Борис Годунов

Материал из «Знание.Вики»
Борис Фёдорович Годунов
церк.-слав. Борисъ Ѳео́доровичь Годуновъ
Борис Годунов. XVII век. ГИМ
Борис Годунов. XVII век. ГИМ
Russian coa 1604.png
17 (27) февраля 1598 — 13 (23) апреля 1605
Коронация 1 (11) сентября 1598
Предшественник Фёдор I Иванович
Преемник Фёдор II Годунов
1585 — 1598
Монарх Фёдор I Иванович

Рождение 2 (12) августа 1552(1552-08-12)
Вязьма[1], Русское царство
Смерть 13 (23) апреля 1605(1605-04-23) (52 года)
Москва, Русское царство
Род Годуновы
Отец Фёдор Иванович Годунов
Мать Стефанида Ивановна
Отношение к религии православие

Бори́с Фёдорович Годуно́в (в иночестве Боголеп[2]; 2 [12] августа 1552 — 13 [23] апреля 1605) — русский боярин, шурин Фёдора I Ивановича[3]. С 1587 по 1598 год управлял Русским царством от имени болезненного Фёдора, а с 17 (27) февраля 1598 года по 13 (23) апреля 1605 года как первый царь из династии Годуновых[4].

Годунов служил при дворе Ивана IV, проявляя усердие и талант. Возвышение Годунова началось после женитьбы в 1571 году на дочери Малюты Скуратова-Бельского, приближённого к царю главы опричников. Брак сестры Бориса Ирины с царевичем Фёдором породнил Годуновых с царской семьёй. Иван Грозный назначил Годунова опекуном Фёдора. После смерти Ивана IV бояре пытались ограничить влияние Годунова, но Борис изгнал недругов, фактически возглавив государство. Управляя внешней политикой Русского царства, Борис Годунов развивал торговлю, вёл военные действия, строил крепости и храмы, контролировал окраины страны. В 1589 году добился учреждения патриаршества. Во внутренней политике продвигал служилое дворянство[5].

В 1598 году после смерти Фёдора I Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Царь провёл ряд реформ, избегая войны вёл переговоры о присоединении Ливонии для выхода к Балтийскому морю. Опасаясь влиятельных боярских семей, царь Борис изгнал Романовых, стремился выявить заговорщиков. Это усилило антагонизм бояр, и они возбуждали недовольство народа царём в условиях голода 1601—1603 годов и эпидемий, хотя Годунов делал всё возможное для помощи страждущим[6].

В 1605 году Борис Годунов внезапно скончался в 52 года, предположительно, был отравлен. Перед смертью принял постриг. В Русском царстве началось так называемое Смутное время, продлившееся до избрания царём Михаила Романова в 1613 году[5].

Бояре Годуновы

Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету. Икона XVI века

Боярский род Годуновых имел костромские корни. Дмитрий Зерно при Иване Калите начал службу в Москве. «Государев родословец» 1555 года сообщает, что у Дмитрия «было три сына: Иван, да Константин Шея, бездетен, да Дмитрей. А у Ивана Дмитреевича дети: Фёдор Сабур, Данило Подольской, бездетен, да Иван Годун»[7]. Вяземские земли были отвоёваны в 1493 году у Великого княжества Литовского. Служившие Литве землевладельцы лишились земель, а вместо них прибыли на государственную службу бояре из Костромы и других мест. Годуновы по указу Великого князя Московского получили поместья вблизи Вязьмы. Иван Годун в 15121519 годах участвовал в войне с Великим княжеством Литовским. Отец Бориса, Фёдор Иванович Годунов имел прозвище «Кривой». Его село Фёдоровское располагалось в нескольких верстах от города[8].

По сведениям «Государева родословца», династию Сабуровых-Годуновых основал татарский мурза по имени Чет (в крещении Захария), который около 1330 года прибыл в Московское княжество, был принят Иваном Калитой, а впоследствии основал Ипатьевский монастырь на своих землях. Татарским происхождением можно объяснить и прозвище Фёдора Сабура, от которого пошли Сабуровы (сабур — в переводе «терпеливый»). Однако историки не принимают эту версию на том основании, что в ней присутствуют хронологические и генеалогические нестыковки[9]. Например, приезд мурзы Чета совпадает по времени с периодом службы Дмитрия Зерна, который назван внуком Чета. А костромской боярин, предположительно, сын мурзы Александр Зерно был убит в 1304 году, то есть задолго до приезда Чета. Предположение о том, что мурза мог приехать в Москву раньше — в конце XIII века, не подтверждается летописями[10]. Ещё одна версия говорит о происхождении Захарии Чета из южнорусской Галицко-Волынской земли, где есть топонимы Четово. По этой версии Захария привёз из разгромленного Батыем Киева рукопись, называемую Ипатьевской летописью, по наименованию монастыря, основанного Захарией. Из этой версии следует, что род Сабуровых-Годуновых, из которого происходили русские царицы, был древним и благочестивым[11].

Детство Бориса

Борис родился в Вязьме, куда семья поместного дворянина Фёдора Ивановича Годунова переехала из Костромы. Георга Тектандер в книге «Путешествие в Персию через Московию» сообщает, что Борис Годунов отметил свой последний день рождения 2 августа 1604 года (по старому стилю)[12]. Поэтому датой рождения Бориса называют 2 (12) августа 1552 года. Фёдор Иванович и его брат Дмитрий, наряду с поместьями под Вязьмой, имели также вотчину в Костроме[4].

Подпись Бориса Годунова («Я, Борис...»

Село Фёдоровское, в котором прошло детство Бориса, находилось рядом с городом, на Старой смоленской дороге. Вероятно, оно получило название по имени владельца. Когда Борис Годунов пришёл к власти, в селе был основан Фёдоровский монастырь, во имя великомученика Фёдора Стратилата. Построенный на деньги Бориса Годунова, этот монастырь был одним из богатейших. Однако уже в 1594 году писцовая книга, описывая земли Вяземского уезда, упоминает «Фёдоровского монастыря вотчины, монастырь разорён от литовских людей», и называет относившиеся к монастырю деревни и пустоши[13].

После смерти Фёдора Ивановича Годунова, последовавшей в 1559 году[14], Борис жил в семье своего дяди Дмитрия. Значимые в военном отношении территории вблизи Вязьмы при формировании опричнины Иван Грозный включил в её состав. Поместные владения Дмитрия Годунова были отнесены к опричным, а сам Дмитрий Годунов зачислен для службы в опричный корпус. Через некоторое время он получил придворный чин, возглавив Постельный приказ[10]. Годуновым предстояла служба, и Борис к ней готовился. В XVIIXIX веках получило распространение необоснованное мнение, о том, что Борис не был обучен грамоте. Но в архивных материалах найдено множество подписей Бориса Годунова под документами[15].

Брачные союзы

Царица Ирина, сестра Бориса Годунова, жена Фёдора Ивановича. Реконструкция по черепу

В 1570 году Борис Годунов был зачислен для службы в опричный корпус и был благосклонно принят при дворе. Уже в 1571 году он упомянут как дружка на свадьбе Ивана IV с Марфой Собакиной. Сам Борис Годунов в том же году женился на дочери своего начальника Малюты Скуратова Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской. Борис и его брат Василий служили в свите царевича Ивана Ивановича. В чине рынды с копьём, оруженосца царевича, в 1572—1573 годах Борис Годунов принял участие в походе на шведскую крепость Вейсенштейн (Пайде). Крепость взяли штурмом, а Малюта Скуратов, первым взошедший на городскую стену, был убит. Борис Годунов был участником ряда походов Ливонской войны[16].

В 1575 году младшая сестра Бориса Ирина, без смотра невест, вступает в брак с царевичем Фёдором Ивановичем. Борису Иван Грозный жалует боярство. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим — боярином, ведавшим царским столом. Наряду с Богданом Бельским, Годунов был в числе приближённых Ивана Грозного. Царь скончался 18 (28) марта 1584 года. Бельский и Годунов были при нём в последние минуты жизни, а затем с крыльца сообщили о смерти государя. Английский посланник Джером Горсей, имевший осведомителей при дворе, сообщал, что царь был «удушен»[17]. Однако в 1963 году была проведена экпертиза останков Ивана Грозного, установившая ненасильственный характер смерти царя[18].

Деятельность при царе Фёдоре I Иоанновиче

На престол вступил Фёдор Иоаннович. Голландский торговый агент Исаак Масса сообщает о нём: «очень добр, набожен и весьма кроток». а также: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». Другие иностранцы, писавшие о России, сообщали, что царь« прост умом» или слабоумен. Фёдор не мог или не хотел заниматься государственными делами, поэтому ещё при Иване Грозном был определён совет из двух бояр: Богдана Бельского, Никиты Захарьина-Юрьева и двух князей Ивана Мстиславского и Ивана Шуйского[10].

31 мая (10 июня1584 года состоялась коронация. Борис Годунов как близкий родственник царя получил статус ближнего великого боярина, чин конюшего и стал наместником Казанского и Астраханского царств. При этом обострилась борьба семей Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Богдан Бельский в 1584 году был обвинён в измене и отправлен в ссылку, вскоре умер Никита Захарьин-Юрьев, князь Мстиславский, преклонных лет, пострижен в монахи. С 1585 года функции государственного руководства осуществлял Борис Годунов[4].

Смоленская крепость. Построена в 1596-1596 годах по велению Бориса Годунова. Зодчий Фёдор Конь

Деятельность Годунова, направленная на укрепление государственности, обороноспособности и престижа, опиралась на здравый смысл и расчёт. В январе 1589 года усилиями Бориса вселенским патриархом стал митрополит Московский и всея Руси Иов. Это официально подтверждало автокефалию Московской церкви. Началось интенсивное строительство крепостей. Борис Годунов привлекал к работе талантливых зодчих. Шло церковное строительство, строились города. Началось выдвижение засечных черт в степь и возведение крепостей в Диком поле. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Безопасность волжского пути ниже Казани должны были обеспечить города Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590), Елец (восстановлен в 1592). На Донце построен Белгород, южнее — Царёв-Борисов. Началось освоение земель южнее от Рязани, опустошённых за время ига. Освоение Сибири ускорилось после того, как в Ирменском сражении (1598) был разгромлен хан Кучум. Основаны: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов (1593), Сургут и Тара (1594), Обдорск (1595), Нарым (1598), Мангазея (1601), Томск (1604) и другие[10]

При Годунове в Москве был построен водопровод. Сооружение поднимало воду из Москвы-реки насосами через подземелья на Конюшенный двор. В 1584—1591 годах зодчий Фёдор Савельев по прозвищу Конь построил стены Белого города. Их протяжённость составила 9 километров (соответствует расположению Бульварного кольца). 29 башен и стены Белого города воздвигнуты из известняка, затем обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году построена деревянно-земляная внешняя линия укреплений, названная «Скородомом»[19].

В 1596—1602 годах построена грандиозная и соответствующая последнему слову военной архитектуры того времени Смоленская крепостная стена, названая «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей Русского государства от Польши. Ещё одним проектом Бориса Годунова стала каменная крепость Борисов городок под Можайском, при которой была также построена Борисоглебская церковь — крупнейший шатровый храм в русской истории.

Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь. Художник Алексей Кившенко

Во время русско-шведской войны участвовал в осаде Нарвы по чину первого дворового воеводы и начальника Государевого полка, фактически командовал всей осаждавшей Нарву русской армией. Штурм крепости окончился неудачей, но в итоге осада завершилась подписанием выгодного для русских перемирия[20].

Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастатысячным войском подошёл к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать её не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения. В сражении 5—6 (15—16) июля 1591 года войска хана потерпели поражение, и это вынудило его отступить, бросив обоз. По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. При переправе через Оку был разгромлен арьергард крымского войска[21]. За победу над Казы-Гиреем Борис Годунов получил наибольшее вознаграждение из всех участников этой кампании (хотя главным воеводой был не он, а князь Фёдор Мстиславский): три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почётнее боярского. Окончательно закрепив успех при отражении крымских набегов в два последующих года, в 1594 году правительство Годунова заключило с Казы-Гиреем мирный договор в Бахчисарае, после чего на южных рубежах России установился мир до царствования Василия Шуйского[22].

Борис Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах (частновладельческих, плативших подати крупным феодалам), были причислены к населению «чёрных» слобод (плативших налог — «тягло» — государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нём уменьшилась.

Хозяйственный кризис 1570-х — начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. 24 ноября (4 декабря1597 года был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Борис Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 (28) мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590—1595 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Русское царство, согласно договору, получило Ивангород, Ям, Копорье и Корелу (взамен Борис оставил шведам Нарву в качестве компенсации). Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.

Смерть царевича Дмитрия

Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. Дмитрий не был признан церковью официальным наследником, так как был рождён от седьмого брака, который был признан «блудным», незаконным. После смерти царя Ивана Васильевича Грозного царевич Дмитрий был отправлен на постоянное жительство в город Углич.

[15 (25) мая 1591 года при невыясненных обстоятельствах 8-летний царевич погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» бояр Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).

Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса приводит такую же версию[23]. Тем не менее, участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано. В 1829 году историк Михаил Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса[24]. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (Сергея Платонова, Руслана Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай. Однако этот вопрос остался дискуссионным, высказываются мнения и о бессмысленности для Годунова смерти царевича (в частности, с указанием на незаконность сына от седьмого брака в глазах церкви, а значит сомнительности его прав на престол), и о прямой заинтересованности Бориса в его гибели (например, из-за гипотетической мести Дмитрия, в случае восшествия на престол, за его высылку на княжение в Углич).

Избрание на царство

Утвержденная грамота Земского собора 1598 года об избрании на царство Бориса Федоровича Годунова (Плещеевский список). Москва, январь-февраль 1599 (список 1620-х гг.). РГБ.
Крест напрестольный, вложенный Годуновым в 1598—1599 гг. в Чудов монастырь Кремля

7 (17) января 1598 года царь Фёдор Иванович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. Исаак Масса писал: «я твёрдо убеждён в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе его жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли моё мнение»[23]. Но это опровергается тем, что Ирина — жена Фёдора Иоанновича вскоре добровольно приняла монашество в Новодевичьем монастыре, добровольно отказавшись от возможности на царство. Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного, постриженная около 1588 года в монахини Мария Старицкая (1560 — после 1611 года).

После попыток назначить правящей царицей вдову умершего царя Ирину — сестру Бориса, 17 (27) февраля 1598 года Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царём шурина Фёдора, Бориса Годунова, и принёс ему присягу на верность. 1 (11) сентября 1598 года Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Фёдора и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

У Василия Татищева в «Истории Российской» краткая запись: «7107 (1598), Сентября 1 короновался царь Борис Фёдорович от патриарха, Мстиславский корону нес и золотом осыпал. В Сибири построен город Мангазея от князя Василия Масальского-Рубца 1599 году».

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. В 1604 году посылал окольничего Михаила Татищева в Грузию, чтобы просватать дочь за местного царевича.

Контакты русского государства с Европой, начавшие активно развиваться ещё во времена Ивана III, существенно сократились к концу правления Ивана Грозного. В царствование Бориса связи с заграницей вновь оживились. В Москву ехали купцы, врачи, промышленники, военные, учёные люди. Они получали должности, хорошее жалование, земли с крестьянами. Было намерение у царя Бориса открыть в Москве университет, но тому помешало консервативное духовенство, боявшееся, что вместе со знанием на Русь придут и всяческие ереси. Европейская культура проникла в русский обиход. Это касалось одежды, жилья, светских церемоний и даже таких вещей, как бритьё бород. Борис посылал русских людей на обучение за границу, но они, как правило, не хотели возвращаться на родину; впрочем, и у Петра I были с этим проблемы[25]. Можно отметить также и другие общие стороны в политике этих двух правителей России, которых разделяет более 100 лет: сближение с Европой, перенесение западной культуры на русскую землю. Однако причиной невозвращения посланных царём Борисом за границу людей могло быть и наступившее после его смерти Смутное время.

Годунов оберегал свою власть и контролировал соперников. Князьям Мстиславскому и Василию Ивановичу Шуйскому, которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис не позволял жениться. Богдану Бельскому Годунов поручил строить Царёв-Борисов. Годунову донесли о словах Бельского: «Борис царь на Москве, а я в Борисове», и тот был вызван в столицу, а затем отправлен в отдалённый город.

В 1601 году по ложному доносу пострадали бояре Романовы и их родственники. Старший из братьев Романовых, Фёдор Никитич, был сослан в Сийский монастырь и пострижен под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский погост, а малолетнего сына их Михаила (будущего царя) на Белоозеро. Окольничий Михаил Никитич Романов был сослан в Ныроб в Пермский край, где был посажен в цепи в тесную затхлую яму и через год скончался. Преследования со стороны Годунова вызывали в народе сочувствие к его жертвам. Так, крестьяне Толвуйского погоста тайно помогали инокине Марфе и «проведывали» для неё новости о Филарете[26].

Великий голод

Золотой Угорский Бориса Годунова[27]

Царствование Бориса начиналось успешно, однако череда опал породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Великий голод в России 1601—1603 годов, который способствовал народным брожениям Смутного времени. Лето, наступившее после катастрофы, было самым холодным за последние 500 лет. В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем 1602 году холода и неурожай повторились. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба выросла в 100 раз. Чувствуя, что вера в него как в государя исчезает, Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Люди начинали думать, что это — кара Божья, что царствование Бориса Годунова незаконно и не благословляется Богом.

Трон Бориса Годунова

В 1601—1602 годах Годунов пошёл даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг ненамного укрепил положение царя. По стране прокатились народные бунты. Чтобы дать жителям столицы возможность заработать, Годунов начинает в Московском кремле строительство Запасного дворца, самого крупного строения России на тот момент.

Массовый голод и недовольство установлением «урочных лет» стали причиной крупного восстания под руководством Хлопка (1602—1603 годы), в котором участвовали крестьяне, холопы и казаки. Повстанческое движение охватило около 20 уездов Центральной России и юга страны. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве. Против них Борис Годунов направил войско под командованием И. Ф. Басманова. В сентябре 1603 года в ожесточённом сражении под Москвой повстанческая армия Хлопка была разбита. Басманов погиб в бою, а сам Хлопок был тяжело ранен, взят в плен и казнён.

Вместе с тем Исаак Масса сообщает, что «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплён, невзирая на то, что он мог приказать всё, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб»[23].

Появление самозванца

Из Речи Посполитой поползли слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. Годунов был напуган нависшей над ним угрозой. О Годунове хулители отзывались нелестно — «рабоцарь[28][29]». В начале 1604 года было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.

16 (26) октября 1604 года Лжедмитрий I с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». Однако в январе 1605 года отправленные Годуновым правительственные войска в битве при Добрыничах разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии был вынужден уйти в Путивль.

Смерть и потомство

Борис Годунов, миниатюра «Нового летописца», ок. 1630 г.

Ситуация для Годунова осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-х годах. Однако 13 апреля 1605 года Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошёл оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 52 лет.

По сообщению голландского торговца Исаака Массы:

13 апреля по старому стилю Борис был весьма весел, или представлялся таким, весьма много ел за обедом и был радостнее, чем привыкли видеть его приближённые. Отобедав, он отправился в высокий терем, откуда мог видеть всю Москву с её окрестностями, и полагают, что там он принял яд, ибо как только он сошёл в залу, то послал за патриархом и епископами, чтобы они принесли ему монашеский клобук (monicxcappe) и тотчас постригли его, ибо он умирал, и как только эти лица сотворили молитву, постригли его и надели на него клобук, он испустил дух и скончался около трёх часов пополудни.

мы подозревали, что царь умер, однако, никто не осмеливался сказать; на другой день узнали об этом повсюду, когда все служилые люди и придворные в трауре отправились в Кремль; доктора, бывшие наверху, тотчас увидели, что это случилось от яду, и сказали об этом царице и никому более[23].

Гробница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре

Вот что писал анонимный английский автор отчёта о посольстве Томаса Смита:

Смерть царя Бориса случилась совершенно внезапно и к тому же при весьма странных обстоятельствах. Через каких-нибудь два часа после обеда, когда по обыкновению присутствовавшие при этом врачи уже удалились, оставив царя, по их убеждению, в добром здоровье, о котором свидетельствовал и его хороший аппетит за обедом, — государь вообще любил хорошо и плотно покушать, хотя теперь позволительно думать, что в этом он даже доходил до излишества, — он вдруг не только почувствовал себя дурно, но и ощутил боли в желудке, так что, перейдя в свою опочивальню, сам лёг в постель и велел позвать докторов (которые успели уже разойтись). Но прежде чем они явились на зов, царь скончался, лишившись языка перед смертью. Незадолго до своей кончины, он, по его собственному желанию, с величайшею поспешностью был пострижен в иноческий чин, с наречением ему нового имени[30].

Портрет Бориса Годунова, Царский титулярник 1672 года

Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. По другой версии, он был отравлен своими политическими противниками; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе.

Царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравили себя. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь и захоронены у северо-западного угла Успенского собора. 30 июля (9 августа1622 года в этом же месте похоронили и Ксению (в иночестве Ольгу)[31]. В 1782 году над гробницами была сооружена усыпальница.

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями: кости и содержимое гробов были перемешаны, черепа не сохранились[32]:302, и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить.

Внешность

Внешность Бориса Годунова английский путешественник описывает таким образом:

Что касается особы царя Бориса, это был рослый и дородный человек, своею представительностью невольно напоминавший об обязательной для всех покорности его власти; с чёрными, хотя редкими волосами, при правильных чертах лица, он обладал в упор смотрящим взглядом и крепким телосложением[30].

В культуре

Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова

Фигура Бориса Годунова на протяжении многих веков привлекала деятелей искусства, однако многие произведения основаны на художественных сюжетах, не имеющих исторического подтверждения.

В 1710 году немецкий композитор Иоганн Маттезон написал оперу «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон». Тем не менее, премьера оперы состоялась лишь в июне 2007 года — долгое время партитура хранилась в гамбургском архиве, затем в ереванском, куда она попала после Великой Отечественной войны.

В 1804 году Фридрих Шиллер начал работу над драмой «Деметриус», в которой Борис должен был стать одним из важных персонажей, однако писатель умер в 1805 году и не успел закончить пьесу. Гёте, по некоторым данным, планировал закончить произведение в память о друге, но затем оставил эту идею. Годунов стал персонажем одной из дум Кондратия Рылеева (сборник опубликован в 1825 году). В 1824—1825 годах Александр Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» (опубликована в 1831 году), посвящённую царствованию Бориса Годунова и его конфликту с Лжедмитрием I. Действие трагедии происходит в 1598—1605 годы и заканчивается описанием убийства Фёдора и «провозглашения» новым царём «Дмитрия Ивановича» (широкую известность получила финальная ремарка трагедии — «Народ безмолвствует»). Первая постановка трагедии — 1870 год, Мариинский театр в Петербурге.

В 1869 году Модест Мусоргский закончил работу над одноимённой оперой на текст драмы Александра Пушкина, которая впервые была поставлена на сцене того же Мариинского театра (1874 году).

В 1870 году Алексей Константинович Толстой опубликовал трагедию «Царь Борис», действие которой так же, как и у Александра Пушкина, охватывает семь лет царствования Бориса Годунова; трагедия является заключительной частью исторической трилогии (первые — «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович»). В сцене из одноимённой трагедии Алексея Константиновича Толстого изображён Годунов на картине Константина Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888). Борис Годунов — один из персонажей повести А. К. Толстого «Князь Серебряный», романа Юрия Фёдорова «Борис Годунов».

В 1954 году появился советский фильм-опера по произведению Мусоргского. В дальнейшем была экранизирована трижды сама драма Пушкина. В 1986 году вышел фильм Сергея Бондарчука, где он сам сыграл царя Бориса, а его дети Фёдор и Алёна — детей Годунова. Последний на данный момент фильм по драме Пушкина был снят в 2011 году режиссёром Владимиром Мирзоевым, где действие перенесёно в современность.

В 2018 году состоялась премьера российского телесериала «Годунов». Роль царя Бориса сыграл Сергей Безруков.

