Урочные лета

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Уро́чные ле́та — законодательно определённый, хронологически ограниченный срок, вводившийся распоряжениями правительства Российского государства и не распространявшийся на будущее время. Применительно к установлению системы крепостного права — установленный законом срок сыска беглых крестьян и возвращение их хозяину[1].

Появление термина

Общепринятое в науке мнение об урочных годах состоит в том, что главным их свойством была повторяемость. В то же время некоторые исследователи полагают, что урочные лета не были обусловлены конкретными датами. Урочные годы, будь то 5-летний срок возврата беспроцентной ссуды или 40-летний срок выкупа родовых вотчин, всегда начинали отсчитываться от момента совершения сделки. Это мнение подтверждается первыми упоминаниями термина «урочные лета» в Судебнике 1550 года и указах 1555—1558 годов, где он используется для обозначения срока реализации права, например, права на выкуп вотчины или на беспроцентный возврат долга.

Указы 1557 и 1558 годов касались служилых людей и были схожи с указами о беглых крестьянах конца XVI — первой половины XVII века по сословной направленности. Поэтому они могут быть рассмотрены как отражение предшествующей административно-правовой практики. Судя по сохранившимся актам, впервые урочные годы упоминаются в указах о займах (ростовых кабалах) 1555, 1556, 1557 и 1558 годов. Указ от 25 декабря 1557 года предоставлял служилым людям привилегию выплачивать долги «на прошлые лета» и в течение пяти лет до 25 декабря 1562 года без процентов, а в случае невыплаты долга — в половинном размере. Указ от 11 января 1558 года предусматривал значительные льготы служилым людям, заложившим свои вотчины на пятилетний срок. Отныне, вернув пятую часть долга, заёмщик возвращал себе вотчину и выплачивал долг частями.

Таким образом, оба указа под урочными годами подразумевают определённый срок, который не предполагает автоматического продления действия в будущем. Следовательно, исходное значение термина «урочные годы» было тождественно понятию «определённый срок»[2].

Урочные лета как этап закрепощения крестьян

Источники и историографический обзор

Понятие «урочные годы» впервые применили в челобитной дворян и детей боярских 3 февраля 1637 года. В царском указе от 20 февраля 1637 года об установлении срока сыска беглых крестьян указано, что термин «урочные лета» ещё не устоялся. В указе 1641 года об установлении 10-летней давности для сыска эта давность уже называется «урочными летами». Однако в современной исторической науке урочными летами также называют 5-летний срок сыска беглых, который ввели по указам конца XVI века. Впервые такую терминологическую подмену применил М. Ф. Владимирский-Буданов в 1888 году в третьем издании «Обзора истории русского права».

В. И. Корецким были введены в научный оборот дела 1593—1595 годов, в которых были упомянуты «урочные лета». Он считал, что закон о 5-летнем сроке исковых челобитных не был самостоятельным указом, а был частью общего закона царя Фёдора. Г. Н. Анпилогов признал, что «грамота имела силу закона», но подтвердил, что в 1594 году в России были введены «годы», аналогичные позднейшим. В 1597 году был издан указ, в котором говорилось о праве иска о крестьянах, бежавших не далее чем за 5 лет до 1597/ 1598 года. Все историки указывали на его значение, но после открытия документов с упоминаниями «заповедных лет» он стал менее заметным. Корецкий переоценил его значение, считая, что указ 1597 года распространил пятилетнюю давность на беглых крестьян, но не придал ему большого значения. Анпилогов, напротив, утверждал, что указ не был обратным и не распространялся на будущее. В концепции Р. Г. Скрынникова указ 1597 года сыграл важную роль в закрепощении, хотя формально не вносил ничего нового в законодательство о крестьянах. Он детально разрабатывал положения о сыске и возвращении беглых.

