Кобанская культура
Кобанская культура Бронзовый и железный века | ||||
---|---|---|---|---|
Географический регион | Кавказ | |||
Локализация | по обе стороны центральной части Главного Кавказского хребта, в большей степени к северу от него | |||
Датировка | XVIII / XII (иногда ранее) — IV вв. до н. э. | |||
Исследователи | Г. Д. Филимонов, Э. Шантр, Р. Вирхов, Е. И. Крупнов, В. А. Кузнецов, В. И. Козенкова, М. Шумский | |||
Преемственность | ||||
|
Коба́нская культу́ра — археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта[1].
История открытия[править]
Первые находки опубликованы Н. В. Ханыковым и П. С. Савельевым в 1849—1850 годах. Культура названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия, Россия), открытому в 1869 году, раскопки начаты Г. Д. Филимоновым в 1877 году. Хронологически определение дано А. С. Уваровым в 1881 году. В 1940—1960-х годах Е. И. Крупнов определил границы, выделил 3 локальных варианта, предложил периодизацию кобанской культуры, уточнённую В. И. Козенковой[1].
К середине 1990-х годов в очерченных границах Северного Кавказа и в Закавказье было известно около 500 памятников кобанской культуры. В это число входило более 160 поселений, 240 могильников, 20 металлопроизводственных бронзолитейных комплексов, 12 остатков святилищ и культовых мест в границах поселений и за их пределами, 10 кладов воинского и всаднического снаряжения[2]. В Кисловодской котловине в ходе детальных разведок 1996 — начала 2000-х годов, проведённых Д. С. Коробовым, Г. Е. Афанасьевым и С. Н. Савенко, было зафиксировано около 200 объектов кобанской культуры, только 70 из которых было известно ранее[2].
Локализация и хронология[править]
Территория распространения культуры — Северная и Южная Осетии, прилегающие районы Грузии, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, западные районы Чечни, юг Ставрополья.
Ныне кобанскую и колхидскую культуры нередко рассматривают как кобано-колхидскую культурно-историческую общность, в рамках которой выделяются западная, центральная, восточная, южная кобанская культуры. Формирование кобанской культуры имело полицентричный характер и происходило на основе так называемой протокобанских древностей (II-я — 3-я четверть II тысячелетия до н. э.), в которых выделяются дигорская культура и другие культурные очаги. Выделяют периоды: ранний (XI—X века), классический (X — нач. VII вв.), позднекобанский (середина VII—IV века)[1]. Наиболее древние памятники данной культуры известны на территории Южной Осетии, датируемые XVI веком до н. э. На Северном Кавказе хронологические рамки кобанской культуры определяются XII—IV вв. до н. э.[3].
Материальная культура[править]
Керамика[править]
В центральной кобанской культуре преобладают лепные (на поздних этапах появляется круговая керамика) высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками, лощением. Для западной кобанской культуры показательны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенность восточной кобанской культуры — налепной орнамент, представленный иногда композициями. Керамика южной кобанской культуры (миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, бедный орнамент) резко отличается от северокавказской и близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии[1].
В конце VIII — начале VII веков до нашей эры в керамическом наборе кобанских племён северной группы центрального варианта происходят определённые изменения. Появляются типичные кружки с округлым туловом, резко отогнутым венчиком и петлевидной ручкой средних размеров. Эти кружки характерны для классической центральной кобанской культуры. В то же время, на поздних этапах начинают появляться высокие лепные корчаги с расширенным туловом и узким горлом. Также распространены кувшины, миски, кружки и кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками и лощением.
Для западной кобанской культуры характерны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенностью восточной кобанской культуры является налепной орнамент, иногда представленный композициями.
Керамика южной кобанской культуры отличается от северокавказской. Миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, имеют бедный орнамент. Эта посуда близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии.
В середине — второй половине VII века до нашей эры в древностях Северного Кавказа получают широкое распространение кувшины так называемого «кавказского гальштатта». Они имеют грушевидные очертания с массивной ручкой и слабо отогнутым венчиком[4].
Орудия труда[править]
Характерны бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом, прямым или дважды изогнутым корпусом, кинжалы (иногда биметаллические), копья, булавы, цилиндрические молоты. Известны секиры и скипетры, нагрудники-«пекторали» и орнаментированные пояса, «штандарты» (навершия культовых посохов). С IX—VIII века до н. э. появляются железные изделия. Для центральной и южной кобанской культуры в X—VIII веках до н. э. типична орнаментация топоров и пряжек гравированным орнаментом (геометрические мотивы, изображения собак, лошадей, оленей, змей), иногда инкрустация; выделяется 2 варианта стиля. В позднекобанских памятниках часто встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и местные черты. Орудия представлены серпами, ножами, оселками, зернотёрками, пряслицами[1].