Кинематограф

Семья и дети

Жена: Мария Григорьевна Скуратова-Бельская (?—1605), дочь боярина и опричника Григория (Малюты) Скуратова, одного из ближайших сподвижников Ивана Грозного.

Согласно большинству публикаций, брак Годунова с дочерью всесильного временщика обеспечил ему карьеру. По мнению историка Руслана Скрынникова, дело обстояло с точностью до наоборот: Малюта Скуратов, чтобы упрочить своё положение, стремился породниться с главой Постельного приказа Дмитрием Ивановичем Годуновым. В условиях террора, проводимого Иваном Грозным, постельничий, ввиду специфики своих обязанностей, стал одним из ближайших лиц к царю. Поэтому Малюта Скуратов был заинтересован в том, чтобы выдать дочь замуж за племянника могущественного боярина[33].

Дети

Память

Russia stamp 1996 № 332.jpg
  • В 1996 году Почта России выпустила марку, посвящённую Борису Годунову.
  • В 2011 году в селе Фёдоровское Новосельского сельского поселения Вяземского района установлен информационный стенд, посвящённый истории села, который начинается словами: «Село Фёдоровское — семейное поместье Годуновых, предположительное место рождения царя Бориса Годунова…»[35].
  • В 2015 году на территории Историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина в усадьбе Вязёмы открылся музей Бориса Годунова, экспозиция которого посвящена царю Борису и его времени. Экспозиция развернулась в здании, на месте которого в конце XVI — начале XVII веков стоял дворец Бориса Годунова.
  • Первый в России памятник царю Борису Годунову установлен в Вязьме — по предположениям учёных, Вяземская земля является малой родиной этого монарха. Церемония открытия состоялась 27 октября 2023 года. Автор монумента — смоленский скульптор Александр Парфёнов[36].

Литература

  • Боханов А. Н. Борис Годунов. — М.: Издательство «Вече», 2012. — 352 с., ил. — (Серия «Великие исторические персоны»). — 2500 экз. —— ISBN 978-5-9533-5679-4.
  • Дарин Д. А. Смута. — М.: Издательство «Вече», 2023. — 520 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-4484-4219-3.
  • Пугачёв А. Н. Вяземская земля - родина Бориса Годунова (Изд.2-е., испр. доп).— Смоленск: Свиток.2024. — ISBN 978-5-907495-82-1.
     • Пугачёв А. Н. Вязьма — Родина Бориса Годунова? // Вяземский вестник. — 2002. — 25 сентября (№ 120—121).</ref>,

