание длинных текстов и способность выстраивать логические рассуждения, основанные на глубоком их понимании. Обнаружение релевантной для задания информации в тексте, даже если она трудно заметна. Способность формулировать собственные гипотезы и критически оценивать гипотезы, основанные на конкретной информации, представленной в задании. Различение между фактами и мнениями в отношении сложных или абстрактных утверждений. Оценка нейтральности и предвзятости текста на основе явных или скрытых признаков, связанных с его содержанием или источником. Формулирование выводов относительно достоверности утверждений или выводов, представленных в тексте. |
4 | Умение читателя находить и соединять неявные единицы информации и решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей информации, является важным навыком. Некоторые задания требуют понимания языковых тонкостей в контексте полного текста, тогда как другие задания предполагают понимание текста на незнакомую читателю тему. Читатель должен иметь способность детально и точно понимать длинные и сложные тексты с неизвестным содержанием и структурой. Знание специальной информации, представленной в тексте, является основой для оценки и развития гипотез о мыслях автора. |
3 | Этот набор навыков указывает на способность понимать и анализировать тексты, как самостоятельно, так и в сравнении с другими источниками. Ученик с такими навыками способен структурировать информацию из текста, определить основные идеи и связи между ними, а также сделать выводы на основе представленных намеков и даже противоречий. Кроме того, он может проанализировать и сравнить точки зрения разных авторов на основе явной информации, представленной в текстах. |
2 | Распознавание основной мысли текста, понимание взаимосвязи отдельных частей текста, интерпретация отдельных частей текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы. Умение формулировать несложные выводы. Сравнение коротких, явных утверждений. При заданных критериях уметь находить единицы информации (явных и неявных). Размышлять о явно выраженной цели небольшого текста или фрагмента. |
1 | Умение отделять в простых текстах с явными подсказками основную информацию от дополнительной, понимать смысл небольшого сообщения. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Умение выбрать наиболее полезный источник для получения нужной информации. |
Структура и критерии оценивания
Оценка читательской грамотности помогает определить уровень умения школьника читать, понимать и анализировать тексты. Она включает в себя такие аспекты, как:
- уровень понимания прочитанной информации,
- способность выделять главную мысль текста,
- анализировать его структуру и связи между частями,
- умение использовать чтение в целях получения информации[3].
Современные школьники сталкиваются с большим объёмом информации из различных источников, таких как книги, статьи, интернет-ресурсы и т. д. Поэтому важно развивать у них навыки поиска, сортировки и фильтрации информации, а также умение использовать информацию из разных предметных областей при работе с текстами. Интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников требует уточнения понятия «грамотность чтения» и развития новых навыков и компетенций учащихся.
В контексте современного образования большое внимание уделяется развитию информационной грамотности учащихся. Данное понятие включает в себя навыки и умения использования информационных технологий для поиска, анализа и оценки информации. В связи с развитием информационных технологий, школьники должны быть способными критически оценивать достоверность информации из разных источников и принимать информированные решения[4].
Для оценки читательской грамотности школьников используются различные методики и инструменты, позволяющие измерить и оценить уровень их навыков чтения.
- Тестирование, которое включает в себя задания на чтение и понимание текстов, а также на использование прочитанной информации.
- Анализы устных и письменных высказываний школьников, направленные на выявление их умения анализировать и интерпретировать тексты[7].
Примечания
- ↑ Баранова М. В. Эффективные практики по формированию читательской грамотности . Институт развития образования Ярославской области. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Сущность и история возникновения понятия «читательская грамотность» . МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Новоколхозное. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности «Читательская грамотность» . Министерство образования и науки Республики Татарстан. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Рылова А. С. Развитие и оценка читательской грамотности как компонента функциональной грамотности школьников . Институт развития образования Кировской области. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы . Институт стратегии развития образования РАО. Дата обращения: 2 сентября 2023.
- ↑ Сидорова Г. А. Новые подходы к оцениванию читательской грамотности . Институт развития образования Республики Татарстан. Дата обращения: 2 сентября 2023.
- ↑ Воржакова Т. И. Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности в условиях реализации обновлённых ФГОС . МБОУ «Зудиловская средняя школа» Алтайского края. Дата обращения: 4 сентября 2023.
Ссылки
- Открытый банк заданий на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
- Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |