Кобанская культура

Материал из «Знание.Вики»
Кобанская культура
Бронзовый и железный века
Украшение из погребения № 9 (813 год до н. э.)Украшение из погребения № 9 (813 год до н. э.)
Географический регион Кавказ
Локализация по обе стороны центральной части Главного Кавказского хребта, в большей степени к северу от него
Датировка XVIII / XII (иногда ранее) — IV вв. до н. э.
Исследователи Г. Д. Филимонов, Э. Шантр, Р. Вирхов, Е. И. Крупнов, В. А. Кузнецов, В. И. Козенкова, М. Шумский
Преемственность
Северокавказская культура Скифо-сарматская культура

Коба́нская культу́ра — археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта[1].

История открытия

Первые находки опубликованы Н. В. Ханыковым и П. С. Савельевым в 1849—1850 годах. Культура названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия, Россия), открытому в 1869 году, раскопки начаты Г. Д. Филимоновым в 1877 году. Хронологически определение дано А. С. Уваровым в 1881 году. В 1940—1960-х годах Е. И. Крупнов определил границы, выделил 3 локальных варианта, предложил периодизацию кобанской культуры, уточнённую В. И. Козенковой[1].

К середине 1990-х годов в очерченных границах Северного Кавказа и в Закавказье было известно около 500 памятников кобанской культуры. В это число входило более 160 поселений, 240 могильников, 20 металлопроизводственных бронзолитейных комплексов, 12 остатков святилищ и культовых мест в границах поселений и за их пределами, 10 кладов воинского и всаднического снаряжения[2]. В Кисловодской котловине в ходе детальных разведок 1996 — начала 2000-х годов, проведённых Д. С. Коробовым, Г. Е. Афанасьевым и С. Н. Савенко, было зафиксировано около 200 объектов кобанской культуры, только 70 из которых было известно ранее[2].

Локализация и хронология

Территория распространения культуры — Северная и Южная Осетии, прилегающие районы Грузии, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, западные районы Чечни, юг Ставрополья.

Ныне кобанскую и колхидскую культуры нередко рассматривают как кобано-колхидскую культурно-историческую общность, в рамках которой выделяются западная, центральная, восточная, южная кобанская культуры. Формирование кобанской культуры имело полицентричный характер и происходило на основе так называемой протокобанских древностей (II-я — 3-я четверть II тысячелетия до н. э.), в которых выделяются дигорская культура и другие культурные очаги. Выделяют периоды: ранний (XI—X века), классический (X — нач. VII вв.), позднекобанский (середина VII—IV века)[1]. Наиболее древние памятники данной культуры известны на территории Южной Осетии, датируемые XVI веком до н. э. На Северном Кавказе хронологические рамки кобанской культуры определяются XII—IV вв. до н. э.[3].

Изделия из бронзы. Кобанская культура

Материальная культура

Керамика

В центральной кобанской культуре преобладают лепные (на поздних этапах появляется круговая керамика) высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками, лощением. Для западной кобанской культуры показательны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенность восточной кобанской культуры — налепной орнамент, представленный иногда композициями. Керамика южной кобанской культуры (миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, бедный орнамент) резко отличается от северокавказской и близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии[1].

В конце VIII — начале VII веков до нашей эры в керамическом наборе кобанских племён северной группы центрального варианта происходят определённые изменения. Появляются типичные кружки с округлым туловом, резко отогнутым венчиком и петлевидной ручкой средних размеров. Эти кружки характерны для классической центральной кобанской культуры. В то же время, на поздних этапах начинают появляться высокие лепные корчаги с расширенным туловом и узким горлом. Также распространены кувшины, миски, кружки и кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками и лощением.

Для западной кобанской культуры характерны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенностью восточной кобанской культуры является налепной орнамент, иногда представленный композициями.

Керамика южной кобанской культуры отличается от северокавказской. Миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, имеют бедный орнамент. Эта посуда близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии.

В середине — второй половине VII века до нашей эры в древностях Северного Кавказа получают широкое распространение кувшины так называемого «кавказского гальштатта». Они имеют грушевидные очертания с массивной ручкой и слабо отогнутым венчиком[4].

Орудия труда

Характерны бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом, прямым или дважды изогнутым корпусом, кинжалы (иногда биметаллические), копья, булавы, цилиндрические молоты. Известны секиры и скипетры, нагрудники-«пекторали» и орнаментированные пояса, «штандарты» (навершия культовых посохов). С IX—VIII века до н. э. появляются железные изделия. Для центральной и южной кобанской культуры в X—VIII веках до н. э. типична орнаментация топоров и пряжек гравированным орнаментом (геометрические мотивы, изображения собак, лошадей, оленей, змей), иногда инкрустация; выделяется 2 варианта стиля. В позднекобанских памятниках часто встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и местные черты. Орудия представлены серпами, ножами, оселками, зернотёрками, пряслицами[1].

