Скуратова-Бельская, Мария Григорьевна

Материал из «Знание.Вики»
Мария Григорьевна
Скуратова-Бельская
Мария Магдалина, Борис, Феодот Киринейский, Ксения. Патрональная икона семьи Бориса Годунова. 1589 г. Вклад в Софию Новгородскую
Мария Магдалина, Борис, Феодот Киринейский, Ксения. Патрональная икона семьи Бориса Годунова. 1589 г. Вклад в Софию Новгородскую
11 февраля 1598 — 10 июня 1605 (вдовствующая с 13 апреля 1605)
Предшественник Ирина Годунова
Преемник Марина Мнишек
Правительница-регентша Российского царства
13 апреля 1605 — 10 июня 1605
Предшественник Должность учреждена (более раннее Глинская Елена)
Преемник Должность упразднена (более позже Шестова Ксения)

Рождение около 1552
Смерть 10 (20) июня 1605(1605-06-20)
Москва
Место погребения Троице-Сергиева лавра
Род Бельские, Годуновы
Отец Малюта Скуратов
Мать Матрёна
Супруг Борис Годунов
Дети Ксения Годунова, царь Фёдор Годунов

Мари́я Григо́рьевна, урождённая Скура́това-Бе́льская (ок. 1552 — 10 (20) июня 1605, Москва) — русская царица (15981605), жена Бориса Годунова, дочь Малюты Скуратова. Непродолжительное время регентша при сыне — малолетнем Фёдоре II Годунове.

Биография

Дата рождения Марии Григорьевны неизвестна, но можно предположить, что она появилась на свет в середине 50-х годов XVI века. Отцом будущей царицы был небогатый и незнатный сын боярский из города Белая Григорий Лукьянович Бельский, получивший прозвище Малюта Скуратов.[1]. У Григория Лукьяновича было четыре дочери, каждой из которых для удачного замужества следовало собрать приданое. Поэтому он начал активно служить на царской службе. При молодом и воинственном царе Иване Васильевиче Грозном это было сделать не сложно. В Дворовой тетради 50-х годов XVI века Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский значится дворовым сыном боярским по городу Белая. Это означало, что, хотя поместье его находилось в окрестностях Белой, он уже служил при царском дворе[2].

И как только девушкам исполнилось по 15 лет им принялись искать выгодную партию. Свою старшую дочь Скуратов выдал за дворянина, который страдал слабоумием, но имел хорошие доходы и приходился родственником царю по материнской линии. После того, как Малюта породнился с Иваном Грозным найти выгодную партию для остальных двух дочерей не составляло труда. Сам царь посоветовал выдать Марию за своего бывшего стряпчего Бориса Годунова[3].

«В один прекрасный день Годунов пришел свататься к Марии. Его встретил отец девушки, а сама она скромно стояла рядом. Мария была невысокого роста с длинными чёрными волосами. Девушка понравилась жениху. О мнении невесты на тот момент не принято было спрашивать, но она не пожалела о таком союзе»

Описания внешности самой Марии Григорьевны не сохранилось, но некоторое представление о ней могут дать портреты её детей, составленные писателем XVII века И. М. Катыревым-Ростовским:

«Царевич Федор, сын царя Бориса, отроча зело чудно. Благолепием цветущи, яко цвет дивный на селе от Бога преукрашен, и яко крин на поле цветущ; очи имея велики и черны; лице же бело, млечного белостию блистаяся, возрастом среду имея, телом изобилен. Научен же без отца своего книжному сочетанию, в ответах дивен и сладкоречив велми; пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и о поучении книжном со усердием прилежаше»[2]

Семейная жизнь и власть

Союз с Марией Скуратовой позволил Борису Годунову упрочить свои позиции при дворе Ивана Грозного. В том же году Мария стала свахой Марфе Собакиной на третьей свадьбе царя. А позже Мария родила от Бориса Годунова дочь Ксению и сына Фёдора.

Мария Скуратова-Бельская имела большое влияние на супруга. Под её давлением в голове Бориса Годунова росли и крепли мысли о власти. По словам иностранных послов того времени, Мария мечтала стать царицей и постоянно подстрекала мужа к борьбе за трон. Она сделала из Годунова хитрого, проворного и умного человека[4].

И действительно, после смерти царя Фёдора Иоанновича, не оставившего наследников, Борис сумел заполучить власть и 1 сентября 1598 года взошёл на престол. Так Мария добилась заветной цели и стала царицей.

Будучи супругой нового царя, Мария наслаждалась роскошью и властью. Её дворцовые мастерские отличались высоким качеством вышивки и обилием жемчуга. А ещё муж нередко прибегал к её помощи на пытках и допросах.

Когда в Польше объявился «Дмитрий», выдававший себя за сына Ивана Грозного от первого брака, Мария лично допрашивал мать настоящего царевича. Она отправилась в Новодевичий монастырь, где держали инокиню Марфу, и здесь Мария проявила свой жестокий нрав, унаследованный от отца-палача. Марфа (Мария) не дала точного ответа на единственный волновавший Годуновых вопрос. Тогда разозлённая царица швырнула прямо в глаза инокине горящую свечу, чуть было не покалечив ту[5].

После внезапной смерти мужа Бориса Годунова в 1605 году Мария Скуратова-Бельская была объявлена регентшей при малолетнем сыне Федоре. Через день после кончины Бориса, 14 апреля, Мария Григорьевна приняла присягу народа за себя и сына Феодора, став регентшей.

Однако радость Марии от власти была недолгой. Из-за злодеяний своего отца и собственной жестокости Скуратова-Бельская была непопулярна в народе. Она знала, что быстро поднять свой авторитет и значимость среди приближённых ей мог бы помочь надежный союзник.

Вдова Годунова сразу потребовала вернуть в Москву своего кузена Богдана Бельского. Но это царице не помогло, Богдан позже примкнул к Лжедмитрию, объявившему себя чудом спасшимся сыном Ивана Грозного, подтвердив, что тот — царевич[4].

В июне 1605 года в Москве вспыхнул мятеж против Годуновых. Толпа штурмовала Кремль, требуя свержения Фёдора и Марии. Попытка царицы укрыться в безопасном месте провалилась. А когда она пыталась убежать, то недоброжелатели были настолько близко, что сорвали с её шеи жемчужное ожерелье. Тогда Марии с детьми с трудом удалось спастись от разъяренной толпы.

Восседавших на троне Федора и 53-летнюю Марию свергли и заточили в их бывшем доме под стражей. Через 10 дней мать и сына умертвили, инсценировав их самоличную кончину. Приказ о расправе отдал Лжедмитрий I, пообещав взойти на трон в Москве только после казни всех Годуновых.

Спастись удалось только единственной дочери Бориса и Марии — Ксении. Девушку не успели выдать замуж и, оставшись совсем без защиты, ей была уготована судьба наложницы Лжедмитрия I с последующим постригом в монахини[4].

Захоронение

О царице никто не заплакал. «Дочь пса Малюты» или, как её ещё называли, «Малютино семя», так и не завоевала любовь народа. Слишком уж мрачной и кровавой была репутация отца, от которой дочь не отмылась даже на троне. Тела царицы и её сына по указу Лжедмитрия хоронили без всяких почестей под Варсонофьевским монастырем. Позже при Василии Шуйском семью Годуновых перезахоронили в Троице-Сергиевой лавре. Туда же перенесли погребенного ранее в Архангельском соборе Бориса Годунова. Лишь в 1606 году останки семьи Годуновых торжественно перенесли в Троице-Сергиеву лавру. Однако в 1945 году при вскрытии гробницы выяснилось, что захоронение подверглось ограблению. Кости членов семьи были перепутаны, а черепа их не сохранились. Восстановить, как выглядела кровожадная и жестокая царица, не представляется возможным[6]:302.

Так трагически завершилась история, дочери палача Малюты — Марии Скуратовой, чьё имя навсегда осталось в памяти народа как фигуры непопулярной царицы.

В искусстве

  • 1874 — картина Н. Ге «Борис Годунов и царица Марфа», сцена допроса инокини Марфы
  • 1987 — фильм «Борис Годунов», роль царицы Марии играет Людмила Коршакова
  • 2011 — фильм «Борис Годунов», в роли царицы Марии Елена Шевченко
  • 2018 — фильм «Годунов», актриса Светлана Ходченкова

Примечания

  1. Царица Мария Годунова(Скуратова-Бельская)биография жены Бориса Годунова. Дата обращения: 9 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Годунова (до замужества Бельская-Скуратова) Мария Григорьевна жена царя Бориса Годунова. /aminpro.ru. Дата обращения: 8 июня 2024.
  3. Мария Скуратова-Бельская – жена царя. rustars.tv. Дата обращения: 8 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Переняла лютый характер отца. Трагическая судьба дочери Малюты Скуратова. femmie.ru. Дата обращения: 9 июня 2024.
  5. Как дочь палача стала русской царицей: Чем прославилась кровожадная Мария Годунова. Культурология. Дата обращения: 9 июня 2024.
  6. Маясова Н. А. Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья // Труды Отдела древнерусской литературы. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачёв.. — М.; Л.: Наука, 1966. — Т. 22: Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. — С. 294—311. Архивировано 9 июня 2024 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!