Примечания

  1.  • Пугачёв А. Н. Вяземская земля - родина Бориса Годунова (Изд.2-е., испр. доп).— Смоленск: Свиток.2024. — ISBN 978-5-907495-82-1.
     • Пугачёв А. Н. Вязьма — Родина Бориса Годунова? // Вяземский вестник. — 2002. — 25 сентября (№ 120—121).
  2. Как на самом деле звали Бориса Годунова? (англ.). Научно-образовательный портал IQ (3 августа 2020). Дата обращения: 21 ноября 2024. Архивировано 24 октября 2024 года.
  3. Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. День рождения Бориса Годунова // Studi Slavistici. — 2021. — Т. 18, № 1. — С. 9—18. — ISSN 1824-7601. — doi:10.36253/Studi_Slavis-10605.
  4. 4,0 4,1 4,2 Борис Феодорович (Годунов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  5. 5,0 5,1 Флоря Б. Н. Борис Феодорович Годунов. Православная энциклопедия (10 сентября 2009). Дата обращения: 26 ноября 2024.
  6. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Глава первая. Царствование Бориса Годунова. Азбука веры (2023). Дата обращения: 26 ноября 2024.
  7. 1 // Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. — М.,, 1787. — С. 240.
  8. Пугачёв А.Н. Вяземский край - родина Бориса Годунова. / А. Н. Пугачёв. — Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2009. — 127 с. — ISBN 978-5-902327-56-1.
  9. Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропология. Избранные труды. — М., 2008. — С. 36.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Скрынников Р. Г. Борис Годунов. — М.: Наука, 1978. — С. 8—10, 12—14.
  11. Емельянов-Лукьянчиков М. Загадка Ипатьевского монастыря. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба (10 марта 2012).
  12. Ф. Б. Успенский. День рождения Бориса Годунова. Дата обращения: 29 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
  13. Храм Рождества Богородицы в Фёдоровском. Вяземская епархия (21 сентября 2022). Дата обращения: 2024.11.30.
  14. Куколевская О. С. Генеалогическое древо рода Годуновых и приложения к нему. № 25. Федор Иванович Кривой // См.: Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. — М., 2003. — 200 с.
  15. Емельянов-Лукьянчиков М. Мифы о Годуновых. Православие.ру (28 мая 2008). Дата обращения: 30 ноября 2024.
  16. Солодкин Я. Г. «Во бранех же неискусенъ бысть»? К оценке полководческой деятельности Бориса Годунова // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 12. — С. 58—61.
  17. Морозова Л. Е. Годуновы у царского трона // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. — 2027. — Вып. 8. — С. 384—401.
  18. Щуплов А. Борис Годунов не был виновен в смерти Ивана Грозного. Так считает один из лучших судебно-медицинских экспертов России Александр Маслов. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба (11 апреля 2002). Дата обращения: 30 ноября 2024.
  19. Павлов В. Борис Годунов как строитель земли Русской. Российское военно-историческое общество (2024). Дата обращения: 29 ноября 2024.
  20. Козляков В. Н. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. — М.: «Молодая гвардия», 2011. — 320 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 1496(1296)). — С.113—116.
  21. Лосик А. В., Щерба В. Н. Русское войско в Смутное время. По сведениям «Истории России с древнейших времён» С. М. Соловьёва. // Военно-исторический журнал. — 2020. — № 4. — С.80—87.
  22. Виноградов А. В. Дипломатическое противостояние Москвы и Бахчисарая после договора 1594 года: от мирного соглашения до династического кризиса в Крыму 1596—1597 годов. // Средневековые тюрко-татарские государства = Medieval turkic-tatar states: научный ежегодник. — Казань: Институт истории имени Ш. Марджани, 2018. — № 10. — С.33—62.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Исаак Масса. Исаак Масса. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, cлучившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей.. Дата обращения: 23 декабря 2021. Архивировано 29 июля 2019 года.
  24. См. Погодин М. П. Об участии Годунова в убиении царевича Димитрия // «Московский вестник» — 1829. Архивная копия от 16 декабря 2007 на Wayback Machine на сайте «Православие и мир» (Дата обращения: 23 ноября 2017)
  25. Казарезов В В. Самые знаменитые реформаторы России. — М.: «Вече», 2002. — С. 84. — 1 с.
  26. Шамин С. М. Жалованная грамота священнику Ермолаю и его потомкам за помощь матери царя Михаила Федоровича инокине Марфе в годы годуновских гонений // «Вестник церковной истории». — 2011. — № 1-2 (21-22). — С. 246—248.
  27. “ONE-HUNGARIAN” GOLD PIECE. svyatayarus.ru.for-test-only.ru. Дата обращения: 5 апреля 2022.
  28. рабоцарь — Google Search
  29. „Рабоцарь“ и царь рабов Архивная копия от 30 ноября 2017 на Wayback Machine / Зарезин М. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси Архивная копия от 1 декабря 2017 на Wayback Machine // Сайт „История в историях“ (wordweb.ru)  (Дата обращения: 23 ноября 2017)]
  30. 30,0 30,1 Сэра Томаса Смита путешествие и пребывание в России. Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  31. Надписи Троице-Сергиевой лавры, 1791, с. 317—318.
  32. Маясова Н. А. Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья // Труды Отдела древнерусской литературы. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. — М.Л.: «Наука», 1966. — С. 294—311. Архивировано 17 июля 2015 года.
  33. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. — С. 428. — 1005 с.
  34. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. — С. 629. — 1005 с.
  35. Официальное письмо Главы Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области И. В. Демидовой члену Союза краеведов России А. Н. Пугачёву от 12 августа 2011 года № 1435/01-20.
  36. Первый в России памятник Борису Годунову установлен в Вязьме (рус.) ?. Дата обращения: 25 ноября 2023. Архивировано 25 ноября 2023 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!