В погребениях южной группы центрального варианта кобанской культуры встречаются ножи, интерпретируемые учёными, как медицинский инструмент[5].

Серп бронзовый. Кобанская культура

Украшения

Материалы кобанской археологической культуры, найденные на Кавказе, изобилуют разнообразными предметами малой бронзовой пластики. Особенно много среди них привесок.

Среди всех видов привесок выделяются так называемые «птицевидные». Эти уникальные изделия сочетают в себе черты птицы и животного. Литые бронзовые фигурки этого типа изображают животное с собачьей головой, длинной шеей и стоячими ушами. Форма ушей может быть круглой или подтреугольной. Задняя часть фигурки представляет собой плоский хвост, который может быть подтреугольной или полукруглой формы.

В центре фигурки, в области груди, есть отверстие для крепления. Некоторые экземпляры имеют более реалистичный птичий хвост, а также крылья. При этом голова остаётся собаковидной, что указывает на то, что фигурка изображает синкретичный образ собаки и птицы.

Эти привески (тип XVII, группа 1, по классификации В. И. Козенковой) датируются периодом от середины XII до VII веков до нашей эры. Они наиболее типичны для комплексов предскифского и раннескифского времени[6].

Бронзовый кулон в форме головы муфлона. Происхождение: Кобанский некрополь (гробница № 9), Северная Осетия, начало I тысячелетия до нашей эры. Раскопки Эрнеста Шантра (1879—1881). Национальный археологический музей, зал сравнительной археологии.

Хозяйственная деятельность

Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку, в них зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны. Дома имели прямоугольную форму, строились на каменном фундаменте из дерева и обмазывались глиной. Встречаются святилища с культовыми приношениями, жертвенники на могильниках. Хозяйство основано на земледелии и животноводстве, было отгонное скотоводство[1].

Погребения

Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами. Тела погребённых — скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи, известны также погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи)[1][7].

В 1974 году на территории могильника, при разведке средневековых склепов на глубине свыше 1 м от современной поверхности, был обнаружен золистый слой толщиной до 40 см с кальцинированными человеческими костями, обломками украшений, керамики кобанского времени. Этот слой залегал на обожжённой скальной основе. По мнению Л. Г. Нечаевой, В. В. Кривицкого и Н. Л. Членовой, ими была обнаружена и исследована коллективная гробница — «крематорий».

Ещё один тип гробниц на этом могильнике был выявлен раскопками экспедиции А. П. Мошинского в 19851986 годах. Гробницы представляли собой квадратные грунтовые ямы, заглублённые в материковую глину, со стенами, надстроенными камнем. Все четыре гробницы, исследованные А. П. Мошинским, были потревожены, внутри сохранились лишь кремированные останки людей и керамическая посуда. Датируется памятник, на основе специальных исследований А. П. Мошинского и В. И. Козенковой, от середины II тысячелетия до н. э. — до середины I тысячелетия до н. э. Эти даты подтверждаются и материалами Верхнекобанского, Тлийского, Галиатского и других могильников, нашими раскопками в Зарамагской котловине (Адайдонский некрополь), а также, для раннего этапа, — перекрёстными датами могильников Нули и Квасатали[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Скаков А. Ю. Кобанская культура // Большая российская энциклопедия.
  2. 2,0 2,1 Дударев С. Л., Савенко С. Н. (дата обращения: 17.06.2024). К историографии феномена «Кобанская культура» // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4.
  3. Галаева З. С. Г. Кобанская культура как совокупность материальных ценностей // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире : сборник статей международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 22—24.
  4. Чшиев В. Т. Массивные кружки биконических очертаний кобанской культуры и кувшинчики «кавказского гальштата» // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 8—1(20). — С. 61—65.
  5. Чшиев В. Т. (дата обращения: 17.06.2024). Медицинские инструменты в кавказских древностях (по материалам кобанской археологической культуры) // Манускрипт. — 2017. — № 3—2 (77).
  6. Чшиев В. Т. К вопросу об ареале находок бронзовых птицевидных привесок кобанской археологической культуры // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 8—1(20). — С. 59—61.
  7. Сухов А. Д. (дата обращения: 17.06.2024). Кобанский могильник как часть археологической культуры народов Северного Кавказа // Учёные записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — № 4 (73).
  8. Чшиев В. Т., Чшиева М. Ч. (дата обращения: 17.06.2024). «Верхняя Рутха» / «Кумбулта» — погребальный памятник кобанской археологической культуры в Дигорском ущелье центрального Кавказа // Вестник Владикавказского НЦ РАН. — 2021. — № 4.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!