Читательская грамотность

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Book red; question marks.svg

Чита́тельская гра́мотность — это базовый навык в функциональной грамотности. Читательская грамотность — это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Это также означает способность оценивать достоверность и надёжность источников информации, различать мнения и факты, анализировать и синтезировать полученную информацию. Читательская грамотность является неотъемлемой частью общей грамотности человека и имеет как личностные, так и социальные аспекты[1].

Основные понятия

Термин «читательская грамотность» появился в контексте международного тестирования в 1991 году. В отечественной педагогике он стал использоваться в 2000-х годах после участия российских образовательных учреждений в международных программах PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)[2].

Читательская грамотность имеет большое значение для образования и развития личности. Она помогает людям расширять свой кругозор, улучшать свои навыки коммуникации, развивать критическое мышление и участвовать в общественной жизни. Этот термин означает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, а также участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность включает в себя различные навыки и умения.

Во-первых, это умение понимать содержание текста и извлекать из него основную идею. Читатель должен быть способен распознавать ключевые слова и фразы, анализировать их смысл и контекст, чтобы понять, о чём идет речь.

Во-вторых, читательская грамотность включает умение критически оценивать тексты. Читатель должен быть способен анализировать аргументы и доказательства, распознавать логические связи между идеями, определять достоверность информации и оценивать её релевантность.

В-третьих, читательская грамотность включает умение применять прочитанное в повседневной жизни. Читатель должен быть способен применять полученные знания и идеи для решения проблем, принятия решений, достижения целей и развития своих навыков[3].

Составляющие читательской грамотности

Читательская деятельность является сложным процессом, состоящим из нескольких составляющих.

Одной из таких составляющих являются ситуации, в которых осуществляется чтение. Каждая ситуация имеет свою специфику и цель чтения, и читателю необходимо ориентироваться в них с опорой на текст. Ситуации чтения могут быть разнообразными. Например, это может быть учебная ситуация, когда читатель сталкивается с текстом, содержащим необходимую информацию для выполнения задания или усвоения новых знаний. Также существуют ситуации чтения для получения развлечения и эстетического удовольствия, когда читатель загружается художественными произведениями или литературой на свой выбор. В любом случае, успешная читательская деятельность требует умения ориентироваться в задаче, определять контекст чтения и цель чтения.

Второй важной составляющей читательской деятельности является сам текст. Тексты, с которыми сталкивается читатель, могут быть разнообразными по своему стилю, жанру, объёму и содержанию. Это могут быть научные статьи, книги, романы, стихи, новости и многое другое. Читатель должен быть готов к встрече с различными типами текстов и уметь работать с ними.

Третья составляющая состоит из читательских умений — когнитивных стратегий и способов работы с текстом. Читательские умения включают в себя умение опознавать главную мысль текста, выделять ключевые идеи, анализировать и оценивать информацию, делать выводы, рассуждать на основе текста, а также умение находить ответы на конкретные вопросы или решать учебные задания, связанные с прочитанным текстом.

Важно отметить, что развитие читательских умений требует практики и постоянного разнообразия текстов для чтения. Чем больше различных текстов читатель изучает и анализирует, тем более гибким и эффективным становится его чтение. Также читательские умения могут быть различными у разных людей и зависят от их предпочтений и интересов, а также уровня образования[4].

Взаимодействие всех этих компонентов ведёт к:

  • развитию интереса к чтению и познавательной деятельности.
  • критическому мышлению и анализу текста (способность оценивать достоверность информации, выявлять противоречия и логические ошибки, формулировать свою точку зрения и аргументировать её).
  • умению выделять главную идею текста, смысловые связи между отдельными частями текста.
  • умению определять стиль, жанр и намерения автора текста.
  • умению использовать различные стратегии чтения в зависимости от цели чтения (сканирование, общее ознакомление, детальное изучение).
  • умению различать факты и мнения, осознавать позицию и оценки автора.
  • развитию словарного запаса и пониманию значения непонятных слов и выражений с помощью контекста.
  • умению организовать свои мысли и выражать их письменно или устно на основе прочитанного.
  • способности критически относиться к информации, распространяемой через различные источники (интернет, СМИ и т. д.), и умение различать надёжные и ненадёжные источники[5].

Поэтому читательские умения являются важным навыком, который можно развить и совершенствовать на протяжении всей жизни.

Уровни читательской грамотности

Оценка и измерение читательской грамотности проводится на основе уровней:

  1. сложность задания (трудность умения и трудность текста);
  2. форма вопроса (открытые, закрытые);
  3. оценка ответа с использованием баллов (частичное оценивание);
  4. высокое качество чтения — тексты большого объёма[6].

Согласно тесту PISA можно выделить 6 уровней читательской грамотности.

