Тренинговый курс

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Прохождение тренинга в библиотеке

Тре́нинг (от англ. train — тренироваться) — способы, которые помогают человеку развивать навыки и способности. Тренинг сформировался в начале XX века[1]. В настоящее время тренинговые курсы активно используются в различных сферах жизни, например, коммуникация, психология, образование, бизнес-сфера, саморазвитие.

История возникновения

Дейл Карнеги первым стал использовать тренинги, основав компанию, в которой проводились тренинги по саморазвитию и публичным выступлениям[2]. Первые занятия были сосредоточены на отработку коммуникативных навыков, которые были созданы учениками Левина, Курт в Бетеле (США). Их удачные результаты межгрупповых отношений привели к основанию в 1950 году в Америке Национальной лаборатории тренинга с целью изучить различные методы групповой работы.

Обучали различным навыкам: взаимодействию, умению руководить, решать конфликтные ситуации, укреплять групповую сплоченность. В 1954 году появились группы, которые были направлены на жизненные ценности человека. В начале 1990-х годов тренинги появились в России. Единственными заказчиками были зарубежные фирмы[3]. С 1999 года тренинги в России становились более популярными, экономика начала возрастать. В 2020-х годах тренинговый рынок в России находится в фазе среднего роста, всё больше можно найти тренингов и семинаров на свой вкус. Активно развиваются тренинговые курсы и каждый год появляются новые площадки; придумываются более совершенные приёмы, схемы и упражнения. Самые первые тренинги в России были тренинги актёрского мастерства по системе Станиславского. Тренинг включал следующие задачи: уверенно держаться на сцене, проявлять харизматичность, эмоционально воздействовать на зрителей. Тренинги Станиславского используются во всех школах актёрского мастерства не только в России, но и за рубежом[2].

Суть тренингов

Целью прохождения тренингов может быть улучшение навыков в какой-либо сфере деятельности, самопознание, социализация, развитие уверенности в себе, саморазвитие, формирование лидерских качеств[4]. Тренинг отличается от лекций тем, что включает теорию и практику, в котором больше 60 % времени уделяется практике[2]. В России исследования показали, что в современном мире тренинговая форма является эффективной в формировании и развитии различных компетенций, актуальность тренингов ведет к постоянным разработкам и изучением. Полезность тренингов заключается в мотивации — в группе человеку проще действовать, потому что он видит единомышленников; появление новых людей, знакомств; выход из зоны комфорта; введение в жизнь чего-то нового, человек избавляется от привычной рутины[5].

Альвина Павловна Панфилова упоминает[4]:

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня.

Юрий Михайлович Жуков считает[4], что

В нашем быстро развивающимся мире, тренинг — эффективный инструмент развития и совершенствования коммуникативных навыков, которые необходимы для успешной жизни человека.

Форматы и тематики тренингов

Тренинги могут проводиться онлайн, офлайн, в группах или индивидуально. Также отмечают корпоративные, которые нацелены для сотрудников компаний и специфические, которые направлены на конкретные профессии.

Виды тренингов в группах:

  • микрогруппа: 5—7 человек;
  • малая группа: 7—15 человек;
  • средняя группа: 15—30 человек;
  • большая группа: свыше 30 человек[2].

Форматы:

  • Открытый тренинг, который доступен для всех желающих.
  • Закрытый тренинг, требующий регистрации, доступен не всем.

Самые актуальные тематики:

  • Предпринимательство.
  • Психология.
  • Сплочение коллектива.
  • IT технологии, менеджмент.
  • Педагогический тренинг.
  • Профессиональный тренинг[2].

Приёмы

Приёмы могут быть разными, самые популярные: мозговой штурм (участники решают задачу, приводят решения и после выбирается самое подходящее из предложенного), игровая форма(разные игры, например, деловая или творческая), дискуссия в группах, медиативные практики (замена негативных установок в голове на позитивные)[5].

Продолжительность тренингов

Тренинг может проходить 1,5 часа с перерывами 10—15 минут. Встречи могут проходить более интенсивно, к примеру, 4—5 встреч по 7—8 часов или менее усиленно — одна встреча в неделю по 4—5 часов[6].

Примечания

  1. Овчинникова И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного обучения // Молодой ученый : сайт. — 2015. — 11 мая.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Тренинг: что это и откуда появился. Московская академия продаж (30 апреля 2021). Дата обращения: 26 мая 2024.
  3. Подготовка тренинга в организации // знанио. — 2020.
  4. 4,0 4,1 4,2 Воронкова А. А, Чайковская Н. А. Применение тренингового подхода в обучении студентов вуза(на примере студентов-предпринимателей и pr- специалистов) // Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 2). — 2015.
  5. 5,0 5,1 Ксения Молоканова. Что такое тренинг и чем он может быть полезен // Блог Василия Блинова. — 2021.
  6. Мельник С. Н. [Melnik_S.N._Teoreticheskie_i_metodicheskie_osnov(libcats.org).pdf Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга]. — 2004.