В погребениях южной группы центрального варианта кобанской культуры встречаются ножи, интерпретируемые учёными, как медицинский инструмент[5].
Украшения[править]
Материалы кобанской археологической культуры, найденные на Кавказе, изобилуют разнообразными предметами малой бронзовой пластики. Особенно много среди них привесок.
Среди всех видов привесок выделяются так называемые «птицевидные». Эти уникальные изделия сочетают в себе черты птицы и животного. Литые бронзовые фигурки этого типа изображают животное с собачьей головой, длинной шеей и стоячими ушами. Форма ушей может быть круглой или подтреугольной. Задняя часть фигурки представляет собой плоский хвост, который может быть подтреугольной или полукруглой формы.
В центре фигурки, в области груди, есть отверстие для крепления. Некоторые экземпляры имеют более реалистичный птичий хвост, а также крылья. При этом голова остаётся собаковидной, что указывает на то, что фигурка изображает синкретичный образ собаки и птицы.
Эти привески (тип XVII, группа 1, по классификации В. И. Козенковой) датируются периодом от середины XII до VII веков до нашей эры. Они наиболее типичны для комплексов предскифского и раннескифского времени[6].
Хозяйственная деятельность[править]
Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку, в них зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны. Дома имели прямоугольную форму, строились на каменном фундаменте из дерева и обмазывались глиной. Встречаются святилища с культовыми приношениями, жертвенники на могильниках. Хозяйство основано на земледелии и животноводстве, было отгонное скотоводство[1].
Погребения[править]
Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами. Тела погребённых — скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи, известны также погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи)[1][7].
В 1974 году на территории могильника, при разведке средневековых склепов на глубине свыше 1 м от современной поверхности, был обнаружен золистый слой толщиной до 40 см с кальцинированными человеческими костями, обломками украшений, керамики кобанского времени. Этот слой залегал на обожжённой скальной основе. По мнению Л. Г. Нечаевой, В. В. Кривицкого и Н. Л. Членовой, ими была обнаружена и исследована коллективная гробница — «крематорий».
Ещё один тип гробниц на этом могильнике был выявлен раскопками экспедиции А. П. Мошинского в 1985—1986 годах. Гробницы представляли собой квадратные грунтовые ямы, заглублённые в материковую глину, со стенами, надстроенными камнем. Все четыре гробницы, исследованные А. П. Мошинским, были потревожены, внутри сохранились лишь кремированные останки людей и керамическая посуда. Датируется памятник, на основе специальных исследований А. П. Мошинского и В. И. Козенковой, от середины II тысячелетия до н. э. — до середины I тысячелетия до н. э. Эти даты подтверждаются и материалами Верхнекобанского, Тлийского, Галиатского и других могильников, нашими раскопками в Зарамагской котловине (Адайдонский некрополь), а также, для раннего этапа, — перекрёстными датами могильников Нули и Квасатали[8].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Скаков А. Ю. Кобанская культура // Большая российская энциклопедия.
- ↑ 2,0 2,1 Дударев С. Л., Савенко С. Н. (дата обращения: 17.06.2024). К историографии феномена «Кобанская культура» // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4.
- ↑ Галаева З. С. Г. Кобанская культура как совокупность материальных ценностей // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире : сборник статей международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 22—24.
- ↑ Чшиев В. Т. Массивные кружки биконических очертаний кобанской культуры и кувшинчики «кавказского гальштата» // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 8—1(20). — С. 61—65.
- ↑ Чшиев В. Т. (дата обращения: 17.06.2024). Медицинские инструменты в кавказских древностях (по материалам кобанской археологической культуры) // Манускрипт. — 2017. — № 3—2 (77).
- ↑ Чшиев В. Т. К вопросу об ареале находок бронзовых птицевидных привесок кобанской археологической культуры // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 8—1(20). — С. 59—61.
- ↑ Сухов А. Д. (дата обращения: 17.06.2024). Кобанский могильник как часть археологической культуры народов Северного Кавказа // Учёные записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — № 4 (73).
- ↑ Чшиев В. Т., Чшиева М. Ч. (дата обращения: 17.06.2024). «Верхняя Рутха» / «Кумбулта» — погребальный памятник кобанской археологической культуры в Дигорском ущелье центрального Кавказа // Вестник Владикавказского НЦ РАН. — 2021. — № 4.