Уровень Навыки и умения
6 Умение выявлять скрытые сообщения, анализировать и оценивать представленную информацию. Читатель, способный тщательно расшифровывать текст, отделяет существенные факты от несущественных, улавливает тонкие нюансы, осознает связи и взаимосвязи между различными элементами текста. Кроме того, такой читатель обращает внимание на структуру и стиль текста, понимает и использует формальные средства изложения, чтобы получить полное представление о контексте и завершённости идеи. Способен оценить сложные тексты по незнакомой теме. Он может вырабатывать свою точку зрения, критически анализируя приведённые в тексте факты и аргументы, сравнивая их с уже имеющимися знаниями. Может также распознавать возможные противоречия или недостатки в аргументации и предлагать альтернативные точки зрения. Способен осознанно прочитать и полностью усвоить сложный текст, анализировать его контент, делать выводы и связывать его с другими текстами и знаниями. Эти навыки необходимы для успешного обучения, научного исследования и критического мышления.
5 Понимание длинных текстов и способность выстраивать логические рассуждения, основанные на глубоком их понимании. Обнаружение релевантной для задания информации в тексте, даже если она трудно заметна. Способность формулировать собственные гипотезы и критически оценивать гипотезы, основанные на конкретной информации, представленной в задании. Различение между фактами и мнениями в отношении сложных или абстрактных утверждений. Оценка нейтральности и предвзятости текста на основе явных или скрытых признаков, связанных с его содержанием или источником. Формулирование выводов относительно достоверности утверждений или выводов, представленных в тексте.
4 Умение читателя находить и соединять неявные единицы информации и решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей информации, является важным навыком. Некоторые задания требуют понимания языковых тонкостей в контексте полного текста, тогда как другие задания предполагают понимание текста на незнакомую читателю тему. Читатель должен иметь способность детально и точно понимать длинные и сложные тексты с неизвестным содержанием и структурой. Знание специальной информации, представленной в тексте, является основой для оценки и развития гипотез о мыслях автора.
3 Этот набор навыков указывает на способность понимать и анализировать тексты, как самостоятельно, так и в сравнении с другими источниками. Ученик с такими навыками способен структурировать информацию из текста, определить основные идеи и связи между ними, а также сделать выводы на основе представленных намеков и даже противоречий. Кроме того, он может проанализировать и сравнить точки зрения разных авторов на основе явной информации, представленной в текстах.
2 Распознавание основной мысли текста, понимание взаимосвязи отдельных частей текста, интерпретация отдельных частей текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы. Умение формулировать несложные выводы. Сравнение коротких, явных утверждений. При заданных критериях уметь находить единицы информации (явных и неявных). Размышлять о явно выраженной цели небольшого текста или фрагмента.
1 Умение отделять в простых текстах с явными подсказками основную информацию от дополнительной, понимать смысл небольшого сообщения. Тема и тип текста должны быть знакомы читателю. Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Умение выбрать наиболее полезный источник для получения нужной информации.

Структура и критерии оценивания

Оценка читательской грамотности помогает определить уровень умения школьника читать, понимать и анализировать тексты. Она включает в себя такие аспекты, как:

  1. уровень понимания прочитанной информации,
  2. способность выделять главную мысль текста,
  3. анализировать его структуру и связи между частями,
  4. умение использовать чтение в целях получения информации[3].

Современные школьники сталкиваются с большим объёмом информации из различных источников, таких как книги, статьи, интернет-ресурсы и т. д. Поэтому важно развивать у них навыки поиска, сортировки и фильтрации информации, а также умение использовать информацию из разных предметных областей при работе с текстами. Интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников требует уточнения понятия «грамотность чтения» и развития новых навыков и компетенций учащихся.

В контексте современного образования большое внимание уделяется развитию информационной грамотности учащихся. Данное понятие включает в себя навыки и умения использования информационных технологий для поиска, анализа и оценки информации. В связи с развитием информационных технологий, школьники должны быть способными критически оценивать достоверность информации из разных источников и принимать информированные решения[4].

Для оценки читательской грамотности школьников используются различные методики и инструменты, позволяющие измерить и оценить уровень их навыков чтения.

  1. Тестирование, которое включает в себя задания на чтение и понимание текстов, а также на использование прочитанной информации.
  2. Анализы устных и письменных высказываний школьников, направленные на выявление их умения анализировать и интерпретировать тексты[7].

Примечания

  1. Баранова М. В. Эффективные практики по формированию читательской грамотности. Институт развития образования Ярославской области. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  2. Сущность и история возникновения понятия «читательская грамотность». МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пос. Новоколхозное. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности «Читательская грамотность». Министерство образования и науки Республики Татарстан. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  4. 4,0 4,1 Рылова А. С. Развитие и оценка читательской грамотности как компонента функциональной грамотности школьников. Институт развития образования Кировской области. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  5. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы. Институт стратегии развития образования РАО. Дата обращения: 2 сентября 2023.
  6. Сидорова Г. А. Новые подходы к оцениванию читательской грамотности. Институт развития образования Республики Татарстан. Дата обращения: 2 сентября 2023.
  7. Воржакова Т. И. Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности в условиях реализации обновлённых ФГОС. МБОУ «Зудиловская средняя школа» Алтайского края. Дата обращения: 4 сентября 2023.

Ссылки