Однако указ не содержит детального положения о сыске и возвращении беглых. Эта процедура уже была прописана в фрагментах, которые не сохранились до 4 мая 1594 года. Процедура сыска и возвращения беглых по указу 1597 года неоднозначна, что отличает его от фрагментов. Значимость указа как источника по истории закрепощения обнаруживается при рассмотрении правового положения частновладельческих, дворцовых и черносошных крестьян, а также посадских людей. В отдельном исследовании доказывается, что указ 1597 года обязывал осуществлять сыск чёрных крестьян, но не распространялся на частновладельческих. Сохранившийся документ, содержавший известия о сыске беглых горожан — это грамота от 30 июня 1596 года, адресованная воеводе Соли Галицкой И. Ильину. Документ повторяет определения наказа писцам от 1585 года. Следовательно, спустя 11 лет, на галицких посадах всё ещё действовали нормы писцового наказа, в том числе и бессрочный сыск тяглых людей. В это же время дворцовые крестьяне также подлежали сыску и вывозу на прежние места жительства, как об этом свидетельствует наказ городовому приказчику от 28 ноября 1596 года[2].

Причины ввода

Массовое бегство крестьян стало катализатором процесса закрепощения. Причиной этого явления была опричнина — политика тотального террора, которая разоряла и угнетала население. Катастрофическое положение вынуждало людей бежать на окраины и скрываться от властей. Но в таком положении оказались не только крестьяне, но и помещики: им было невыгодно терять источник дохода и, главное, рабочую силу. В этих условиях у власти был только один выход — запретить свободу крестьянского передвижения.

Официальным запретом стало введение в 1581 году заповедных лет. Хотя эта мера изначально считалась временной, она положила начало закрепощению крестьян. Однако формальное оформление запрета не означало его практического исполнения. Поэтому появилась необходимость в поиске беглых крестьян, и в 1597 году был введён пятилетний срок сыска, в течение которого крестьян можно было искать и возвращать на прежние места жительства. Позиция власти опиралась на интересы дворянства и феодалов, чьи земли понесли значительные потери. Некоторые представители этих слоёв общества предлагали отменить срок исковой давности по поиску беглых крестьян[3].

Основные этапы

В 1597 году Борис Годунов принял указ, который ввёл так называемые «урочные лета». С этого момента начинается отсчёт истории крепостного права в России. Несмотря на то что в период Смутного времени страну раздирали междоусобицы, смена династий и интервенция, все правители России того времени не стали отменять крепостное право законодательно. В 1607 году Василий Шуйский подписал указ, согласно которому срок сыска беглых крестьян увеличивался до 15 лет. Это было сделано в связи с тем, что многие крестьяне сбегали от своих хозяев в предыдущие 15 лет. В 1610 году в договоре с польским царевичем Владиславом было прописано требование не позволять крестьянам переходить в Литву и от одного хозяина к другому. В 1611 году ополчение Прокопия Ляпунова издало «Приговор», который предписывал вернуть помещикам беглых крестьян. В период правления Михаила Фёдоровича Романова, основателя новой монархической династии, впервые встречается термин «крепостной». В это время также продолжается тенденция к увеличению «урочных лет»: в 1642 году — до 10 лет, в 1647 году — до 15 лет. А в 1649 году было введено бессрочное право сыска беглых крестьян.

Согласно «Соборному уложению» 1649 года, господин имел право вернуть беглого крестьянина или даже его потомков со всем имуществом, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. При этом свободный от долгов крестьянин терял право на смену места жительства и становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае ухода крестьянина Уложение предписывало возвращать его обратно вместе со всем хозяйством и семьёй.

Фактически Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения России права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью[4].

Примечания

  1. Вышел указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах». Президентская библиотека. Дата обращения: 7 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 Аракчеев В. А. (дата обращения: 07.07.2024). Проблема «урочных лет» в Русском государстве в конце XVI — начале XVII века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 85.
  3. Лопачева С.А. (дата обращения: 07.07.2024). Поэтапный процесс закрепощения крестьян: причины и уроки // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2015. — № 3—4.
  4. Суслина И. А. К вопросу о закрепощении свободного населения в России (XV—XVII вв.) // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2016. — № 4. — С. 31—35.