Математическая грамотность
Математическая грамотность - один из составляющих элементов функциональной грамотности, является необходимым навыком в современном информационном обществе, где математика играет важную роль во многих областях, таких как наука, технологии, экономика и финансы. Математически грамотный человек для решения реальных проблем и ситуаций способен применять знания и навыки, полученные при изучении математики, строить логические цепочки рассуждений на основе математических принципов, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе математических данных. Он также способен общаться на математическом языке, аргументировать свои идеи и использовать математические модели для понимания и объяснения явлений в окружающем мире[1].
Понятие
Математическая грамотность включает в себя не только знание и понимание математических понятий и методов, но и умение применять их на практике. Человек с математической грамотностью может использовать математику для решения реальных проблем, а не только уметь решать абстрактные математические задачи. Например, математическая грамотность может помочь человеку лучше понять и интерпретировать данные, представленные в виде графиков или диаграмм, а также оценить достоверность их представления. Она может быть полезной при принятии решений на основе статистических данных или при планировании бюджета. Кроме того, математическая грамотность способствует развитию аналитического мышления, логического мышления и критического мышления. Человек, обладающий математической грамотностью, может легче анализировать проблемы, видеть связи между различными явлениями и приходить к обоснованным выводам. Она также может быть полезна в различных профессиональных областях, включая науку, технологии, инженерию, экономику и финансы. В этих областях математические методы и концепции используются для моделирования реальных явлений, проведения исследований и принятия решений. В современном мире, где количественная информация становится все более важной, математическая грамотность играет ключевую роль в повседневной жизни. Люди, обладающие математической грамотностью, могут участвовать в дискуссиях о социально-экономических вопросах, понимать процентные ставки, расчеты вероятностей и многое другое[1].
Одной из важных составляющих формирования математической грамотности является развитие математического мышления. Это можно достичь при помощи заданий, направленных на тренировку логического мышления, анализа и решения проблем. В итоге математическая грамотность является неотъемлемой частью образования и развития современного человека, позволяющей ему лучше понимать и взаимодействовать с миром вокруг[2].
Составляющие математической грамотности
- Уметь искать и использовать источники информации для решения задач и получения знаний.
- Устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы для выполнения конкретных задач.
- Разрабатывать и систематизировать логически обоснованные аргументы на основе данных и фактов. Анализировать и оценивать качество информации.
Все эти аспекты вместе составляют математическую грамотность и являются важными для успешного использования математики в повседневной жизни и в профессиональной сфере[3].
Приёмы формирования математической грамотности
Современные образовательные технологии могут быть полезными инструментами для формирования математической грамотности. Например, использование компьютерных программ и интерактивных обучающих материалов могут помочь студентам более эффективно понять математические концепции и законы. Также важно использование различных методов обучения, таких как групповые и проектные работы. Они позволяют студентам обмениваться мнениями, дискутировать и совместно искать решения задач. Эффективность образовательных технологий зависит от умения преподавателя успешно их применять. Преподаватели должны уметь адаптировать различные технологии под уровень знаний и потребности своих студентов, а также мотивировать их к изучению математики. В целом, формирование математической грамотности требует системного подхода и комбинации различных методов и технологий. Преподаватели и ученики должны быть готовы к постоянному обучению и применению новых инструментов для достижения нужных результатов.
- Технология критического мышления
- Технология проблемного обучения
- Проектная технология
- Игровая технология
- Здоровьесберегающая технология
- Личностно-ориентированная технология[4].
Структура и критерии оценки математической грамотности
Трехмерная модель оценки математической грамотности включает в себя оценку уровня знания математических понятий, умения их применять в различных контекстах и способности анализировать и рассуждать на математические темы. Оценка проводится через решение задач и выполнение заданий, которые представляют собой реальные или абстрактные проблемные ситуации, требующие применения математических знаний и навыков[5].
1. Содержание задания представлено в следующих предметных областях:
- пространство и форма
- неопределенность и данные
- изменения и зависимости
- количество.
2. Компетентностная область, которая описывает, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения. Это помогает выявить не только правильность ответа, но и понимание учащимися математических концепций и способность применять их на практике. Раскрывают следующие виды познавательной деятельности:
- формулировка
- применение
- интерпретирование[6].
3. Контексты, в которых представлены задачи, позволяют связать математику с реальными жизненными ситуациями и помогают учащимся понять целесообразность применения математических знаний в повседневной жизни. в котором представлена проблема[7].
- образование, профессиональная деятельность
- научная деятельность.
Трёхмерная модель оценки математической грамотности позволяет более полно и всесторонне оценить уровень математической подготовки обучающихся, их способность применять математические знания в реальных ситуациях. Это развивает у них аналитическое мышление и рассуждение[3].
Примечания
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- ↑ 1,0 1,1 И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова, О. Б. Пяткова, Н. Ю. Хафизова, В. Н. Шайкина. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов . Челябинск : ЧИППКРО. Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 . ФИОКО. Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Методические рекомендации «Математическая грамотность» . ГБУ ДПО РО РИПК И ППРО. Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Формирование математической грамотности обучающихся . Вологодский ИРО. Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы . Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Математическая грамотность . Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Готовимся к PISA-2022. Математическая грамотность. Методические основы . Просвещение. Издательство Бином. Дата обращения: 29 августа 2023.
Ссылки
- Открытый банк заданий на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
- Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |